Автор: Воропаева Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 27 "Василек" г.Туапсе
Населённый пункт: г.Туапсе, Краснодарский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Необыкновенные приключения в городе Математических знаков
Раздел: дошкольное образование
Программное
содержание:
Доставить
радость
и
удовольствие
от
игр
развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной
деятельности,
желание
играть
в
игры
с
математическим
содержанием,
проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закреплять
умения планировать в уме полный или частичный ход решения. Упражнять
в
решении
целого
ряда
сложных
математических
задач,
учиться
рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений,
представлять
изменения,
которые
произойдут
в
фигуре
в
результате
преобразования, в умении различать геометрические фигуры и соотносить
их,
находя
такую
же,
упражнять
в
прямом счёте,
подвести
детей
к
пониманию обобщённого способа измерения с помощью условной меры,
упражнять в решении арифметических задач, отгадывать загадки.
Словарная работа:
Обогащение: Улица Плюсов, улица Минусов, волнистая линия.
Активизация: геометрические фигуры, счётные палочки.
Материал: 1.Оформление зала в соответствии с сюжетом.
2.Музыкальные записи.
3.Конверт с фигурами «Сложи фигуру».
4.Счётные палочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами.
СТУК
В
ДВЕРЬ.
Получаю
конверт,
определённой
формы.
Вложено
изображение Карандаша. Изображение разрезано на 8-10 частей.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать от кого конверт, нужно собрать
картинку.
(Дети
собирают
картинку
и
догадываются,
что
письмо
от
Карандаша).
«Здравствуйте дорогие ребята! Эта история произошла очень давно. Жили-
были дети, Павлик и Юля. Павлик учился в школе, а Юля ходила в детский
сад.
Почти
всюду
их
сопровождал друг-щенок Шарик.
Но,
однажды,
подходя к дому, дети не услышали знакомого лая. Щенка нигде не было.
Брат с сестрой принялись искать его, но Шарик пропал бесследно. В
поисках Шарика дети прибежали в парк и увидели на скамеечке старичка.
- Вы не видели щенка? – спросили дети.
- Я открою вам тайну, как спасти щенка, это нелёгкая задача. Двойка увела
вашего Шарика в город Математических Загадок. И освободить его сможет
только тот, кто дружит с математикой.
Ребята, помогите Павлику и Юле найти их верного друга. До встречи. Ваш
Карандаш!»
Воспитатель: Ну, что же, дети, давайте поможем детям найти Шарика.
Нельзя терять ни минуты.
В дороге нам поможет находчивость и смекалка. Возьмём с собой вещи,
без которых в дороге не обойтись:
Верёвку – вдруг надо будет что-то привязать;
Ведро – чтобы было, куда набрать воды;
Кружку – будет из чего пить.
А ещё в корзинку положим: карандаш, счётные палочки, листки бумаги,
два яблока и косточку для Шарика.
Давайте сосчитаем, сколько предметов мы взяли с собой в дорогу ( 10
предметов).
Теперь, можем отправляться в путь.
Чтобы не так страшно было идти, мы споём песенку: Кто найти нам
Шарика поможет?
Он вернуться сам домой не может
Мы найдём! Нам друга очень жалко.
Пусть поможет в этом нам смекалка.
Вдруг они увидели ежа с двумя кувшинами.
- «Дорогие дети, не встречали ли вы ребят, которые хорошо отгадывают
математические загадки?
- Уж не нас ли ты ищешь?
- Может быть, и вас, если вы умеете разгадывать загадки. Какой я стал
старый,
ничего
не
помню,
никакие
поручения
не
могу
выполнить,
а
бывало…
- Не печалься ёжик, расскажи нам про свою беду, может, и поможем твоему
горю.
- Послала меня ежиха за живой и мёртвой водой. Воду эту я достал у
Старого ворона, но забыл, в каком кувшине какая вода. (Плачет).
- Подожди ты плакать… Что тебе Ворон сказал, когда наливал воду?
- Ничего он мне не сказал, налил и всё. Хотя…нет, подождите. Ворон меня
предупредил, что живой воды больше. Но, кувшины непрозрачные, какой
воды больше, не видно, что же мне делать?
- Успокойся, мы что-нибудь придумаем.
Воспитатель: Ребята, надо узнать, в каком кувшине больше воды, та и
будет живая. (Придумать, чем мерить).
Давайте, посмотрим, нет ли в корзине тех предметов, при помощи которых
можно
измерить
количество
воды
в
кувшинах?
(Вынимаем
кружку
и
ведро).
- Этой кружкой мы измерим сначала воду в жёлтом кувшине. (Наливаем из
кувшина в кружку воду и переливаем в ведро).
-Одна полная кружка. (Выкладываем 1 палочку) и т.д.
-
Вот
видите:
в
жёлтом
кувшине
…
кружки
воды.
(Переливаем
воду
обратно в кувшин).
Также измеряем воду в красном кувшине.
Воспитатель: Сколько же получилось кружек воды?
В красном кувшине было… кружек воды, а в жёлтом … кружек воды.
5 кружек воды больше, чем 3 кружки воды? Значит, в каком кувшине
больше воды?
Вот тебе и ответ ёжик, в красном кувшине живая вода, т.к. её было
больше.
(Прощание с ёжиком).
Игра «Не промочи ноги» Болото.
Воспитатель: «А вот и болото, про которое предупреждал ёжик. Только,
пройти через него можно по кочкам, причём, наступать надо строго по
порядку расположения цифр. Тот, кто ошибётся и встанет не на ту кочку,
должен вернуться и начать всё сначала. (Очередной, начинает после того,
как предыдущий пройдёт все кочки).
А того, кто пойдёт первым, мы определим с помощью считалки.
(Дети становятся в круг) 1,2,3,4,5
Вышла зебра погулять
Я полосочки считаю,
Числа громко называю
1 и 2 и снова 3 –
Выходи и говори.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Болото мы прошли, все справились с заданием, но теперь
перед нами новое препятствие.
Ворота – на воротах замок.
Воспитатель: Чтобы открылись ворота, надо к замку подобрать ключ,
(ключ и
замок
сделаны
из
картона)
т.е.
подобрать
такую
же
геометрическую
фигуру
на
ключе,
которая
соответствовала
бы
геометрической фигуре в замке.
( Подбор ключа).
Воспитатель: А как проверить правильность выбора?
Дети: Надо наложить фигуру на изображение в замке.
Ворота открылись.
Три дороги: Узкая;
Чуть уже;
Широкая.
Воспитатель: Какая
по
величине
расположена
справа
от
нас
улица
(широкая).
- Прямо (чуть уже);
- Слева (узкая).
- Широкая улица – это улица плюсов.
Жители
этой
страны
заняты
тем,
что
к
одним
числам
постоянно
прибавляют другие.
Например: Если у нас в корзине одно яблоко и ещё одно яблоко, то,
сколько
всего
будет
яблок?
Давайте,
попробуем
выполнить
несколько
заданий жителей улицы плюсов. Воспользуемся нашими помощниками –
счётными палочками:
1.Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Сколько овощей принесла хозяйка?
2.В корзинке лежало 6 белых грибов и 1 подберёзовик.
Сколько грибов лежало в корзине?
Воспитатель: А
как,
вы
думаете,
кА
в
этом
городе
называется
узкая
улица? ( Улица минусов).
Подсказка: Жители этой страны только и делают, что из одних чисел
вычитают другие.
Например:
1. На
кусте
распустилось
5
роз.
Мама
срезала
одну
розу.
Сколько роз осталось на кусте?
2. Какие из этих чисел, записанных в строке, меньше 6? (1,9,10,7,5,3,0).
Но, если мы пойдём по этой улице, она уведёт нас далеко от нашей цели.
Посмотрим на улицу, которая расположена прямо (разбросаны поломанные
карандаши, разорваны листы бумаги) какая она грязная! Здесь и живёт
Двойка.
Дети: Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею.
Появляется Двойка:
-Кого вы ищете?
Дети: Шарика, которого ты забрала. Мы хотим вернуть его Павлику и
Юле.
Двойка: Чтобы я вернула вам Шарика, вы должны правильно выполнить
мои задания.
1.
Из 8 счётных палочек составить флажок прямоугольной формы. Палочка у
флажка состоит из двух счётных палочек.
2.
Представьте себе, что у вас два совершено одинаковых листка бумаги,
которые вы разделили: один – на 8 равных частей, другой – 4 равные части.
Какая часть больше – одна из четырёх или одна из восьми?
Игра «Лягушки – попрыгушки».
«Я буду хлопать в ладоши, а вы прыгать на двух ногах столько же раз».
Загадка.
Братьев ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом.
Попрощается последний – появляется передний. (Дни недели).
Воспитатель: Ребята, давайте назовём дни недели по именам.
Ответ детей.
Двойка: Ну что же, придётся вам отдать вашего Шарика.
После этих слов появляется Шарик.
Воспитатель: Вот мы и побывали в стране Математических Загадок и
помогли Павлику и Юле в их беде. А справиться с заданиями нам помогли
смекалка, наблюдательность и сообразительность.