Напоминание

"Реализация деятельностного подхода на уроках и внеклассной работе по географии"


Автор: Суранова Ирина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18 п.Теплоозерск"
Населённый пункт: п.Теплоозерск Облученский район ЕАО
Наименование материала: доклад
Тема: "Реализация деятельностного подхода на уроках и внеклассной работе по географии"
Раздел: среднее образование





Назад




ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ

«Реализация деятельностного подхода на уроках и внеклассной работе по

географии»

МБОУ «СОШ №18 п.Теплоозерск»

Учитель географии I категории: Суранова И.А.

Актуальность

Изменение целей общего школьного среднего образования, включение новых

вопросов содержания в школьные курсы, переход от унифицированного образования к

вариативному – все это требует перестройки процесса обучения. В настоящее время

искусство работы с детьми, умение воплотить задуманное на практике стало предметом

отдельного направления – технологии обучения.

Основные факторы, влияющие на технологию обучения, - это прежде всего

возрастающий объем учебной информации, информатизация всех сфер жизни общества,

прогресс

в

области

техники

и

технологии

в

науке

и

производстве,

изменение

интеллектуального

уровня

подрастающего

поколения,

обострение

взаимодействия

природы и общества, четкое выделение глобальных проблем человечества и попытка

найти пути оптимального решения этих проблем.

В методике обучения географии существуют десятилетиями наработанные технологии,

позволяющие более успешно усваивать учебный материал. Широко известна технология

формирования

учебной

работы

авторов

Т.П.Герасимова

и

И.И.Баринова.

Давно

применяется технология логических опорных конспектов, логических опорных сигналов

авторов М.М.Винокуровой и А.В.Шатных. Сравнительно успешно педагогами решается

проблема с использованием технологии дифференцированного обучения. Существуют

разноуровневые учебники, специально разработанные системы учебных задач. Активно

используются в практике учителей такие формы обучения, как деловые и ролевые игры,

диспуты

и

дискуссии,

«круглые

столы»

и

конференции

специалистов.

Широко

применяются новые направления технологии обучения географии, такие как, модульная

технология и технология проектной деятельности.

Наша школа уже несколько лет считает своей основной задачей создание условий,

обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями,

способностями

и

интересами,

реализацию

их

потенциальных

возможностей

через

технологию личностно-ориентированного обучения.

Суть технологии – в признании

самоценности ученика как носителя субъективного опыта, в обязательном обращении к

эмоционально-ценностной

сфере

каждого

ребенка,

принятие

в

качестве

основного

результата

обучения

развитие

познавательных

способностей

и

качеств

личности

школьника, в выборе учителем определенных форм и методов обучения, в ориентации на

развитие познавательных способностей и качеств личности школьника.

Технология деятельностного подхода направлена на выявление индивидуального

субъективного

опыта

ребенка

путем

согласования

с

результатами

общественно-

исторического опыта. Реализация этой технологии возможна при выполнении следующих

условий:

Реализация этой технологии возможна при выполнении следующих условий:

мотивации деятельности школьников;

структурирование учебного материала курса на смысловые блоки, определение для

каждого из них познавательных учебных задач;

решение (выполнение) школьниками познавательных задач, в ходе которого особое

внимание обращается на фиксацию и усвоение нового способа деятельности.

Хочу отметить, что внедрение новых технологий в учебный процесс не означает, что

они заменяют традиционную методику обучения. Только применение новых технологий в

сочетании с традиционными может сформировать всесторонне развитую личность.

В системе среднего образования долго господствовала модель традиционного обучения,

которую иначе называли знаниевой. Об этом свидетельствуют требования к подготовке

учащихся. В школьной географии они формулируются следующим образом: «учащиеся

должны знать и уметь…»; «учащиеся должны называть и (или) показывать; приводить

примеры,

определять

(измерять);

характеризовать

(описывать);

объяснять;

оценивать;

прогнозировать…».

Деятельностный

подход предполагает

фиксировать

применительно

к

каждому

школьнику три основные линии его развития:

зона актуального развития (знания, умения, отношение к ученику);

зона ближнего развития (способность усвоения знаний с помощью учителя);

зона самореализации (активность, самостоятельность, адекватная самооценка).

Такой

подход

требует

большего

внимания

к

определению

уровня

усвоения

методологических знаний, в том числе знаний о способах действия (практических и

умственных), а также к уровню самостоятельности школьников.

Реализация идей деятельностного

подхода в курсе школьной географии означает

создание каждым школьникам личностно-значимого образа мира, основанного на его

личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе

развития

образовательных

систем

рассматриваться

без

учета

личностной

позиции

обучаемого

к

процессу

обучения.

Учебный

процесс

на

уроках

географии

требует

расширения «горизонта познания» до размеров планетарного геокомплекса и Вселенной.

Столь разительная «игра масштабами» -

от размеров своей местности до бескрайных

просторов

Вселенной

вызывают

отчуждение

географической

информации,

что

существенно затрудняет овладения учащимися понятийного аппарата курса. Активизация

учебной деятельности в таких условиях может реализоваться лишь через систему не

внутренних,

а

внешних

мотивов,

навязываемых

учащимися

со

стороны

взрослых

(учителей, родителей, методистов).

Новые информационные технологии, широко входящие в жизнь общества, с одной

стороны, требуют от школы скорейшего их внедрения в процесс обучения, в том числе – в

курсе географии, с другой стороны, позволяют значительно расширить рамки учебного

процесса, интенсивно влияя на все стороны личности ученика, включая эмоционально-

ценностные составляющие психики.

На протяжении нескольких лет я, осваивая новые технологии в обучении географии,

широко

использую

современные

технические

средства:

компьютер,

программное

обеспечение компьютера, мультимедийные программы по курсам географии 6-10 класса.

В

школе

кабинет

географии

оснащен

современным

оборудование

компьютер

с

программным обеспечением, плазменная панель.

А) Использование мультимедийных технологий (технология компьютерных демонстраций

и программированные учебные среды)

Возможности мультимедийных программ (электронных учебников) практически

безграничны.

Мультимедийная

система

электронного

учебника

позволяет

наполнить

программу

звуком

естественных

процессов,

продублировать

текст

голосом

диктора,

создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,

«оживить» мультипликацией любой географический процесс.

Использование мультимедийных технологий на уроке позволяет улучшить отработку

изучаемого материала, сократить время на проверку домашнего задания, уменьшив при

этом учебную нагрузку на учащихся, повышают эффективность обучения. Я считаю, что

применение новых информационных технологий позволяет реализовать идеи личностно-

ориентированного обучения в курсе школьной географии. Рассматривая что, решение

проблемы реализации творческого потенциала учащихся

в условиях полевых занятий

практически

невозможно,

так

как

учебный

процесс

требует

расширения

«горизонта

познания» до размеров планетарного комплекса и Вселенной.

При изучении нового материала требуется много учебного времени на проверку

домашнего задания, объяснение нового, а используя мультимедийные технологии (такие

уроки проходят в кабинете информатики), я проверяю задания за 10-15 мин. Формы

опроса могут быть различны. Это и проверка знаний при помощи практических заданий, и

творческие

работы,

и

т.д.

при

этом

у

меня

высвобождается

время

для

дифференцированной работы со слабоуспевающими и сильными учащимися.

На своих уроках я предпочитаю работу в группах, что позволяет решить проблему

нехватки

компьютеров

для

каждого

ученика.

Группы

составляются

по

схемам:

слабоуспевающий

ученик-

средний,

отдельно

группа

сильных

учащихся.

Работа

выбирается

на

отдельных

этапах

дифференцирована. На

своих

уроках

применяю

взаимоконтроль, самоконтроль, контроль оценки компьютера.

Наряду с научно-познавательным текстом, всевозможными графиками, рисунками,

таблицами

электронный

учебник

включает

задания

для

практических

работ,

тренировочные

и

контрольные

упражнения,

выполнение

которых

автоматически

оценивает экспертная система.

Привожу примеры: по проверки с помощью электронного практикума с автоматическим

оцениванием и самостоятельной работы при изучении нового материала (на примере

урока «Природные зоны Северной Америки»).

Например, на уроке «Природные зоны Северной Америки» при проверке пройденного

материала, я учащимся предлагаю прослушать с главного компьютера представление

Северной

Америки

(СД-

диск

«География

материков

и

океанов»-

Главное

меню-

Северная Америка) и проанализировать полученную информацию и вспомнить, что мы

называем ПРИРОДНЫМ КОМПЛЕКСОМ. (Участок земной поверхности, для которого

характерны

особенности

природных

компонентов,

находящихся

в

сложном

взаимодействии).

Далее

я

предлагаю

перейти

к

изучению

природных

зон

(более

мелких

природных

комплексов) Северной Америки и проверить знания по темам «Географическое положение

материка» и «Рельеф». Работа выполняется на местах, учащихся прошу войти в Главное

меню-

Практику и выполнить последовательно « Задание 1 и 2». Итоги выполненных

практических заданий оцениваются компьютером, и заносятся в «Оценочный лист групп.

Блок 1»- задания 1, 2».

Оценочный лист группы №____________.

Проверка

пройденного

материала

Блок 1.

Расположение

природных зон

Северной

Америки

Блок 2.

Практическая работа. Характеристика

природной зоны

Блок 3.

Творческое

задание.

ГП

материка

Рельеф

материка

Задани

е 1

Задани

е 2

Задани

е 1

Задани

е 2

Задани

е 3

Задани

е 4

Задани

е 1

Задани

е 2

Машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и

дать им объективную справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении

знаний учащихся.

Например, при изучение нового материала, я, познакомив учащихся с познавательными

задачами

урока:

А)

Определение

специфики

расположения

природных

зон

Северной

Америки;

Б)

Выделение

основных

направлений

природной

зональности

материка,

предлагаю учащимся выполнить следующие задания:

По задачи А:

1

) прослушать

представление

диктора

об

органическом

мире

материка.

Работа

выполняется на местах, учащихся просят войти в Главное меню- Материки- Северная

Америка- Органический мир.

Я, предлагаю проанализировать прослушенную информацию и предложенную карта -

схему

«Органический

мир»,

выполнить

Задание

1:

расположить

природные

зоны

в

зависимости

от

климатических

поясов

и

заполнить

таблица:

необходимо

каждому

климатическому поясу подобрать соответствующую природную зону:

Климатический пояс

Природная зона

1. Арктический пояс

2. Субарктический пояс

3. Умеренный пояс

4. Субтропический пояс

5. Тропический пояс

1.

2.

3.

4.

5.

Привожу

пример

исследовательской

деятельности

на

уроке

«Северный

Ледовитый

океан» с использованием учебного материала.

Задания для группы 6.

Используя материал диска «3 период исследований», «4 период исследований», «5 период

исследований», составьте рассказы о путешествиях:

1 - Семен Дежнев 1648 год

2 - Великая Северная экспедиция 1733-1743 года

3 – Фритьоф Нансен 1893-1986 года

4- Нильс- Адольф Норденшельд 1878-1879 года

5 – Руал Амундсен 1903-1906 года

6 - Роберт Пири 1909 год

Задания для группы 7.

Используя данный материал и информацию на диске «Рыболовство», «Метеорологические

исследования»,

«Судоходство»,

расскажите

как

используется

человеком

СЛО

в

хозяйственной деятельности.

Освоение Северного Морского пути началась только в 30-х годах 20 века. Северный

Морской

путь

это

главная

судоходная

магистраль

в

Арктике,

которая

сокращает

расстояние между странами Европы и портами России. Какими? _____________________

Учащимся

нравится

работать

с

учебной

программой,

они

активно

включаются

в

самостоятельную деятельность.

Б) Учебное программное обеспечение на электронных носителях (электронные таблицы)

Привожу

примеры

по

использование

программного

обеспечения

компьютера

(электронная

таблица)

при

выполнении

практической

работы

«Описание

климата

природной зоны» на уроке «Природные зоны Северной Америки»

Я

предлагаю

учащимся

рассмотреть особенности климата

природных

зон. Учащиеся

должны построить

в

электронной

таблице

климатограмму

(график

годового

хода

температур, диаграмму годового количества осадков).

Я предоставляет каждой группе данные температур природных зон, годового количества

осадков. Например, задание для 2-й группы.

А) график годового количества температур на территории вашей природной зоны

Меся

ц

Янв

Фев

Мар

т

Апр

Май

Июн

ь

Июль

Авг

Сент

Окт

Ноя

б

Дек

Темп-

ра

-13

-12

-2

+5

+10

+20

+25

+15

+8

+5

-5

-8

Задание: Определите по графику:

1)

минимальную и максимальную температуру (в какие месяцы)

2)

продолжительность теплого (без отрицательных температур) периода.

Б) Диаграмму годового количества осадков на территории вашей природной зоны.

Меся

ц

Янв

Фев

Мар

т

Апр

Май

Июн

ь

Июль

Авг

Сент

Окт

Ноя

б

Дек

Темп-

ра

60

62

70

70

75

80

75

72

75

50

50

50

Задание: определить по диаграмме:

1)

сумму годового количества осадков

2)

сезонность выпадения осадков (сухой и влажный)

Выполнение заданий проверяется мной, подводятся итоги, результаты заносятся в

«Оценочный лист. Блок 3. Задание 3». Максимальный балл- 10.

Применение программного обеспечения компьютера экономит учебное время на уроке,

оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета,

совершенствует творческие способности.

В) Использование презентаций на уроках (технология демонстраций)

Курс

географии

9

класса

является

одним

из

сложных

курсов

предмета,

требует

использования

дополнительной

информации:

карт,

схем,

статистических

данных.

Использование

презентаций

разрешает

данную

проблему,

делает

урок

ярче,

познавательным.

На примере урока с использованием презентации по теме «Дальний Восток. Факторы

формирования региона» (9 класс) покажу возможность использования дополнительного

географического материала.

Работа на уроке ведется в группах, которые представляют специалистов по вопросам

оценки географического положения, оценки экономико-географического положения,

оценки природных ресурсов и условий. Каждая группа делает отчет по своим вопросам,

работая с материалом презентации.

Г) использование ресурсов Интернета

Уникальность

школьного

курса

географии

заключается

в

том,

что

это

единственный

предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном

окружении

подростка,

следовательно

географические

знания

могут

быть

базой

для

разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.

География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только

инструментом

познания

части

объективной

действительности,

но

и

необходимым

фактором

его

психического

развития.

Возможность

использования

Интернета

при

подготовке

учащихся

10

и

11

классов

к

урокам

географии,

повышает

мотивацию,

активность и творчество на уроках.

Вот пример презентаций, которые выполнили учащиеся 11 класса при изучении стран

Европы:

Практика

показывает,

что

учащиеся,

работая

с

ресурсами

Интернета,

меняют

свое

отношению к предмету, самостоятельно расширяя рамки программы, учебника. В работах

учащихся

просматривается

творческая

направленность,

индивидуальность,

его

субъективный опыт обогащается и углубляется.

Д) Разработка дидактического материала (я использую программное обеспечение для

разработки дидактического и наглядного материала, тестов, практических работ.

Например, дидактический материал «Природа. Население. Хозяйство ЕАО» в процессе

разработки и проведения уроков по региональному курсу» (электронный вариант)

Дидактический материал по курсу «География ЕАО» является частью учебного комплекса,

который используется при изучении регионального курса география ЕАО в 8-9 –х классах.

Дидактический

материал

разработано

мной

в

целях

способствовать

развитию

географического мышления, выработки умений осознанной работе с картами, схемами и

текстом учебных пособий, развить навыки самостоятельной работы с географическими

источниками информации.

Например, разработка глав для электронного пособия по курсу «География материков и

океанов. Австралия. 7 класс». (приложение)

Используется при подготовке к урокам в качестве дополнительной информации.

Например, разработка наглядного материала (в электронном виде) по темам «Реки»,

«Рельеф», «Климат».

Е) Интегрированные уроки

В практику школу вошло проведение интегрированных уроков. Совместно с учителями по

химии, физики и биологии проводим бинарные уроки, которые способствуют развитию

межпредметных

связей,

положительной

мотивации

учебного

процесса.

Учащимся

нравятся уроки, наблюдается познавательная активность на уроках.

Я предлагаю уроки: «Серная кислота и ее отрицательное воздействие на среду» (химия-

биология-география),

«Атмосферное

давление»

(физика-география),

«Нефть,

состав

нефти,

экологические

проблемы,

связанные

с

ней"

(химия-биология-география).

(приложение)

Ж) Внеклассная работа

Например,

для

проведения

заключительного

этапа

«Зимней

сессии»

я

приготовила

презентацию «В гостях у мудрой совы»

Как показала практика, применение деятельностного подхода на уроке дает

положительный эффект при изучение школьного курса, формирует не только знания и

умения, но и вырабатывает опыт творческой деятельности.



В раздел образования