Напоминание

"Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности"


Автор: Савина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 188
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: выступление из опыта работы
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

автономное

дошкольное

образовательное

учреждение

г

.

Хабаровска

«

Центр

развития

ребёнка

-

детский

сад

188»

Развитие

познавательно

-

исследовательской

деятельности

детей

младшего

дошкольного

возраста

в

процессе

опытно

-

экспериментальной

деятельности

Выступление

из

опыта

работа

Савиной

Ольги

Васильевны

-

воспитателя

Хабаровск

2017г.

Развитие

познавательно-исследовательской

деятельности

детей

младшего

и

среднего

дошкольного

возраста

в

процессе

опытно-

экспериментальной деятельности

Закружится мой день неугомонный,

И я люблю всю эту чехарду.

В нём колокольчик радости бездонной

В нём детский смех, вопросы «Почему?

Зачем да как? Когда? А раньше было?»

И всем ответь, всем помоги понять.

Чтоб не погасло, чтобы не остыло,

Желанье знать, исследовать, искать…

Современные

дети

живут

в

условиях

быстро

меняющейся

жизни,

от

человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь

умение

добывать

эти

знания

самому

и

оперировать

ими,

мыслить

самостоятельно и творчески.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое

поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая

ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник

детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования.

Учеными

доказано,

что

ребенок

уже

рождается

исследователем.

Неутолимая

жажда

новых

впечатлений,

любопытство,

постоянное

стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения

о

мире,

традиционно

рассматриваются

как

важнейшие

черты

детского поведения.

И мы, педагоги, работая с дошкольниками, должны помнить, что

используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе

современных методик и образовательных технологий,

не насыщать ребёнка

информацией,

а

развивать

у

него

познавательный

интерес,

умения

добывать

знания

самостоятельно,

чтобы

использовать

их

в

разных

жизненных ситуациях, что является очень актуальным вопросом в рамках

подготовки дошкольников к следующей ступени своего социального развития

- обучению в начальной школе.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Часто, работая с детьми в процессе непосредственной образовательной

деятельности,

совместной

и

самостоятельной

деятельности

обращаю

внимание на то, что желания на новые исследования у детей неимоверно

большие,

но

при

этом

присутствуют

неуверенные

действия

детей,

их

скованность в общении со сверстниками, при этом возникает желание помочь

детям преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и

сверстниками, помочь детям устранить появляющиеся трудности, то есть

помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Отсюда возник вопрос : Как стимулировать природную потребность ребенка

к

общению

со

сверстниками,

проявлять

активную

любознательность

к

новизне?

Как

научить

видеть

проблемы,

выдвигать

гипотезы,

задавать

вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Поэтому

для

себя

определила

ц е л ь

-

развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности,

интеллектуально-творческого

потенциала

личности ребенка в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Поставила задачи:

-

развивать

интерес

у

детей

к

исследовательскому

поиску,

начиная

с

младшего дошкольного возраста;

-

с

помощью

создания

проблемных

ситуаций

инициировать

детское

любопытство, стимулировать их стремление к исследованию;

- организовать работу с родителями по развитию опытно-экспериментальной

деятельности с дошкольниками;

- создать современную предметно-развивающую среду.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической

деятельности,

подобрала

и

изучила

соответствующую

методическую

литературу, составила картотеку опытной и экспериментальной деятельности

по

возрастам

(ФОТО),

совме стно

с

родителями

о б о руд о ва л а

исследовательский уголок «Любознайки» в виде мини-лаборатории, которую

постоянно

пополняем

материалами

и

оборудованием

в

соответствии

с

в о з р а с т ом

д е т е й ,

кол и ч е с т в ом

п р о в е д е н н ы х

о п ы т о в .

(ФОТО

исследовательского уголка).

Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста стараюсь

осторожно выстраивать свою деятельность в соответствии интересов моих

воспитанников, а им интересно всё: походить по луже и посмотреть, как

намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит

ветер; встретить муравья и понаблюдать «что он делает, куда спешит». И

всегда

детским

вопросом

становится

«почему?»,

недаром

дошкольников,

особенно с 3-х лет, называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему

листья у деревьев осенью желтеют и осыпаются? Откуда берутся солнечные

зайчики? Откуда идет дождь и т.д. Множество подобных вопросов ежедневно

задают малыши нам, взрослым, которые находятся рядом с ними и мне в том

числе.

Появляется

потребность

запомнить

как

можно

больше

причин

и

следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что

исследование доступно детям, начиная с раннего и младшего дошкольного

возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус,

понюхать, потрогать, разобрать. И если ему этого не позволить делать, не

помочь

найти

нужный

ответ

в

нужное

для

него

время,

поисковая

деятельность ребёнка будет лишена нужной подпидки и просто на просто

угаснет.

Учитывая выше перечисленное, в своей деятельности с детьми младшего

дошкольного возраста (с момента поступления их в мою группу) использую

разнообразные формы, методы и средства образовательно-воспитательной

работы,

активизирующие

развитие

познавательно-исследовательской,

поисковой деятельности дошкольников с младшего дошкольного возраста.

Чтобы

работа

была

системной,

планомерной

разработала

календарно-

тематический план познавательно-исследовательской деятельности с детьми

сначала в младшей, а в последствии средней

группе, который включает в

себя разделы: (ФОТО календарно-тематич. Палана на 1 квартал)

непосредственно образовательная деятельность:

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр;

- проектная деятельность

совместная деятельность:

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- совместное творчество детей и родителей (мини - выставки);

- презентации

самостоятельная деятельность:

создаю

условия

в

исследовательском

уголке

для

закрепления

ранее

проведенных совместных исследований:

- для самостоятельных практических упражнений;

- материалы для дидактических и сюжетно-ролевых игр;

- предметы длительных наблюдений;

- наборы серии картинок поэтапного развития явлений и предметов и т.д.

работа с родителями :

в данный процесс стараюсь вовлекать родителей:

- тематические консультации по теме и в том числе консультации по

оборудованию исследовательской мини-лаборатории в домашних условиях;

- рекомендации по проведению предварительной работы или работы на

закрепление

пройденного

материала

в

повседневной

совместной

деятельности с детьми дома;

- выпуск буклетов и памяток;

-

действующая картотека элементарных опытов и экспериментов, которые

можно провести дома;

-совместные

фото-выставки,

выставки

продуктов

исследовательской

деятельности и др.

Таким образом, создаю единое, оптимальное социально–образовательное

пространство,

включающее

работу

в

группе

и

семье,

направленное

на

поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной

и

творческой

активности,

главенствующая

позиция

которой

является

правильно оборудованная предметно-пространственная среда.

Изучив рекомендации

многих опытных отечественных педагогов

(Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.) о предоставлении возможностей

детям,

начиная

с

младшего

или

раннего

возраста

приобретать

знания

самостоятельно, для чего необходимо создание специально подготовленной

среды.

С этой целью, в группе, совместно с родителями оборудовала мини-

лабораторию, где выделила мини-зоны:

- для постоянной выставки;

- для приборов;

- выращивания растений;

- для хранения природного и бросового материалов;

- для проведения опытов;

- для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для

песка и воды и т.д.)

Оснастили приборами и оборудованием :

- микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки,

пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло,

щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные

часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани,

соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п;

- емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,

мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;

- материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.),

бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.);

- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и

т.д.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие

требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения (Фото лаборатории по зонам)

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняю в

соответствии с планом работы.

Для

поддержания

интереса

к

экспериментированию

некоторые

проблемные ситуации формулируются от имени сказочных или литературных

героев.

Так,

в

нашей

лаборатории

живет

кукла

«Почемучка»,

от

имени

которой предлагаю задания – записки. Например, однажды дети обнаружили

конверт с семенами гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале:

корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима

прозрачная

емкость

и

вода

и

объяснили

почему.

Затем

некоторые

воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались

ватными дисками и положили семена между ними. В результате дети сделали

вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих

дисках пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале

появляется корень, а затем стебель, весь процесс был зарисован детьми в

специальном дневнике «наблюдений».

В процессе исследовательской работы мы с детьми наблюдением за

деревьями, как они сбрасывают листья, за таянием снега, образованием льда,

за

веточкой

дерева,

которую

ставим

в

воду

и

ждем

набухание

почек,

появлением листочков. Экспериментируем с семенами фасоли, гороха, лука,

проращиваем разными способами. Сеем травку, наблюдаем за ее ростом,

подкармливаем

ею

птиц

и

животных

в

зимнем

саду.

Дети

с

большим

желанием наблюдают за птицами, рыбками и другой живностью, сравнивают

размер,

окраску,

походку,

зависимость

их

от

человека.

Во

время

игр

со

снегом, дети узнают, что он бывает влажным и сыпучим в зависимости от

погоды.

С

помощью

игровых

персонажей

предлагаю

детям

простейшие

проблемные ситуации: «Утонет ли резиновый мяч, металлический шар?» и

др,

что

способствует

формированию

познавательного

интереса

у

детей,

развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

В результате проделанной работы стала замечать, дети стали более

любознательными, раскрепощенными в своих действиях, более открытыми,

значительно

расширился

их

словарный

запас,

овладели

начальными

представлениями о физических свойствах жидких и твердых тел, стараются

сами поставить элементарную цель и сделать несложные выводы, в общем,

познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают

новые

ощущения

вместе

со

мной,

проявляют

самостоятельность

в

проведении элементарной опытно-экспериментальной деятельности, которая

помогает

им

добывать

знания,

делать

определенные

выводы,

применять

полученные знания на практике, чтопозволило качественно изменить уровень

знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, что в

свою

очередь,

обеспечивает

начальный

уровень

целевых

ориентиров

дошкольников, необходимых им для следующей ступени своего социального

развития

обучения

в

школе.

Поэтому

хочу

отметить,

что

знания,

полученные

в

результате

исследовательской

деятельности,

переносятся

в

дальнейшем,

во

все

виды

деятельности

и

повышают

познавательную

активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я,

живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее

И данная работа еще не завершена, она только набирает свои

познавательно-исследовательские

обороты

и

будет

продолжатся

на

протяжении всего дошкольного детства и я надеюсь, что мои воспитанники

надолго сохранят интерес к исследованиям и познанию окружающего мира.

В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми –

дошкольниками

руководствуюсь

мудрым

советом:

“Умейте

открыть

перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы

кусочек

жизни

заиграл

перед

детьми

всеми

красками

радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и

еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». –

М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3.

Мурудова

Е.

И.

«Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

миром»

Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй

младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое

пособие).

5.«Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.

6.«Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение,

1992г.

7.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования

со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

8. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./

Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

9. «Экологическое образование» Н. Н. Мамедов, М., Педагогика, 1996г.

10.«Мы» программа экологического образования детей» Н. Н. Кондратьева,

С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.

11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.

Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

12.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

13.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. /

Дошкольное воспитание. N 1, 2005

14.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой

деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

15.Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья

«Организация



В раздел образования