Автор: Савина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 188
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: выступление из опыта работы
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
г
.
Хабаровска
«
Центр
развития
ребёнка
-
детский
сад
№
188»
Развитие
познавательно
-
исследовательской
деятельности
детей
младшего
дошкольного
возраста
в
процессе
опытно
-
экспериментальной
деятельности
Выступление
из
опыта
работа
Савиной
Ольги
Васильевны
-
воспитателя
Хабаровск
–
2017г.
Развитие
познавательно-исследовательской
деятельности
детей
младшего
и
среднего
дошкольного
возраста
в
процессе
опытно-
экспериментальной деятельности
Закружится мой день неугомонный,
И я люблю всю эту чехарду.
В нём колокольчик радости бездонной
В нём детский смех, вопросы «Почему?
Зачем да как? Когда? А раньше было?»
И всем ответь, всем помоги понять.
Чтоб не погасло, чтобы не остыло,
Желанье знать, исследовать, искать…
Современные
дети
живут
в
условиях
быстро
меняющейся
жизни,
от
человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь
умение
добывать
эти
знания
самому
и
оперировать
ими,
мыслить
самостоятельно и творчески.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая
ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник
детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования.
Учеными
доказано,
что
ребенок
уже
рождается
исследователем.
Неутолимая
жажда
новых
впечатлений,
любопытство,
постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения
о
мире,
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского поведения.
И мы, педагоги, работая с дошкольниками, должны помнить, что
используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе
современных методик и образовательных технологий,
не насыщать ребёнка
информацией,
а
развивать
у
него
познавательный
интерес,
умения
добывать
знания
самостоятельно,
чтобы
использовать
их
в
разных
жизненных ситуациях, что является очень актуальным вопросом в рамках
подготовки дошкольников к следующей ступени своего социального развития
- обучению в начальной школе.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму”.
Часто, работая с детьми в процессе непосредственной образовательной
деятельности,
совместной
и
самостоятельной
деятельности
обращаю
внимание на то, что желания на новые исследования у детей неимоверно
большие,
но
при
этом
присутствуют
неуверенные
действия
детей,
их
скованность в общении со сверстниками, при этом возникает желание помочь
детям преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и
сверстниками, помочь детям устранить появляющиеся трудности, то есть
помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Отсюда возник вопрос : Как стимулировать природную потребность ребенка
к
общению
со
сверстниками,
проявлять
активную
любознательность
к
новизне?
Как
научить
видеть
проблемы,
выдвигать
гипотезы,
задавать
вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Поэтому
для
себя
определила
ц е л ь
-
развитие
познавательно-
исследовательской
деятельности,
интеллектуально-творческого
потенциала
личности ребенка в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Поставила задачи:
-
развивать
интерес
у
детей
к
исследовательскому
поиску,
начиная
с
младшего дошкольного возраста;
-
с
помощью
создания
проблемных
ситуаций
инициировать
детское
любопытство, стимулировать их стремление к исследованию;
- организовать работу с родителями по развитию опытно-экспериментальной
деятельности с дошкольниками;
- создать современную предметно-развивающую среду.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической
деятельности,
подобрала
и
изучила
соответствующую
методическую
литературу, составила картотеку опытной и экспериментальной деятельности
по
возрастам
(ФОТО),
совме стно
с
родителями
о б о руд о ва л а
исследовательский уголок «Любознайки» в виде мини-лаборатории, которую
постоянно
пополняем
материалами
и
оборудованием
в
соответствии
с
в о з р а с т ом
д е т е й ,
кол и ч е с т в ом
п р о в е д е н н ы х
о п ы т о в .
(ФОТО
исследовательского уголка).
Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста стараюсь
осторожно выстраивать свою деятельность в соответствии интересов моих
воспитанников, а им интересно всё: походить по луже и посмотреть, как
намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит
ветер; встретить муравья и понаблюдать «что он делает, куда спешит». И
всегда
детским
вопросом
становится
«почему?»,
недаром
дошкольников,
особенно с 3-х лет, называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему
листья у деревьев осенью желтеют и осыпаются? Откуда берутся солнечные
зайчики? Откуда идет дождь и т.д. Множество подобных вопросов ежедневно
задают малыши нам, взрослым, которые находятся рядом с ними и мне в том
числе.
Появляется
потребность
запомнить
как
можно
больше
причин
и
следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что
исследование доступно детям, начиная с раннего и младшего дошкольного
возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус,
понюхать, потрогать, разобрать. И если ему этого не позволить делать, не
помочь
найти
нужный
ответ
в
нужное
для
него
время,
поисковая
деятельность ребёнка будет лишена нужной подпидки и просто на просто
угаснет.
Учитывая выше перечисленное, в своей деятельности с детьми младшего
дошкольного возраста (с момента поступления их в мою группу) использую
разнообразные формы, методы и средства образовательно-воспитательной
работы,
активизирующие
развитие
познавательно-исследовательской,
поисковой деятельности дошкольников с младшего дошкольного возраста.
Чтобы
работа
была
системной,
планомерной
разработала
календарно-
тематический план познавательно-исследовательской деятельности с детьми
сначала в младшей, а в последствии средней
группе, который включает в
себя разделы: (ФОТО календарно-тематич. Палана на 1 квартал)
непосредственно образовательная деятельность:
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр;
- проектная деятельность
совместная деятельность:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- совместное творчество детей и родителей (мини - выставки);
- презентации
самостоятельная деятельность:
создаю
условия
в
исследовательском
уголке
для
закрепления
ранее
проведенных совместных исследований:
- для самостоятельных практических упражнений;
- материалы для дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- предметы длительных наблюдений;
- наборы серии картинок поэтапного развития явлений и предметов и т.д.
работа с родителями :
в данный процесс стараюсь вовлекать родителей:
- тематические консультации по теме и в том числе консультации по
оборудованию исследовательской мини-лаборатории в домашних условиях;
- рекомендации по проведению предварительной работы или работы на
закрепление
пройденного
материала
в
повседневной
совместной
деятельности с детьми дома;
- выпуск буклетов и памяток;
-
действующая картотека элементарных опытов и экспериментов, которые
можно провести дома;
-совместные
фото-выставки,
выставки
продуктов
исследовательской
деятельности и др.
Таким образом, создаю единое, оптимальное социально–образовательное
пространство,
включающее
работу
в
группе
и
семье,
направленное
на
поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной
и
творческой
активности,
главенствующая
позиция
которой
является
правильно оборудованная предметно-пространственная среда.
Изучив рекомендации
многих опытных отечественных педагогов
(Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.) о предоставлении возможностей
детям,
начиная
с
младшего
или
раннего
возраста
приобретать
знания
самостоятельно, для чего необходимо создание специально подготовленной
среды.
С этой целью, в группе, совместно с родителями оборудовала мини-
лабораторию, где выделила мини-зоны:
- для постоянной выставки;
- для приборов;
- выращивания растений;
- для хранения природного и бросового материалов;
- для проведения опытов;
- для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для
песка и воды и т.д.)
Оснастили приборами и оборудованием :
- микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки,
пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло,
щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные
часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани,
соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п;
- емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,
мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;
- материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.),
бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.);
- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и
т.д.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие
требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения (Фото лаборатории по зонам)
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняю в
соответствии с планом работы.
Для
поддержания
интереса
к
экспериментированию
некоторые
проблемные ситуации формулируются от имени сказочных или литературных
героев.
Так,
в
нашей
лаборатории
живет
кукла
«Почемучка»,
от
имени
которой предлагаю задания – записки. Например, однажды дети обнаружили
конверт с семенами гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале:
корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима
прозрачная
емкость
и
вода
и
объяснили
почему.
Затем
некоторые
воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались
ватными дисками и положили семена между ними. В результате дети сделали
вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих
дисках пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале
появляется корень, а затем стебель, весь процесс был зарисован детьми в
специальном дневнике «наблюдений».
В процессе исследовательской работы мы с детьми наблюдением за
деревьями, как они сбрасывают листья, за таянием снега, образованием льда,
за
веточкой
дерева,
которую
ставим
в
воду
и
ждем
набухание
почек,
появлением листочков. Экспериментируем с семенами фасоли, гороха, лука,
проращиваем разными способами. Сеем травку, наблюдаем за ее ростом,
подкармливаем
ею
птиц
и
животных
в
зимнем
саду.
Дети
с
большим
желанием наблюдают за птицами, рыбками и другой живностью, сравнивают
размер,
окраску,
походку,
зависимость
их
от
человека.
Во
время
игр
со
снегом, дети узнают, что он бывает влажным и сыпучим в зависимости от
погоды.
С
помощью
игровых
персонажей
предлагаю
детям
простейшие
проблемные ситуации: «Утонет ли резиновый мяч, металлический шар?» и
др,
что
способствует
формированию
познавательного
интереса
у
детей,
развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
В результате проделанной работы стала замечать, дети стали более
любознательными, раскрепощенными в своих действиях, более открытыми,
значительно
расширился
их
словарный
запас,
овладели
начальными
представлениями о физических свойствах жидких и твердых тел, стараются
сами поставить элементарную цель и сделать несложные выводы, в общем,
познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают
новые
ощущения
вместе
со
мной,
проявляют
самостоятельность
в
проведении элементарной опытно-экспериментальной деятельности, которая
помогает
им
добывать
знания,
делать
определенные
выводы,
применять
полученные знания на практике, чтопозволило качественно изменить уровень
знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, что в
свою
очередь,
обеспечивает
начальный
уровень
целевых
ориентиров
дошкольников, необходимых им для следующей ступени своего социального
развития
–
обучения
в
школе.
Поэтому
хочу
отметить,
что
знания,
полученные
в
результате
исследовательской
деятельности,
переносятся
в
дальнейшем,
во
все
виды
деятельности
и
повышают
познавательную
активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я,
живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее
И данная работа еще не завершена, она только набирает свои
познавательно-исследовательские
обороты
и
будет
продолжатся
на
протяжении всего дошкольного детства и я надеюсь, что мои воспитанники
надолго сохранят интерес к исследованиям и познанию окружающего мира.
В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми –
дошкольниками
руководствуюсь
мудрым
советом:
“Умейте
открыть
перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек
жизни
заиграл
перед
детьми
всеми
красками
радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и
еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». –
М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3.
Мурудова
Е.
И.
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
миром»
Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй
младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое
пособие).
5.«Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.
6.«Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение,
1992г.
7.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования
со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
8. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
9. «Экологическое образование» Н. Н. Мамедов, М., Педагогика, 1996г.
10.«Мы» программа экологического образования детей» Н. Н. Кондратьева,
С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.
Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
12.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
13.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. /
Дошкольное воспитание. N 1, 2005
14.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой
деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
15.Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья
«Организация