Автор: Киргетова Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гусинская СШ
Населённый пункт: Смоленская область Смоленский район д. Высокий Холм
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Инновационные образовательные технологии"
Раздел: начальное образование
Инновационные образовательные технологии
Всем известно, что ребенок в начальной школе учится писать, читать и
считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые
способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса
умений
и
навыков
—
поиска
необходимой
информации,
ее
обработки,
самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с
обучением
навыкам
чтения,
письма
и
счета
важно
учить
детей
использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и
повседневной жизни, начиная с первого класса.
Наши
сегодняшние
ученики
должны
быть
готовыми
успешно
интегрироваться
в
современное
общество
и
решить
эту
задачу
помогает
массовое
внедрение
ИКТ
в
образовательный
процесс.
Как
показывает
практика,
без
новых
информационных
технологий
уже
невозможно
представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время
внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с
этим
будут
возрастать
требования
к
компьютерной
грамотности
обучающихся начального звена.
Поэтому в своей работе я широко использую ИКТ(информационно-
коммуникационные технологии). Для этого созданы все условия в кабинете:
есть интерактивная доска, проектор, ноутбуки для учеников и учителя, есть
доступ к сети ИНТЕРНЕТ.
Огромную
помощь
в
подготовке
и
проведении
уроков
по
разным
предметам
мне
оказывают
электронные
образовательные
ресурсы
по
предметам: русский язык, математика, окружающий мир («Начальная школа
XXI века»); мультимедийные диски «Уроки Кирилла и Мефодия», в которых
материал
представлен
в
виде
интерактивных
упражнений
и
состоит
из
теоретического и практического разделов.
Активно
в
своей
работе
использую
Интернет
ресурсы.
Это
очень
важный источник информации. С использованием фрагментов видеоуроков
очень
интересно
проходят
уроки
окружающего
мира,
дети
с
большим
удовольствием
слушают
художественные
произведения
на
уроках
литературного чтения.
Одной
из
наиболее
удачных
форм
подготовки
и
представления
учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание
мультимедийных презентаций. Фрагменты уроков, на которых используются
презентации, отражают один из главных принципов создания современного
урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые
обычно пассивны на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают
свое мнение, рассуждают.
Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к
предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной
речи,
расширяют
кругозор,
включают
детей
в
активную
поисковую
деятельность.
Наиболее
часто
я использую
презентации
на
уроках
окружающего мира.
При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать
словами;
вызывает
интерес
и
делает
разнообразным
процесс
передачи
информации;
усиливает воздействие выступления.
Разработанная мною презентация для обучающихся 2 класса («Начальная
ш ко л а XXI
века»)
«Птицы-лесные
жители»,
дает
возможность
детям
расширить свои знания о птицах, которые живут в лесу, научиться различать
голоса птиц.
Мной
представлен
фрагмент
урока
изучения
нового
материала
по
окружающему
миру
на
тему
«Птицы-лесные
жители",
на
котором
применяется данная презентация
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Ун и в е р с а л ь н ы е
у ч е б н ы е
действия
I. Самоопределение к деятельности.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному.
И научишься всему!
Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?
II.
Актуализация
знаний.
-Ребята! Мы продолжаем
наше путешествие по
интереснейшему царству
природы, которое
называется “Животный
мир” и сегодня будем
открывать для себя
удивительные вещи,
пытаться находить
ответы на свои вопросы.
-Вспомните, какие
группы животных мы
уже изучили?
-Отгадайте загадку.
Воробьи, стрижи,
пингвины,
Снегири, грачи,
павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это
- ... (птицы)
Дети отвечают
на вопросы
Свободно
высказывают свое
мнение.
Размышляют,
выслушивают
различные
мнения,
приходят
к общему выводу
Познавательные:
ориентируются в своей системе
знаний.
Коммуникативные:
доносят свою позицию до
других; оформляют свои мысли
в устной речи с учетом своего
жизненного опыта.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации.
III.
Постановка
учебной
задачи.
- Н а з о в и т е
т е м у
сегодняшнего урока.
-Каких целей мы хотим
достичь на уроке?
Работа в паре.
-подчеркнуть
лишнее
животное.
Жук, сорока, шмель.
Белка, медведь, дятел.
Лягушка, жаба,
кукушка.
дрозд, ерш, окунь.
Крокодил, поползень,
гадюка
-Подчеркните лишнее
животное.
- (Птицы)
-Как
называют
группу
этих птиц?
-Где они живут?
Размышляют,
выслушивают
различные
мнения,
приходят
к общему выводу
Работают в паре.
Коммуникативные: умение
работать в парах;
высказывают свои
предположения, выражают свои
мысли.
Регулятивные
:совместно с учителем
обнаруживают и формулируют
тему и цели урока.
Познавательные:
ориентируются в своей системе
знаний.
IV.
Усвоение
новых знаний.
Показ презентации.
Знакомит
со
слайдами
презентации,
нацеливает
о б у ч а ю щ и х с я
н а
выполнение
самостоятельной
работы.
Слушают
голоса
птиц, называют ее
п о
г о л о с у .
З н а к о м я т с я
с
интересными
фактами о птицах
Коммуникативные:
умение вступать в диалог
(отвечать на вопросы).
Познавательные:
перерабатывают полученную
информацию: сравнивают и
группируют факты и явления,
делают выводы на основе
обобщения знаний.
V.Физкультминутка.
VI. Первичное
закрепление
полученных
знаний.
Организует
работу
с
учебником(стр 67-73)
Ч и т а ю т
т е к с т ;
сравнивают
его
с
полученной
информацией
из
презентации;
отмечают новизну
материала.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
полно и точно; умение работать
в парах.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации.
Познавательные:
находить и выбирать способ
решения проблемы.
VII.
Э т а п
применения
изученного.
Практическа
я
р а б о т а
учащихся.
Организует
работу
в
рабочей тетради (стр. 24)
Читают
стихотворение;
высказывают
предположения
о
птице;
р и с у ю т
рисунок
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
полно и точно
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации.
Познавательные:
находить и выбирать способ
решения проблемы.
VIII.
Рефлексия
деятельности
Ставит вопросы:
-Какие цели ставили?
-Удалось ли решить их?
- Что нового узнали?
-Где
можно
применить
новые знания?
О т в е ч а ю т
н а
вопросы.
Познавательные:
перерабатывать полученную
информацию.
Коммуникативные:
умение работать в
паре,слушать и понимать речь
других, умение договориться
Коммуникативные
уметь оформлять свои мысли в
устной форме
Личностные:
уметь выполнять самооценку
Сегодня информационные и Интернет-технологии проникли во все сферы
жизни и деятельности общества.
Гр а м о т н о е
и с п о л ь з о в а н и е
в о зм ож н о с т е й
с о в р е м е н н ы х
информационных технологий в начальной школе способствует: активизации
познавательной
деятельности;
повышению
качественной
успеваемости
школьников;
достижению
целей
обучения
с
помощью
современных
электронных учебных материалов, предназначенных для использования на
уроках
в
начальной
школе;
развитию
навыков
самообразования
и
самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности
обучения;
снижению
дидактических
затруднений
у
обучающихся;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
развитию
информационного
мышления
школьников,
формирование
информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков
работы
на
компьютере
обучающимися
начальной
школы
с
соблюдением
правил безопасности.
Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные
компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую
огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ проходят очень интересно, а дети
запоминают представленный материал намного легче и на высоком уровне.
Из этого можно сделать вывод, что качество знаний у обучающихся
повышается.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать
ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки
информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях
современного общества.