Напоминание

"2015 - год литературы в России"


Автор: Шут Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Зея, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "2015 - год литературы в России"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПЛАН открытого внеурочного мероприятия, посвящённого Году литературы ЦЕЛИ. Привитие интереса и любви к литературе, к чтению, расширение кругозора студентов в сфере литературного наследия, реализация творческого потенциала студентов. ВРЕМЯ. 17 декабря 2015 года МЕСТО. Актовый зал колледжа. ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИ. Мультимедийная установка, детали костюмов литературных героев, фотомонтаж ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. На экране – презентация со слайдами : фотоколлаж. Эмблема года литературы. Оформление сцены. Афоризм «Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)»
Блок 1. Вступление.

Слово учителя.
13 июня 2014 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году. "Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
Беседа.
1. Для чего нужна литература человеку? (Вариант ответа. Литература это человековедение. Она открывает мир природы, науки, описывает различные жизненные ситуации, ставит глобальные научные и нравственные проблемы, учит человечности, разуму и добру). 2. Что такое литература для современного общества? (Вариант ответа. Литература приобретает всё большее значение, так как без неё, к каким бы жанрам не относились произведения – невозможно получить образование, профессию, жизненный опыт, просто стать культурным и просвещенным человекм)
Блок 2. Мы – читатели.

Чтец.
*** Я книги выбираю с наслажденьем – На полках, в тишине библиотек, 1
То радость вдруг охватит, то волненье, Ведь книга каждая – как будто человек. Одна - стара, мудра, зачитана до дыр, В другой - все необычно, странно, ново. Мне книги открывают целый мир, За шагом шаг иду от слова к слову. На Севере могу я побывать И в тропиках - там, где растут бананы. Какая радость - открывать, читать Рассказы, сказки, повести, романы! Могу узнать, что было век назад, И что когда-нибудь, наверно, будет. О многом книги людям говорят, Во многом книги помогают людям. Л. Охотницкая
Блок 3-ий. Блиц-викторина
1. Задание аудитории. Назовите писателей, чьи портреты представлены на экране. 2. 2. Ответьте на вопросы: - Какой герой романа «Отцы и дети» читает на досуге поэму Пушкина «Цыганы» и играет на виолончели? (Николай Петрович Кирсанов) - Назовите жанр «Войны и мира». (Роман - эпопея) - Для кого из литературных героев был идеалом Наполеон? (Родион Раскольников. «Преступление и наказание» Ф.М Достоевского; Андрей Болконский, «Война и мир» Л.Н.Толстого) - Какому поэту принадлежат слова: «Я лиру посвятил народу своему» (Н.А.Некрасову). -
Учитель.
В России свято охраняются те места, где жили или родились великие поэты и писатели: это Пушкинский музей-заповедник Михайловское в Псковской области и седло Болдино в Нижегородской области, дома-музеи Чехова в Ялте, Москве, Таганроге и другие. Предлагаю вам совершить экскурсию в музей Ясная Поляна, где жил и создавал свои гениальные произведения великий Лев Николаевич Толстой. 2
Просмотр видеоролика Ясная Поляна.
Блок 4. «Галерея литературных героев».
Участники (1 курс) делятся на 3 команды. Для каждой из них группа «артистов» (2-ой курс) готовит инсценировки фрагментов изученных произведения. После каждого выступления команды отгадывают, какое произведение было представлено? Назовите автора, героев, какой эпизод романа (пьесы) вы увидели?
А.Островский, «Гроза»
Слайд-декорация Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не сдыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Кабанов. Я, маменька... Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь? Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе' не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. Кабанов. Да отсохни язык... Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. Кабанов. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте! Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. 3
Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь? Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас. Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! Кабанова. Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете. Кабанов. Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху. Кабанова. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе: у тебя жена молодая. Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею. Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю. Кабанов. Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю. Кабанова. Ну да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха. Кабанов. Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем. Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить. Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
И.С.Тургенев, по роману «Отцы и дети», фрагмент
Автор. Она возвращалась, садилась снова, брала веер, а он опять принимался болтать, весь проникнутый счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось 4
в ее словах; Юноша заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое... Она: С кем вы это стояли? Он: А вы его заметили? Не правда ли, какое у него славное лицо? Это … мой приятель. Автор. О своём приятеле он говорил так подробно и с таким восторгом, что она обернулась к нему и внимательно на него посмотрела. Между тем мазурка приближалась к концу. Герою стало жалко расстаться с своей дамой: он так хорошо провел с ней около часа! Правда, он в течение всего этого времени постоянно чувствовал, как будто она к нему снисходила, как будто ему следовало быть ей благодарным... но молодые сердца не тяготятся этим чувством. Музыка умолкла. Она. Merci… Вы обещали мне посетить меня, привезите же с собой и вашего приятеля. Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить. Автор. Губернатор подошел к даме, объявил, что ужин готов, и с озабоченным лицом подал ей руку. Уходя, она обернулась, чтобы в последний раз улыбнуться и кивнуть юноше. Он низко поклонился, посмотрел ей вслед (как строен показался ему ее стан, облитый сероватым блеском черного шелка!) и, подумав: «В это мгновенье она уже забыла о моем существовании», — почувствовал на душе какое-то изящное смирение... Б. — Ну что? — спросил Б А, как только тот вернулся к нему в уголок, — получил удовольствие? Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа — ой-ой-ой; да барин-то, кажется, дурак. Ну, а по-твоему, что она, точно — ой-ой-ой? А. Я этого определенья не совсем понимаю, — отвечал А Б. Вот еще! Какой невинный! А. В таком случае я не понимаю твоего барина. ОНА очень мила — бесспорно, но она так холодно и строго себя держит, что... Б В тихом омуте... ты знаешь! —. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое? А. Может быть, …я об этом судить не могу. Она желает с тобой познакомиться и просила меня, чтоб я привез тебя к ней. Б. Воображаю, как ты меня расписывал! Впрочем, ты поступил хорошо. Вези меня. Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» …, только у ней такие плечи, каких я не видывал давно. Автор. Его покоробило от цинизма приятеля, но — как это часто случается — он упрекнул своего приятеля не за то именно, что ему в нем не понравилось... А. Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса. Б Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. Автор. Разговор на этом прекратился. Оба молодых человека уехали тотчас после ужина.
По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
5 Инсценировка эпизода романа «Отцы и дети»

Автор.
Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика, который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался. Он встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
Н
. Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал герой.
С
.Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.
Н.
Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз… Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
С.
Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
Н.
Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну.
Автор
. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Гость тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
Н.
Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Соня неохотно что-то отвечала.
Н
. Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
С.
Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
С
. Ведь второй час.
Н
. Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.
Автор
. Опять все замолкло, но приезжий знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
Н.
Ах, боже мой! боже мой! что ж это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.
Андрей.
«И дела нет до моего существования!» —
Автор.
подумал герой в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него.
Андрей.
«И опять она! И как нарочно!» — думал он.
Автор
. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул. 6
Аудитория узнаёт эпизоды, представленных героев, называет авторов произведений.,
Блок 5 Мы- читатели..
Студенты представляют фото, ролики или презентации своих личных библиотек 1 «Я – читатель библиотеки» Доклад студентки, читательницы Зейской городской библиотеки с презентацией о библиотеке, её разделах, книгах, читательском выборе. 2..«Моя книжная полка». Презентация студента о своей домашней библиотеке, любимых книгах, систематизации литературы. 3 . «Мои литературные предпочтения». Презентация студентки о любимом поэте, С.Есенине, чтение наизусть любимых стихотворений «Письмо к женщине», «Заметался пожар голубой».
Рефлексия.
Вырабатывается коллективное обращение к читателям. Команды вписывает слоганы 1-ая команда –ЛИТЕРАТУРА 2-ая команда - КНИГА 3-я команда - ЧТЕНИЕ. 7


В раздел образования