Напоминание

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе


Автор: Вороная Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №100
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект открытого мероприятия по познавательно-

исследовательской деятельности в подготовительной

группе компенсирующей направленности по теме

«Воздух и его свойства»
Воспитатель высшей квалификационной категории Вороная Нина Александровна Таганрог 2015

Цель
: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи
: Воспитательные: 1. Воспитывать культуру общения. 2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. Образовательные: 1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей. Развивающие: 1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы
: 1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры) 2. Наглядные (Рассматривание картин) 3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы) 4. Использование ИКТ(прослушивание шума ветра и концерт духовых инстр.)
Материал:
стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички. Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу». Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки. Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа:
рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций,
экспериментирование Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. Как вы думаете, что это такое? А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать загадку: Через нос проходить в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. Правильно, молодцы, «ВОЗДУХ». -Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим) -А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения). -А можно жить без воздуха? (ответы детей) -Почему? (ответы детей) -А где есть воздух? (везде) Ребята, мы с вами знаем, что воздух есть везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, как воздух можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.
1.
Кто из вас, ребята,
видит
воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. -Как можно его обнаружить? (ответы) -А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет). А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? –
Почувствовать!
Вывод:
Воздух прозрачный, бесцветный; Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)
2. Воздух можно
не только почувствовать, но и
услышать
. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? ( Ветер, насос, и т.д.) Возьмите в руки резиновые игрушки. Сожмите. Вы слышите воздух? А в природе где можно услышать воздух?( Прослушивание шума ветра). Что это? (ответы детей). Что такое ветер? Откуда он берется?(ответы детей)Помахать веером: ветер это перемещение воздуха. Просмотр видео с духовым оркестром: слушание воздуха.
Вывод:
Воздух невидимый, бесцветный; его можно услышать; (Карточки- символы)
Физминутка
«Ветер дует нам в лицо».
3.
А какой
формы
воздух? Давайте уточним. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая). -Намокла ли салфетка? (нет, не намокла) -Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане) -А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод:
Воздух хоть и невидимый, но он занимает место. Можно еще раз убедиться в этом: надуть шарик, попробовать сдавить его. Упругий. Что в нем? (ответы детей). Еще опыт с бутылками: налить воду в бутылку через воронку. Что не пускает воду в бутылку?(ответы детей).Воздух принимает форму предмета в котором он находится. (Карточка-символ)
4.
Продолжим исследования. Узнаем, имеет ли воздух
вес.

Проведем небольшой опыт. Возьмите палку и два одинаковых воздушных шарика. Палку подвесьте ровно посередине, а по краям повесьте одинаково надутые шарики. Палка висит ровно, что значит, что шарики весят одинаково. Теперь проткните один из шариков иголкой, он лопнет и выпустит воздух. Что происходит с палкой? Она сразу же накренится в сторону надутого шарика, потому что он тяжелее пустого, а значит воздух даже имеет вес! А как вы думаете
, что легче: воздух или вода?
(ответы детей). Давайте убедимся. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды. Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. -Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды Отсюда
вывод: Воздух легче воды
. (Карточка -символ)
5.
Давайте
поиграем
. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку и работают, используя воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны. Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов. И так, мы провели с вами ряд опытов и много узнали интересного. Что вы можете рассказать о воздухе? (рассказ детей с использованием карточек- символов) - А как правильно нужно дышать? -При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек) Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
6.
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. -Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? . Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…) -Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль) Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. -Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей). -Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Итог.
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый. Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да. Человек может жить без воздуха. Нет, красный. Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да. Воздух тяжелее воды. Нет. Воздух можно почувствовать. Да. Воздух можно услышать. Да. Воздух имеет свою форму. Нет.


В раздел образования