Автор: Ежкова Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное казенное учреждение "Курганский дом ребенка специализированный" для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: Пальчиковая игра как метод коррекции отклонений в развитии речи детей при депривации.
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковая игра как метод коррекции отклонений в развитии
речи детей при депривации.
Целенаправленное и систематическое использование игр для развития мелкой
и общей моторики в Доме ребенка позволит заложить фундамент речевого
развития ребенка при социальной депривации, определяющего коррекцию его
общего развития в дошкольный период детства.
Развитие мелкой и общей моторики таит в себе неисчерпаемые возможности
для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо
как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.
Все воспитатели достаточно много знают о роли пальчиковых игр в развитии
речи и интеллекта у детей. Однако, в нашем случае, в условиях воспитания детей
в Доме ребенка, роль пальчиковых игр многократно увеличивается:
1.
игры уменьшают факторы сенсорной депривации;
2.
пальчиковые игры всегда эмоционально окрашены, их просто невозможно
проводить скучным, без эмоций голосом, поэтому они предупреждают, в
какой-то мере, эмоциональную депривацию;
3.
игры проводятся в группе или в подгруппе детей, младшие берут пример со
старших и стремятся делать как они, старшие дети могут играть в знакомую
пальчиковую игру самостоятельно, когда захотят, проявляя при этом
инициативу и самостоятельность, что способствует коррекции симптомов
социальной депривации.
Ребёнок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка
шевелит ушками», как «паучок бежит», «собачка лает», « птичка летит», и с
помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения.
Очень важно для развития речи то, что в пальчиковых играх все
подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и
неизменный порядок слов, рифма для малыша являются, как заклинание, чем –то
магическим, утешают и успокаивают.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные
впечатления, у него развивается внимательность и способность
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между
детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность.
Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не
требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только
знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти
игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в
поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.
Пальчиковые игры
для ребенка подбираются с учетом его возможностей и
постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев,
способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат
улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает
пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями,
становится более громкой, четкой, эмоциональной.