Напоминание

Реализация проектов по формированию образовательной среды в БУ ОО ДО "ЦДНВ "Исток" как условие повышения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ


Автор: Бургер Виктор Викторович
Должность: директор
Учебное заведение: БУ ОО ДО "Центр духовно-нравственного воспитания "Исток"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Реализация проектов по формированию образовательной среды в БУ ОО ДО "ЦДНВ "Исток" как условие повышения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Бургер Виктор Викторович,

директор бюджетного учреждения

Омской области дополнительного образования

«Центр духовно-нравственного воспитания «Исток»

Реализация проектов по формированию образовательной среды в

бюджетном учреждении Омской области дополнительного

образования «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток» как

условие повышения качества реализации дополнительных

общеобразовательных программ

Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования

«Центр духовно-нравственного воспитания «Исток» (далее – Центр «Исток»)

является

многопрофильным

учреждением,

реализующим

дополнительные

общеобразовательные программы художественной, социально-педагогической,

туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей.

Особенностью Центра «Исток» является включение в образовательный

процесс духовно-нравственного компонента, основанного на деятельности по

возрождению,

сохранению

и

трансляции

традиционных,

в

том

числе

православных,

ценностей.

Одновременно

с

реализацией

дополнительных

общеобразовательных

программ

Центр

«Исток»

выполняет

функцию

Регионального

ресурсного

центра,

главной

целью

которого

является

методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности

участников

образовательного

процесса

по

вопросам

духовно-нравственного

воспитания в образовательных организациях Омской области.

Анализируя

деятельность

учреждения

по

повышению

качества

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ,

пришли

к

выводу, что сегодня требуется качественно иной уровень управления развитием

организации.

И

в

основе

нового

качественного

подхода

к

управлению

развитием,

а

значит

повышением

качества

реализации

дополнительных

общеобразовательных программ, нами принят проектно-целевой подход.

Данный подход, с одной стороны, позволяет нам выступать собственно

площадкой

для

апробирования

проектов

по

формированию

новой

образовательной

среды

в

целях

повышения

качества

реализации

дополнительных общеобразовательных программ с использованием духовно-

нравственного

компонента,

с

другой

-

создавать

программно-методический

продукт и пространственно-образовательную среду, которые в последующем

возможно использовать другим образовательным организациям.

Учитывая

специализированную

направленность

деятельности

Центра

«Исток» проекты, реализуемые учреждением, направлены на проектирование

мотивирующей образовательной среды, как необходимого условия «социальной

ситуации развития» подрастающего поколения, что является одной из задач по

достижению целей Концепции развития дополнительного образования детей.

Одним

из

таких

проектов

является

поисково-творческий

проект

«Заповеди

добра».

Основная

цель

данного

проекта

заключается

в

формировании осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку через создание единых правил нравственного поведения в

коллективах

творческих

объединений,

формирование

системы

контроля

выполнения

общепринятых

правил,

системы

поощрения,

формирование

навыков проектной деятельности и командной работы в детских творческих

коллективах и осуществление нравственного самоконтроля. В ходе реализации

проекта,

воспитанники

в

рамках

коллективно-творческой

деятельности

под

руководством

педагогов

разрабатывают

свои

«Заповеди

добра».

Особенная

ценность

данного

проекта

заключается

в

том,

что

правила

поведения

вырабатываются и принимаются членами детского коллектива самостоятельно,

становясь,

таким

образом,

личностным

достоянием

каждого,

правилом

принятым, а не навязанным извне. В рамках проекта обучающиеся расширяют

представления о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смыла,

учатся

объяснять

свое

отношение

к

ним

и

делать

выбор

в

условиях

имитационного

моделирования

жизненных

ситуаций.

В

каче стве

опосредованного

результата

можно

назвать

формирование

коллектива

единомышленников детей и взрослых (не только педагогов, но и родителей),

живущих

по

одним

нравственным

принципам

и

нормам

и

сохранение

контингента обучающихся (когда коллектив выступает как ценность).

Следующий проект

который разработан и реализован в Центре

это

проект

«Православный

музейно-выставочный

комплекс

«Храни

традиции».

Цель

данного

проекта

заключается

в

создании

православной

развивающей

предметно-пространственной

среды,

обеспечивающей

приобщение

обучающихся к духовно-нравственным ценностям православной культуры. В

ходе реализации проекта в учреждении создана предметно-пространственная

структура православного храма. В музейно-выставочном комплексе, который

включает

выставочное,

музейно-храмовое,

лекционно-образовательное

пространства,

воспитанники

Центра

«Исток»,

участники

региональных

мероприятий,

знакомятся

с

устройством

православного

храма,

назначением

церковной

утвари,

ее

использованием

в

церковных

обрядах.

Здесь

же

организуются

выставки

творческих

работ

обучающихся

образовательных

организаций Омской области, проходят лекции и мастер-классы, родительские

гостиные,

уроки

«добра»,

направленные

на

формирование

уважительного

отношения к культурным нравственным ценностям, просвещение родителей в

вопросах семейного воспитания и т.п.

Проект

«Православный

музейно-выставочный

комплекс

«Храни

традиции» является первой и единственной образовательной площадкой такого

направления в учреждениях дополнительного образования Омской области. В

перспективе

планируется

создание

виртуальной

экскурсии

по

музейно-

выставочному

комплексу

и

размещение

ее

в

свободном

доступе

на

официальном

сайте

Центра,

что

существенно

расширит

его

активное

образовательное пространство, а также его использование в образовательном

процессе другими образовательными организациями области.

В

2018

году

в

Центре

«Исток»

дан

старт

образовательному

проекту

регионального уровня «Продюсерский центр «Светлое кино». Проект является

логическим продолжением регионального конкурса «Светлое кино», который

проводится

Центром

«Исток»

уже

несколько

лет

и

в

рамках

которого

творческие,

в

том

числе

и

семейные,

коллективы

представляли

фильмы

духовно-нравственной направленности. Продюсерский Центр «Светлое кино»

расширяет рамки конкурса. В ходе проекта запланирована серия обучающих

семинаров,

на

которых,

педагогические

работники

образовательных

организаций Омской области, представители семейных творческих коллективов

получат знания и технические навыки о процессе создания кинофильма - от

первоначальной идеи до готовой презентации творческого продукта.

Социальными партнерами в реализации проекта выступают факультет

культуры

и

искусств

ФГБОУ

ВО

«ОмГУ

им.

Ф.М.Достоевского»

и

гуманитарный фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А.И.Петрова,

информационную поддержку оказывает областная газета «Омская правда».

Главная

идея

проекта

-

создание

действительно

«светлого

кино»,

пропагандирующего

и

популяризирующего

традиционные

российские

культурные в том числе эстетические, нравственные и семейные ценности.

Считаем,

что

данный

проект

так

же

может

стать

основой

для

разработки

дополнительных

общеобразовательных

программ

в

образовательных

организациях Омской области.

В целом, реализация проектов по формированию образовательной среды

в

ц е л я х

п о в ы ш е н и я

кач е с т ва

р е а л и з а ц и и

д о п о л н и т е л ь н ы х

общеобразовательных

программ

способствует

укреплению

социальной

стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного

образования

ценностей

и

компетенций,

механизмов

межпоколенческой

и

межкультурной коммуникации, что является одним из ожидаемых результатов

реализации Концепции развития дополнительного образования детей.



В раздел образования