Напоминание

Картотека пальчиковых игр


Автор: Искакова Фарида Ахматовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45 "Волчок"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
Тема: Картотека пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№45 «Волчок»

Картотека

пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам

Подготовила: Искакова Ф.А.

Пояснительная записка

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее

воздействие.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития речи с

развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева показали влияние манипуляции рук на

функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Исследования

М.М.

Кольцовой

доказали,

что

каждый

палец

руки

имеет

довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие

тонких

движений

пальцев

рук

предшествует

появлению

артикуляции

слогов,

речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с

развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что

благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти

ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у

ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук

подойдет гимнастика для пальчиков.

В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти

зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь.

Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически

подключается и соседний.

Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно

совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж.

Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный,

успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к

другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.

Настоящая методическая разработка описывает ряд игр и упражнений,

нацеленных

на

развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук

у

детей

дошкольного

возраста.

Методическая разработка составлена на основе источников, приведенных в

списке литературы.

При составлении методической разработки я основывалась на важнейшем

дидактическом

принципе

развивающем

обучении

и

научном

положении

Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой

развитие. Воспитание и психо-физическое развитие не могут выступать как два

обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание

служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук целесообразно

использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Тема: «Детский сад»

Дружат в нашей группе

Хлопать в ладоши.

Девочки и мальчики.

Стучать кулачками друг по другу.

С вами мы подружим

Сжимать-разжимать пальцы.

Маленькие пальчики.

Касаться кончиками пальцев одновременно обеими руками.

Раз, два, три, четыре, пять –

Загибать пальцы обеих рук.

Начинай считать опять.

Сжимание-разжимание пальцев.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с

больших пальцев.

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

«Шагают» пальчики по столу

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку,

загибают по одному пальцу на строчку

Горох, петрушку и свеклу. Ох !

хлопок

Вот овощи спор завели на столе -

попеременные удары кулаками и ладонями

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка ? Капуста ? Морковка ?

загибают пальцы на обеих руках

Горох ? Петрушка и свекла ? Ох !

хлопок

Хозяйка тем временем ножик взяла

стучат ребром каждой ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,

загибают пальчики

Горох, петрушку и свеклу. Ох !

хлопок

Накрытые крышкой в душном горшке ладони складывают крест-накрест на столе

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка

Горох, петрушка и свекла. Ох !

хлопок

И суп овощной оказался неплох.

ПОДАРКИ ОСЕНИ

Ходит осень по полям. (Пальчики «шагают» по столу.)

Что ты осень, принесла нам? (Разводят руками в стороны.)

С нами поделилась ты?

Вот рябины кисти, вот орехи (Загибают по очереди пальцы на руках.)

спелые, вот вам подосиновики,

сыроежки синенькие.

А еще – тяжелые бронзовые (Сжимают пальцы в кулак и трясут ими.)

желуди.

Мой букет красив и ярок, (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Принесла его в подарок.

ОСЕНЬ

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки.)

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины, (Загибают в ритме каждой строчки

Листья осины, листики дуба мы по одному пальцу.)

соберем,

маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулаки.)

«Рябинка»

Зябнет рябинка, (раздвинув пальцы на руках,

Дрожит на ветру, (трясут руками).

Стынет на солнышке, мерзнет в жару (сжимают и разжимают пальцы рук)

Дайте рябинке пальто и ботинки:

Надо согреться, бедной рябинке. (соединяют руки вместе и дуют на них).

«День осенний на дворе»

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Осень»

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно

опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Дружная семейка

Раз уселась на скамейке/

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом — строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)

Семья

Кто приехал?

(пальцы обеих рук сложены вместе)

Мы, мы, мы!

(быстро хлопают кончики больших пальцев)

Мама, мама, это ты?

(хлопают кончики указательных)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Папа, папа, это ты?

(хлопают кончики средних)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Братец, братец, это ты?

(хлопают кончики безымянных)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Ах, сестричка, это ты?

(хлопают кончики мизинцев)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Все мы вместе, да, да, да!

(хлопаем в ладоши)

Осень золотая под зонтом гуляет,

Под зонтом гуляет – листья собирает:

Лист березовый, кленовый,

Вот – рябиновый, дубовый

И осиновый – багровый.

(Правая рука перед грудью, сжата в кулак – держит «зонтик»)

(«гуляем» указательным и средним пальцами левой руки)

(Загибаем поочередно пальцы правой руки по номерам.)

«Дружные ребята»

День народного единства

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы сейчас подружим

Маленькие пальчики. (подушечки всех пальцев одной руки одновременно

дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяем одноименные пальцы : большой с

большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание)

Мы закончили считать. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

«Птицы осенью»

Воробьи

Воробьи-воробушки,

(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)

Серенькие перышки!

(шевелят выпрямленными пальцами рук)

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

(погладить тыльные стороны рук поочередно)

Как бы нам поладить,

(хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить?

(потереть ладошки друг о друга)

Ворона

У вороны голова,

(руки на голове)

ва-ва-ва-ва

(четыре хлопка)

Клюв и крылья,

(руки у носа, «крылья»)

Хвостик, ноги,

(руки за спиной, топать)

оги-оги-оги-оги

(четыре хлопка).

«Домашние животные»

«Коготочки»

У Кошкиной дочки поджать подушечки пальцев правой руки

На лапках коготочки к верхней части ладошки. Большой палец

Ты их прятать не спеши прижать к указательному.

Пусть посмотрят малыши! Произносить громко «Мяу». Несколько раз

можно

Продолжать игру со второй рукой. В

заключении

Провести занятие двумя руками

«Козочка»

Шел старик дорогою, Идти пальчиками по столу, показать пальчиками

Нашел козу безрогою. Рога, постучать пальчиками по столу, снова

Давай коза, попрыгаем , показать рога, погрозить пальчиком.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

КОТЯТКИ

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

КОШКА И ГОРШОК С МОЛОКОМ

В кухне нашей под столом

Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой

руки кружок)

К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в

кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок:

- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой (крутим головой)

Налакалась молочка –

Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка

убежала)

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл

В огород поесть зашёл.

Указательные пальцы выпрямлены,

пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам -

Есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,

Опускаем подбородок.

А над головой - листва.

Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,

Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши.

Встаём на носочки, тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,

Поворачиваемся назад.

Впереди кусты цветут,

Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,

Справа - вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,

Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.

Крутимся.

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал.

Наклонив голову, убегаем от "пса".

ПОРОСЯТА

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым

из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,

Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом,

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами

Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе

"Чистим шёрстку".

Или спит.

Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.

Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.

«День матери»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

Все мамы хороши

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим

делать?

В снежки играть, на лыжах

Поочерёдно соединяют большой

палец с остальными

бегать,

На коньках по льду

кататься,

Вниз с горы на санках

мчаться.

: «День защитников Отечества».

«БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ» (пальчиковая гимнастика)

Пальцы эти все бойцы, Показать раскрытые ладони

Удалые молодцы.

Два-больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два-гвардейца-храбреца,

Два-сметливых молодца.

Два героя безымянных, Сжать пальцы в кулаки и поочередно

Но в работе очень рьяных!

разжимать пальцы на обеих руках

Два –мизинца-коротышки-

одновременно, начиная с больших.

Очень славные мальчишки!

«Праздник отцов» (пальчиковая гимнастика)

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»,

руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

«Капитан» (пальчиковая гимнастика)

Это – Мишка – капитан. (Сжимают и разжимают пальцы.)

Обошел он много стран. (Потирают ладони друг о друга)

Обошел он много стран.

Обошел их не пешком - (поочередно соединяют подушечки пальцев

обеих рук)

На кораблике с флажком.

«Мама» (пальчиковая гимнастика)

Мамочка – мама,

Милая моя, Поставив ладони друг перед

Мамочка – мама, другом, на каждый слог смыкают

Я люблю тебя. и размыкают сначала мизинцы.

На последний слог прижимают Подушечки больших пальцев друг к другу и губами

имитируют поцелуй.

«ЦВЕТОЧЕК ДЛЯ МАМОЧКИ» (пальчиковая гимнастика)

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

«НАШИ МАМЫ» (пальчиковая гимнастика)

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко

обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала

на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

«Вылезли на кочке».

Вылезли на кочке

мизинец

Мелкие грибочки:

безымянный

Грузди и горькушки,

средний - правая рука

Рыжики, волнушки.

указательный

Даже маленький пенек

большой

Удивленья скрыть не мог.

большой

Выросли опята,

указательный

Скользкие маслята,

средний – левая рука

Бледные поганки

безымянный

Встали на полянке

мизинец

Массаж или самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку –

разминание подушечки одного пальца.

«Котенок-глупыш».

Кусается сильно котенок-глупыш,

2

3

4

5

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

5

4

3 2

Но я же играю с тобою, малыш,

2 3 4 5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

5

4 3 2

Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем» ногтевые фаланги (от указательного

пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишья –

смена рук.

«Пять утят»

Пять утят плывут вперед,

На берегу их мама ждет,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут …

Трое утят плывут…

Двое утят плывут …

Вот один плывет вперед,

На берегу его мама ждет,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук – «мама-утка». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены

щепоткой.

Вторая

рука

утята.

Выполняют

волнообразные

движения

по

направлению

от

«Мамы-утки»

и

к

ней.

Количество

разогнутых

пальцев

соответствует количеству утят. Постепенно пальцы загибаются.

«В зоопарке мы бродили»

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины (обычно

она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги.

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам,

на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом

направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

«Чайник»

Привет, я – чайник

показываем руками толщину

Большой и толстый.

Вот моя ручка,

рука вбок,

А вот мой носик.

другую руку вверх и в сторону

Если буду кипеть,

хлопаем рукой на макушке

Я буду свистеть.

изображаем свист

С печки меня возьмешь,

наклоняемся в сторону, где рука-ручка

Чаю себе нальешь.

наклон в сторону, где рука – носик

«Мама-ежиха»

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж

ладоней

щеткой

для

волос

(на

ударные

слоги).

Не

исключается

и

самомассаж.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать

пальцы на обеих руках поочередно.

«Снегирь и сорока»

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили, по-прежнему, с нами,

Мы будем кормить их,

Конечно же, сами.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает

горошины по одной в другую кружку. Это ребенок может проделать одной рукой,

двумя

руками

одновременно,

двумя

руками

попеременно,

большим

и

средним

пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали вряд -

показываем ладонь

Десять крепеньких ребят.

сжимаем пальцы в кулак.

Эти два – всему указка,

показываем указательные пальцы

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,

демонстрируем средние пальцы

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны,

показываем безымянные пальцы

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки -

вытягиваем мизинцы

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них -

показываем большие пальцы

Два больших и удалых. остальные пальцы сжимаем в кулак

«Праздник».

Ждали праздника мы долго

трем ладошку о ладошку

Наконец пришла зима.

сжать кулаки, прижать их друг к другу

Наконец пришла зима,

В гости елку привела.

пальцы «идут» по столу, по коленкам

К елке все мы подошли,

Хороводы завели.

пальцы

показывают

елочку,

указательные

пальцы сгибаются.

Покружились, поплясали.

Круговые движения кистями рук.

Даже чуточку устали.

Кисти рук опустить, расслабить

Дед Мороз, скорей приди, ладони прижать друг к другу,

Нам подарки принеси. потом притянуть вперед.

«Погреемся»

Наши ручки замерзают,

кулачки крепко прижать друг к другу

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки. разжать кулачки, хлопать в ладоши

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

пальчики, чтобы их согреть,

Сильно надо растереть.

прижать ладони друг к другу, тереть

Пальчики мы согреваем, ладонь о ладонь

Их сжимаем, разжимаем.

греем руки круговыми движениями,

сжимаем и разжимаем кулачки.

«Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву

ладони лодочкой, волнообразные

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.

движения рук.

Парус подниму, синим морем поплыву.

поднять выпрямленные ладони

вверх

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. имитация движений волн и рыбок

«Мы тесто месили»

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим, и сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Насыпаем в кастрюлю 1-1,5 кг. Гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и

делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в

кулак большим пальцем к себе.

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить

подушечки

всех

пальцев

вместе,

движениями

пальцев

и

запястьев,

раскачивать

кисть

вправо,

влево:

вправо

пальцы

раздвинуть,

влево

мягко

соединить.

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, левая ладошка раскрыта, в правой

Пальцу больно, руке – воображаемая иголка; иголка

Пальцу колко. «шьет» и задевает кончик указательного пальца

на левой руке

А наперсток

правой рукой делаем такое же движение

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг !

Говорит иголке:

- Шей,

«Шьют»

А колоться ты не смей !

грозят указательным пальцем левой руки

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

дети ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший – это я

разжимают кулачки, начиная с мизинца

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

пальцы «бодро маршируют» по столу

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята

пальцы сжаты в кулак,

Просто так не попадешь.

указательный

вверх

и

покачивается

влево - вправо

Нужно быть умелыми, ладони вверх, пальцы растопырены,

Сильными и смелыми

сжимаются и разжимаются.

«Варежки»

Маша варежки надела:

сначала все пальцы растопырены,

«Ой, куда я пальчик дела ?»

потом большие прижимаются к ладони –

«прячутся»

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал

Маша варежку сняла:

большие пальцы выпрямить

«Поглядите ка, нашла».

Ищешь, ищешь, не найдешь.

сжать пальцы в кулак

«Здравствуй, пальчик,

Как живешь?»

большой палец отделить от кулака.

«Мамочка»

Мамочка, мамочка, поочередно загибаем пальчики правой

Любимая моя. руки, загибаем пальцы правой руки,

начиная с большого, затем то же на левой

руке.

Ведь ты знаешь, мамочка, правую руку сжать в кулак, ладошкой

Как я люблю тебя. левой крепко его обхватить

«Птичка»

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла. выпрямленные, соединенные мизинцы

изображают клюв

Птичка зернышки поела, соединенные мизинцы стучат по столу

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела, полетела! Кисти – скрещены, шевелятся - машет

крыльями

«Весенний дождик»

Дождик песенку поет,

Только кто ее поймет

пальцы постукивают по столу, сначала

быстро, потом - медленно

Не поймет ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

пальцы барабанят быстро

И зеленая трава,

И весенняя листва.

Лучше всех поймет зерно

пальцы стучат медленней и медленней

Прорастать начнет оно.

наконец, останавливаются

«Яблоня»

Яблоня! Яблоня! дети идут по кругу, взявшись за руки

Где же твои яблоки? в центре стоит ребенок-«яблоня»

Заморозил их мороз? дети останавливаются

Или ветер их унес? на каждую строку загибают пальцы

Или молния спалила? ребенок-«яблоня» отрицательно качает

головой

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? разводят руками, пожимают плечами

Не морозил их мороз,

И не ветер их унес, дети загибают по одному пальцу

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! дети разбегаются, «яблоня» бежит за ними,

«пятнает»

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки загибают на обеих руках пальцы

На ногах сапожки. по одному, начиная с большого

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, «шагают» по столу указательным и

средним пальцами обеих рук

Вот так,

Новые кроссовки.

«Алые цветы»

Наши алые цветки соединяем обе руки ладонями

друг к другу

Раскрывают лепестки. медленно раскрываем пальцы

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. медленно закрываем пальцы

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. покачиваем сложенными кистями

Тихо засыпают,

Головой качают.

«Классическая»

Раз цветочек, пальцы рук согнуты, крутим кистью

правой руки, изображая цветок

Два цветочек. то же самое, левой рукой

Ежики, ежики. кистями рук поочередно изображаем ежиков

Наковальня, молоточек. поочередно кулаками стучим друг об дружку

Ножницы, ножницы. движение ножниц

Бег на месте, бег на месте. ногами – бег на месте

Зайчики, зайчики. руками показываем заячьи уши

Ну-ка, дружно,

Ну-ка, вместе:

Девочки! девочки кричат: «Девочки!»

Мальчики! мальчики кричат: «Мальчики!»

«Божья коровка»

Божьей коровки папа идет. всеми пальцами правой руки

«шагать» по столу

Следом за папой мама идет. всеми пальцами левой руки

«шагать» по столу

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними малышки бредут. «шагаем» двумя руками одновременно

Красные юбочки носят они. поджать ладони, пальцы плотно сжаты

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день. изображать пальцами солнце

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень. спрятать пальцы в кулачки

«Бутончик»

Словно в бутончик собрал лепестки. горсткой собрать пальцы левой руки

Солнце свои посылает лучи пальцы раскрыты у левой руки

Утром под солнцем цветы раскрываются. пальцы на правой руке распрямляются

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

«У сосны, у пихты»

У сосны, у пихты, елки

Очень колки иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Даем ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или

щетку между ладонями.

«Акула»

Приплывали две севрюги, двумя ладонями изображают рыб

У них спины словно дуги. выгибают ладони тыльной стороной вверх

Налетели с двух сторон севрюги плывут навстречу друг другу

Ты, акула, выйди вон. делают толчок ладонями от груди

«Пчелки»

Домик маленький на елке, одна рука стоит на столе, пальцы растопырены

другая рука смыкает пальцы в кольцо

Дом для пчел, заглядываем в «улей»

А где же пчелки?

Надо в дом постучать, сжимаем кулаки и стучим друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки? стучим кулаками друг о друга

Стали вдруг вылетать: разводим руками, растопыриваем пальцы и

шевелим ими (пчелки летают)

Раз, два, три, четыре, пять!

«Ягоды»

С ветки ягоды снимаю левая рука согнута в локте и поднята на

И в лукошко собираю уровне лица. Кисть опущена

Ягод – полное лукошко! (пальцы – «ветки»)

Я попробую немножко. Правой рукой (пальцы собраны в щепотку)

Я поем еще чуть-чуть - «снимаем ягоды»

Легче будет к дому путь.

Список литературы:

1.

Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. Из детства — в

отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию

здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. - М: Просвещение. 2011г

2.

Н.В. Нищеева «Пальчиковае игры», СПб, издательство «Детство – Пресс»,

2010.

3.

О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь!», СПб, издательство

«Литера», 2011.

4.

В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Издательство: Лань,

2005

5.

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

Картотека пальчиковых игр.

6.

3. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и

родителей. Изд. Мозайка- Синтез.

7.

4. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6-7

лет.

8.

5.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Изд.Литера 2009.



В раздел образования