Напоминание

"Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста, как важное средство воспитания и обучения дошкольников"


Авторы: Майорова Светлана Васильевна, Чайкина Светлана Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста, как важное средство воспитания и обучения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Белоус Лариса Владимировна

преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко»

Майорова Светлана Васильевна

преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко»

Чайкина Светлана Вячеславовна

преподаватель хоровых дисциплин

МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко»

город Красноярск

«

Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста,

как важное средство воспитания и обучения дошкольников

»

Из опыта работы отделения Раннего эстетического развития

МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко».

Дошкольный период – самый благодатный период для восприятия и познания всего

нового. Подготовка, полученная ребёнком в дошкольный период, помогает быстрее и успешнее

учиться дальше.

Дети, занимающиеся разными видами искусств, с раннего возраста более эмоциональны,

восприимчивы, отзывчивы. В процессе занятий у них развивается интеллект, логика, память,

речевое мышление, расширяется кругозор, накапливается определённый багаж знаний, умений,

навыков, которые они могут использовать при дальнейшем обучении.

Отделение раннего эстетического развития существует в ДМШ № 7 много лет и одной из

первостепенных задач этого отделения является выявление способностей и возможностей

ребёнка в раннем возрасте, обогащение его духовного мира.

Хочется сказать теплые слова о педагогах, о тех, кто работает с малышами. Это - зав.

отделением Майорова С.В., преподаватель «Ритмики» - Бенгард А.Г., концертмейстер в классе

«Ритмики» - Нанактаева А.А., преподаватель предмета «Развитие музыкальных способностей»

- Катрюк А.В. и Скребкова К.Ю.., преподаватель Рисунка и Художественного труда - Прудников

Д.В., преподаватель предмета «Риторика» - Аклевкина А.В., преподаватель по предметам

Развитие речи и Логика – Хайдаршина С.Х. Это они на протяжении нескольких лет обучения на

эстетическом отделении воспитывают маленьких учеников своими знаниями и любовью,

развивают их способности и возможности, помогают определиться с выбором.

Это своеобразный дом творчества, где каждый ребенок имеет возможность проявить

свои способности в различных видах деятельности, сформировать свои вкусы и идеалы. Здесь

есть сфера творчества для любого малыша, это маленькая планета, где не бывает скучно. На

отделении дошкольники получают комплексное эстетическое развитие, так что у родителей есть

возможность определить - что больше нравится ребенку – петь, танцевать, рисовать или играть

на музыкальных инструментах. Ведь заканчивая отделение раннего эстетического развития,

многие из наших выпускников снова приходят в школу и продолжают заниматься на различных

отделениях.

Задачи работы отделения:

Обогащение духовного мира ребёнка;

Приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;

Развитие общих и специальных способностей дошкольника, овладение навыками учебной

деятельности;

Формирование художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного

отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и

потребности в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Развитие музыкальных способностей

Занятия способствуют:

формированию двигательных умений и навыков;

сохранению и укреплению здоровья детей;

развитию у детей эмоциональной отзывчивости;

начальному освоению детьми элементов музыкальной речи,

уроки нацелены и на пробуждение интереса к пению, формирование первоначальных певческих

навыков (артикуляция, дикция, дыхание).

Поскольку музыка обогащает умственно, совершенствует логическое мышление, язык и

речь, способствует развитию социально ценных качеств человека, делает его

дисциплинированным, то при занятиях музыкой и искусством вообще, создаются предпосылки

для оптимизации и гармонизации работы мозга ребенка.

Наиболее доступным видом музыкальной деятельности является пение. Музыка и речь -

психологические родственники, именно поэтому пение до сих пор помогает развитию речи и

даже лечит детей с затруднениями в освоении речи и чтения. Пение попевок и песенок с

постепенно расширяющимся диапазоном позволяет научить правильному, чистому

интонированию практически всех детей, но для достижения положительного результата разным

детям требуется различное время в зависимости от природной одаренности. Постепенно

дошкольник приобретает способность воспринимать высоту звука и ритм в мелодической

структуре, чувствует ее выразительность, умеет выделять и усваивать разнообразные мелодии.

Хотя в музыкальном воспитании наиболее значительную роль играет пение, высокий

уровень музыкальности может быть достигнут лишь при соответствующем сочетании пения с

другими видами музыкальной деятельности. На занятиях по музыкальному воспитанию

развивается умение слушать и понимать музыку, а также чувство ритма и навыки элементарного

музицирования. Трудно переоценить необходимость развития ритма и слуха как

доинструментального воспитания будущих музыкантов. Швейцарский педагог Жак - Эмиль

Далькроз отмечал: «Бесполезно начинать обучение ребенка игре на инструменте, прежде чем у

него не обнаружатся природные или приобретенные чувства ритма и звука.». Развитие этих

чувств необходимо для занятия всеми видами искусств, но музыкой прежде всего, и к 6 годам

создает прочную базу для занятий специализацией (игре на каком - либо инструменте и

сольфеджио).

Рисунок и Художественный труд

Занятия позволяют сформировать у детей дошкольного возраста эстетическое

отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности

(рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство).

Воспитать художественный вкус и чувство гармонии.

Ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной

выразительности.

Развитие речи и Логика

Занятия способствуют развитию мышления детей, осознанного восприятия явлений

окружающего мира на уровне понимания и переживания, формированию связной речи,

формированию математических представлений. При этом формирование навыков чтения,

например, не является самостоятельной целью обучения, а служит способом развития

мышления ребенка. Кроме того, оно проходит в виде пения складов-песенок, рисования букв,

изображения их движениями тела, прохлопывания ритма слов и другими специфическими

способами, связанными с различными видами искусства. Таким образом, практически любая

тема занятия, какой бы отвлеченной от искусства она не казалась, на самом деле тесно с ним

связана. И в этом одна из особенностей общеразвивающих занятий в ДМШ.

Результатом занятий должна стать психическая и эмоциональная готовность детей к

дальнейшему сложному процессу обучения в школе искусств.

Ритмика

Занятия воспитывают эстетическое отношение к действительности, формируют

художественно – творческие исполнительские способности учащихся, способствуют развитию

воображения, умение передать характер музыки и содержание образа движений.

«Ритмика» - предмет, включающий в себя развивающие игры, гимнастику, интонационно-

ритмические упражнения, ознакомление с окружающим миром. Занятия ритмикой необходимы

для развития координации движений, пластики тела, чувства ритма, умения двигаться под

музыку.

Занятия на отделении РЭР проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 25

минут. Наполняемость групп – 8-10 человек, На занятиях по ритмике предусмотрен

концертмейстер.

Преподаватели в живой игровой форме закладывают основы различных знаний, умений

и навыков, развивают внимание, координацию, слух, чувство ритма, расширяют кругозор

учащихся. Дети двигаются под музыку, читают веселые стихи, скороговорки, поют, отгадывают

загадки. Через любовь к музыке дети учатся творчески выражать себя в жизни.

Отделение развивается динамично, оно популярно среди родителей, контингент

стабильно растет, в прошлом году он составил 60 человек.

Особой страницей нашей работы являются ежемесячные концерты учащихся нашей

школы, проводимые в рамках серии уроков – концертов «Музыка вокруг нас» - специализация

для учащихся, готовящихся к поступлению на одно из отделений ДМШ.

Так же ежемесячно на отделении проводятся открытые уроки для родителей.

Преподаватели показывают все формы работы, которые используются в образовательном

процессе. Эта форма занятий завоевала симпатии детей, родителей, ведь у каждого ребенка есть

возможность самовыражения, показать, что он умеет, чему научился.

Хотелось бы поблагодарить и родителей наших учеников, которые всегда поддерживают

все наши начинания, с которыми мы всегда находим общий язык. У нас одно общее желание,

чтобы наши дети разносторонне развивались и то время, что они занимались у нас, осталось в

памяти как счастливая и радостная пора, пора их первых в жизни успехов, чтобы это был

хороший старт в большую жизнь.

8-летний опыт работы с дошкольниками на РЭР показывает эффективность сложившейся

системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей и

подготовке их к обучению в ДМШ.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и

индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается приобщение к культуре и

общечеловеческим ценностям.

Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным

средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органического вхождения

ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и

искусства.

Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к

обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной

творческой деятельности.

До 90% детей, окончивших отделение раннего эстетического развития, находят свое

место в ДМШ, и это не только идет на пользу ребенку, но и обеспечивает школе достойное

пополнение контингента.



В раздел образования