Авторы: Майорова Светлана Васильевна, Чайкина Светлана Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста, как важное средство воспитания и обучения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Белоус Лариса Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко»
Майорова Светлана Васильевна
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко»
Чайкина Светлана Вячеславовна
преподаватель хоровых дисциплин
МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко»
город Красноярск
«
Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста,
как важное средство воспитания и обучения дошкольников
»
Из опыта работы отделения Раннего эстетического развития
МБУДО «ДМШ №7 им. П.К. Марченко».
Дошкольный период – самый благодатный период для восприятия и познания всего
нового. Подготовка, полученная ребёнком в дошкольный период, помогает быстрее и успешнее
учиться дальше.
Дети, занимающиеся разными видами искусств, с раннего возраста более эмоциональны,
восприимчивы, отзывчивы. В процессе занятий у них развивается интеллект, логика, память,
речевое мышление, расширяется кругозор, накапливается определённый багаж знаний, умений,
навыков, которые они могут использовать при дальнейшем обучении.
Отделение раннего эстетического развития существует в ДМШ № 7 много лет и одной из
первостепенных задач этого отделения является выявление способностей и возможностей
ребёнка в раннем возрасте, обогащение его духовного мира.
Хочется сказать теплые слова о педагогах, о тех, кто работает с малышами. Это - зав.
отделением Майорова С.В., преподаватель «Ритмики» - Бенгард А.Г., концертмейстер в классе
«Ритмики» - Нанактаева А.А., преподаватель предмета «Развитие музыкальных способностей»
- Катрюк А.В. и Скребкова К.Ю.., преподаватель Рисунка и Художественного труда - Прудников
Д.В., преподаватель предмета «Риторика» - Аклевкина А.В., преподаватель по предметам
Развитие речи и Логика – Хайдаршина С.Х. Это они на протяжении нескольких лет обучения на
эстетическом отделении воспитывают маленьких учеников своими знаниями и любовью,
развивают их способности и возможности, помогают определиться с выбором.
Это своеобразный дом творчества, где каждый ребенок имеет возможность проявить
свои способности в различных видах деятельности, сформировать свои вкусы и идеалы. Здесь
есть сфера творчества для любого малыша, это маленькая планета, где не бывает скучно. На
отделении дошкольники получают комплексное эстетическое развитие, так что у родителей есть
возможность определить - что больше нравится ребенку – петь, танцевать, рисовать или играть
на музыкальных инструментах. Ведь заканчивая отделение раннего эстетического развития,
многие из наших выпускников снова приходят в школу и продолжают заниматься на различных
отделениях.
Задачи работы отделения:
Обогащение духовного мира ребёнка;
Приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;
Развитие общих и специальных способностей дошкольника, овладение навыками учебной
деятельности;
Формирование художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного
отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и
потребности в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Развитие музыкальных способностей
Занятия способствуют:
формированию двигательных умений и навыков;
сохранению и укреплению здоровья детей;
развитию у детей эмоциональной отзывчивости;
начальному освоению детьми элементов музыкальной речи,
уроки нацелены и на пробуждение интереса к пению, формирование первоначальных певческих
навыков (артикуляция, дикция, дыхание).
Поскольку музыка обогащает умственно, совершенствует логическое мышление, язык и
речь, способствует развитию социально ценных качеств человека, делает его
дисциплинированным, то при занятиях музыкой и искусством вообще, создаются предпосылки
для оптимизации и гармонизации работы мозга ребенка.
Наиболее доступным видом музыкальной деятельности является пение. Музыка и речь -
психологические родственники, именно поэтому пение до сих пор помогает развитию речи и
даже лечит детей с затруднениями в освоении речи и чтения. Пение попевок и песенок с
постепенно расширяющимся диапазоном позволяет научить правильному, чистому
интонированию практически всех детей, но для достижения положительного результата разным
детям требуется различное время в зависимости от природной одаренности. Постепенно
дошкольник приобретает способность воспринимать высоту звука и ритм в мелодической
структуре, чувствует ее выразительность, умеет выделять и усваивать разнообразные мелодии.
Хотя в музыкальном воспитании наиболее значительную роль играет пение, высокий
уровень музыкальности может быть достигнут лишь при соответствующем сочетании пения с
другими видами музыкальной деятельности. На занятиях по музыкальному воспитанию
развивается умение слушать и понимать музыку, а также чувство ритма и навыки элементарного
музицирования. Трудно переоценить необходимость развития ритма и слуха как
доинструментального воспитания будущих музыкантов. Швейцарский педагог Жак - Эмиль
Далькроз отмечал: «Бесполезно начинать обучение ребенка игре на инструменте, прежде чем у
него не обнаружатся природные или приобретенные чувства ритма и звука.». Развитие этих
чувств необходимо для занятия всеми видами искусств, но музыкой прежде всего, и к 6 годам
создает прочную базу для занятий специализацией (игре на каком - либо инструменте и
сольфеджио).
Рисунок и Художественный труд
Занятия позволяют сформировать у детей дошкольного возраста эстетическое
отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности
(рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство).
Воспитать художественный вкус и чувство гармонии.
Ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной
выразительности.
Развитие речи и Логика
Занятия способствуют развитию мышления детей, осознанного восприятия явлений
окружающего мира на уровне понимания и переживания, формированию связной речи,
формированию математических представлений. При этом формирование навыков чтения,
например, не является самостоятельной целью обучения, а служит способом развития
мышления ребенка. Кроме того, оно проходит в виде пения складов-песенок, рисования букв,
изображения их движениями тела, прохлопывания ритма слов и другими специфическими
способами, связанными с различными видами искусства. Таким образом, практически любая
тема занятия, какой бы отвлеченной от искусства она не казалась, на самом деле тесно с ним
связана. И в этом одна из особенностей общеразвивающих занятий в ДМШ.
Результатом занятий должна стать психическая и эмоциональная готовность детей к
дальнейшему сложному процессу обучения в школе искусств.
Ритмика
Занятия воспитывают эстетическое отношение к действительности, формируют
художественно – творческие исполнительские способности учащихся, способствуют развитию
воображения, умение передать характер музыки и содержание образа движений.
«Ритмика» - предмет, включающий в себя развивающие игры, гимнастику, интонационно-
ритмические упражнения, ознакомление с окружающим миром. Занятия ритмикой необходимы
для развития координации движений, пластики тела, чувства ритма, умения двигаться под
музыку.
Занятия на отделении РЭР проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 25
минут. Наполняемость групп – 8-10 человек, На занятиях по ритмике предусмотрен
концертмейстер.
Преподаватели в живой игровой форме закладывают основы различных знаний, умений
и навыков, развивают внимание, координацию, слух, чувство ритма, расширяют кругозор
учащихся. Дети двигаются под музыку, читают веселые стихи, скороговорки, поют, отгадывают
загадки. Через любовь к музыке дети учатся творчески выражать себя в жизни.
Отделение развивается динамично, оно популярно среди родителей, контингент
стабильно растет, в прошлом году он составил 60 человек.
Особой страницей нашей работы являются ежемесячные концерты учащихся нашей
школы, проводимые в рамках серии уроков – концертов «Музыка вокруг нас» - специализация
для учащихся, готовящихся к поступлению на одно из отделений ДМШ.
Так же ежемесячно на отделении проводятся открытые уроки для родителей.
Преподаватели показывают все формы работы, которые используются в образовательном
процессе. Эта форма занятий завоевала симпатии детей, родителей, ведь у каждого ребенка есть
возможность самовыражения, показать, что он умеет, чему научился.
Хотелось бы поблагодарить и родителей наших учеников, которые всегда поддерживают
все наши начинания, с которыми мы всегда находим общий язык. У нас одно общее желание,
чтобы наши дети разносторонне развивались и то время, что они занимались у нас, осталось в
памяти как счастливая и радостная пора, пора их первых в жизни успехов, чтобы это был
хороший старт в большую жизнь.
8-летний опыт работы с дошкольниками на РЭР показывает эффективность сложившейся
системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей и
подготовке их к обучению в ДМШ.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и
индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается приобщение к культуре и
общечеловеческим ценностям.
Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным
средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органического вхождения
ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и
искусства.
Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к
обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной
творческой деятельности.
До 90% детей, окончивших отделение раннего эстетического развития, находят свое
место в ДМШ, и это не только идет на пользу ребенку, но и обеспечивает школе достойное
пополнение контингента.