Напоминание

"Кейс-технологии на уроках немецкого и английского языков"


Автор: Чернова Анна Павловна
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: МОУ гимназия №12
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Кейс-технологии на уроках немецкого и английского языков"
Раздел: среднее образование





Назад




Кейс- технолоии.

Кейс- технолоии.

В последнее время в российской школе широко распространяются активные методы

В последнее время в российской школе широко распространяются активные методы

обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. При

обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. При

активном обучении обычно используются разные технологии. Например, при игровом

активном обучении обычно используются разные технологии. Например, при игровом

проектировании участники занятия объединяются в небольшие группы для работы над

проектировании участники занятия объединяются в небольшие группы для работы над

проектом. Результаты сравниваются во время презентации каждого проекта на межгрупповом

проектом. Результаты сравниваются во время презентации каждого проекта на межгрупповом

пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и подходы. В мастер-классе, в творческой

пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и подходы. В мастер-классе, в творческой

лаборатории преподавателя учащиеся анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому

лаборатории преподавателя учащиеся анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому

предназначению ситуации-кейсы. На тренингах разыгрываются инсценировки, ситуации в

предназначению ситуации-кейсы. На тренингах разыгрываются инсценировки, ситуации в

ролях, отслеживаются видеозаписи. В комплексе такого рода интерактивные технологии

ролях, отслеживаются видеозаписи. В комплексе такого рода интерактивные технологии

относятся к кейс-технологиям или методу анализа ситуаций. Существуют различные виды

относятся к кейс-технологиям или методу анализа ситуаций. Существуют различные виды

кейсов:

кейсов:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что

делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время)

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы ).

Существует ряд методов кейс-технологии.

Существует ряд методов кейс-технологии.

1) Метод инцидентов.

1) Метод инцидентов. В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель

метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его

работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые

получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по

типу: «Случилось…» или «Произошло...».

2)

Игровое проектирование.

Игровое проектирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно

разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проекти-

рование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, твор-

ческий, аналитический, прогностический.

3) Ситуационно-ролевая игра.

3) Ситуационно-ролевая игра.

Цель

-

в

виде

инсценировки

создать

перед

аудиторией

правдивую

историческую,

правовую,

социально-психологическую

ситуацию

и

затем

дать

возможность

оценить

поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки —

ролевая игра.

4) Метод дискуссии.

4) Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее

определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся

групповые и межгрупповые дискуссии

5) Кейс – стади.

5) Кейс – стади.

Цель метода кейс-стади

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать

представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое реше-

ние, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Использование кейс – стади

Использование кейс – стади :

•позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;

•помогает

получить

знания

по

тем

дисциплинам,

где

нет

однозначного

ответа

на

поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени

истинности;

•школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения

проблемы и поиска истины;

•преодолевает

классический

дефект

обучения,

связанный

с

«сухостью»,

не

эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы

в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать

театральный спектакль.

Как

в

любом

увлекательном

повествовании,

в

кейсе,

дабы

вызвать познавательную

активность учащихся, должны присутствовать:

• введение,

цель

которого

вызвать

интерес

к

предлагаемому

материалу,

продемонстрировать

практическую

ценность

и

связь

с

изучаемым

материалом

(дисциплиной, темой);

• гла в н а я

ч а с т ь ,

кото р а я

с од е р ж и т

о п и с а н и е

п р о бле м н о й

с и т у а ц и и ,

н е о бход и м ы е

с с ы л к и ,

с о от в е т с т ву ю щ и е

ц и т ат ы ,

х а р а к т е р и с т и к и

действующих

лиц,

представление

о

внутренних

и

внешних

взаимосвязях

и

взаимозависимостях;

• заключение,

где

приводят ся

обобщения,

описывает ся

а к т у а л ь н о с т ь

и

з н ач и м о с т ь

п р о бл е м ы ,

а к ц е н т и ру ют с я

о г р а н и ч е н и я ,

в л и я ю щ и е

на возможности разрешения проблемы.

Задачи

учителя: 1)

подбор

материала

для

кейса;

2)

направление

беседы

или

дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов; 3) контроль за

временем работы; 3) побуждение школьников к отказу от поверхностного мышления.

Преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать

ссылки на соответствующую литературу.

Задача

учащихся - разрешить поставленную перед ними проблему и получить

реакцию окружающих (других учащихся и педагога) на свои действия. При этом им нужно

помнить, что возможны разные способы решения проблемы.

Структура обучения методом кейсов.

Фаза

работы

Действия преподавателя

Действия школьника

До занятия

1. Подбирает кейс

2. определяет основные и

вспомогательные материалы для

подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий

занятия.

1.

Получает

кейс

и

список

рекомендаций.

2. Индивидуально готовится

к занятию.

В о

в р е м я

занятия

1.Организует

предварительное

обсуждение

кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением

кейса в группах, обеспечивая их

дополнительными сведениями.

1 .

З а д а е т

в о п р о с ы ,

углубляющие

понимание

кейса

и

проблемы.

2.

Разрабатывает

варианты

решений,

слушает,

что

говорят

другие.

3.

Принимает

решение

или

участвует в принятии решения.

После

занятия

1 .

О ц е н и в а е т

р а б о т у

школьников.

2.

Оценивает

принятые

решения

или

поставленные

вопросы.

Составляет

письменный

отчет о занятии по данной теме.

Технология организации (или модерация) деятельности по методу кейсов.

Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3 – 5

человек.

Каждая

команда

выбирает

руководителя

(модератора).

На

нем

лежит

ответственность

за

организацию

работы

группы,

распределении

вопросов

между

участниками

и

окончательные

решения.

После

завершения

работы

модератор

делает

доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей группы.

Способы организации работы:

1)каждая группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических

занятий;

2)все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между

собой в поиске оптимальных решений.

Последовательность работы над кейсом рекомендуется следующая:

1)

записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель;

2)

записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;

3)

по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;

4)

формулируется результатирующее мнение, которое и будет являться решением

задачи;

5)

представление

результатов

работы

над

темой

(подготовка

резюме

объемом

примерно в одну страницу) и обсуждение (собственно модерация – открытый

обмен мнениями);

6)

подведение итогов работы над темой учителем.

Метод кейсов требует, чтобы

1)

ученик посетил несколько занятий, проводимых по данной технологии;

2)

ученик показал свою заинтересованность и подготовку к занятиям,

3)

ученик в определенное время выступил в роли модератора.

Использование кейсов

Использование кейсов

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для

различных целей. Кейс – обучение может быть в виде открытой дискуссии(руководимой

или свободной) или в виде опроса(презентации). Он может быть индивидуальным и

групповым.

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов с предваритель-

ной подготовкой или без неё. Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом,

он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставлен-

ные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть

достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.



В раздел образования