Напоминание

"Основы взаимодействия ДОО и семьи"


Автор: Кошилева Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Уголек"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основы взаимодействия ДОО и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
Обновление системы дошкольного воспитания невозможно без тесной связи между детским учреждением и семьей. Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В основу работы МБДОУ положено осуществление индивидуального подхода в развитии и воспитании ребенка, четкая ориентировка на развитие его творческих способностей. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего опыта и учете его субъективного опыта. Ориентация на техниче ское и художественное творчество воспитанников возможно в любом виде деятельности, через призму приоритетного направления рассматриваются все н ап р а вл ения в о с п и т а н и я и р а з в и т и я д е т е й в дошкольном учреждении. Отличительная черта воспитательно-образовательного процесса в том, чтобы кажд ы й в о с п и т а н н и к м ож е т р е а л и з о в ат ь с е бя , с в о и индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности. В МБДОУ обеспечивается психологический комфорт воспитанников, создается атмосфера педагогического оптимизма, ориентация на успех. В помещении детского сада создана картинная галерея, в группах имеются тематические альбомы по живописи, видам народного прикладного искусства. В каждой возрастной группе предусмотрена работа по ознакомлению с искусством (живопись, литература, архитектура, музыка) в совместной деятельности. Реализация приоритетного направления происходит через специально организованные формы деятельности детей, педагогов и родителей. Ежемесячно проводятся показы театральных постановок, филармоний различных детских театров страны. Дети имеют возможность бесплатно посещать кружки «Фа-солька», «Каблучок». Занятия проводятся опытными педаго- гами один раз в неделю. Дети старших групп регулярно посещают детскую библиотеку, где все участники образовательного процесса имеют право ознакомиться с книжными новинками, участвовать в тематических мероприятиях, организуемых сотрудниками библиотеки. Изучая современную семью, мы убедились в необходимости дифференцированного подхода к работе с родителями с учетом таких общепедагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр. Каждая семья
индивидуальна, в ней существуют определенные семейные традиции с опорой на возможности, интересы, способности членов семьи. Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогиче ских з н а н и й , практическими навыками и умениями педагогической деятельности. В кач е стве выявления уровня педагогической культуры воспитателей и степени участия родителей в воспитании детей мы использовали анкетирование, мастер-классы, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. В зависимости от категорий родителей педагоги использовали такие новые активные формы работы, как круглый стол, акции, совместные викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов» и др. Перед каждой встречей организовывали просмотры различных в и д о в деятельности, согласно теме. Используемые многообразные ф о р м ы в о зд е й с т в и и о с н о в ы в а л и с ь н а д о в е р и и . Организация взаимодействия направл я л а с ь н а о с у щ е с т вл е н и е п е д а г о г и к и сот рудниче ства во спит ателей и родител е й , н а п о в ы ш е н и е профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом сов ременных требований педагогической пропаганды. Для того чтобы выявить методы активизации родителей, мы подробно рассмотрели все стороны общения педагога с родителями. Прежде чем активизировать человека на позитивный контакт, следует как можно лучше познать его, а это значит, сформировать представление о нем, включающее характеристики его внешности, ха р а кт ера, способностях; сведения о его отношении к различным сторонам дейст- вительности, к себе и к другим людям. От того, насколько полным и точным будет представление о собеседнике, зависит выбор методов его активизации на контакт. По данным современных исследований, от 50 до 90% информации о человеке мы получаем с помощью невербальных средств общения. Мимика, жесты, позы — вот те яркие средства выразительности, которые расскажут нам об отношении, настроении наших собеседников. При общении с родителями использовались упражнения на закрепление умений распознавать эти чувства («В мире животных», «Сообщение», «Говорящее тело»). С учетом настроения, активности, заинтересованности родителей выбирались методы их активизации на коллективных мероприятиях, Эти
методы направлялись на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Использовались современные методы активизации родителей. 1) « М о з г о в о й ш т у р м » - м е т о д к о ллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга. 2) «Коллективная запись». Участники, независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в «записную книжку» свои соображения. Затем передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение 3) Эвристические вопросы. К ним относятся семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Родители получают новый интересный взгляд на любую проблему. 4) Мини-эксперимент. Это позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и исп ол ь зо ват ь и н т е л л е ктуа л ь н ы е ч у в с т ва родителей ( и н т е р е с , любопытство). 5) Метод игрового моделирования поведения. В условиях игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают с т е р е о т и п ы в своем поведении, что может с п о с о б с т в о ват ь освобождению от них. Помимо рассмотренных с помощью психолога вводили элементы тренинга. В частности, упражнения на релаксацию. Это важно как для родителей, так и для педагогов, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой («Дыхание», «Внутренний луч», «Дерево»). Как же привлечь родителей, заинтересовать совместной деятельностью с собственными детьми? Мы попытались решить эту проблему. 1. Создание соответствующей уместной и благоприятной воспитательной ситуации, чтобы уместно и результативно организовать работу по художественно-эстетическому воспитанию с детьми. Перестройка традиционной схемы взаимодействия с семьей в сторону паритетного и партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни ребенка. Девизом подобного взаимодействия выступило следующее утверждение: «Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи».


В раздел образования