Автор: Кошилева Наталья Анатольевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Уголек" Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Основы взаимодействия ДОО и семьи" Раздел: дошкольное образование
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
Обновление
системы
дошкольного
воспитания
невозможно
без
тесной
связи
между
детским
учреждением и семьей. Одной из основных
задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития ребенка.
В основу работы МБДОУ положено осуществление индивидуального
подхода
в
развитии
и
воспитании
ребенка,
четкая
ориентировка
на
развитие
его
творческих
способностей.
Взаимодействие
с
ребенком
основывается
на
признании
его
предшествующего
опыта
и
учете
его
субъективного опыта.
Ориентация
на
техниче ское
и
художественное
творчество
воспитанников возможно
в
любом
виде
деятельности, через
призму
приоритетного
направления
рассматриваются
все
н ап р а вл ения
в о с п и т а н и я
и
р а з в и т и я
д е т е й
в дошкольном
учреждении.
Отличительная
черта
воспитательно-образовательного
процесса
в
том,
чтобы
кажд ы й
в о с п и т а н н и к
м ож е т
р е а л и з о в ат ь с е бя ,
с в о и
индивидуальные
особенности,
интересы,
установки,
направленность
личности.
В
МБДОУ
обеспечивается
психологический
комфорт
воспитанников,
создается
атмосфера
педагогического
оптимизма,
ориентация на успех.
В помещении детского сада создана
картинная
галерея,
в
группах
имеются
тематические
альбомы
по
живописи,
видам
народного
прикладного искусства.
В
каждой
возрастной
группе предусмотрена
работа
по
ознакомлению
с
искусством
(живопись,
литература,
архитектура,
музыка)
в
совместной
деятельности.
Реализация
приоритетного
направления
происходит
через
специально
организованные
формы
деятельности
детей,
педагогов и
родителей.
Ежемесячно
проводятся показы
театральных
постановок,
филармоний
различных
детских
театров страны.
Дети
имеют
возможность
бесплатно
посещать
кружки
«Фа-солька», «Каблучок». Занятия проводятся опытными педаго-
гами один раз в неделю. Дети старших групп регулярно посещают детскую
библиотеку,
где
все
участники
образовательного
процесса
имеют
право
ознакомиться
с
книжными
новинками,
участвовать
в
тематических
мероприятиях,
организуемых
сотрудниками
библиотеки.
Изучая
современную
семью,
мы убедились
в
необходимости
дифференцированного
подхода
к
работе
с родителями
с
учетом
таких
общепедагогических
и
специфических
условий, как
структура
семьи,
социальное
положение,
стиль
семейных
отношений и пр. Каждая семья
индивидуальна, в ней существуют определенные семейные
традиции
с
опорой на возможности, интересы, способности членов семьи.
Для
создания
в
семье
благоприятных
условий
воспитания
детей
родителям,
прежде
всего,
необходимо
овладеть
полным
объемом
определенных
психолого-педагогиче ских
з н а н и й , практическими
навыками и умениями педагогической деятельности.
В
кач е стве
выявления
уровня
педагогической
культуры
воспитателей
и степени
участия
родителей
в
воспитании
детей
мы
использовали
анкетирование,
мастер-классы,
индивидуальные
беседы,
посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
В
зависимости
от
категорий
родителей
педагоги
использовали
такие
новые
активные
формы
работы,
как круглый
стол,
акции,
совместные
викторины,
педагогические
калейдоскопы,
диспуты,
клубы
по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов» и др.
Перед
каждой
встречей
организовывали
просмотры
различных
в и д о в деятельности,
согласно
теме.
Используемые
многообразные
ф о р м ы
в о зд е й с т в и и
о с н о в ы в а л и с ь
н а
д о в е р и и . Организация
взаимодействия
направл я л а с ь
н а
о с у щ е с т вл е н и е
п е д а г о г и к и
сот рудниче ства
во спит ателей
и
родител е й ,
н а
п о в ы ш е н и е
профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с
учетом сов ременных требований
педагогической
пропаганды.
Для
того
чтобы
выявить
методы активизации
родителей,
мы
подробно рассмотрели
все
стороны
общения
педагога
с
родителями.
Прежде чем активизировать человека на позитивный контакт, следует как
можно лучше познать
его,
а
это
значит,
сформировать представление
о
нем,
включающее
характеристики
его
внешности,
ха р а кт ера,
способностях; сведения о его отношении
к
различным
сторонам
дейст-
вительности,
к
себе
и
к
другим
людям.
От
того,
насколько
полным
и
точным будет
представление
о
собеседнике, зависит
выбор
методов
его
активизации на контакт.
По данным современных исследований, от 50 до 90% информации о
человеке
мы
получаем
с
помощью
невербальных
средств
общения.
Мимика, жесты, позы — вот те яркие средства
выразительности,
которые
расскажут
нам
об
отношении,
настроении наших
собеседников.
При
общении
с родителями
использовались
упражнения
на
закрепление
умений
распознавать
эти
чувства
(«В
мире
животных», «Сообщение»,
«Говорящее
тело»).
С
учетом
настроения,
активности,
заинтересованности
родителей
выбирались методы их активизации на коллективных
мероприятиях,
Эти
методы
направлялись
на
возникновение
интереса
к
обсуждаемому
материалу,
ассоциаций
с
собственным
опытом,
желание
родителей
участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.
Использовались
современные методы
активизации
родителей.
1)
« М о з г о в о й
ш т у р м »
-
м е т о д
к о ллективной
мыслительной
деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга.
2)
«Коллективная
запись».
Участники,
независимо
друг
от
друга,
определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в «записную
книжку»
свои
соображения.
Затем передаются педагогу, он суммирует их,
и группа проводит обсуждение
3)
Эвристические вопросы. К ним относятся
семь
ключевых
вопросов:
Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Родители получают новый интересный
взгляд на любую проблему.
4)
Мини-эксперимент.
Это позволяет
включить
родителей
в
исследовательскую
деятельность,
создать
познавательный
конфликт
и
исп ол ь зо ват ь
и н т е л л е ктуа л ь н ы е
ч у в с т ва родителей
( и н т е р е с ,
любопытство).
5)
Метод
игрового
моделирования поведения.
В
условиях
игровой
обстановки
родители
получают
возможность обогащать арсенал своих
воспитательных
методов
общения
с
ребенком,
обнаруживают
с т е р е о т и п ы
в своем
поведении,
что
может
с п о с о б с т в о ват ь
освобождению от них.
Помимо
рассмотренных
с
помощью
психолога
вводили
элементы
тренинга.
В
частности,
упражнения
на
релаксацию.
Это
важно
как
для
родителей,
так
и
для
педагогов,
поскольку
воспитание
требует
психического
напряжения,
важно
уметь
гасить
его,
владеть
собой
(«Дыхание»,
«Внутренний
луч»,
«Дерево»).
Как же привлечь родителей, заинтересовать совместной деятельностью
с собственными детьми? Мы попытались решить эту проблему.
1. Создание соответствующей уместной и благоприятной воспитательной
ситуации,
чтобы
уместно
и
результативно
организовать
работу
по
художественно-эстетическому воспитанию с детьми.
Перестройка традиционной схемы взаимодействия с семьей в сторону
паритетного и партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни
ребенка.
Девизом
подобного
взаимодействия
выступило
следующее
утверждение: «Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы
воздействуем на ребенка через семью и для семьи».