Напоминание

"Приёмы обучения младших школьников чтению и письму на уроках немецкого языка"


Автор: Чернова Анна Павловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ гимназия №12
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Приёмы обучения младших школьников чтению и письму на уроках немецкого языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Приемы обучения младших школьников чтению и письму

на уроках немецкого языка

.

Раннее обучение иностранным языкам прочно вошло в нашу жизнь, демонстрируя свою

привлекательность, большие потенциальные возможности для развития личности ребёнка.

Но за всей этой привлекательностью кроется проблема: почему, когда пытаешься

заговорить с ребёнком на иностранном языке в рамках того языкового минимума, который

он знает, ребёнок часто не понимает, о чём идёт речь или просто “не слышит”, что ему

говорят.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации целей учебного

предмета “Иностранный язык”. На данной ступени формируется коммуникативное ядро, т.е.

элементарные навыки и умения иноязычного общения. Как много нужно знать учителю,

чтобы грамотно сформировать коммуникативное ядро! (Как много нужно усвоить младшему

школьнику!)

Действующие учебники не обеспечивают формирование произносительных навыков,

навыков чтения и письма в полном объёме и на должном уровне по ряду причин. Именно это

побудило меня обратиться к проблеме занимательности на уроках немецкого языка в

начальной школе. Стержнем моей работы является сказка.

Звуковая сказка или звукоподражательная игра может быть использована для

постановки произношения и дальнейшей отработки произносительного навыка, она

оживляет занятие, воспринимается учащимися как игра, снимает страх ошибки и помогает

добиться хорошего результата.

Обучать детей письму можно с самых первых уроков. Ощутимую помощь может оказать так

называемое пиктографическое письмо - картинки с буквами.

На начальном этапе написание даже несложных слов может вызвать у школьников большие

трудности. Легче всего усваивается написание слов, подчиняющихся фонетическому

принципу орфографии (как слышишь, так и пишешь). Формированию у учащихся указанных

навыков способствуют все упражнения, выполняемые письменно. Кроме этого,

рекомендуется использовать специальные упражнения, а именно:

списывание слов, предложений, текстов;

написание буквосочетаний, соответствующих услышанному в иностранном языке;

конструирование слов из букв;

заполнение пропусков в словах и предложениях;

орфографические игры (кроссворды, загадки);

диктанты (предупредительные, зрительные, самодиктанты).

Последним, как, впрочем, и всем другим упражнениям, можно придать игровой, творческий

характер.

Умение выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений

репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-

продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием

вербальных и вербально-изобразительных опор), продуктивного характера (без

непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно

облегчить, используя шаблоны-карточки с неполными предложениями.

Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики,

орфографии. Графические навыки связаны с овладением учащимися совокупностью

основных графических свойств изучаемого языка (буквами, буквосочетаниями,

диакритическими значками). В основе орфографических навыков лежит система способов

написания слов, принятая в конкретном языке. Трудности, связанные с овладением

названными навыками, объясняются тем, что в большинстве случаев алфавиты не

совпадают. Сказки о буквах и возникновении алфавита на родном языке, а

также специальные сказки, направленные на семантизацию буквосочетаний немецкого

языка призваны развивать у обучаемых лингвистическое отношение к слову, умение

дифференцировать языковые графические элементы, наблюдательность и внимание.

При обучении письму на иностранном языке следует учитывать, что

чем раньше и чаще ребёнок приобщится к письму, тем грамотнее, увереннее он

будет писать;

регулярные записи мыслей, чувств, переживаний, наблюдений помогут устранить

монотонность и языковой барьер;

каждый тип порождаемого учащимися письменного текста имеет свои структурные

особенности.

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное

значение. В настоящее время представленные в Программе умения письменной речи

свидетельствуют о её сложности как вида деятельности, следовательно, необходимости

уделять в процессе обучения этому аспекту более пристальное внимание.

Проработав 12 лет в школе, из них 10 учителем немецкого языка в начальных классах,

отмечаю, что

произносительный навык формируется быстрее и отличается большей прочностью;

младшие школьники осознаннее начинают читать, процесс автоматизации навыка

проходит успешнее, правила чтения запоминаются легче и быстрее, их можно

использовать как страховку от ошибок;

школьники пишут осознаннее и с удовольствием, т.к. технический навык письма

развивается не только на уроках, но и дома.

чтение подкрепляется письмом, что важно для межкультурной коммуникации.

Используемые в моей практике занимательные приёмы вобрали в себя лучшее из

европейской системы раннего обучения иностранным языкам и адаптированы мной к

современным условиям обучения в российской школе.

В заключении следует сформулировать, на мой взгляд, самое важное условие

эффективности – личный настрой учителя на творческую работу.

Литература

1.

Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995.- 336 с.

2.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для

учителя.-М.:АРКТИ,2000.-165с.

3.

Горлова Н.Л. Состояние методики РОИЯ на пороге третьего тысячелетия.// ИЯШ. -

№5, 2000.

4.

Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное

пособие.-М.: Издательский центр "Академия, 2001.- 264 с."

5.

Коротаева Е.В. Директор- учитель- ученик: пути взаимодействия.- М.: Сентябрь,

2000.- 144 с.

6.

Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы

коммуникативного обучения иностранному языку.// ИЯШ.- №4,5, 2000.

7.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.: Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 2000.- 400 с.

8.

Neuf- Munkel, G., Roland, R. Fertigkeit Sprechen.- Langenscheidt, 184 S.

9.

Neuner, G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts.- Langenscheidt, 184 S.

10. Nurnberger Empfehlungen zum Fremdsprachenlernen.- Munchen, 1996.- 32 S.

11.

PrimaR, Durr + Kessler- Verlag, Goethe- Institut, 1992 №1.



В раздел образования