Автор: Чернова Анна Павловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ гимназия №12
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Приёмы обучения младших школьников чтению и письму на уроках немецкого языка"
Раздел: начальное образование
Приемы обучения младших школьников чтению и письму
на уроках немецкого языка
.
Раннее обучение иностранным языкам прочно вошло в нашу жизнь, демонстрируя свою
привлекательность, большие потенциальные возможности для развития личности ребёнка.
Но за всей этой привлекательностью кроется проблема: почему, когда пытаешься
заговорить с ребёнком на иностранном языке в рамках того языкового минимума, который
он знает, ребёнок часто не понимает, о чём идёт речь или просто “не слышит”, что ему
говорят.
Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации целей учебного
предмета “Иностранный язык”. На данной ступени формируется коммуникативное ядро, т.е.
элементарные навыки и умения иноязычного общения. Как много нужно знать учителю,
чтобы грамотно сформировать коммуникативное ядро! (Как много нужно усвоить младшему
школьнику!)
Действующие учебники не обеспечивают формирование произносительных навыков,
навыков чтения и письма в полном объёме и на должном уровне по ряду причин. Именно это
побудило меня обратиться к проблеме занимательности на уроках немецкого языка в
начальной школе. Стержнем моей работы является сказка.
Звуковая сказка или звукоподражательная игра может быть использована для
постановки произношения и дальнейшей отработки произносительного навыка, она
оживляет занятие, воспринимается учащимися как игра, снимает страх ошибки и помогает
добиться хорошего результата.
Обучать детей письму можно с самых первых уроков. Ощутимую помощь может оказать так
называемое пиктографическое письмо - картинки с буквами.
На начальном этапе написание даже несложных слов может вызвать у школьников большие
трудности. Легче всего усваивается написание слов, подчиняющихся фонетическому
принципу орфографии (как слышишь, так и пишешь). Формированию у учащихся указанных
навыков способствуют все упражнения, выполняемые письменно. Кроме этого,
рекомендуется использовать специальные упражнения, а именно:
списывание слов, предложений, текстов;
написание буквосочетаний, соответствующих услышанному в иностранном языке;
конструирование слов из букв;
заполнение пропусков в словах и предложениях;
орфографические игры (кроссворды, загадки);
диктанты (предупредительные, зрительные, самодиктанты).
Последним, как, впрочем, и всем другим упражнениям, можно придать игровой, творческий
характер.
Умение выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений
репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-
продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием
вербальных и вербально-изобразительных опор), продуктивного характера (без
непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно
облегчить, используя шаблоны-карточки с неполными предложениями.
Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики,
орфографии. Графические навыки связаны с овладением учащимися совокупностью
основных графических свойств изучаемого языка (буквами, буквосочетаниями,
диакритическими значками). В основе орфографических навыков лежит система способов
написания слов, принятая в конкретном языке. Трудности, связанные с овладением
названными навыками, объясняются тем, что в большинстве случаев алфавиты не
совпадают. Сказки о буквах и возникновении алфавита на родном языке, а
также специальные сказки, направленные на семантизацию буквосочетаний немецкого
языка призваны развивать у обучаемых лингвистическое отношение к слову, умение
дифференцировать языковые графические элементы, наблюдательность и внимание.
При обучении письму на иностранном языке следует учитывать, что
чем раньше и чаще ребёнок приобщится к письму, тем грамотнее, увереннее он
будет писать;
регулярные записи мыслей, чувств, переживаний, наблюдений помогут устранить
монотонность и языковой барьер;
каждый тип порождаемого учащимися письменного текста имеет свои структурные
особенности.
Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное
значение. В настоящее время представленные в Программе умения письменной речи
свидетельствуют о её сложности как вида деятельности, следовательно, необходимости
уделять в процессе обучения этому аспекту более пристальное внимание.
Проработав 12 лет в школе, из них 10 учителем немецкого языка в начальных классах,
отмечаю, что
произносительный навык формируется быстрее и отличается большей прочностью;
младшие школьники осознаннее начинают читать, процесс автоматизации навыка
проходит успешнее, правила чтения запоминаются легче и быстрее, их можно
использовать как страховку от ошибок;
школьники пишут осознаннее и с удовольствием, т.к. технический навык письма
развивается не только на уроках, но и дома.
чтение подкрепляется письмом, что важно для межкультурной коммуникации.
Используемые в моей практике занимательные приёмы вобрали в себя лучшее из
европейской системы раннего обучения иностранным языкам и адаптированы мной к
современным условиям обучения в российской школе.
В заключении следует сформулировать, на мой взгляд, самое важное условие
эффективности – личный настрой учителя на творческую работу.
Литература
1.
Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995.- 336 с.
2.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для
учителя.-М.:АРКТИ,2000.-165с.
3.
Горлова Н.Л. Состояние методики РОИЯ на пороге третьего тысячелетия.// ИЯШ. -
№5, 2000.
4.
Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное
пособие.-М.: Издательский центр "Академия, 2001.- 264 с."
5.
Коротаева Е.В. Директор- учитель- ученик: пути взаимодействия.- М.: Сентябрь,
2000.- 144 с.
6.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы
коммуникативного обучения иностранному языку.// ИЯШ.- №4,5, 2000.
7.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2000.- 400 с.
8.
Neuf- Munkel, G., Roland, R. Fertigkeit Sprechen.- Langenscheidt, 184 S.
9.
Neuner, G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts.- Langenscheidt, 184 S.
10. Nurnberger Empfehlungen zum Fremdsprachenlernen.- Munchen, 1996.- 32 S.
11.
PrimaR, Durr + Kessler- Verlag, Goethe- Institut, 1992 №1.