Напоминание

"Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ"


Автор: Бочарникова Марина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: Майкопский район, ст. Новосвободная
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ"
Дата публикации: 28.06.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Система работы

учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ

Я люблю математику не только потому,

что она находит применение в технике,

но и потому, что она красива.

(Р. Петер)

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности

у многих учащихся. Подготовка к

выпускным экзаменам – это всегда ответственный

процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.

ОГЭ по математике – первый независимый рубеж проверки знаний, полученных за

время обучения в школе. Это первые государственные экзамены, то есть организованные

не школой, а органами, призванными работу этой самой школы контролировать. Отсюда

все

организационные

сложности.

Работа

пишется

в

другой

школе,

контролируют

незнакомые педагоги, проверяют независимые эксперты… Все это добавляет нервозности

к тому факту, что это большой экзамен, включающий задания практически по всей

школьной программе, пройденной за 9 лет.

Как учитель со стажем замечу, что нельзя забывать и про переходный возраст. У

всех подростков он протекает по-разному, но мало никому из родителей не кажется.

Поэтому, если вопросы успеваемости и подготовки к ОГЭ выходят на первый план, то это

еще, возможно, и благополучный вариант.

Однако оставим психологию и вернемся к математике. Как я уже сказала, экзамен

тестирует знания, умения, навыки за весь 9-тилетний курс. Поэтому главная проблема, с

которой приходится сталкиваться при подготовке – это пробелы в знаниях.

Поэтому

первую

задачу,

которую

надо

решить

учителю

это

выявить

и

ликвидировать все пробелы в базовых знания. А то сейчас девятиклассники плохо знают

таблицу умножения, а уж уголком делить многих приходится учить практически с нуля.

Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду мониторинг уровня

обученности учащихся по всем темам, начиная с 5 по 9 классы.

В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими задания на все

темы,

как реальный

экзаменационный

вариант,

я

активно

использую

различные

тематические подборки. Это особенно важно, когда какой-то раздел ученику дается с

большим трудом. Например, задания на функции или геометрические задачи. В этом

случае большой объем решенных задач по одной теме позволяет перевести количество в

качество и твердо усвоить эту тему.

Для учащихся 9-х классов провожу групповые и индивидуальные консультации после

уроков

в

строго

определённое

время.

Эти

консультации

охватывают

как

сильных

обучающихся,

с

которыми

разбираем

задания

повышенной

сложности,

так

и

слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.

Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ОГЭ является методика

разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. На

уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при

подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ОГЭ.

Огромное внимание уделяю самостоятельной, групповой работе,

практикую в

своей

работе

зачёты

и

смотры

знаний

по

темам,

что

положительно

сказывается

на

подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из

задач трех уровней.

При тестировании используют как бумажные, так и электронные

варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты

практически сразу по завершении теста. Главное условие здесь - систематичность, работа

на каждом уроке.

Конечно,

идеальный

вариант,

к

которому

стремится

каждый

учитель

-

самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя

готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в

сети Интернет.

Успешной реализации ИКТ на уроках математики для меня является применение

Интернета

с

его

практически

неограниченными

возможностями

сбора

и

хранения

информации. Благодаря использованию сети Интернет обучающиеся получают доступ к

большому

потоку

новой

информации

по

темам,

проводимым

в

рамках

изучения

математики.

Обучать математике несомненно помогают электронные образовательные ресурсы.

На уроках математики использую

электронные средства обучения. Это тренажеры и

программы тестирования по различным темам.

Огромную

возможность

для

участия

в

различных

конкурсах

и

форумах

предоставляют

различные

сайты.

Использование

Интернет-ресурсов

позволяет

обучающимся

участвовать

в

дистанционных

конкурсах,

олимпиадах

в

режиме online.

Принимают участие в районной олимпиаде по математике среди 7-11 классов.

Проверка

знаний

и

умений

учащихся.

Выполнение

тренировочных

и

диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Ну и, конечно, очень важна система работы учителя математики с родителями при

подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется,

меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и

образование

детей

остаются

родители

и

школа.

Следовательно,

учитель

и

родители

должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к

процессу

воспитания

детей,

и

часто

родителям

самим

требуется

помощь

учителя

в

решении многих вопросов.

Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный

труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим

удовольствием

сообщаю

им

информацию

о

том,

что

снова,

практически

все

наши

выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения, многие обучаются на

бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег

ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей

немаловажен.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может

лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

По

сравнению

с

другими

учебными

предметами

математика,

несомненно,

выделяется

своей

трудоемкостью,

необходимостью

большой

самостоятельной,

повседневной работы.

Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть

математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Поэтому

усилия

всех

участников

обучения

должны

быть

направлены

на

формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания

учиться.

Необходимо

выработать

положительное

отношение

учеников

и

родителей

к

математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических

задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

В заключение хочу отметить. Успешная подготовка к ОГЭ требует усилий всех

участников процесса: и ученика, и учителя, и родителей. Контроль и внимание со стороны

родителей просто необходимы для большинства детей.

Подготовка

к

ОГЭ

задача

не

простая,

но

совместными

усилиями

решаемая!

Успешной вам подготовки и отличных результатов!

Учитель математики: Бочарникова М.А.



В раздел образования