Автор: Бочарникова Марина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: Майкопский район, ст. Новосвободная
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ"
Раздел: среднее образование
Система работы
учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ
Я люблю математику не только потому,
что она находит применение в технике,
но и потому, что она красива.
(Р. Петер)
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности
у многих учащихся. Подготовка к
выпускным экзаменам – это всегда ответственный
процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.
ОГЭ по математике – первый независимый рубеж проверки знаний, полученных за
время обучения в школе. Это первые государственные экзамены, то есть организованные
не школой, а органами, призванными работу этой самой школы контролировать. Отсюда
все
организационные
сложности.
Работа
пишется
в
другой
школе,
контролируют
незнакомые педагоги, проверяют независимые эксперты… Все это добавляет нервозности
к тому факту, что это большой экзамен, включающий задания практически по всей
школьной программе, пройденной за 9 лет.
Как учитель со стажем замечу, что нельзя забывать и про переходный возраст. У
всех подростков он протекает по-разному, но мало никому из родителей не кажется.
Поэтому, если вопросы успеваемости и подготовки к ОГЭ выходят на первый план, то это
еще, возможно, и благополучный вариант.
Однако оставим психологию и вернемся к математике. Как я уже сказала, экзамен
тестирует знания, умения, навыки за весь 9-тилетний курс. Поэтому главная проблема, с
которой приходится сталкиваться при подготовке – это пробелы в знаниях.
Поэтому
первую
задачу,
которую
надо
решить
учителю
–
это
выявить
и
ликвидировать все пробелы в базовых знания. А то сейчас девятиклассники плохо знают
таблицу умножения, а уж уголком делить многих приходится учить практически с нуля.
Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду мониторинг уровня
обученности учащихся по всем темам, начиная с 5 по 9 классы.
В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими задания на все
темы,
как реальный
экзаменационный
вариант,
я
активно
использую
различные
тематические подборки. Это особенно важно, когда какой-то раздел ученику дается с
большим трудом. Например, задания на функции или геометрические задачи. В этом
случае большой объем решенных задач по одной теме позволяет перевести количество в
качество и твердо усвоить эту тему.
Для учащихся 9-х классов провожу групповые и индивидуальные консультации после
уроков
в
строго
определённое
время.
Эти
консультации
охватывают
как
сильных
обучающихся,
с
которыми
разбираем
задания
повышенной
сложности,
так
и
слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.
Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ОГЭ является методика
разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. На
уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при
подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ОГЭ.
Огромное внимание уделяю самостоятельной, групповой работе,
практикую в
своей
работе
зачёты
и
смотры
знаний
по
темам,
что
положительно
сказывается
на
подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из
задач трех уровней.
При тестировании используют как бумажные, так и электронные
варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты
практически сразу по завершении теста. Главное условие здесь - систематичность, работа
на каждом уроке.
Конечно,
идеальный
вариант,
к
которому
стремится
каждый
учитель
-
самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя
готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в
сети Интернет.
Успешной реализации ИКТ на уроках математики для меня является применение
Интернета
с
его
практически
неограниченными
возможностями
сбора
и
хранения
информации. Благодаря использованию сети Интернет обучающиеся получают доступ к
большому
потоку
новой
информации
по
темам,
проводимым
в
рамках
изучения
математики.
Обучать математике несомненно помогают электронные образовательные ресурсы.
На уроках математики использую
электронные средства обучения. Это тренажеры и
программы тестирования по различным темам.
Огромную
возможность
для
участия
в
различных
конкурсах
и
форумах
предоставляют
различные
сайты.
Использование
Интернет-ресурсов
позволяет
обучающимся
участвовать
в
дистанционных
конкурсах,
олимпиадах
в
режиме online.
Принимают участие в районной олимпиаде по математике среди 7-11 классов.
Проверка
знаний
и
умений
учащихся.
Выполнение
тренировочных
и
диагностических работ, представленных в сети Интернет.
Ну и, конечно, очень важна система работы учителя математики с родителями при
подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется,
меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и
образование
детей
остаются
родители
и
школа.
Следовательно,
учитель
и
родители
должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к
процессу
воспитания
детей,
и
часто
родителям
самим
требуется
помощь
учителя
в
решении многих вопросов.
Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный
труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим
удовольствием
сообщаю
им
информацию
о
том,
что
снова,
практически
все
наши
выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения, многие обучаются на
бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег
ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей
немаловажен.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может
лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
По
сравнению
с
другими
учебными
предметами
математика,
несомненно,
выделяется
своей
трудоемкостью,
необходимостью
большой
самостоятельной,
повседневной работы.
Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть
математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.
Поэтому
усилия
всех
участников
обучения
должны
быть
направлены
на
формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания
учиться.
Необходимо
выработать
положительное
отношение
учеников
и
родителей
к
математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических
задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.
В заключение хочу отметить. Успешная подготовка к ОГЭ требует усилий всех
участников процесса: и ученика, и учителя, и родителей. Контроль и внимание со стороны
родителей просто необходимы для большинства детей.
Подготовка
к
ОГЭ
–
задача
не
простая,
но
совместными
усилиями
решаемая!
Успешной вам подготовки и отличных результатов!
Учитель математики: Бочарникова М.А.