Напоминание

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития эмоционального интеллекта у подростков


Автор: Балдуева Юлия Петровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Бурятского государственного университета
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития эмоционального интеллекта у подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социально-психологический тренинг как средство развития эмоционального

интеллекта у подростков

Существует

большое

количество

психологических

средств,

развивающих эмоциональный интеллект, однако остановимся на социально-

психологическом тренинге.

Начнем с определения понятия «социально-психологический тренинг».

Согласно

«Психологическому

словарю»,

социально-психологический

тренинг

это

область

практической

психологии,

ориентированная

на

использование

активных

методов

групповой

психологической

работы

с

целью развития компетентности в общении. Автором термина является М.

Форверг, который ввел его в 1971 году. Он подразумевал, что социально-

психологиче ский

т ренинг

(СПТ)

о сновывает ся

на

п о с т ул ат е

экспериментальной психологии, гласящем, что человек усваивает 10% того,

что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что может пересказать и 90%

того,

что

делает

сам.

Средствами

тренинга

выступали

ролевые

игры

с

элементами

драматизации,

создававшие

условия

для

формирования

эффективных коммуникативных навыков.

С

точки

зрения

отечественной

психологии,

Л.А.

Петровская

рассматривает СПТ «как средство воздействия, направленное на развитие

знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного

общения»,

«средство

развития

компетентности

в

общении»,

«средство

психологического воздействия».

И.В. Вачков в своей работе объясняет СПТ как тренинг, основной

целью которого является повышение эффективности общения, выступающего

своеобразной формой взаимодействия личности с другими людьми.

Процесс общения, в свою очередь, рассматривается с трех сторон:

коммуникативной,

предполагающей

взаимообмен

информацией

между партнерами по общению;

перцептивной, подразумевающей процесс восприятия друг друга и

установленного взаимопонимания между людьми;

и н т е р а кт и в н а я ,

п р ед с т а вл я ю щ а я

с о б о й

о р г а н и з а ц и ю

взаимодействия между людьми.

Среди всего разнообразия методов практической психологии тренинг

выделяется наличием определенных специфических черт. К ним относятся:

соблюдение ряда принципов работы;

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в

саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не

столько) от ведущего, но и от самих участников;

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15

человек),

периодически

собирающейся

на

встречи

или

работающей

непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

определенная

пространственная

организация

(чаще

всего

работа

проходит в удобном изолированном помещении, участники большую часть

времени сидят в кругу);

акцент

на

взаимоотношениях

участников

группы,

которые

развиваются по принципу «здесь и теперь»;

применение активных методов групповой работы;

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы

относительно

друг

друга

и

происходящего

в

группе,

вербализованная

рефлексия;

атмосфера

раскованности

и

свободы

общения,

климат

психологической безопасности.

Специфика СПТ подразумевает обязательное соблюдение принципов,

позволяющих повысить эффективность работы тренинговой группы:

принцип

творческой

активности,

подразумевающий

наличие

желания у участников тренинга присоединиться к выполнению задания в

любой момент;

принцип исследовательской позиции, предполагающий осознание и

открытие

участниками

тренинга

психологических

закономерностей,

осознание собственных ресурсов, возможностей и особенностей;

принцип партнерского общения, подразумевающий учет интересов,

чувств, переживаний всех участников взаимодействия;

принцип акцентирования языка чувств;

организация процесса общения по принципу «здесь и сейчас»;

принцип доверительного общения;

принцип

конфиденциальности,

подразумевающий

запрет

на

распространение любой информации личного характера за пределы группы;

принцип персонификации высказываний, предполагающий отказ от

безличных

речевых

форм

и

принятие

необходимости

говорить

личными

формами, такими как «Я-высказывания».

Все

вышеперечисленные

принципы

необходимы

для

того,

чтобы

создать атмосферу безопасности, открытости, доверительного отношения и

психологического комфорта между участниками тренинга.

Общая цель СПТ – повышение компетентности в общении – может

быть

конкретизирована

в

ряде

задач

с

различной

формулировкой,

но

обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений,

навыков,

развитием

установок,

определяющих

поведение

в

общении,

перцептивных

способностей

человека,

коррекцией

и

развитием

системы

отношений

личности,

поскольку

личностное

своеобразие

является

тем

фоном,

который

окрашивает

в

разные

цвета

человек,

его

вербальные

и

невербальные проявления.

С.В. Петрушин в своей работе определил основные характеристики

тренинга:

1)

Высокая степень неопределенности. В самом общем видел тренинг

можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми

происходят некоторые изменения.

2)

Искусственность.

Тренинг

это

общение

по

особым

правилам.

Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт

между участиками.

3)

Специальная

атмосфера.

Ввиду

того,

что

тренинг

«сжат»

во

времени,

тренеру

необходимо

как

можно

быстрее

создать

рабочую

обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение

особого

психологического

климата,

в

котором

начинают

«раскрываться»

участники.

4)

Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на

тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен

для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это

познание через переживание.

5)

Встречная

активность

участников.

Активность

участников

и

их

добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если

участники действительно активны, то из самой обычной ситуации они могут

извлечь много полезной информации («психологических открытий»).

6)

«Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между

людьми, состоит из трех элементов: тренер, реакции участников и программа.

В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа

тренинга. Все эти элементы должны быть сбалансированы и соответствовать

данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать

над другими.

Кроме характеристик тренинга, С.В. Петрушин также выделил пять

основных этапов развития группы СПТ:

1)

вступление;

цель

создание

установок

на

участие,

активность,

необычность, доверие к психологу;

2)

игровое

общение;

цель

создание

атмосферы

психологической

безопасности, общего «Мы»;

3)

конфронтация;

цель

помощь

во

внутренней

перестройке

участников и выражении негативных состояний;

4)

личностное

общение;

цель

помощь

в

создании

«открытого»

общения участников тренинга;

5)

клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель –

закрепление

отношений

между

участниками

тренинга,

планирование

и

осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

К.

Рудестам

(по

Лэкину)

выделил

шесть

процессов,

являющихся

общими

для

тренинговых

групп:

1)

облегчение

выражения

эмоций;

2)

порождение

ощущения

принадлежности

к

группе;

3)

обязательность

самораскрытия;

4)

опробывание

новых

видов

поведения;

5 )

санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений; 6)

разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой.

Эти

процессы,

в

основном,

применимы

ко

всем

группам,

возможно,

за

исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют

сильного

руководителя,

не

разделяющего

своих

руководящих

функций

с

членами группы.

К вопросу о том, почему тренинг проводится в группе, существует ряд

преимуществ групповой формы работы. Перечислим эти преимущества:

групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению

межличностных проблем;

группа отражает общество в миниатюре;

групповая работа предоставляет возможность получения обратной

связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

в

группе

человек

может

обучаться

новым

у м е н и я м ,

экспериментировать

с

различными

стилями

отношений

среди

равных

партнеров;

в

группе

участники

могут

идентифицировать

себя

с

другими,

«сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для

знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми

кем-то;

взаимодействие

в

группе

создает

напряжение,

которое

помогает

прояснить психологические проблемы каждого;

группа

облегчает

процессы

самораскрытия,

самоисследования

и

самопознания;

групповая форма является предпочтительней и в экономическом

плане.

Небезызвестно,

что

тренинг

включает

в

себя

цикл,

состоящий

из

нескольких

занятий.

А.А.

Осипова

отмечает,

что

каждое

занятие

СПТ

включает четыре этапа:

1)

создание единого психологического пространства, а также обратной

связи (отдельный участник, вся группа и наоборот);

2)

проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания

ситуаций рефлексии;

3)

решение

конкретных

задач,

овладение

знаниями,

навыками,

умениями,

а

также

достижение

иных

развивающих

или

коррекционных

целей;

4)

релаксационные

восстановительные

упражнения

для

снятия

психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:

определение

целей,

темы

дискуссии,

характера

проблемы,

ориентацию на них участников занятия;

круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор информации,

суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

упорядочение информации и ее обсуждение;

обоснование альтернатив и совместная их оценка;

подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;

сопоставление целей занятия с полученным результатом;

снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Участниками

групп

могут

являться

как

психологически

здоровые,

хорошо приспособленные и эмоционально стабильные люди, так и люди,

нуждающиеся в психокорреции. Обычно до начала тренинга руководители

групп

проводят

исследования

по

отбору

кандидатов

в

группу,

соблюдая

определенные критерии. Эти критерии регулируются в зависимости от целей

и

типа

группы.

Однако

необходимо

также

учитывать,

что

существуют

различные типы поведения участников в группе. Так Кондрашенко В.Т. и

Донской Д.И. выделяют 4 основных типа поведения участников группы:

1)

Обособляющийся

тип.

Хорошо

выражена

индивидуальная

ориентировка.

Оптимальное

решение

задач

возможно

только

в

условиях

относительного обособления от группы.

2)

Ведомый

тип.

Выражена

тенденция

к

конформно сти,

подражательству,

добровольному

подчинению.

Оптимальное

решение

возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

3)

Лидирующий

тип.

Ориентирован

на

власть

в

группе.

Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других

членов группы.

4)

Сотрудничающий

тип.

Постоянно

стремится

к

совместному

с

другими решению задач и следует за группой в случае разумных решений.

Известно, что тренинг невозможно провести без ведущего, т.е. тренера.

Рассмотрим,

какими

психологическими

особенностями

должен

обладать

тренер. Считается, что успешному тренеру необходимо в первую очередь

подобрать хороший психологический инструментарий, когда как личностные

характеристики

самого

тренера

отходят

на

второй

план.

Однако

психологическая

аксиома,

описанная

в

книге

М.А.

Реньша,

гласит:

«Невозможно

насильно

привести

к

счастью,

невозможно

осуществлять

личностное развитие извне по отношении к личности» из чего следует, что

тренеру

желательно

обладать

такими

личностными

качествами,

которые

позволили

бы

ему

заботиться

о

создании

максимально

благоприятных

условий для самопознания, самоактуализации и развития участников группы,

что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

М.А.

Реньш

также

выделяет

личностные

черты,

желательные

для

руководителя тренинговой группы:

концентрация на участнике тренинга, желание и способность ему

помочь;

гибкость и терпимость к различным проявлениям участника;

эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу

эмоционального комфорта и доброжелательности во время занятий;

аутентичность

поведения,

т.е.

способность

предъявлять

группе

подлинные эмоции и переживания;

энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к

изменению и развитию;

уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности,

высокий уровень личностной саморегуляции;

уверенность

в

себе,

позитивное

самоотношение,

адекватная

самооценка;

осознание

собственных

конфликтных

областей,

потребностей

и

мотивов;

богатое воображение, интуиция;

высокий уровень интеллекта.

Кроме

того,

тренеру

необходимо

учитывать,

что

обязательным

условием успешности тренинга является соблюдение ряда принципов:

преобладание процесса обучения над результатом;

обратная связь;

индивидуальный подход

переход импульсивного поведение в рефлексивное (объективное);

пошаговое усвоение нового материала.

Однако

в

психокоррекционной

работе

с

подростками

необходим

несколько иной подход, учитывая особенности подросткового возраста. О.Н.

Истратова определила основную цель коррекционной работы в пространстве

нормального

детства:

способствовать

полноценному

психическому

и

личностному развитию ребенка.

Так,

основываясь

на

положениях

отечественной

психологии

о

структуре и динамике возраста и понимании процесса психического развития

ребенка

как

активного

деятельностного

процесса,

реализуемого

в

сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического

опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в

области

постановки

коррекционных

целей:

1)

оптимизация

социальной

ситуации

развития;

2)

развитие

видов

деятельности

ребенка;

3)

формирование возрастно-психологических новообразований.

Рассмотрим принципы коррекционной работы с детьми и подростками

и построения коррекционных программ:

1)

принцип

«нормативности»

развития

на

основе

учета

возрастно-

психологических

и

индивидуальных

особенностей

ребенка

согласует

требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка

нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта

уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности

другой;

2)

принцип

«коррекции

сверху

вниз»

посредством

создания

зоны

ближайшего развития ребенка — во-первых, такая коррекция должна иметь

характер

активного

формирующего

воздействия,

оказывающего

целенаправленное

влияние

на

генезис

и

становление

психологических

новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, во-

вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», направленной на упражнение

и упрочение уже имеющихся у ребенка функций и способностей, коррекция

«сверху вниз» носит опережающий характер и направлена на формирование

тех

психологических

способностей,

которые

составляют

ближайшую

перспективу развития, определяя уровень развития ребенка в соответствии с

социальными ожиданиями и нормами;

3)

принцип

системности

коррекционных,

профилактических

и

развивающих

задач

цели

и

задачи

любой

коррекционно-развивающей

программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение

трудностей

развития);

профилактического

(предупреждение

отклонений

и

трудностей

в

развитии)

и

развивающего

(оптимизация,

стимулирование,

амплификация и обогащение содержания развития);

4)

принцип

единства

диагностики

и

коррекции

эффективная

коррекция

может

быть

построена

лишь

на

основе

тщательного

и

всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и

глубокие

диагностические

данные

бессмысленны,

если

они

не

сопровождаются

продуманной

системой

психолого-педагогических

коррекционных мероприятий;

5)

принцип

приоритетности

коррекции

каузального

т и п а ,

направленной

на

устранение

или

нивелирование

самих

причин,

порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;

6)

деятельностный

принцип

коррекции

генеральным

способом

коррекционно-развивающего

воздействия

является

организация

активной

деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для его

ориентировки

в

«трудных»,

конфликтных

ситуациях,

организуется

их

разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в

развитии личности ребенка;

7)

принцип

комплексности

методов

психологического

воздействия

утверждает

необходимость

использования

всего

многообразия

методов,

техник и приемок из арсенала практической детской психологии;

8)

принцип

активного

привлечения

ближайшего

социального

окружения

ребенка

к

участию

в

коррекционной

программе

успех

коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или

другим

значимым

социальным

окружением

в

зависимости

от

характера

трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту

невозможным, полная реализация целей коррекции достигается лишь через

изменение жизненных отношений ребенка с его социальным окружением, что

требует

от

взрослых

как

активных

«строителей»

этих

отношений

целенаправленных, активных и осознанных действий.

Рассмотрев

особенности

социально-психологического

тренинга,

выяснилось, что в работе с подростками необходимо придерживаться иных

принципов

проведения

СПТ,

нежели

в

работе

со

взрослыми

людьми.

Используя эти особенности, нам не составит труда качественно разработать и

реализовать программу тренинга для подростков и подтвердить, что развитие

эмоционального интеллекта в подростковом возрасте будет эффективно, если

применить

социально-психологический

тренинг,

с

учетом

возрастных

особенностей подростков.



В раздел образования