Автор: Балдуева Юлия Петровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Бурятского государственного университета
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития эмоционального интеллекта у подростков
Раздел: среднее профессиональное
Социально-психологический тренинг как средство развития эмоционального
интеллекта у подростков
Существует
большое
количество
психологических
средств,
развивающих эмоциональный интеллект, однако остановимся на социально-
психологическом тренинге.
Начнем с определения понятия «социально-психологический тренинг».
Согласно
«Психологическому
словарю»,
социально-психологический
тренинг
–
это
область
практической
психологии,
ориентированная
на
использование
активных
методов
групповой
психологической
работы
с
целью развития компетентности в общении. Автором термина является М.
Форверг, который ввел его в 1971 году. Он подразумевал, что социально-
психологиче ский
т ренинг
(СПТ)
о сновывает ся
на
п о с т ул ат е
экспериментальной психологии, гласящем, что человек усваивает 10% того,
что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что может пересказать и 90%
того,
что
делает
сам.
Средствами
тренинга
выступали
ролевые
игры
с
элементами
драматизации,
создававшие
условия
для
формирования
эффективных коммуникативных навыков.
С
точки
зрения
отечественной
психологии,
Л.А.
Петровская
рассматривает СПТ «как средство воздействия, направленное на развитие
знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного
общения»,
«средство
развития
компетентности
в
общении»,
«средство
психологического воздействия».
И.В. Вачков в своей работе объясняет СПТ как тренинг, основной
целью которого является повышение эффективности общения, выступающего
своеобразной формой взаимодействия личности с другими людьми.
Процесс общения, в свою очередь, рассматривается с трех сторон:
коммуникативной,
предполагающей
взаимообмен
информацией
между партнерами по общению;
перцептивной, подразумевающей процесс восприятия друг друга и
установленного взаимопонимания между людьми;
и н т е р а кт и в н а я ,
п р ед с т а вл я ю щ а я
с о б о й
о р г а н и з а ц и ю
взаимодействия между людьми.
Среди всего разнообразия методов практической психологии тренинг
выделяется наличием определенных специфических черт. К ним относятся:
соблюдение ряда принципов работы;
нацеленность на психологическую помощь участникам группы в
саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не
столько) от ведущего, но и от самих участников;
наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15
человек),
периодически
собирающейся
на
встречи
или
работающей
непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
определенная
пространственная
организация
(чаще
всего
работа
проходит в удобном изолированном помещении, участники большую часть
времени сидят в кругу);
акцент
на
взаимоотношениях
участников
группы,
которые
развиваются по принципу «здесь и теперь»;
применение активных методов групповой работы;
объективация субъективных чувств и эмоций участников группы
относительно
друг
друга
и
происходящего
в
группе,
вербализованная
рефлексия;
атмосфера
раскованности
и
свободы
общения,
климат
психологической безопасности.
Специфика СПТ подразумевает обязательное соблюдение принципов,
позволяющих повысить эффективность работы тренинговой группы:
принцип
творческой
активности,
подразумевающий
наличие
желания у участников тренинга присоединиться к выполнению задания в
любой момент;
принцип исследовательской позиции, предполагающий осознание и
открытие
участниками
тренинга
психологических
закономерностей,
осознание собственных ресурсов, возможностей и особенностей;
принцип партнерского общения, подразумевающий учет интересов,
чувств, переживаний всех участников взаимодействия;
принцип акцентирования языка чувств;
организация процесса общения по принципу «здесь и сейчас»;
принцип доверительного общения;
принцип
конфиденциальности,
подразумевающий
запрет
на
распространение любой информации личного характера за пределы группы;
принцип персонификации высказываний, предполагающий отказ от
безличных
речевых
форм
и
принятие
необходимости
говорить
личными
формами, такими как «Я-высказывания».
Все
вышеперечисленные
принципы
необходимы
для
того,
чтобы
создать атмосферу безопасности, открытости, доверительного отношения и
психологического комфорта между участниками тренинга.
Общая цель СПТ – повышение компетентности в общении – может
быть
конкретизирована
в
ряде
задач
с
различной
формулировкой,
но
обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений,
навыков,
развитием
установок,
определяющих
поведение
в
общении,
перцептивных
способностей
человека,
коррекцией
и
развитием
системы
отношений
личности,
поскольку
личностное
своеобразие
является
тем
фоном,
который
окрашивает
в
разные
цвета
человек,
его
вербальные
и
невербальные проявления.
С.В. Петрушин в своей работе определил основные характеристики
тренинга:
1)
Высокая степень неопределенности. В самом общем видел тренинг
можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми
происходят некоторые изменения.
2)
Искусственность.
Тренинг
–
это
общение
по
особым
правилам.
Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт
между участиками.
3)
Специальная
атмосфера.
Ввиду
того,
что
тренинг
«сжат»
во
времени,
тренеру
необходимо
как
можно
быстрее
создать
рабочую
обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение
особого
психологического
климата,
в
котором
начинают
«раскрываться»
участники.
4)
Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на
тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен
для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это
познание через переживание.
5)
Встречная
активность
участников.
Активность
участников
и
их
добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если
участники действительно активны, то из самой обычной ситуации они могут
извлечь много полезной информации («психологических открытий»).
6)
«Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между
людьми, состоит из трех элементов: тренер, реакции участников и программа.
В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа
тренинга. Все эти элементы должны быть сбалансированы и соответствовать
данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать
над другими.
Кроме характеристик тренинга, С.В. Петрушин также выделил пять
основных этапов развития группы СПТ:
1)
вступление;
цель
–
создание
установок
на
участие,
активность,
необычность, доверие к психологу;
2)
игровое
общение;
цель
–
создание
атмосферы
психологической
безопасности, общего «Мы»;
3)
конфронтация;
цель
–
помощь
во
внутренней
перестройке
участников и выражении негативных состояний;
4)
личностное
общение;
цель
–
помощь
в
создании
«открытого»
общения участников тренинга;
5)
клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель –
закрепление
отношений
между
участниками
тренинга,
планирование
и
осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.
К.
Рудестам
(по
Лэкину)
выделил
шесть
процессов,
являющихся
общими
для
тренинговых
групп:
1)
облегчение
выражения
эмоций;
2)
порождение
ощущения
принадлежности
к
группе;
3)
обязательность
самораскрытия;
4)
опробывание
новых
видов
поведения;
5 )
санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений; 6)
разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой.
Эти
процессы,
в
основном,
применимы
ко
всем
группам,
возможно,
за
исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют
сильного
руководителя,
не
разделяющего
своих
руководящих
функций
с
членами группы.
К вопросу о том, почему тренинг проводится в группе, существует ряд
преимуществ групповой формы работы. Перечислим эти преимущества:
групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению
межличностных проблем;
группа отражает общество в миниатюре;
групповая работа предоставляет возможность получения обратной
связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
в
группе
человек
может
обучаться
новым
у м е н и я м ,
экспериментировать
с
различными
стилями
отношений
среди
равных
партнеров;
в
группе
участники
могут
идентифицировать
себя
с
другими,
«сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для
знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми
кем-то;
взаимодействие
в
группе
создает
напряжение,
которое
помогает
прояснить психологические проблемы каждого;
группа
облегчает
процессы
самораскрытия,
самоисследования
и
самопознания;
групповая форма является предпочтительней и в экономическом
плане.
Небезызвестно,
что
тренинг
включает
в
себя
цикл,
состоящий
из
нескольких
занятий.
А.А.
Осипова
отмечает,
что
каждое
занятие
СПТ
включает четыре этапа:
1)
создание единого психологического пространства, а также обратной
связи (отдельный участник, вся группа и наоборот);
2)
проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания
ситуаций рефлексии;
3)
решение
конкретных
задач,
овладение
знаниями,
навыками,
умениями,
а
также
достижение
иных
развивающих
или
коррекционных
целей;
4)
релаксационные
восстановительные
упражнения
для
снятия
психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:
определение
целей,
темы
дискуссии,
характера
проблемы,
ориентацию на них участников занятия;
круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор информации,
суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;
упорядочение информации и ее обсуждение;
обоснование альтернатив и совместная их оценка;
подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;
сопоставление целей занятия с полученным результатом;
снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.
Участниками
групп
могут
являться
как
психологически
здоровые,
хорошо приспособленные и эмоционально стабильные люди, так и люди,
нуждающиеся в психокорреции. Обычно до начала тренинга руководители
групп
проводят
исследования
по
отбору
кандидатов
в
группу,
соблюдая
определенные критерии. Эти критерии регулируются в зависимости от целей
и
типа
группы.
Однако
необходимо
также
учитывать,
что
существуют
различные типы поведения участников в группе. Так Кондрашенко В.Т. и
Донской Д.И. выделяют 4 основных типа поведения участников группы:
1)
Обособляющийся
тип.
Хорошо
выражена
индивидуальная
ориентировка.
Оптимальное
решение
задач
возможно
только
в
условиях
относительного обособления от группы.
2)
Ведомый
тип.
Выражена
тенденция
к
конформно сти,
подражательству,
добровольному
подчинению.
Оптимальное
решение
возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
3)
Лидирующий
тип.
Ориентирован
на
власть
в
группе.
Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других
членов группы.
4)
Сотрудничающий
тип.
Постоянно
стремится
к
совместному
с
другими решению задач и следует за группой в случае разумных решений.
Известно, что тренинг невозможно провести без ведущего, т.е. тренера.
Рассмотрим,
какими
психологическими
особенностями
должен
обладать
тренер. Считается, что успешному тренеру необходимо в первую очередь
подобрать хороший психологический инструментарий, когда как личностные
характеристики
самого
тренера
отходят
на
второй
план.
Однако
психологическая
аксиома,
описанная
в
книге
М.А.
Реньша,
гласит:
«Невозможно
насильно
привести
к
счастью,
невозможно
осуществлять
личностное развитие извне по отношении к личности» из чего следует, что
тренеру
желательно
обладать
такими
личностными
качествами,
которые
позволили
бы
ему
заботиться
о
создании
максимально
благоприятных
условий для самопознания, самоактуализации и развития участников группы,
что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.
М.А.
Реньш
также
выделяет
личностные
черты,
желательные
для
руководителя тренинговой группы:
концентрация на участнике тренинга, желание и способность ему
помочь;
гибкость и терпимость к различным проявлениям участника;
эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу
эмоционального комфорта и доброжелательности во время занятий;
аутентичность
поведения,
т.е.
способность
предъявлять
группе
подлинные эмоции и переживания;
энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к
изменению и развитию;
уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности,
высокий уровень личностной саморегуляции;
уверенность
в
себе,
позитивное
самоотношение,
адекватная
самооценка;
осознание
собственных
конфликтных
областей,
потребностей
и
мотивов;
богатое воображение, интуиция;
высокий уровень интеллекта.
Кроме
того,
тренеру
необходимо
учитывать,
что
обязательным
условием успешности тренинга является соблюдение ряда принципов:
преобладание процесса обучения над результатом;
обратная связь;
индивидуальный подход
переход импульсивного поведение в рефлексивное (объективное);
пошаговое усвоение нового материала.
Однако
в
психокоррекционной
работе
с
подростками
необходим
несколько иной подход, учитывая особенности подросткового возраста. О.Н.
Истратова определила основную цель коррекционной работы в пространстве
нормального
детства:
способствовать
полноценному
психическому
и
личностному развитию ребенка.
Так,
основываясь
на
положениях
отечественной
психологии
о
структуре и динамике возраста и понимании процесса психического развития
ребенка
как
активного
деятельностного
процесса,
реализуемого
в
сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического
опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в
области
постановки
коррекционных
целей:
1)
оптимизация
социальной
ситуации
развития;
2)
развитие
видов
деятельности
ребенка;
3)
формирование возрастно-психологических новообразований.
Рассмотрим принципы коррекционной работы с детьми и подростками
и построения коррекционных программ:
1)
принцип
«нормативности»
развития
на
основе
учета
возрастно-
психологических
и
индивидуальных
особенностей
ребенка
–
согласует
требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка
нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта
уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности
другой;
2)
принцип
«коррекции
сверху
вниз»
посредством
создания
зоны
ближайшего развития ребенка — во-первых, такая коррекция должна иметь
характер
активного
формирующего
воздействия,
оказывающего
целенаправленное
влияние
на
генезис
и
становление
психологических
новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, во-
вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», направленной на упражнение
и упрочение уже имеющихся у ребенка функций и способностей, коррекция
«сверху вниз» носит опережающий характер и направлена на формирование
тех
психологических
способностей,
которые
составляют
ближайшую
перспективу развития, определяя уровень развития ребенка в соответствии с
социальными ожиданиями и нормами;
3)
принцип
системности
коррекционных,
профилактических
и
развивающих
задач
—
цели
и
задачи
любой
коррекционно-развивающей
программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение
трудностей
развития);
профилактического
(предупреждение
отклонений
и
трудностей
в
развитии)
и
развивающего
(оптимизация,
стимулирование,
амплификация и обогащение содержания развития);
4)
принцип
единства
диагностики
и
коррекции
—
эффективная
коррекция
может
быть
построена
лишь
на
основе
тщательного
и
всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и
глубокие
диагностические
данные
бессмысленны,
если
они
не
сопровождаются
продуманной
системой
психолого-педагогических
коррекционных мероприятий;
5)
принцип
приоритетности
коррекции
каузального
т и п а ,
направленной
на
устранение
или
нивелирование
самих
причин,
порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;
6)
деятельностный
принцип
коррекции
—
генеральным
способом
коррекционно-развивающего
воздействия
является
организация
активной
деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для его
ориентировки
в
«трудных»,
конфликтных
ситуациях,
организуется
их
разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в
развитии личности ребенка;
7)
принцип
комплексности
методов
психологического
воздействия
утверждает
необходимость
использования
всего
многообразия
методов,
техник и приемок из арсенала практической детской психологии;
8)
принцип
активного
привлечения
ближайшего
социального
окружения
ребенка
к
участию
в
коррекционной
программе
–
успех
коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или
другим
значимым
социальным
окружением
в
зависимости
от
характера
трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту
невозможным, полная реализация целей коррекции достигается лишь через
изменение жизненных отношений ребенка с его социальным окружением, что
требует
от
взрослых
как
активных
«строителей»
этих
отношений
целенаправленных, активных и осознанных действий.
Рассмотрев
особенности
социально-психологического
тренинга,
выяснилось, что в работе с подростками необходимо придерживаться иных
принципов
проведения
СПТ,
нежели
в
работе
со
взрослыми
людьми.
Используя эти особенности, нам не составит труда качественно разработать и
реализовать программу тренинга для подростков и подтвердить, что развитие
эмоционального интеллекта в подростковом возрасте будет эффективно, если
применить
социально-психологический
тренинг,
с
учетом
возрастных
особенностей подростков.