Напоминание

Сущность понятия "самостоятельность" в психолого-педагогической литературе


Автор: Одуева Оюна Цыреновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ,
Наименование материала: статья
Тема: Сущность понятия "самостоятельность" в психолого-педагогической литературе
Раздел: высшее образование





Назад




Сущность понятия «самостоятельность» в психолого-

педагогической литературе

Самостоятельность

как

явление

в

педагогике

в

о сновном

рассматривают в контексте автономного операционального действия, которое

субъект (ребенок) может выполнить после соответствующего обучения без

помощи педагога. Поэтому в педагогической литературе чаще используется

словосочетание «познавательная самостоятельность»; исключением можно

считать

названные

выше

идеи

инновационного

характера

обучения,

например,

определение,

данное

А.Г.

Ковалевым:

«Самостоятельность

-

волевое

действие,

характеризующее

умственную

деятельность,

признак

активности личности, ее способность к познавательному поиску».

В психологии самостоятельность раскрывается через такие понятия

как:

субъектность,

личностная

автономия,

саморегуляция.

Центром

всех

формулировок является субъект, способный осознанно влиять на свою жизнь,

эту характеристику, на наш взгляд, можно отнести ко всей психологической

области исследований самостоятельности.

К

обыденным,

или

лучше

сказать

к

обобщающим,

мы

отнесли

определения,

отраженные

в

толковых

словарях

«Самостоятельность

-

способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой,

решительность». Кроме этого, нам бы хотелось бы привести на наш взгляд

очень

точное

определение

самости

В.И.

Даля:

«Самость-личность,

самоличность, одноличность, подлинность; самостоятельность и стойкость.

Углубление в семантическое пространство данного термина и изучение

смыслового содержания в индоевропейских языках позволило нам увидеть

достаточно

интересное

свойство

термина

«самостоятельность».

Языковой

корень swe, в индоевропейских языках означающий «свой», предстает перед

нами в двух основных понятийных явлениях:

во-первых, swe – это индивидуальность (в смысле субъектность),

во-вторых,

swe

это

принадлежность

к

группе,

т.е.

субъектность,

«замыкающая

происходящее

на

себя»,

которая

выражается

как

принадлежность (самим - а, следовательно, и самостоятельным, swe - можно

быть только в рамках своих, swe).

Такая

кажущаяся

двойственность

раскрывается

с

идеями

Л.С.

Выготского о зоне ближайшего развития: само-стояние в прямом смысле

невозможно

ни

в

каком

другом

обществе,

кроме

человеческого.

Можно

утверждать,

что

самостоятельность

как

качество

появляется

только

в

результате воспитания в кругу людей.

На основании интеграции структурно-функционального подхода (О.А.

Конопкин;

В.И.

Моросанова),

субъектно-деятельностного

подхода

(С.Л.

Рубинштейн; А. В. Брушлинский) и положений о личностной автономии

(Д.А.

Леонтьев;

Е.

Р.

Калитиевская)

нами

был

выведен

свой

вариант

трактовки

термина

«самостоятельность»:

это

качество

личности,

характеризующееся

активностью

жизненной

позиции

и

осознанной

самооценки;

самостоятельность

выражается

в

умении

планировать,

реализовывать, а при необходимости и корректировать систему поставленных

перед собой жизненных, в том числе и профессиональных, целей.

Самостоятельность

при

этом

совсем

не

обязательно

означает

психологическую изоляцию человека и отсутствие у него контакта с внешним

миром.

О.Е.

Дергачева

раскрывает

эту

мысль

через

сравнение

самостоятельности

(автономии)

и

аутизма:

если

аутизм

характеризует

личность, замкнутую на самой себе и не способную войти в контакт с

окружающим

миром,

то

самостоятельность

(автономия),

напротив,

есть

проявление, готовое к взаимодействию с внешними по отношению к ней

составляющими.

Самостоятельный

человек

характеризуется

тем,

что

способен сам выбирать, какую позицию ему следует занять в той или иной

ситуации.



В раздел образования