Автор: Одуева Оюна Цыреновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ,
Наименование материала: статья
Тема: Сущность понятия "самостоятельность" в психолого-педагогической литературе
Раздел: высшее образование
Сущность понятия «самостоятельность» в психолого-
педагогической литературе
Самостоятельность
как
явление
в
педагогике
в
о сновном
рассматривают в контексте автономного операционального действия, которое
субъект (ребенок) может выполнить после соответствующего обучения без
помощи педагога. Поэтому в педагогической литературе чаще используется
словосочетание «познавательная самостоятельность»; исключением можно
считать
названные
выше
идеи
инновационного
характера
обучения,
например,
определение,
данное
А.Г.
Ковалевым:
«Самостоятельность
-
волевое
действие,
характеризующее
умственную
деятельность,
признак
активности личности, ее способность к познавательному поиску».
В психологии самостоятельность раскрывается через такие понятия
как:
субъектность,
личностная
автономия,
саморегуляция.
Центром
всех
формулировок является субъект, способный осознанно влиять на свою жизнь,
эту характеристику, на наш взгляд, можно отнести ко всей психологической
области исследований самостоятельности.
К
обыденным,
или
лучше
сказать
к
обобщающим,
мы
отнесли
определения,
отраженные
в
толковых
словарях
«Самостоятельность
-
способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой,
решительность». Кроме этого, нам бы хотелось бы привести на наш взгляд
очень
точное
определение
самости
В.И.
Даля:
«Самость-личность,
самоличность, одноличность, подлинность; самостоятельность и стойкость.
Углубление в семантическое пространство данного термина и изучение
смыслового содержания в индоевропейских языках позволило нам увидеть
достаточно
интересное
свойство
термина
«самостоятельность».
Языковой
корень swe, в индоевропейских языках означающий «свой», предстает перед
нами в двух основных понятийных явлениях:
во-первых, swe – это индивидуальность (в смысле субъектность),
во-вторых,
swe
–
это
принадлежность
к
группе,
т.е.
субъектность,
«замыкающая
происходящее
на
себя»,
которая
выражается
как
принадлежность (самим - а, следовательно, и самостоятельным, swe - можно
быть только в рамках своих, swe).
Такая
кажущаяся
двойственность
раскрывается
с
идеями
Л.С.
Выготского о зоне ближайшего развития: само-стояние в прямом смысле
невозможно
ни
в
каком
другом
обществе,
кроме
человеческого.
Можно
утверждать,
что
самостоятельность
как
качество
появляется
только
в
результате воспитания в кругу людей.
На основании интеграции структурно-функционального подхода (О.А.
Конопкин;
В.И.
Моросанова),
субъектно-деятельностного
подхода
(С.Л.
Рубинштейн; А. В. Брушлинский) и положений о личностной автономии
(Д.А.
Леонтьев;
Е.
Р.
Калитиевская)
нами
был
выведен
свой
вариант
трактовки
термина
«самостоятельность»:
это
качество
личности,
характеризующееся
активностью
жизненной
позиции
и
осознанной
самооценки;
самостоятельность
выражается
в
умении
планировать,
реализовывать, а при необходимости и корректировать систему поставленных
перед собой жизненных, в том числе и профессиональных, целей.
Самостоятельность
при
этом
совсем
не
обязательно
означает
психологическую изоляцию человека и отсутствие у него контакта с внешним
миром.
О.Е.
Дергачева
раскрывает
эту
мысль
через
сравнение
самостоятельности
(автономии)
и
аутизма:
если
аутизм
характеризует
личность, замкнутую на самой себе и не способную войти в контакт с
окружающим
миром,
то
самостоятельность
(автономия),
напротив,
есть
проявление, готовое к взаимодействию с внешними по отношению к ней
составляющими.
Самостоятельный
человек
характеризуется
тем,
что
способен сам выбирать, какую позицию ему следует занять в той или иной
ситуации.