Напоминание

Профилактика интолерантонсти у подростков группы риска


Автор: Дугарова Мария Гомбо-Жаповна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Бурятского государственного университета"
Населённый пункт: Республики Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика интолерантонсти у подростков группы риска
Раздел: высшее образование





Назад




© М. Г.-Ж. Дугарова

Профилактика интолерантности у подростков

группы риска

На сегодняшний день в нашем современном обществе

появляются новые этапы изучения терпимости. Приобретает

особую

актуальность

на

фоне

конфликтных

явлений

и

взаимоотношений

между

человеками,

национальными

обществами, социальными организациями.

Выражение толерантности к людям, являющемуся к иной

общеэтнической общности, считается главным условием как

для деятельности и приспособления человека в современном

обществе, но и для формирования самого общества. Понятие

«толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) обозначает 1)

терпимость к иного рода взглядам, убеждениям, привычкам,

принципам различных национальностям; 2) умение переносить

неблагоприятное влияние того или иного фактора среды .

Современные принципы зарубежных психологов, автор

З.А.

Кочергина,

дает

следующее

понятие

субъективной

толерантности: «это сознательное допущение субъектом чего-

либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от

учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии,

что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление,

есть власть помешать свободному самовыражению «другого»».

Интолерантность

это

неприятие

другого

человека,

н е же ла н и е

к

су ще с т во ва н и ю

с

д ру ги ми

л юд ь м и ;

интолерантно сть

выражается

через

д е с т ру кт и в н о е ,

остроконфликтное,

недоброжелательное

действиями.

Интолерантность – это в основном, отрицательное понимание и

приятие

иной

общеэтнической

культуры

при

присутствии

сверхположительном восприятии.

Интолерантность этническая - 1) особенность этнической

связи

или

каждого

его

представителя,

отличающийся

неприятием

или

принципам

культуры,

традиции,

ценностей,

поведенческих и коммуникативных модифицирований, образа

жизни

др.

этносов;

2)

недостаточное,

неблагоприятное

групповое

понимание

иной

этнической

категории

и

во с п и т а н н о с т и ;

3 )

ме ж н а ц и о н а л ь н ы е

о т н о ш е н и я ,

сформированные на враждебности, неприятии культуры, образа

жизни,

традиции

друг

друга;

4)

мысли

самоотрицания

возможности

других

народов

на

собственные

ценности,

традиции,

коммуникативные

и

поведенческие

модели,

образ

жизни.

Многочисленную

роль

для

интегративного

решения

проблемы формирования толерантности у подростков группы

риска имеют труды М.А. Галагузовой, Н.Ф. Головиной, И.Ф.

Дементьевой,

А.В.

Мудрика,

Л.Я.

Олиференко

и

др.,

раскрывающие психологические взгляды работы с подростками

категории «группа риска».

Подростки

«группы

риска»

считаются

в

психолого-

педагогической литературе как особая групп лиц, оказавшихся в

зоне

настоящего

или

возможного

риска

и

оказывающих

разнообразные формы общественной дезадаптации. Несмотря

на

существующие

результаты

в

данной

области,

можно

установить

факт,

что

в

научной

литературе

мало

описано

методологическое поле психолого-педагогического подхода и

комплекс

соответствующих

условий,

обеспечивающих

формирование развитии толерантности и преодоление факторов

риска. Толерантность и интолерантность – взаимоисключающие

убеждения: чем более человек терпим, тем менее он нетерпим и

наоборот.

Эмпирическое

исследование

с

целью

выявления

профилактики

интолерантности

у

подростков

группы

риска

проводилось на базе МАОУ СОШ №35 г. Улан-Удэ. Общее

количество испытуемых составило 33 человек (учащихся 8-го

класса). Возрастной диапазон обследуемых составил 14-15 лет.

На

константирующем

этапе

работы

осуществлялось

исследование

на

выявление

уровня

интолерантности

у

подростков

группы

риска.

Выделить

группу,

в

которых

наблюдался

высокий

процент

испытуемых,

относящихся

к

категории

«группы

риска

»

и

требующих

организации

различных форм психопрофилактического воздействия.

Среди испытуемых 8-х классов апробировалась методика

анализа

их

ценностных

взаимоотношений

к

миру,

другому

человеку,

самому

себе,

которая

позволила

выявить

у

них

недостаточности такой ценностной характеристики личности

как

толерантность.

Полученные

в

констатирующем

этапе

данные

позволили

определить

состав

экспериментальной

и

контрольной группы.

М е т о д и к и ,

и с п о л ь з у е м ы е

д л я

д и а г н о с т и к и

интолерантности

у

подростков

группы

риска:

«Диагностики

состояния

агрессии»

опросник

А.Басса

А.Дарки;

«Диагностика стратегий поведения в конфликте» К. Томаса,

Экспресс-опросник

«индекс

толерантности»

Г.О.

Солдатова,

А.О.

Солдатова,

О.Е.

Хухлаева,

Л.А.

Шайгерова;

методика

«Диагностики

общей

коммуникативной

толерантности»

В.В.

Б о й ко ,

м е тод и ка

« О п р ед е л е н и я

тол е р а н т н о с т и

к

неопределенности» (С.Баднер).

По

результатам

методики

диагностики

состояния

агрессии (опросник А. Басса – А. Дарки). Высокий уровень

агрессивности - 55%, на среднем уровне - 27% и на низком

уровне - 18%.

У

испытуемых

с

высоким

уровнем

агрессивности

в

поведении

наблюдались

злобные

реакции

на

случайные

действия других детей и к сверстникам.

В

результате

по

методике

диагностики

стратегий

поведения в конфликте (К. Томаса), получены такие данные, 10

% низкий уровень конфликтности, 36 % со средним уровнем

конфликтности, а с высоким уровнем 54 %.

По результатам методики «индекс-толерантности» (Г.О.

Солдатова, А.О. Солдатова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) на

выявление уровня взаимодействия этнической толерантности и

интолерантности человека, на констатирующем эксперименте

выглядит

следующим

образом:

у

20%

подростков

выявлен

низкий уровень толерантности. На среднем уровне показали

65%,

это

говорит

о

том,

что

подростки

толерантны

к

отношению

к

окружающему

миру

и

другим

людям

и

на

высоком уровне у 15% справились с опросником. Во время

опросника

у

них

не

возникало

проблем,

подростки

быстро

выполнили задания.

По

результатам

методике

диагно стики

общей

коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), низкий уровень

коммуникативной

толерантности

выявлен

21%,

средний

уровень продемонстрировали 50% и на высоком уровне 29%

испытуемых, и это говорит о том, что подростки не оценивают

себя с взаимодействиями с другими людьми.

По результатам методика определения толерантности к

неопределености

(С.Баднер),

мы

выяснили,

что

на

высоком

уровне - 17% учащихся, на среднем уровне - 36% и низкий

уровень 47%. И это говорит о том, что подростки высказывают

свое личное мнение.

Таким образом, была разработана программа психолого-

педагогической профилактики интолерантности у подростков

группы

риска.

В

программе

были

объединены

все

виды

деятельностей,

в

которых

возможно

выявить

и

оценить

профилактику интолерантности у подростков группы риска.

В результате проведенного эмпирического эксперимента

нами

была

определенна

экспериментальная

группа

из

33

подростков

8-го

класса,

с

более

низкими

показателями

по

интолерантноси группы риска.

Целью

формирующего

эксперимента

выступила

профилактика интолерантности у подростков группы риска. Его

задача

состояла

в

апробации

содержательного

компонента

психолого-педагогических условий – программы формирования

толерантности у подростков группы риска.

Программа направленна на формирования толерантности

у

учащихся

группы

риска

и

на

закрепление

системы

аксиологических

ориентиров

к

себе,

народу,

другим

людям,

иным традициям.

Так

же

на

изучение

межличностного

конструктивного

взаимодействия,

развивать

вежливого

отношения

к

себе

и

другим,

навыков

самостоятельности

и

ответственности;

установление

субъект-субъектных

отношений,

являющиеся

главным источником развития.

Основные задачи, решаемые в ходе занятий: 1) передать

психологические

знания

о

группе

риска,

его

причинах

и

способах преодоления; 2)

создать

условия,

способствующие

профилактике интолерантности поведения у подростков группы

риска;

3)

обучить

старших

подростков

психотехническим

приемам

саморегуляци

и

негативных

эмоциональных

состояний.

Формирующий

эксперимент

включает

3

раздела:

«Введение.

Знакомство»,

«Основная

часть

по

профилактике

интолерантности» и «Итоговая часть». Программа состоит из

10 занятий, по длительности 35-40 минут. Занятия проходят 2

раза в неделю, после уроков. В каждое занятие включены игры

и

у п р а ж н е н и я ,

н а п р а в л е н н ы е

н а

п р о ф и л а к т и к у

интолерантности

подростков

группы

риска.

Таким

образом,

программа

интолерантности

подростков

группы

риска

определяет

содержательный

и

оценочно-диагностический

компоненты,

обеспечивающие

формирование

личности,

обладающей

ответственностью,

способностью

к

проявлению

толерантного отношения к представителям различных наций;

готовности

к

межкультурному

общению,

сотрудничеству

и

сотворчеству,

вовлечение

подростков

группы

риска

в

разнообразную деятельность.

Стоит

отметить,

что

посредством

реализации

нашей

программы коллектив стал толерантным, дети узнали больше о

других

национальностях,

стали

уважительно

относиться

к

старшим

и

своим

сверстникам,

и

по

отношению

к

другим

людям.

Для

решения

эффективности

выполнившей

работы

во

время формирующего эксперимента. Была проведена повторная

диагностика.

На контрольном

этапе проанализированы и обобщены

результаты,

сделаны

выводы,

свидетельствующие,

что

на

н а ч а л о

э к с п е р и м е н т а

у р о в н и

т о л е р а н т н о с т и

в

экспериментальной

группе

и

контрольном

группе

были

примерно одинаковые.

По

результатам

контрольного

эксперимента,

по

результатам

экспресс-опросник

«индекс

толерантности,

на

высоком уровне оказались 20% подростков, 70% испытуемых

показали средний уровень, и 10% - низкий.

По

результатам

методика

диагно стики

общей

коммуникативной толерантности, были получены следующие

результаты: 82% подростки показали высокий уровень, 11 %

испытуемых показали средний уровень, остальные 7 % низкий

уровень.

По результатам методика определения толерантности к

неопределености,

были

получены

следующие

результаты:

у

36% на высоком уровне, на среднем 50% и на низком уровне

15% подростков.

По

результатам

контрольных

исследований

можно

сделать следующие выводы: а)уменьшилось число подростков

группы риска с низким уровнем интолерантности; б) в то же

время

повысилось

число

подростков

со

средним

уровнем

толерантности; в) были перемены в группе с высоким уровнем

выраженности толерантных проявлений у испытуемых.

В

результате

проведения

всех

этапов

эмпирического

исследования можно проследить положительную динамику в

профилактике интолерантности у подростков группы риска.

Таким

образом,

сравнительная

оценка

и то го в

эксперимента показал динамику роста уровня толерантности во

всей

совокупности

ее

составляющих

в

период

контрольном

этапе по реализации психолого-педагогических условий.

Литература

1.

Асташова

Н.

А.

Проблема

воспитания

толерантности

в

системе

образовательных учреждений / Н. А. Асташева // Толерантное сознание и

90 формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-

метод. ст. - 2-е изд., стереотип. – М., 2003. – С. 74-85.

2.

Батурина

О.

С.

Межличностная

толерантность

студентов

педагогических

вузов

[Электронный

ресурс]:

автореф.

дис.

...

канд.

психол. наук: 19.00.05 / О. С. Батурина; Институт педагогики и психологии

профессионального образования. – Казань, 2009.

3. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности

[Электронный ресурс] / Е. Белинская.

4.

Плотникова

Е.

М.

Значение

повышения

уровня

толерантности

в

образовательном

процессе

у

студентов

колледжа:

отчет

о

научно-

исследовательской практике / Е.М. Плотникова; Томский государственный

педагогический Университет. – Томск, 2013.



В раздел образования