Автор: Дугарова Мария Гомбо-Жаповна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Бурятского государственного университета"
Населённый пункт: Республики Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика интолерантонсти у подростков группы риска
Раздел: высшее образование
© М. Г.-Ж. Дугарова
Профилактика интолерантности у подростков
группы риска
На сегодняшний день в нашем современном обществе
появляются новые этапы изучения терпимости. Приобретает
особую
актуальность
на
фоне
конфликтных
явлений
и
взаимоотношений
между
человеками,
национальными
обществами, социальными организациями.
Выражение толерантности к людям, являющемуся к иной
общеэтнической общности, считается главным условием как
для деятельности и приспособления человека в современном
обществе, но и для формирования самого общества. Понятие
«толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) обозначает 1)
терпимость к иного рода взглядам, убеждениям, привычкам,
принципам различных национальностям; 2) умение переносить
неблагоприятное влияние того или иного фактора среды .
Современные принципы зарубежных психологов, автор
З.А.
Кочергина,
дает
следующее
понятие
субъективной
толерантности: «это сознательное допущение субъектом чего-
либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от
учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии,
что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление,
есть власть помешать свободному самовыражению «другого»».
Интолерантность
–
это
неприятие
другого
человека,
н е же ла н и е
к
су ще с т во ва н и ю
с
д ру ги ми
л юд ь м и ;
интолерантно сть
выражается
через
д е с т ру кт и в н о е ,
остроконфликтное,
недоброжелательное
действиями.
Интолерантность – это в основном, отрицательное понимание и
приятие
иной
общеэтнической
культуры
при
присутствии
сверхположительном восприятии.
Интолерантность этническая - 1) особенность этнической
связи
или
каждого
его
представителя,
отличающийся
неприятием
или
принципам
культуры,
традиции,
ценностей,
поведенческих и коммуникативных модифицирований, образа
жизни
др.
этносов;
2)
недостаточное,
неблагоприятное
групповое
понимание
иной
этнической
категории
и
во с п и т а н н о с т и ;
3 )
ме ж н а ц и о н а л ь н ы е
о т н о ш е н и я ,
сформированные на враждебности, неприятии культуры, образа
жизни,
традиции
друг
друга;
4)
мысли
самоотрицания
возможности
других
народов
на
собственные
ценности,
традиции,
коммуникативные
и
поведенческие
модели,
образ
жизни.
Многочисленную
роль
для
интегративного
решения
проблемы формирования толерантности у подростков группы
риска имеют труды М.А. Галагузовой, Н.Ф. Головиной, И.Ф.
Дементьевой,
А.В.
Мудрика,
Л.Я.
Олиференко
и
др.,
раскрывающие психологические взгляды работы с подростками
категории «группа риска».
Подростки
«группы
риска»
считаются
в
психолого-
педагогической литературе как особая групп лиц, оказавшихся в
зоне
настоящего
или
возможного
риска
и
оказывающих
разнообразные формы общественной дезадаптации. Несмотря
на
существующие
результаты
в
данной
области,
можно
установить
факт,
что
в
научной
литературе
мало
описано
методологическое поле психолого-педагогического подхода и
комплекс
соответствующих
условий,
обеспечивающих
формирование развитии толерантности и преодоление факторов
риска. Толерантность и интолерантность – взаимоисключающие
убеждения: чем более человек терпим, тем менее он нетерпим и
наоборот.
Эмпирическое
исследование
с
целью
выявления
профилактики
интолерантности
у
подростков
группы
риска
проводилось на базе МАОУ СОШ №35 г. Улан-Удэ. Общее
количество испытуемых составило 33 человек (учащихся 8-го
класса). Возрастной диапазон обследуемых составил 14-15 лет.
На
константирующем
этапе
работы
осуществлялось
исследование
на
выявление
уровня
интолерантности
у
подростков
группы
риска.
Выделить
группу,
в
которых
наблюдался
высокий
процент
испытуемых,
относящихся
к
категории
«группы
риска
»
и
требующих
организации
различных форм психопрофилактического воздействия.
Среди испытуемых 8-х классов апробировалась методика
анализа
их
ценностных
взаимоотношений
к
миру,
другому
человеку,
самому
себе,
которая
позволила
выявить
у
них
недостаточности такой ценностной характеристики личности
как
толерантность.
Полученные
в
констатирующем
этапе
данные
позволили
определить
состав
экспериментальной
и
контрольной группы.
М е т о д и к и ,
и с п о л ь з у е м ы е
д л я
д и а г н о с т и к и
интолерантности
у
подростков
группы
риска:
«Диагностики
состояния
агрессии»
опросник
А.Басса
–
А.Дарки;
«Диагностика стратегий поведения в конфликте» К. Томаса,
Экспресс-опросник
«индекс
толерантности»
Г.О.
Солдатова,
А.О.
Солдатова,
О.Е.
Хухлаева,
Л.А.
Шайгерова;
методика
«Диагностики
общей
коммуникативной
толерантности»
В.В.
Б о й ко ,
м е тод и ка
« О п р ед е л е н и я
тол е р а н т н о с т и
к
неопределенности» (С.Баднер).
По
результатам
методики
диагностики
состояния
агрессии (опросник А. Басса – А. Дарки). Высокий уровень
агрессивности - 55%, на среднем уровне - 27% и на низком
уровне - 18%.
У
испытуемых
с
высоким
уровнем
агрессивности
в
поведении
наблюдались
злобные
реакции
на
случайные
действия других детей и к сверстникам.
В
результате
по
методике
диагностики
стратегий
поведения в конфликте (К. Томаса), получены такие данные, 10
% низкий уровень конфликтности, 36 % со средним уровнем
конфликтности, а с высоким уровнем 54 %.
По результатам методики «индекс-толерантности» (Г.О.
Солдатова, А.О. Солдатова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) на
выявление уровня взаимодействия этнической толерантности и
интолерантности человека, на констатирующем эксперименте
выглядит
следующим
образом:
у
20%
подростков
выявлен
низкий уровень толерантности. На среднем уровне показали
65%,
это
говорит
о
том,
что
подростки
толерантны
к
отношению
к
окружающему
миру
и
другим
людям
и
на
высоком уровне у 15% справились с опросником. Во время
опросника
у
них
не
возникало
проблем,
подростки
быстро
выполнили задания.
По
результатам
методике
диагно стики
общей
коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), низкий уровень
коммуникативной
толерантности
выявлен
21%,
средний
уровень продемонстрировали 50% и на высоком уровне 29%
испытуемых, и это говорит о том, что подростки не оценивают
себя с взаимодействиями с другими людьми.
По результатам методика определения толерантности к
неопределености
(С.Баднер),
мы
выяснили,
что
на
высоком
уровне - 17% учащихся, на среднем уровне - 36% и низкий
уровень 47%. И это говорит о том, что подростки высказывают
свое личное мнение.
Таким образом, была разработана программа психолого-
педагогической профилактики интолерантности у подростков
группы
риска.
В
программе
были
объединены
все
виды
деятельностей,
в
которых
возможно
выявить
и
оценить
профилактику интолерантности у подростков группы риска.
В результате проведенного эмпирического эксперимента
нами
была
определенна
экспериментальная
группа
из
33
подростков
8-го
класса,
с
более
низкими
показателями
по
интолерантноси группы риска.
Целью
формирующего
эксперимента
выступила
профилактика интолерантности у подростков группы риска. Его
задача
состояла
в
апробации
содержательного
компонента
психолого-педагогических условий – программы формирования
толерантности у подростков группы риска.
Программа направленна на формирования толерантности
у
учащихся
группы
риска
и
на
закрепление
системы
аксиологических
ориентиров
к
себе,
народу,
другим
людям,
иным традициям.
Так
же
на
изучение
межличностного
конструктивного
взаимодействия,
развивать
вежливого
отношения
к
себе
и
другим,
навыков
самостоятельности
и
ответственности;
установление
субъект-субъектных
отношений,
являющиеся
главным источником развития.
Основные задачи, решаемые в ходе занятий: 1) передать
психологические
знания
о
группе
риска,
его
причинах
и
способах преодоления; 2)
создать
условия,
способствующие
профилактике интолерантности поведения у подростков группы
риска;
3)
обучить
старших
подростков
психотехническим
приемам
саморегуляци
и
негативных
эмоциональных
состояний.
Формирующий
эксперимент
включает
3
раздела:
«Введение.
Знакомство»,
«Основная
часть
по
профилактике
интолерантности» и «Итоговая часть». Программа состоит из
10 занятий, по длительности 35-40 минут. Занятия проходят 2
раза в неделю, после уроков. В каждое занятие включены игры
и
у п р а ж н е н и я ,
н а п р а в л е н н ы е
н а
п р о ф и л а к т и к у
интолерантности
подростков
группы
риска.
Таким
образом,
программа
интолерантности
подростков
группы
риска
определяет
содержательный
и
оценочно-диагностический
компоненты,
обеспечивающие
формирование
личности,
обладающей
ответственностью,
способностью
к
проявлению
толерантного отношения к представителям различных наций;
готовности
к
межкультурному
общению,
сотрудничеству
и
сотворчеству,
вовлечение
подростков
группы
риска
в
разнообразную деятельность.
Стоит
отметить,
что
посредством
реализации
нашей
программы коллектив стал толерантным, дети узнали больше о
других
национальностях,
стали
уважительно
относиться
к
старшим
и
своим
сверстникам,
и
по
отношению
к
другим
людям.
Для
решения
эффективности
выполнившей
работы
во
время формирующего эксперимента. Была проведена повторная
диагностика.
На контрольном
этапе проанализированы и обобщены
результаты,
сделаны
выводы,
свидетельствующие,
что
на
н а ч а л о
э к с п е р и м е н т а
у р о в н и
т о л е р а н т н о с т и
в
экспериментальной
группе
и
контрольном
группе
были
примерно одинаковые.
По
результатам
контрольного
эксперимента,
по
результатам
экспресс-опросник
«индекс
толерантности,
на
высоком уровне оказались 20% подростков, 70% испытуемых
показали средний уровень, и 10% - низкий.
По
результатам
методика
диагно стики
общей
коммуникативной толерантности, были получены следующие
результаты: 82% подростки показали высокий уровень, 11 %
испытуемых показали средний уровень, остальные 7 % низкий
уровень.
По результатам методика определения толерантности к
неопределености,
были
получены
следующие
результаты:
у
36% на высоком уровне, на среднем 50% и на низком уровне
15% подростков.
По
результатам
контрольных
исследований
можно
сделать следующие выводы: а)уменьшилось число подростков
группы риска с низким уровнем интолерантности; б) в то же
время
повысилось
число
подростков
со
средним
уровнем
толерантности; в) были перемены в группе с высоким уровнем
выраженности толерантных проявлений у испытуемых.
В
результате
проведения
всех
этапов
эмпирического
исследования можно проследить положительную динамику в
профилактике интолерантности у подростков группы риска.
Таким
образом,
сравнительная
оценка
и то го в
эксперимента показал динамику роста уровня толерантности во
всей
совокупности
ее
составляющих
в
период
контрольном
этапе по реализации психолого-педагогических условий.
Литература
1.
Асташова
Н.
А.
Проблема
воспитания
толерантности
в
системе
образовательных учреждений / Н. А. Асташева // Толерантное сознание и
90 формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-
метод. ст. - 2-е изд., стереотип. – М., 2003. – С. 74-85.
2.
Батурина
О.
С.
Межличностная
толерантность
студентов
педагогических
вузов
[Электронный
ресурс]:
автореф.
дис.
...
канд.
психол. наук: 19.00.05 / О. С. Батурина; Институт педагогики и психологии
профессионального образования. – Казань, 2009.
3. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности
[Электронный ресурс] / Е. Белинская.
4.
Плотникова
Е.
М.
Значение
повышения
уровня
толерантности
в
образовательном
процессе
у
студентов
колледжа:
отчет
о
научно-
исследовательской практике / Е.М. Плотникова; Томский государственный
педагогический Университет. – Томск, 2013.