Напоминание

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Трофимова Виктория Витальевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "Музыкально - гуманитарный лицей им.Д.Аюшеева"
Населённый пункт: г. Улан - Удэ
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




М Е Т ОД Ы

И

Т Е Х Н ОЛ О Г И И

РА З В И Т И Я

Т В О Р Ч Е С К И Х

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Трофимова Виктория Витальевна

магистрант, 07561м, БГУ ПИ

Аннотация. Развитие

творческих

способностей

учащихся

является

важной задачей образовательной деятельности в современной школе. Особое

значение

имеет

начальная

школа,

так

как

младшие

школьник

наиболее

сензитивны к развитию креативности. В статье рассматриваются методы и

технологии, позволяющие достичь поставленной цели.

К л ю ч е в ы е

с л о в а : ф е д е р а л ь н ы й

г о с у д а р с т в е н н ы й

общеобразовательный стандарт (ФГОС); развитие творческих способностей;

метод проблемного обучения; метод проб и ошибок; метод решения заданий

по аналогии; метод мозгового штурма; метод контрольных вопросов; метод

морфологического анализа; теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

игровая технология.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго

поколения для начального образования от предыдущего ФГОС отличается

методологией,

структурой

и

требованиями

к

результатам

образования.

Основной целью освоения образовательной программы стало воспитание

всесторонне развитой личности с серьезным интеллектуальным потенциалом

[6]. В связи с принятым стандартом у учащихся должны сформироваться не

только личностные качества, но и, творческая деятельность и «…наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям» [6]. На данный момент проблема

развития творческих способностей младших школьников является основой

для всего педагогического процесса. Эта «вечная» проблема не теряет своей

актуальности и в современной школе, несмотря на внедрение нового ФГОС.

Для её решения проводятся нетрадиционные и инновационные виды уроков,

внеклассная работа и творческие мероприятия. Кроме этого в ходе учебной

деятельности

целесообразно

использовать

методы, направленные

на

развитие творческой активности. Младший школьный возраст – наиболее

благоприятный период для развития творческой личности, а внеурочное

время – это то время, которое наиболее полно помогает развить чувства, волю

и пробудить творца, художника. Занятия, которые проходят после уроков,

несут огромный воспитательный и развивающий потенциал: приобщение к

духовному опыту, формирование нравственности, всестороннее мышление.

Для

развития

вышеперечисленных

компетенций

учитель

дол же н

использовать

методы,

которые

пробуждают

интерес

к

творчеству,

способность к осмыслению и анализу своей работы. Рассмотрим следующие

когнитивные методы: метод проблемного обучения, метод проб и ошибок,

метод

решения

заданий

по

аналогии,

метод

мозгового

штурма,

метод

контрольных вопросов, метод морфологического анализа, теория решения

изобретательских задач (ТРИЗ) и игровая технология.

Метод

проблемного

обучения

заключается

в

том,

что

учебная

деятельность предполагает создание под руководством учителя проблемных

ситуаций

и

активную

самостоятельную

деятельность

учащихся

по

их

разрешению. [4, С.23].

Метод проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок

начинает

познавать

мир:

трогает

руками,

пробует,

смотрит,

слушает

-

накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и

результатами этих действий. В основе этого метода решается вопрос “ А что,

если попробовать сделать так?”. Этим с методом хорошо решать задачи, где

не более 10 проб и ошибок. Этот метод учит упорству и терпению, учит не

разных объектов сделать верное заключение о сходстве и других признаков.

Помогает переносить знания из одной области знаний в другую. [5].

Метод

решение

задач

по

аналогии классифицируются

по

таким

критериям

как

свойства

(например,

выращивание

ржи

аналогично

выращиванию

пшеницы),

функции

(например,

дом

-

улей

-

гнезда),

отношение разной природы (например, переход тепла от горячего тела к

холодному и перетаскивание жидкости от верхнего сосуда в нижний), образы

(например, Карлсон - вертолет)

Метод

мозгового

штурма

-

это

генерирование

идей

без

всякой

критики, т.е. принимать все идеи, а лишь потом приступать к осмыслению,

критике,

анализу

идей

и

выработке

решений.

Метод

мозгового

штурма

содержит всего 4 этапа: постановка задачи, выдвижение идеи, обсуждение

идей

и

принятие

решений.

Этот

метод

хорош

для

развития

фантазии,

воображения и для раскрепощения сознания детей.

Метод

контрольных

вопросов

создал

древнегреческий

философ

Сократ. Он путем постановки сильных наводящих вопросов пытался найти

истину.

Классическими

шагами

решения

задачи

этим

методом

являются:

формулировка задачи; составление полного списка вопросов, проясняющих

ситуацию и наводящих на решение задачи; постановка вопросов и получение

ответов на эти вопросы; формирование решения в процессе ответов и выбор

наилучшего решения. Этот метод хорош для решения задач малой и средней

трудности, однако здесь нужно научить детей задавать вопросы и убедить их

в том, что не знать что-то не позорно - позорно не узнать, если можно узнать.

Не задавать вопрос, когда не поняли, это не позор, а трусость.

Метод

морфологического

анализа

заключается

в

точно

и

четко

формулируемой проблеме; выделение важных и характерных для системы

признаков (это могут быть части, свойства, режимы, словом, те параметры

системы, от которых зависит решение проблемы), по их признаку составляют

списки различных вариантов исполнения этих признаков. В определенном

порядке,

исключающем

пропуски,

перебирают

возможные

сочетания

вариантов исполнения признаков и одновременно производят оценку этих

вариантов исполнения и выбор наилучшего решения. [3]

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Алгоритм состоит

из

девяти

последовательных

шагов,

таких

как:

точно

понять

задачу,

сформулировать

задачу,

сформулировать

идеальный

конечный

результат,

составить модель задачи, поискать в каждой части модели задачи ресурс для

ее решения, применить приемы разрешения противоречий, сформулировать

несколько решений, выбрать самое сильное решение, проанализировать. При

анализе нужно понять почему задача появилась, что надо сделать, чтобы

подобные

задачи

больше

не

появлялись,

почему

пришлось

ее

так

долго

решать, ответить на вопрос: “Чему меня научила эта задача?”

Игровая технология отвечает актуальной задаче методики, дидактики,

психологии

и

педагогики,

которые

стремятся

активизировать

учебный

процесс. Основой игровой технологии является педагогическая игра. Чаще

всего учитель пользуются деловыми играми, которые проводятся с целью

активизации

учебного

процесса

и

развития

познавательного

интереса

у

учащихся. Деловая игра проходит в три этапа: этап подготовки игры, этап

проведения и этап анализа и обобщения.

Таким

образом,

мы

рассмотрели,

основные

методы

и

технологии

развития

творческих

способностей.

Выбор

какого-либо

метода,

приема

зависит

от

поставленной

цели,

содержания

материала,

прогнозируемых

результатов. Главное, чтобы их реализация помогла развить заложенные в

каждом

ученике

творческие

способности,

вселила

в

них

уверенность,

и

вызвала интерес к дальнейшей творческой деятельности.

Список литературы:

1

. Беспалько,

В.П.

Слагаемые

педагогической

технологии

[Текст]/

В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.-С.78-81

2.

Букатов,

В.

Принципиальные

мелочи

[Текст]/

В.

Букатов

//

Первое

сентября. - 2001. - № 76. - С.23-25.

3.

Воспитание

младшего

школьника:

Пособие

для

студентов

средних

и

высших

учебных

заведений,

учителей

начальных

классов

и

родителей

[текст]/ Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия»,

2000.-288с.

3. Горев П. М., Утемов В. В. Формирование творческой личности на уроках и

во внеурочной деятельности. Учитель – Волгоград, 2016. – 64 с.

4. Зиновкина М. М., Утемов В. В., Горев П. М. Педагогика креативности.

Прикладной курс научного творчества. Межрегиональный ЦИТО. – Киров,

2013. – 2014 с.

5.

Кривко

А.О.

Методы

развития

творческих

способностей

младших

школьников на уроках литературного чтения // Научный форум: Педагогика и

психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — №

10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 77-80.

6.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего образования. Федеральный закон РФ от 6 октября 2009г. №373- ФЗ.



В раздел образования