Напоминание

Исследование уровня профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения


Автор: Гармаева Людмила Эдуардовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Исследование уровня профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения
Раздел: среднее образование





Назад




УДК-159.9

Исследование уровня профессионального

самоопределения подростков на этапе выбора профиля

обучения

© Л. Э. Гармаева,

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

Аннотация: в данной статье автором раскрываются

вопросы профессионального самоопределения подростков на

этапе

выбора

профиля

обучения.

Автором

в

ходе

исследования

выявлены

сущностные

характеристики

факторов и особенностей, которые оказывают существенное

влияние

на

формирование

готовности

учащихся

8-9-х

классов к профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение,

подростки, профиль обучения, профориентация.

Study of the level of professional self-determination

of adolescents at the stage of choosing a profile of

education

© L. E. Garmaevа,

Annotation:

the

questions

of

professional

s e l f -

determination of teenagers open up in this article an author. An

author

during

research

is

educe

descriptions

of

factors

and

features that render substantial influence on forming of readiness

of 8-9th classes of students to professional self-determination.

Key

words:

professional

self-determination,

teenagers,

profile of educating,

vocational orientation

Перемены,

происходящие

в

современном

обществе,

определяют перед системой школьного образования задачи,

связанные

с

формированием

готовности

к

выбору

профессии. Причем это связано не только с потребностями

развивающегося общества, но и интересами, склонностями,

способностями школьника. Поэтому в России и за рубежом

уделяется

пристальное

внимание

к

разработке

различных

п о д х о д о в ,

п р о г р а м м ,

о р и е н т и р о в а н н ы х

н а

индивидуализацию

профессионального

и

личностного

самоопределения учащихся. Один из таких подходов, на мой

взгляд,

наиболее

перспективных,

это

предпрофильная

подготовка, которая начинается в средней школе, а затем в

старших классах начинается непосредственно профильное

образование.

В

с и с т е м е

р о с с и й с к о г о

о б р а з о в а н и я

профориентационная работа с учащимися направлена

на

пробуждение

собственной

активности

молодых

людей.

Эксперты

в

этой

области

считают,

что

традиционная

диагностико-рекомендательная

схема

профконсультации

практически

изжила

себя,

поскольку

носит

всего

лишь

рекомендательный

характер.

По

мнению

специалистов,

помощь

школьнику

в

выборе

профессии

должна

з а к л юч ат ь с я

в

г р а м от н ом

с о зд а н и и

п с и х о л о г о

-педагогических условий в школе. То есть таких условий,

когда

школьник

определяет

свои

способности,

предпочтения, делает свой личностный выбор.

При

организации

профильной

работы

важен

системный

поход.

В

подростковом

возрасте,

то

есть

в

средних классах, школьник впервые оказывается в ситуации,

когд а

на д о

принимат ь

от ве т с т ве нно е

р е ш е н и е ,

определяющее

его

будущее.

И

задача

педагогов

помочь

ребенку

осознать

себя,

свои

способности,

наклонности,

интересы, построить картину своего будущего и видеть себя

в ней, а также предвидеть последствия принятых решений.

Вся работа должна вылиться в позитивный сценарий, когда

выпускник уходит из школы, приняв осознанное решение в

выборе профессии.

Исследователи теории и практики профессионального

самоопределения (Кон И.С., Климов Е.А. и др.) выделяют

ряд

ключевых

проблем,

с

которыми

сталкиваются

подростки

при

выборе

жизненного

пути.

Принятие

решения о выборе профиля обучения на начальном этапе

профессионального

и

личностного

самоопределения

в

школьном возрасте обусловлено влиянием ряда факторов.

Это

и

интересы

и

склонности

подростков,

это

их

представление

о

современных

профессиях,

мотивация

достижений

и

т.д.

Но

все

эти

факторы

относятся

к

внешним условиям, от которых зависит выбор профиля

обучения.

Однако

существуют

и

другие

трудности,

с

которыми сталкивается подросток на этом этапе. И носят

они эмоциональный характер. Это чувство брошенности,

некоторая растерянность, стремление уйти от собственного

принятия решения, что свидетельствует

о

скрытых,

еще

недостаточно

осознанных

ими,

побуждающих мотивов.

С целью определения уровня развития профессионального

с амоопределения

подро стков,

нами

п р о в е д е н

констатирующий эксперимент

на базе МОУ СОШ №35 г.

Улан-Удэ. Экспериментальная выборка была представлена 2

группами

учащихся

9-х

классов.

В

качестве

критериев

уровня

развития

профессионального

самоопределения

подростков

выделены:

когнитивный,

мотивационно-

ценностный, деятельностно-практический.

С целью выявления особенностей воспитания в семье,

об отношении к прошлому, о выборе будущей профессии со

всеми испытуемыми была проведена беседа. Она состояла из

трех

вопросов,

на

которые

подростки

могли

давать

свободные ответы.Также мы проводили скрытое наблюдение

за

испытуемыми

в

ходе

беседы.

Для

нас

была

важна

эмоциональная

реакция

на

вопросы.

Критериями

н а бл юд е н и я

б ы л и

в з я т ы :

з р и т е л ь н ы й

ко н т а к т

(заинтересованность,

открытость),

поза

(тревожность,

расслабленность), улыбка (положительный эмоциональный

настрой),

изменение

настроения

(эмоциональная

окраска

воспоминаний), раздражительность (агрессия, замкнутость),

апатия (безразличие). Это позволило отследить изменения

настроения респондентов при ответе на тот или иной вопрос.

На

наш

взгляд,

данный

момент

более

точно

отражает

отношение человека к тому, что он говорит.

Результаты наблюдения позволяют нам говорить о том,

что

во

2-й

группе

респонденты

более

открыты,

они

испытывают интерес к проводимым мероприятиям. В 1-й

группе подростки более зажаты, закрыты. Лишь небольшое

количество

респондентов

обеих

групп

показали

п о л о ж и т е л ь н ы е

р е з у л ь т а т ы

п о

к р и т е р и я м

«раздражительность» и «апатия», это говорит о том, что они

не

были

заинтересованы

в

беседе,

использовали

свои

эмоциональные реакции как защитные механизмы. У многих

испытуемых

из

1-й

группы

наблюдалось

ухудшение

настроения при ответе на третий вопрос. Мы предполагаем,

что это связано с тем, что у подростков имеются проблемы в

семье. Учащиеся из 2-й группы, наоборот, отвечая на него,

становились

более

улыбчивыми

и

заинтересованными.

В

целом,

наблюдение

и

беседа

позволили

нам

сделать

предварительный вывод о том, что у подростков отношение

к выбору профессии носит неосознанный характер.

Анкетирование

для

выявления

профессионального

самоопределения

выявило

следующее:

большинство

подростков

обеих

групп

(40%)

не

определились

с

профессией,

25%

предпочитают

профессию

юриста,

профессию

врача,

дизайнера,

экономиста

выбирают

35%

подростков.

Далее,

для

повышения

валидности

результатов

исследования

и

определения

мотивационно-ценностного

компонента мы использовали методику профессионального

выбора

американского профессора Дж. Голланда.

Суть

теории заключается в том, что

профессиональный успех

достигается

при

соответствии

типа

личности

и

типа

профессиональной среды. Человек стремится найти такую

профессиональную

среду, которая соответствует его типу,

позволит

ему

лучше

раскрыться,

соотнести

свои

способности с различными профессиями. Таких типов по

теории американского ученого шесть.

К

примеру,

реалистичный

тип

предполаг ает

эмоциональную

стабильность,

реальный

взгляд

на

настоящее. К этому типу относятся люди, занимающиеся

конкретными объектами и соответствующим практическим,

скажем, инструментарием.

Это машины, инструменты и

другие прикладные вещи. Как правило, они предпочитают

профессии,

требующих

прикладных

навыков

(механик,

инженер, строитель, моряк, водитель и т.д.).

Согласно теории Голланда, артистичный тип не видит себя

в профессии, требующей физической силы и сноровки. Как

правило, он отстраняется от структурированных проблем. У

представителей

этого

типа

на

первом

месте

ощущения,

эмоции,

интуиция,

воображение.

Наиболее

характерные

профессии

музыкант,

художник,

литератор,

фотограф,

актер и пр. Как ни странно, не смотря на такие, скажем,

публичные

профессии,

данному

типу

свойственна

несоциальность.

Социальный

же

тип,

наоборот,

отличает

стремление

к

социализации, он ставит задачи и цели, чтобы быть в тсеном

контакте с окружающей средой. Социальный тип выделяет

способность хорошо адаптироваться к любым условиям, но

при

этом

он

достаточно

эмоционален

и

решает

задачи,

опираясь на чувства, на

умение общаться. Любит учить,

поучать,

наставлять,

вести.

И,

как

правило,

это

врач,

учитель, психолог, социальный работник и т.п.

Конвенциональный

тип

отличает

способность

к

четкой системной деятельности. Ему удается планировать,

структурировать,

способность

использовать

традиции,

обычаи,

но

при

этом

грамотно

сочетать

существующее

состояние

общества.

Ему

свойственны

настойчивость,

некоторый консерватизм, исполнительность. К такому типу

подходят профессии бухгалтера, программиста и т.п.

Предприимчивому типу характерны импульсивность,

большая энергия, энтузиазм, любовь к приключениям. Он не

любит

работу,

которая

требует

терпения,

усидчивости,

сконцетрированности

и

интеллектуальных

усилий.

Он

больше подходит для руководящей работы, где он может

проявить

свой

доминирующий

характер.

Ему

нужно

признание.

Предпочитаемые

профессии

директор,

журналист, администратор, предприниматель и др.

Проанализировав

полученные

результаты

опросника

Голланда, мы пришли к выводу, что большинство подростков

(мальчики)

(60%)

относятся

к

реалистичному

типу

и

выбирают

занятия,

которые

требуют

моторных

навыков,

ловкости,

конкретности.

Среди

девочек

преобладает

артистичный (35%) тип и социальный (65%). Но следует

отметить, что девочки, относящиеся к социальному типу, в

большей степени склонны и проявляют интерес к профессии

врача.

Таким образом, результаты исследования позволили

выявить

сущностные

характеристики

факторов

и

особенностей,

оказывающих

определяющее

влияние

на

формирование

готовности

учащихся

8-9-х

классов

к

профессиональному

самоопределению,

которые

включают

наличие

общих,

особенных

и

единичных

условий,

существующих

в

рамках

целого

общества,

а

также

индивидуальных черт и склонностей каждого человека.

Литература

1.

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология

личности / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. –

304 с.

2.

Климов

Е.

А.

Психология

п роф е сси он а л ь н ого

самоопределения:

учеб.

пособие

для

студентов

вузов,

обучающихся по специальностям: педагогика и психология,

соц. педагогика, Педагогика / Е. А. Климов. – М.: Academia,

2004. – 301 с.

3.

Резапкина

Г.

В.

Я

и

моя

профессия:

программа

профессионального

самоопределения

для

подростков:

учебно-методическое пособие для школьных психологов и

педагогов / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.

4. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в

образовательных

учреждениях

/

Л.

Д.

Столяренко.

М.:

Феникс, 2005.



В раздел образования