Напоминание

"История и развитие понятия эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных ученых"


Автор: Балдуева Юлия Петровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Бурятского государственного университета
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "История и развитие понятия эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных ученых"
Раздел: среднее образование





Назад




История

и

развитие

понятия

эмоционального

интеллекта

в

работах

отечественных и зарубежных ученых

Проблема

эмоционального

интеллекта

была

больше

исследована

в

рамках

зарубежной

психологии.

Одной

из

первых

в

изучении

данного

направления стала работа Сэловея и Мэйера, которая включала в себя только

познавательные

способности,

связанные

с

переработкой

информации

об

эмоциях. Затем появилась необходимость к увеличению роли личностных

характеристик в истолковании эмоционального интеллекта, в связи с чем

произошло

углубление

понятия.

Впоследствии

Р.

Бар-Он,

отказавшийся

относить

к

эмоциональному

интеллекту

познавательные

способности,

разработал свою модель, ставшей крайним выражением этой тенденции. И.Н.

Мещерякова в своей работе отмечает, что развитие моделей эмоционального

интеллекта, в том числе отражающих его структуру, можно представить как

континуум между аффектом и интеллектом. Анализ подходов к определению

сущности эмоционального интеллекта, представленный в различных работах,

дает

возможность

говорить

о

том,

что

эмоциональный

интеллект

рассматривается, как способность действовать с внутренней средой своих

чувств

и

желаний,

способность

понимать

отношения

личности,

репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе

интеллектуального анализа и синтеза, совокупность эмоциональных, личных

и

социальных

способностей,

которые

оказывают

влияние

на

общую

способность субъекта эффективно справляться с требованиями окружающей

среды.

Рассмотрим понятие «эмоциональный интеллект» подробнее. Понятие

«эмоционального

интеллекта»

является

составляющей

«социального

интеллекта» впервые введенного в 1920 году профессором Э. Торндайком. Он

описал его как «способность понимать людей, женщин и мужчин, девочек и

мальчиков,

умение

обращаться

с

людьми

и

разумно

действовать

в

отношениях с ними». Помимо Торндайка, понятие социального интеллекта

также разрабатывалось такими авторами как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д.

Векслер и др. Среди отечественных исследователей наибольший вклад в

разработку понятия внес доктор Д.В. Ушаков. Он отмечает: «Социальный

интеллект,

если

мы

понимаем

его

как

интеллект,

-

это

способность

к

познанию

социальных

явлений,

которая

составляет

лишь

один

из

компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их».

Однако, по мнению многих авторов, впервые был предложен в 1966

году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация».

При этом только благодаря работам Д. Гоулмена данная концепция обрела

свою

популярность.

В

1995

году

была

выпущена

его

монография

«Эмоциональный

интеллект»,

задачей

которой

было

распространение

понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в

изученной области.

При

этом

считается,

что

первыми

авторами

работы

на

тему

эмоционального интеллекта стали П. Сэловей и Дж. Майер. В 1990 году они

предложили

термин

«эмоциональный

интеллект»

и

тогда

же

проблема

эмоционального интеллекта получила свое место в науке. Авторы определили

эмоциональный интеллект как «способность точно воспринимать, оценивать

и

выражать

эмоции,

способность

получать

доступ

и/или

генерировать

чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и

эмоциональному

знанию

и

способность

генерировать

эмоции

ради

эмоционального и интеллектуального роста». Эти же ученые разработали

первую

модель

эмоционального

интеллекта,

которая

и

стала

наиболее

популярной в сфере научной психологии. Это сложный конструкт, состоящий

из способностей трех типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2)

регуляция

эмоций;

3)

использование

эмоциональной

информации

в

мышлении и деятельности.

В дальнейшем Дж. Мэйер и П. Сэловей в соавторстве с Д. Карузо

изучили данный вопрос более детально и конкретизировали предложенную

ими модель. Основанием второй версии модели, по мнению авторов,

являются представления, что эмоции содержат информацию о связях

человека с другими людьми или предметами, при этом информируют

человека о характере этих связей. Эти связи делятся на два типа: актуальные

и вспоминаемые или воображаемые. Изменение связей с другими людьми и

предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.

Исходя из вышенаписанного, ЭИ трактуется как способность

перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях: определять

значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную

информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж.

Мэйер и П. Сэловей выделили четыре компонента – «четыре ветви модели

эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает

«четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области

эмоционального интеллекта».

Эти компоненты составляют иерархию, уровни которой осваиваются

последовательно в процессе онтогенеза. Все эти компоненты касаются

собственных эмоций человека, а также эмоций других людей.

Согласно модели, предложенной уже в 1997 году, эмоциональный

интеллект включает следующие ментальные способности:

1)

способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать

эмоции – включает ряд связанных между собой способностей, таких, как

восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их

идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их

имитации;

2)

способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить

эффективность мышления – включает способность использовать эмоции для

направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые

способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение

для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как

средство анализа разных точек зрения на проблему;

3)

способность к понимаю эмоций, эмоциональному познанию –

способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы

от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об

эмоциях;

4)

способность к осознанной регуляции эмоций, управлению

эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального

развития – способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности

отрицательны эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе неприятных,

способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления

связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту

и улучшению межличностных отношений.

Первым, кто подробно описал термин ЭИ, стал Д. Гоулмэн. Он

рассматривал его как социальную способность, о чем написал в своей книге,

где заключает идею о том, что успех человека в жизни зависит не только от

академических знаний, или уровня IQ, но и от эмоциональной одаренности,

или уровня EQ. В 1995 году Д. Гоулмэн усовершенствовал и популяризировал

первую модель, предложенную Сэловеем и Мэйером, и сейчас структура

эмоционального интеллекта содержит четыре компонента и 18 связанных с

ними навыков:

самосознание:

эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и

осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии

решений;

точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и

пределов своих возможностей;

уверенность в себе: чувство собственного достоинства и

адекватная оценка своей одаренности;

самоконтроль:

обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные

эмоции и импульсы;

открытость: проявление честности и прямоты; надежность;

адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и

преодоление препятствий;

воля к победе: настойчивое стремление улучшать

производительность ради соответствия внутренним стандартам качества;

инициативность: готовность к активным действиям и умение не

упускать возможности;

оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи;

социальные навыки: эти способности определяют, как мы

управляем нашими отношениями с людьми;

3)

социальная чуткость;

сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей,

понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их

проблемам;

деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии

ответственности и политики на организационном уровне;

предупредительность: способность признавать и удовлетворять

потребности подчинённых, клиентов или покупателей;

4)

управление отношениями:

воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую

картину будущего;

влияние: владение рядом тактик убеждения;

помощь в самосовершенствовании: поощрение развития

способностей других людей с помощью отзывов и наставлений;

содействие изменениям: способность инициировать

преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в

новом направлении;

урегулирование конфликтов: разрешение разногласий;

укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание

социальных связей;

командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими

работниками и создание команды.

Значительный вклад в исследование проблемы эмоционального

интеллекта внес Д. Гоулмэн. Именно он в своих исследованиях стимулировал

людей к развитию личностных качеств для достижения успеха в различных

сферах деятельности. Однако также очевиден и факт того, что помимо

структурных компонентов эмоционального интеллекта в трактовке Гоулмэна

имеются не только эмоциональные способности, но и волевые качества,

характеристики самосознания, социальные умения и навыки.

Модель Р. Бар-Она отражает совершенно иную точку зрения. Он

определяет ЭИ как черту личности, совокупность некогнитивных

способностей и знаний, дающих человеку возможность успешно справляться

с различными жизненными ситуациями, и выделяет пять компонентов в

структуре ЭИ, состоящих из нескольких субкомпонентов:

1.

Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе,

самоуважение, самоактуализация, независимость.

2.

Навыки межличностного общения: эмпатия, межличнсотные

взаимоотношения, социальная ответственность.

3.

Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью,

гибкость.

4.

Управление стрессом: устойчивость к стрессу, контроль

импульсивности.

5.

Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Теперь рассмотрим эмоциональный интеллект с точки зрения

отечественных исследователей. Над данной проблемой в рамках

отечественной психологии работают такие ученые, как Г.Г. Гарскова, И.Н.

Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В.

Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская

и другие.

Например, в психологической книге «Азбука эмоционального

интеллекта» И.Н. Андреева говорит о том, что ЭИ не содержит общие

представления о себе и оценку других: он фокусирует внимание на познании

и использовании эмоций окружающих и своих собственных эмоциональных

состояний для решения проблем и регуляции поведения.

В свою очередь Г.Г. Горскова считает, что ЭИ – это способность

понимать возникающие эмоциональные отношения личности и управлять

эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Любопытную точку зрения представляет А.В. Гуськова, полагающая,

что такой интеллект включает в себя набор способностей и соотношение

когнитивных, личностных и мотивационных черт. Объединяя когнитивные

способности с личностными характеристиками, Гуськова добавляет

мотивацию, что делает ее подход отличным от ряда других: ведь мотив

является основой принятия решений, а также выбора целей и средств из

достижения.

Особое внимание заострим рассуждениям российского психолога Д.В.

Люсина. В 2004 году автор предложил принципиально новую модель

эмоционального интеллекта. Он определяет ЭИ как способность понимать

свои и чужие эмоции и управлять ими. По его мнению, способность к

пониманию и управлению эмоциями можно объяснить следующим образом:

1.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия

эмоционального переживания у себя или у другого человека;

может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно

эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное

выражение;

понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к

которым она приведет;

2.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего

приглушать чрезмерно сильные эмоции;

может контролировать внешнее выражение эмоций;

может при необходимости произвольно вызвать ту или иную

эмоцию.

Вместе с тем Д.В. Люсин также выделяет в структуре межличностный

и внутриличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых состоит

из ряда способностей.

Межличностный ЭИ включает в себя:

1)

интуитивное понимание чужих эмоций;

2)

понимание чужих эмоций через экспрессию;

3)

управление чужими эмоциями.

Внутриличностный ЭИ предполагает:

1)

осознание своих эмоций;

2)

управление своими эмоциями;

3)

контроль экспрессии.

Таким образом, было установлено, что существуют разные точки

зрения, определяющие понятие «эмоциональный интеллект» и его структуру,

а концепция эмоционального интеллекта в нынешнем виде исходит из

понятия социального интеллекта. Проанализировав теории рассматриваемых

авторов, эмоциональный интеллект можно определить как совокупность

эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической

адаптации личности. Все составляющие компоненты структуры

эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны друг с другом и их

взаимозависимость способствует эффективному межличностному

взаимодействию.



В раздел образования