Напоминание

Основные методические средства формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка при изучении раздела "Лексика и фразеология"


Автор: Болотова Лариса Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Деевская СОШ"
Населённый пункт: Деево
Наименование материала: статья
Тема: Основные методические средства формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка при изучении раздела "Лексика и фразеология"
Раздел: среднее образование





Назад




Основные методические средства формирования

культуроведческой компетенции на уроках русского языка

при изучении раздела «Лексика и фразеология»

Согласно методике преподавания процесс обучения русскому языку

должен

строиться

с

учетом

необходимости

приобщения

учащихся

к

духовным ценностям как общечеловеческим, так и национальным.

Следовательно,

необходимо

определить

базовые

ценности

и

важнейшие

понятия,

которые

должны

быть

реализованы

в

содержании

образования

в

соответствии

со

спецификой

предмета

«Русский

язык».

Рассмотрим эти ценности.

Непреходящей

ценностью

является

человек,

его

жизнь,

здоровье,

нравственные качества.

Поэтому

образование и его содержание должно

быть нацелено на духовные качества человека и нравственные ценности:

честь, совесть, достоинство и т.д.

Важнейшими базовыми ценностями для каждого человека являются

наша

планета

Земля,

бережное

отношение

к

ее

богатствам,

Родина.

Следовательно, воспитание патриотизма – важная задача школы.

Приобщать детей к

национальной

культуре

(особенности быта,

традиции,

обычаи,

культурные

различия

разных

народов),

формировать

ценностное отношение к семье, дому, старшему поколению необходимо с

раннего детства.

Произведения

различных

видов

искусства

величайшие

духовные

ценности,

принадлежащие

всему

человечеству

(литература,

живопись,

музыка, архитектура и т.д.) – являются важнейшей составляющей культуры

русского народа.

Нельзя забывать о такой ценности, как язык. Поэтому очень важно на

уроках русского языка уделять особое внимание работе со словами культуры,

формировать отношение к каждому слову, как к ценности.

Не

менее

важен

и

речевой

этикет,

т.к.

национальные

особенности

наиболее ярко проявляются именно в этикетном своеобразии народов.

В особую группу можно выделить ценности, связанные с наукой и

образованием. Школьники познают науку, приобщаются к ней именно через

обучение.

Все духовные ценности носят общечеловеческий характер той или

иной нации. Поэтому у обучающихся 5 – 9 классов важно формировать их,

уделяя

особое

внимание

национальному,

интернациональному

и

общечеловеческому аспекту, что является важнейшей задачей обучения и

воспитания на современном этапе.

Культуроведческий подход к изучению русского языка предполагает,

что

язык

это

феноменальное

явление

культуры

народа,

которое

проявляется

в

усвоении

учащимися

культуры

России,

ее

достижений,

способствует воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его

великую культуру.

В

методическом

плане

выделяют

невербальные

объекты

культуры

(предметы национального быта, утварь, одежда, произведения народного

декоративно-прикладного

искусства,

живописи,

музыки,

зодчества,

скульптуры) и вербальные феномены (паремии, загадки, идиомы, отрывки

из произведений различных стилей речи, формулы этикета, концепты).

В общеобразовательной школе учитель ориентирован

на работу с

пословицами, поговорками, фразеологизмами, текстами, формулами речевого

этикета. Эта

работа

проводится в рамках культуроведческого аспекта и

помогает сформировать у обучающихся культуроведческую компетенцию.

В

пословицах

и

поговорках

в

образной,

афористичной

форме

выражается

коллективное

мнение

народа

о

родине,

труде,

семье,

взаимоотношениях

между

людьми

и

многое

другое,

что

составляет

ценностный

ориентир

важнейших

жизненных

понятий

и

установок.

Пословицы

отражают

коллективное

миросозерцание,

мировосприятие

народа,

его

менталитет

и

ценностные

установки;

в

них

дается

оценка

поведения людей. Форма

пословиц

построена на игре слов, на рифмах,

созвучиях. Пословицы

хорошо запоминаются учащимися и способствуют

передаче мудрости из поколения в поколение. О нравоучительном смысле

пословиц часто приходится догадываться, так

школьники учатся читать

подтекст,

расшифровывать

культурную

информацию,

заложенную

в

них.

Поэтому

работу с пословицами нужно организовывать так,

чтобы

ее

поучительный характер учащиеся могли осмыслить и понять ту жизненную

установку, которая акцентируется в них.

Загадка

«краткое,

ритмически

организованное

и

нередко

рифмованное изречение..., заключающее в себе ... иносказание, описание

явления

или

предмета

через

образы,

имеющие

с

ним

иногда

лишь

отдаленное, иногда более или менее близкое сходство». Главное в загадке как

средстве обучения и воспитания школьников на уроках русского языка то,

что

в

ней

заключено

иносказание,

требующее

расшифровки

смысла,

разгадки, а зачастую и знания определенных культурных реалий, условий

быта народа, традиций, представлений людей, их культурных ассоциаций.

Работа с загадками обогащает знания учащихся о национальной культуре и

помогает ее постичь. Они активизируют умственную деятельность детей,

учат понимать родной язык, развивают наблюдательность.

Сказки, мифы, былины, легенды – древнейшие виды народного эпоса,

рассказывающие о вымышленных (в сказках и мифах), или реальных, но

украшенных вымышленными, фантастическим деталями и подробностями (в

легендах

и

былинах)

событиях.

В

них

отражены

лучшие

черты

национального

характера.

Они

выполняют

и

образовательную,

и

развивающую,

и

воспитательную

функции

в

процессе

обучения.

К.Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему, считая их

важнейшим средством воспитания. В них отражена жизнь народа, черты

характера

человека.

Легенды

помогают

учащимся

получить

яркие

представления о тех или иных событиях (Легенды об основании Киева, о

смерти князя Олега, о Белгородском киселе, о граде Китеже и т.д.); мифы,

мифологические

образы

русалок,

леших,

водяных,

домовых

формируют

представление

о

том

умонастроении,

отношении

к

природе,

которое

бытовало

на

Руси

в

давние

времена;

былины,

проникнутые

любовью

к

отечеству, мыслью о служении ему как самому главному делу в жизни, дают

возможность понять и почувствовать идеалы русского народа.

Народные

песни

рассказывают

о

сокровенных

мечтах

народа,

ожидании

лучшей

доли,

способствуют

выработке

эстетиче ских

предпочтений, вкусов (колыбельные, обрядовые, ритуальные, исторические,

причитания, мелодичные приговоры).

Фразеологизмы помогают учащимся свободно владеть языком. Работа

с фразеологизмами на уроках русского языка заключается в семантизации

фразеологизмов (установлении их значения). Их использование украшает

нашу

речь

и

обогащает

ее,

говорит

о

высокой

культуроведческой

компетенции человека, его культурном уровне.

Афоризмы

лаконичные

изречения,

выражающие

в

яркой

художественной форме законченные мысли авторов, обладающие глубиной,

меткостью,

парадоксальностью,

отражающие

историю

и

размах

человеческой

мысли,

чувств,

рассуждений

и

их

итогов,

затрагивают

важнейшие

для

людей

стороны

жизни

общества:

экономику,

политику,

образование,

духовную

жизнь.

Это

языковые

единицы,

которые

представляют собой размышления автора по каким-либо вопросам. Работа с

афоризмами

на

уроках

русского

языка

помогает

учащимся

оценить

различные взгляды выдающихся людей на «вечные» темы и актуальные

проблемы

современности,

приобщает

учащихся

к

размышлениям

о

жизненных ценностях, обогащает культуроведческий фон урока, делая его

ценностно значимым.

Речевой этикет – это правила речевого поведения людей, имеющие

ярко выраженный национальный характер, проявляющиеся в общении людей

и позволяющие оценивать человека с точки зрения его воспитанности.

Использование формул вежливости в речи, знание законов общения

помогают наладить доброжелательные отношения с собеседниками разного

возраста и национальности. Правила речевого этикета помогают приобщить

школьников

к

отечественной

и

мировой

культуре,

воспитать

учащихся

культурными людьми, умеющими правильно и красиво говорить, слушать

другого человека.

Понятие культуры включает в себя и быт русского народа. Жилье,

одежда,

предметы,

использовавшиеся

в

быту,

русский

человек

издавна

украшал

резьбой,

вышивкой,

бисером,

раскрашивал

яркими

красками.

Предметы

русского

быта

имеют

художественную

ценность,

тщательно

хранятся и экспонируются в музеях, следовательно, каждый предмет в той

или иной степени является феноменом культуры и может быть использован в

качестве артефакта при подготовке к уроку русского языка.

Формируя культуроведческую компетенцию, учитель может в качестве

наглядного материала использовать предметы старины, которые хранятся у

кого-то из школьников дома или есть в краеведческом музее.

Так можно

научить школьника видеть прекрасное в старых, потрескавшихся предметах,

научить чувствовать в них душу народа-творца, их создавшего, и строить

речевое высказывание по поводу используемого предмета.

Народное

декоративно-прикладное

искусство

помогает

осмыслить,

почувствовать и пережить осознание народом мира, природы, человека в

мире, передать последующим поколениям опыт художественного видения

мира, особенности миросозерцания. Народное искусство помогает понять и

ощутить

взаимосвязь

прошлого

и

настоящего,

сохранить

«культуру

преемственности и традиций, регулирующих уровень ценностей, важных для

жизни

народа

и

всего

человечества».

Поэтому

предметы

декоративно-

прикладного искусства должны обязательно использоваться при обучении

русскому языку, так как они помогают лучше узнать русскую культуру.

Музыка также считается частью культурного пространства, а значит,

она

является

средством

формирования

культуроведческой

компетенции

школьников. В музыке особенно ярко проявляется специфика национального

менталитета. Человек легко различает мелодии Востока, северные напевы.

Музыка по-разному влияет на человека, поэтому нужно очень внимательно

отбирать музыкальные тексты для урока, лучше использовать классические

произведения.

Учеников

необходимо

научить

слышать

музыкальное

произведение,

осмысливать его, пытаться понять композитора, его мысли и чувства и, самое

главное, необходимо научить ребенка говорить о впечатлениях, полученных

от

музыки,

включая

в

свой

рассказ

известные

факты

о

композиторе,

создавшем

музыкальное

произведение,

об

истории

создания

этого

музыкального произведения и т.д.

Музыкальные произведения часто

используются на уроках русского

языка и как своеобразный фон для работы, и как средство обучения.

На уроках развития речи учащимся предлагается работа по описанию

памятников истории и культуры. Ценность таких уроков велика, их влияние

на нравственное, духовное развитие учащихся имеет огромное значение.

Русская

архитектура,

древнерусское

зодчество

наиважнейшая

часть

культуры народа, связанная с его бытом, пониманием красоты. Размышляя об

архитектуре в контексте культуры, Д.С. Лихачев писал: «Здание никогда не

существует

само

по

себе.

Оно

несет

в

себе

отпечаток

времени

и

воспринимается всегда в контексте культуры».

Скульптура

как вид искусства всегда пользовалась популярностью,

скульптурами украшались и украшаются улицы, площади, скверы, парки и

аллеи.

Скульптура

способна

передать

формы

человека,

животного,

разнообразных предметов, но главное, она позволяет передать «характер и

внутренний мир человека, выразить его своеобразие и неповторимость». Для

уроков русского языка интересны те скульптуры, в которых увековечены

выдающиеся деятели нашей культуры или важнейшие исторические даты.

Например, памятник «Тысячелетию России» в Новгороде, Памятник Минину

и Пожарскому в Москве, «Медный всадник» в Санкт-Петербурге; памятник

партизанам, погибшим в годы войны в городе Брянске; памятники Андрею

Рублеву, Пушкину, Гоголю, Достоевскому, Л. Толстому, И. Крылову и

многие другие.

Таким

образом,

можно

сказать

о

том,

что

для

формирования

культуроведческой компетенции необходимо как можно чаще использовать

на уроках русского языка различные вербальные и невербальные средства,

представляющие историко-культурную ценность.

Какими же принципами руководствуется учитель, выбирая средства

формирования

культуроведческой

компетенции?

Можно

выделить

шесть

основных принципов.

1

. Культуроведческий

принцип.

Сущность

данного

принципа

заключается в том, чтобы отобрать для урока такие средства, которые будут

способны

приобщить

школьников

к

культуре

России

(памятники

архитектуры, живописи, музыкальные произведения, предметы декоративно-

прикладного искусства и т.д.).

2 . Ценностноориентированный принцип заключается в отборе таких

артефактов культуры, которые представляют собой позитивные духовные

ценности, отражают лучшие черты национального характера и менталитета

народа.

3. Принцип синхронности. Его реализация и учет обязывают учителя

знать не только свой программный материал, но и опираться на то, что

школьники

изучают

по

другим

предметам

школьной

программы.

Информация,

получаемая

учениками

на

уроках

истории

примеру,

памятники

древнерусского

зодчества),

на

уроках

изобразительного

искусства, музыки, могут быть использованы на уроках русского языка в

качестве объекта изучения (текст) или предмета рассмотрения (в качестве

наглядного средства обучения). Смысл синхронного рассмотрения того или

иного средства в том, что воспроизведенная несколько раз в различных

формах в сознании школьника информация лучше усваивается, легче и более

полно

запоминается,

а

следовательно,

то

или

иное

понятие

становится

фактом внутренней культуры самого ученика.

4. Эстетический принцип. Суть его заключается в том, что в качестве

наглядного средства используется не любой предмет, а тот, который содержит

в себе представления о красоте.

5. Коммуникативно-деятельностный принцип. Он чрезвычайно важен

для

школьников,

так

как

ориентирует

учителя

отбирать

такие

средства

обучения, с помощью которых возможно организовать речевую деятельность

учащихся на уроках русского языка.

6.

Принцип

личностной

значимости.

Предполагает

отбор

средств

обучения

с

учетом

имеющихся

у

школьников

знаний,

сформированных

интересов, особенности мышления каждого ученика.

Нельзя забывать о том, что выбранные средства обучения должны

отвечать поставленным учебным задачам, содействовать развитию навыков

аудирования, говорения, чтения и письма; быть интересными, мотивировать

к

изучению

русского

языка;

служить

источником

познавательной

информации об окружающем мире, формировать культурологические знания,

учитывать родную культуру учащихся; воспитывать любовь и уважение к

народу – носителю языка.

Литература

1.

Новикова,

Т.Ф.

Культурологический

подход

к

преподаванию

русского

языка: модель регионального компонента: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /

Т.Ф.Новикова. – М., 2007. – 47 с.

2.

Новикова,

Т.Ф.

Культурологический

подход

к

преподаванию

русского

языка: от теории к практике / Т.Ф.Новикова // Рус. яз. в шк. – 2006. – № 3. – С.

12 –16.

3. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед.

вузов

/

Е.А.Быстрова,

С.И.Львова,

В.И.Капинос

и

др.;

под

ред.

Е.А.Быстровой. – MI: Дрофа, 2004. – 240 с.



В раздел образования