Напоминание

"Профессиональное самоопределение как важнейшее новообразование подросткового возраста"


Автор: Одуева Оюна Цыреновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Бурятский государственный университет
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное самоопределение как важнейшее новообразование подросткового возраста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональное самоопределение как важнейшее новообразование

подросткового возраста

Профессиональное

самоопределение

-

это

непрерывный

процесс,

влияние

которого

на

жизнь

человека

трудно

переоценить,

поскольку

он

затрагивает практически все сферы жизнедеятельности. Профессиональное

самоопределение

традиционно

рассматривается

как

этап,

приблизительно

совпадающий с окончанием средней школы.

Говоря

о

профессиональном

самоопределении

личности,

Н.

С.

Пряжников

обосновал

её

содержательно-процессуальную

модель,

включающую следующие пункты:

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости

профессиональной подготовки;

2.

Ориентировка

в

социально-экономической

ситуации

и

прогнозирование ценности выбираемого труда;

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение

профессиональной цели (мечты);

4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к

дальней цели;

5.

Информирование

о

профе ссия х

и

специа льно стя х

в

соответствующих

профессиональных

учебных

заведениях

и

местах

трудоустройства;

6.

Представление

препятствий,

осложняющих

до стижение

профессиональных целей, а также значения своих достоинств;

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи

основного варианта самоопределения;

8.

Начало

практической

реализации

личной

профессиональной

перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу

обратной связи.

Н.

С.

Пряжников

определяет

сущность

профессионального

самоопределения как самостоятельного и осознанного нахождения смыслов

выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-

исторической (социально- экономической) ситуации.

За рубежом понятие «профессиональное самоопределение» понимается

как

«карьера»,

а

профориентацию

можно

определить

скорее,

как

«психологию карьеры», т.е. развивающегося с течением времени трудового

опыта

человека.

В

понятии

«карьера»

можно

выделить

две

основные

составляющие:

объективная

-

последовательность

должно стей,

профессиональных обязанностей, организаций, в которых работает человек;

и субъективная - это

уже восприятие человеком своей профессиональной деятельности, сравнение

себя

с

другими

людьми

и,

самое

главное,

определение

смысла

своей

профессиональной деятельности.

Предсказать последствия тех или иных своих решений и действий

задача, непростая и для взрослого человека. Нерешенным остаётся вопрос,

действительно ли большинство школьников сталкиваются в реальности с

этой

задачей.

Есть

основания

полагать,

что

многие

старшеклассники

оказываются в ситуации отложенного выбора. Нередко ВУЗ выбирается по

критерию доступности, близости к месту проживания или потому, что туда

идет большое количество одноклассников, и задачи построения собственных

профессиональных планов начинают решаться гораздо позже, на старших

курсах

вуза

или

даже

после

окончания

института.

За

проблемами

отложенного выбора, неясности критериев самоопределения стоит проблема

всего социального института образования. Переход от советской системы,

когда всю ответственность за трудоустройство выпускника брало на себя

государство,

к

новой

системе

произошел

достаточно

давно,

однако

и

у

старшеклассников,

и

у

их

родителей

сохраняются

ожидания

заботы

со

стороны вуза и государства в целом.

При

этом

не

только

в

России,

но

и

в

мире

университеты

под

воздействием

внешних

факторов

преобразуются

в

экономические

корпорации,

связанные

с

производством

и

распространением

знаний.

Студенты выступают в качестве клиентов такой корпорации, покупателей

образовательных

услуг,

которые

предлагает

университет.

В

итоге,

сталкиваясь с реальными сложностями выбора и сложностью построения

своей профессиональной перспективы, молодые люди балансируют между

нереалистическими

претензиями

и

пассивностью,

полным

нежеланием

проявлять

какую-либо

активность,

неверием

в

свои

силы.

В

противовес

исследованиям

Г.В.

Иванченко,

Уэндж

Дж.

Кампбелл

и

Б.

Джентил,

напротив,

показали,

что

самостоятельность

у

американских

США)

школьников, в целом, скорее повышается за последние четыре десятилетия,

что,

вероятно,

связано

с

американскими

особенностями

психолого-

педагогического сопровождения учащихся.

В

российских

же

реалиях

отмечается

недостаточный

научно-

теоретический

уровень

осмысления

вопросов

организации

процесса

психолого- педагогического сопровождения в образовательном учреждении и

как следствие невысокий уровень самостоятельности старшеклассников. В

связи с этим высока общественная потребность в формировании активного

отношения выпускников школ к профессиональному выбору. Эта же мысль

отчасти

подтверждается

исследованиями

Н.А.

Лищинской.

Ей

удалось

выявить невысокий уровень культуры мышления среди студентов, к которой

также

можно

отнести

и

самостоятельность

мышления,

согласно

данным

исследования,

более

70

%

студентов

(бывших

старшеклассников)

имеют

низкий

уровень

культуры

мышления.

Приведенные

данные

лишний

раз

говорят о необходимости развития самостоятельности учащихся старших

классов,

как

качества

личности,

которое

впоследствии

приводит

к

самоуважению, возможности саморазвития и самореализации, что составляет

«костяк» зрелой личности.

Итак,

в

подростковом

возрасте

происходит

ряд

процессов,

выступающих предпосылками жизненного самоопределения, а в условиях

необходимости выбора профессии - и профессионального самоопределения.

Это, во-первых, развитие саморегуляции и появление возможности самому

организовывать

иерархию

мотивов

и

деятельностей:

«второе

рождение

личности»,

или,

в

современной

литературе

-

становление

личностной

автономии.

Во-вторых,

это

особенный

момент

в

становлении

процессов

идентификации

и

самокатегоризации,

дающий

подростку

возможность

создания своей уникальной интегрированной идентичности. На этом этапе

развития

человека

одним

из

самых

серьезных

жизненных

вызовов

и

становится выбор профессии, поэтому профессиональное самоопределение,

как

часть

личностного

самоопределения,

может

рассматриваться

как

важнейшее новообразование подросткового периода.



В раздел образования