Автор: Савраскина Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ершовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, село Ершово
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №1
от 29 августа 2017 года
Руководитель ШМО
________________ Л.М. Лещенкова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Ершовской средней общеобразовательной
школы имени Героя Советского Союза
Василия Фабричнова
______________ Винивитина Т.Н.
«31» августа 2017 г.
Приказ № 465 от 31.08.2017 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Ершовской средней
общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза
Василия Фабричнова
_______________ Гарькавая Т.В.
«31» августа 2017 г
Приказ № 465 от 31.08.2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 «Б» класс
Составитель: Савраскина Любовь Николаевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе:
1.
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в
действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);
3.
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в действующей редакции
от 01.02.2012 г. № 5);
4.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г.№373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №5);
5.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189 (в
действующей редакции от25.12.2013 №3);
6.
Учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2017-2018
учебный год;
7.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях от 31 марта 2014 г. № 253, а также приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»
8.
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного образовательного стандарта;
9.
Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;
10. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия
Фабричнова;
11. Письма Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №2673 от 09.08.2016 г. «Об организации учебной и
внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2017-
2018 учебном году по триместровой системе обучения»;
12. Программы курса к учебнику А.В.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, автор-
составитель: А.В. Кураев, М.: «Просвещение», 2017 г.;
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному
нравственному
поведению,
основанному
на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его
приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1.
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2.
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
4.
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5.
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как
толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об
особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего
комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и
духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова,
на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе отводится 1 час в неделю.
Данная программа составлена для общеобразовательного класса (4 «Б»).
Таким образом, мною составлена рабочая программа модуля «Основы православной культуры» в полном соответствии с базисным учебным
планом, а именно: 1час в неделю, 34 часа в год.
№
Название раздела
Количество часов
Примерная программа
Рабочая программа
1
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
1ч
1ч
2
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1.
16ч
16ч
3
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2.
12ч
12ч
4
Духовные традиции многонационального народа
России
5ч
5ч
Итого:
34ч
34ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧИТЕЛЯ
1.
Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение
2012 год
2.
Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
3.
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
4.
«Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
Учебно-методический комплект для обучающегося
1.
Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение
2012 год
2.
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
Технические средства обучения, демонстрационные пособия:
1 Персональный компьютер с принтером.
2 Мультимедийный проектор.
3 Интерактивная доска.
4 Интернет-ресурсы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения, обучающие программы по предмету
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ученика будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе
общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира;
приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Ученик получит возможность научиться:
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической
работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик научится:
объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь,
крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Ученик получит возможность научиться::
описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в
понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
семье и обществе;
осознать ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг
с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения
и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них
(уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа
России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного
курса применительно к каждому из учебных модулей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Россия – наша Родина.
Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное
Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке
православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Основы религиозных культур и светской этики. (12 часов)
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.
Христианское
искусство
(иконы,
фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство).
Православный
календарь,
его
символическое
значение.
Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной
культуры».
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
№
п/п в
теме
Раздел / тема урока.
Основное содержание
Тип урока / ИКТ / ЦОР
Дата
Примеча
ние
по
плану
по
факту
1
1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества (1 час)
Россия – наша Родина.
комбинированный/ЦОР
1 нед
2
1
Основы религиозных культур и светской этики (16 часов)
Культура и религия.
комбинированный/ЦОР
2нед
3
2
Человек и Бог в православии.
комбинированный/ЦОР
3нед
4
3
Православие и молитва.
комбинированный/ЦОР
4нед
5
4
Библия и Евангелие.
комбинированный/ЦОР
5нед
6
5
Проповедь Христа.
комбинированный/ЦОР
6нед
7
6
Христос и его крест.
комбинированный/ЦОР
7нед
8
7
Пасха.
комбинированный/ЦОР
8нед
9
8
Православное учение о человеке.
комбинированный/ЦОР
9нед
10
9
Совесть и раскаяние.
комбинированный/ЦОР
10нед
11
10
Заповеди.
комбинированный/ЦОР
11нед
12
11
Милосердие и сострадание.
комбинированный/ЦОР
12нед
13
12
Золотое правило этики.
комбинированный/ЦОР
13нед
14
13
Храм.
комбинированный/ЦОР
14нед
15
14
Икона.
комбинированный/ЦОР
15нед
16
15
Творческие работы учащихся.
комбинированный/ЦОР
16нед
17
16
Подведение итогов.
комбинированный/ЦОР
17нед
18
1
Основы религиозных культур и светской этики (12 часов)
Как христианство пришло на Русь.
комбинированный/ИКТ
18нед
19
2
Подвиг.
комбинированный/ИКТ
19нед
20
3
Заповеди блаженств.
комбинированный/ИКТ
20нед
21
4
Зачем творить добро?
комбинированный/ИКТ
21нед
22
5
Чудо в жизни христианина.
комбинированный/ИКТ
22нед
23
6
Православие о Божием суде.
комбинированный/ИКТ
23нед
24
7
Таинство Причастия.
комбинированный/ИКТ
24нед
25
8
Монастырь.
комбинированный/ИКТ
25нед
26
9
Отношение христианина к природе.
комбинированный/ИКТ
26нед
27
10
Христианская семья.
комбинированный/ИКТ
27нед
28
11
Защита Отечества.
комбинированный/ИКТ
28нед
29
12
Христианин в труде.
комбинированный/ИКТ
29нед
30
1
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству.
комбинированный/ИКТ
30нед
31
2
Творческие работы учащихся.
комбинированный/ИКТ
31нед
32
3
Экскурсия в храм.
комбинированный/ИКТ
32нед
33
4
Экскурсия в храм.
комбинированный/ИКТ
33нед
34
5
Подведение итогов года.
комбинированный/ИКТ
34нед