Напоминание

"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"


Автор: Савраскина Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ершовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, село Ершово
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1

от 29 августа 2017 года

Руководитель ШМО

________________ Л.М. Лещенкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Ершовской средней общеобразовательной

школы имени Героя Советского Союза

Василия Фабричнова

______________ Винивитина Т.Н.

«31» августа 2017 г.

Приказ № 465 от 31.08.2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Ершовской средней

общеобразовательной школы

имени Героя Советского Союза

Василия Фабричнова

_______________ Гарькавая Т.В.

«31» августа 2017 г

Приказ № 465 от 31.08.2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

4 «Б» класс

Составитель: Савраскина Любовь Николаевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе:

1.

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента

государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в

действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);

3.

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана

и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в действующей редакции

от 01.02.2012 г. № 5);

4.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г.№373 «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №5);

5.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189 (в

действующей редакции от25.12.2013 №3);

6.

Учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2017-2018

учебный год;

7.

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в

образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях от 31 марта 2014 г. № 253, а также приказа Министерства образования и науки

Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»

8.

Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального

компонента государственного образовательного стандарта;

9.

Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;

10. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия

Фабричнова;

11. Письма Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №2673 от 09.08.2016 г. «Об организации учебной и

внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2017-

2018 учебном году по триместровой системе обучения»;

12. Программы курса к учебнику А.В.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, автор-

составитель: А.В. Кураев, М.: «Просвещение», 2017 г.;

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к

осознанному

нравственному

поведению,

основанному

на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и

уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье

и обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности

России;

об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его

приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

1.

знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2.

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

4.

формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5.

развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как

толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об

особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего

комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и

духовные традиции.

Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о

нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их

значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова,

на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе отводится 1 час в неделю.

Данная программа составлена для общеобразовательного класса (4 «Б»).

Таким образом, мною составлена рабочая программа модуля «Основы православной культуры» в полном соответствии с базисным учебным

планом, а именно: 1час в неделю, 34 часа в год.

Название раздела

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества

2

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть 1.

16ч

16ч

3

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть 2.

12ч

12ч

4

Духовные традиции многонационального народа

России

Итого:

34ч

34ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧИТЕЛЯ

1.

Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение

2012 год

2.

Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы

религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.

3.

Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год

4.

«Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012

Учебно-методический комплект для обучающегося

1.

Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение

2012 год

2.

Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год

Технические средства обучения, демонстрационные пособия:

1 Персональный компьютер с принтером.

2 Мультимедийный проектор.

3 Интерактивная доска.

4 Интернет-ресурсы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие

содержанию обучения, обучающие программы по предмету

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У ученика будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других

людей;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе

общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого

мира;

приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Ученик получит возможность научиться:

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической

работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его

реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения,

сравнения, анализа, классификации, обобщения;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться

на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со

взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной

образовательной среде;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ученик научится:

объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь,

крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

Ученик получит возможность научиться::

описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности

России;

представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

семье и обществе;

осознать ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг

с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы

иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения

и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них

(уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и

нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа

России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного

курса применительно к каждому из учебных модулей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Россия – наша Родина.

Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное

Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке

православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое

правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Основы религиозных культур и светской этики. (12 часов)

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.

Христианское

искусство

(иконы,

фрески,

церковное

пение,

прикладное

искусство).

Православный

календарь,

его

символическое

значение.

Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной

культуры».

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

п/п в

теме

Раздел / тема урока.

Основное содержание

Тип урока / ИКТ / ЦОР

Дата

Примеча

ние

по

плану

по

факту

1

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни

человека и общества (1 час)

Россия – наша Родина.

комбинированный/ЦОР

1 нед

2

1

Основы религиозных культур и светской этики (16 часов)

Культура и религия.

комбинированный/ЦОР

2нед

3

2

Человек и Бог в православии.

комбинированный/ЦОР

3нед

4

3

Православие и молитва.

комбинированный/ЦОР

4нед

5

4

Библия и Евангелие.

комбинированный/ЦОР

5нед

6

5

Проповедь Христа.

комбинированный/ЦОР

6нед

7

6

Христос и его крест.

комбинированный/ЦОР

7нед

8

7

Пасха.

комбинированный/ЦОР

8нед

9

8

Православное учение о человеке.

комбинированный/ЦОР

9нед

10

9

Совесть и раскаяние.

комбинированный/ЦОР

10нед

11

10

Заповеди.

комбинированный/ЦОР

11нед

12

11

Милосердие и сострадание.

комбинированный/ЦОР

12нед

13

12

Золотое правило этики.

комбинированный/ЦОР

13нед

14

13

Храм.

комбинированный/ЦОР

14нед

15

14

Икона.

комбинированный/ЦОР

15нед

16

15

Творческие работы учащихся.

комбинированный/ЦОР

16нед

17

16

Подведение итогов.

комбинированный/ЦОР

17нед

18

1

Основы религиозных культур и светской этики (12 часов)

Как христианство пришло на Русь.

комбинированный/ИКТ

18нед

19

2

Подвиг.

комбинированный/ИКТ

19нед

20

3

Заповеди блаженств.

комбинированный/ИКТ

20нед

21

4

Зачем творить добро?

комбинированный/ИКТ

21нед

22

5

Чудо в жизни христианина.

комбинированный/ИКТ

22нед

23

6

Православие о Божием суде.

комбинированный/ИКТ

23нед

24

7

Таинство Причастия.

комбинированный/ИКТ

24нед

25

8

Монастырь.

комбинированный/ИКТ

25нед

26

9

Отношение христианина к природе.

комбинированный/ИКТ

26нед

27

10

Христианская семья.

комбинированный/ИКТ

27нед

28

11

Защита Отечества.

комбинированный/ИКТ

28нед

29

12

Христианин в труде.

комбинированный/ИКТ

29нед

30

1

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Любовь и уважение к Отечеству.

комбинированный/ИКТ

30нед

31

2

Творческие работы учащихся.

комбинированный/ИКТ

31нед

32

3

Экскурсия в храм.

комбинированный/ИКТ

32нед

33

4

Экскурсия в храм.

комбинированный/ИКТ

33нед

34

5

Подведение итогов года.

комбинированный/ИКТ

34нед



В раздел образования