Напоминание

"Ознакомление детей среднего возраста с трудом взрослых"


Автор: Князева Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №33"
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей среднего возраста с трудом взрослых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний

о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся

особое

значение.

Именно

эта

задача

формировать

представления

об

общественной значимости труда людей – оказывается чрезвычайно важной. В

«Программе

воспитания

и

обучения

в

детском

саду»

ставится

задача

постепенного

развития

у

детей

учётом

возрастных

возможностей)

интереса

к

труду,

желания

трудиться,

навыков

элементарной

трудовой

деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями:

через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в

совместной трудовой деятельности.

Ознакомление

с

трудовой

деятельностью

взрослых

имеет

решающее

значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли

труда в жизни общества. Поэтому, я решаю задачу по ознакомлению с трудом

взрослых

в

разных

формах:

как

на

занятиях,

так

и

вне

их

(провожу

наблюдения,

экскурсии,

рассматриваем

с

детьми

иллюстрации,

читаем

художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Формирование общественных представлений о значимости труда взрослых

требует наличия у детей, в первую очередь чётких понятий о том, что в

каждом

конкретном

процессе

достигается

результат,

имеющий

точное

назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание

назначения вещи позволит ребёнку понять конкретную ценность каждого

процесса

(мытья

посуды,

шитья

шапочки,

приготовления

котлет,

стирки

одежды, уборки территории и т. д.)

Так, например, мною были организованы наблюдения за работой дворника –

примерно, два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года мы

отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его

рабочего инвентаря. Обращала внимание детей на результат и ценность труда

дворника

для

всех

людей

и

предлагала

оказывать

посильную

помощь

дворнику на прогулках: летом – мы собирали мелкий мусор, подметали

веранду, осенью – убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега,

скамейки на веранде, делали горку.

Также

были

организованы

экскурсии

в

прачечную

детского

сада,

медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только

обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность

удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для

других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких

примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную.

В тёплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на бельё,

развешенное во дворе на верёвках. Они задавали вопросы: где у нас в садике

стирают бельё, кто стирает, как? Ведь процесс стирки скрыт от глаз ребёнка,

видны

только

результаты

(вывешенное

бельё).

И

тогда

я

организовала

экскурсию

в

прачечную,

где

совместно

с

машинистом

по

стирке

белья

рассказала

и

показала

последовательность

работы

в

прачечной.

Для

закрепления

полученных

знаний

задавалаи

детям

вопросы:

«Для

чего

какой целью) бельё надо стирать, сушить?» и т. д.

В

медицинском

кабинете

дети

наглядно

познакомились

с

трудом

медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс

приготовления

обеда.

При

посещении

медицинского

кабинета,

кабинета

заведующего, пищеблока особо подчёркивала, что весь коллектив детского

сада работает дружно, слажено, все заботятся о том, чтобы детям в детском

саду жилось хорошо.

На

основе

конкретных

представлений

о

результативности

отдельных

процессов труда мы формируем обобщенные представления о необходимости

того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня

вымыла посуду – посуда чистая; накрыла столы к обеду - можно есть;

приготовила кровати – детям можно ложиться спать; т.е. няня заботится о

детях

в

отсутствии

родителей.

Повар

готовит

суп,

котлеты,

компот

заботиться о том, чтобы все были сыты. Портниха шьёт платья, пальто и т.д. –

заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют

сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной

профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На

основе

таких

первичных

обобщений

мы

формируем

более

сложные

представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные

потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это

проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения

дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности

взрослых

рассматривать

с

этих

позиций

и

воспитывать

правильное

отношение к работе и к людям, её использующим. Это доступно детям

старшего

дошкольного

возраста

при

условии

формирования

всех

предшествующих представлений в младшей и средней дошкольном возрасте.

Дети подрастают, вместе с ними растёт их любознательность, интерес к

профессиям

людей.

И

теперь

мы

проводим

более

сложные

занятия

по

ознакомлению

детей

с

профессиями

строителя,

учителя,

полицейского,

пожарного, библиотекаря…Воспитательная эффективность ознакомления с

трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от

того на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время

экскурсий на овощной рынок я старалась обратить внимание детей на общий

порядок, тщательно продуманную работу: овощи лежат по отдельности в

лотках; продавец пакует товар в мешочки; аккуратно взвешивает. Во время

наблюдения за работой строителей подчёркивала, как дружно и слажено они

работают,

обращали

внимание

на

взаимопомощь,

осторожные

действия

работающих, на их отношение к любимому делу.

Также

в

своей

работе

я

посчитала

важным

вызывать

у

детей

чувство

восхищения

теми

чудесными

превращениями,

которые

происходят

в

результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде –

старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам

родного

города,

мы

наблюдали

за

работой

снегоуборочных

машин.

Засыпанная

снегом

улица

после

расчистки

даёт

простор

для

свободного

движения транспорта и пешеходов.

А после экскурсии в детскую библиотеку дети интересовались – как же

делают книги? Для ознакомления детей с профессиями людей, участвующих

в процессе изготовления книг мною разработан и реализован был проект

«Откуда берутся книги?»



В раздел образования