Напоминание

"Проблема неуспеваемости и пути её предупреждения"


Авторы: Зиганшина Елена Галифановна, Жигалова Светлана Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема неуспеваемости и пути её предупреждения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблема неуспеваемости и пути её предупреждения

Авторы: Жигалова Светлана Валерьевна, Зиганшина Елена Галифановна

ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова

Знание причин неуспеваемости обучающихся помогает преподавателю устранить

некоторые

из

них

уже

при

подготовке

к

занятию.

Предупредить

отставание

обучающихся несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях. В

основу нашего

анализа основных причин неуспеваемости и возможных путей их

предупреждения положены собственные наблюдения. Для удобства анализа разделим

наиболее характерные причины неуспеваемости на две большие группы:

1) внутренние, субъективные,

исходящие

в

основном

от

самого

обучающегося, и

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от обучающегося.

Рассмотрим внутренние (субъективные) причины неуспеваемости.

1

. Недостаточное

развитие

мышления.

Примерно

для

каждого

пятого

неуспевающего обучающегося это основная причина слабых знаний, и устранить ее

порой бывает очень трудно. Однако при

надлежащем

индивидуальном подходе

многим из них программа вполне доступна.

2. Низкий уровень навыков учебного труда обучающихся. Мы ждем, что к нам

в СПО придет обучающийся, умеющий логически мыслить, грамотно вести конспект,

работать с литературой и находить в ней нужную информацию, да и просто понятно

выражать свои мысли. И понимаем, что к нам пришел обучающийся, которого нужно

заново учить писать, читать и говорить, и только потом, что-то решать.

3 . Нежелание

обучающегося

учиться

из-за

отсутствия

положительных

стимулов к

процессу обучения.

Нежелание

обучающегося

учиться

может

быть

вызвано отсутствием интереса к данному предмету. Студент может быть способный,

ему легко учиться, при желании он мог бы неплохо успевать. Однако он равнодушен

именно к этому предмету. Так появляется еще один неуспевающий. Здесь следует искать

и найти такой подход, который заново открыл бы для данного обучающегося все

достоинства изучаемого предмета.

4 . Недисциплинированность отдельных обучающихся. Опыт работы с такими

обучающимися показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как

на занятии, так и вне его, то они постепенно исправляются. Вот тут-то преподаватель

должен применить свой арсенал: мастерство, грамотную мотивацию, педагогические

хитрости,

да

и

просто

свое

обаяние,

то

есть

всеми

средствами

заинтересовать

обучающихся.

Объективные причины (внешние).

1. Отсутствие у обучающихся способностей к данному предмету. Среди них

есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но

не успевающие, например, по математике или физике. Таким ребятам бессмысленно

постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много

работают. Для таких обучающихся целесообразна строго индивидуальная поэтапная

программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы

подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать пробелы в знаниях,

одновременно усваивая основные положения нового материала. На начальном этапе

индивидуальной

работы

некоторые

вопросы

программы

для

таких

обучающихся

следует облегчить, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных

выводов и т. п. Со временем у этих обучающихся появляется уверенность в своих

знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. В результате многие

обучающиеся из этой категории хорошо усваивают программу дисциплины.

2.

Слабое

здоровье. Обучающиеся

быстро

утомляются,

плохо

воспринимают

учебный материал, и как следствие из этого вытекает плохая успеваемость. Из-за стола

преподавателя все ребята кажутся, как правило, здоровыми, если не

обращать

специального внимания на этот вопрос.

Не

составляет

труда

выявить

обучающихся

с

постоянными

или

временными

серьезными

заболеваниями.

Требуется

только

деликатная

работа

с

родителями,

классным руководителем, врачом, наблюдение за вниманием обучающихся, степенью

их

утомляемости.

Преподавателю

не

нужно

знать

никаких

подробностей

о

заболевании.

Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг обучающегося

может влиять на обучение. Такая информированность о здоровье помогает избежать

многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и обучению.

Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания

и травмы.

3. Профилактическая двойка.

Иногда преподаватель ставит двойку за отказ обучающегося отвечать. Такой

подход

выглядит

со

стороны

вроде

бы

объективным.

Но

когда

такие

двойки

скапливаются,

то

они,

как

правило,

вызывают

у

обучающегося

состояние

неуверенности,

безразличия

к

оценке.

Так

мнимая

строгость

и

объективность

порождает

неуспеваемость,

равнодушие

к

учебе,

нежелание

работать

и,

как

следствие, новые двойки. Преподаватель должен находить другие способы оценки

не выполненной обучающимся работы.

4.

Неблагополучная

семья.

Результативна

и

непосредственна

работа

с

родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей.

Перечень действий преподавателя по работе с неуспевающими:

• К началу учебного года классный руководитель должен информировать

преподавателя об учебных возможностях обучающихся и состоянии их здоровья.

• Проанализировать входящие срезы. Эти сведения помогут с самого начала

учебного года

держать вызывающих опасение обучающихся под специальным

контролем.

• Учить навыкам самостоятельной работы.

• При необходимости войти в контакт с родителями.

• Создавать ситуации успеха отстающим обучающимся

• Обучать системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.

• Активно

привлекать

обучающихся

во

внеурочную

работу

по

своему

предмету(

олимпиады,

конкурсы,

конференции,

выставки

тех

творчества,

презентации).

Организовывать

систематические

дополнительные

занятия

для

слабоуспевающих.

Помощь

отстающим

со

стороны

хорошо

и

отлично

успевающих

обучающихся и индивидуальной работой преподавателя.

• Организовывать работу на практических занятиях.



В раздел образования