Авторы: Зиганшина Елена Галифановна, Жигалова Светлана Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема неуспеваемости и пути её предупреждения"
Раздел: среднее профессиональное
Проблема неуспеваемости и пути её предупреждения
Авторы: Жигалова Светлана Валерьевна, Зиганшина Елена Галифановна
ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
Знание причин неуспеваемости обучающихся помогает преподавателю устранить
некоторые
из
них
уже
при
подготовке
к
занятию.
Предупредить
отставание
обучающихся несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях. В
основу нашего
анализа основных причин неуспеваемости и возможных путей их
предупреждения положены собственные наблюдения. Для удобства анализа разделим
наиболее характерные причины неуспеваемости на две большие группы:
1) внутренние, субъективные,
исходящие
в
основном
от
самого
обучающегося, и
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от обучающегося.
Рассмотрим внутренние (субъективные) причины неуспеваемости.
1
. Недостаточное
развитие
мышления.
Примерно
для
каждого
пятого
неуспевающего обучающегося это основная причина слабых знаний, и устранить ее
порой бывает очень трудно. Однако при
надлежащем
индивидуальном подходе
многим из них программа вполне доступна.
2. Низкий уровень навыков учебного труда обучающихся. Мы ждем, что к нам
в СПО придет обучающийся, умеющий логически мыслить, грамотно вести конспект,
работать с литературой и находить в ней нужную информацию, да и просто понятно
выражать свои мысли. И понимаем, что к нам пришел обучающийся, которого нужно
заново учить писать, читать и говорить, и только потом, что-то решать.
3 . Нежелание
обучающегося
учиться
из-за
отсутствия
положительных
стимулов к
процессу обучения.
Нежелание
обучающегося
учиться
может
быть
вызвано отсутствием интереса к данному предмету. Студент может быть способный,
ему легко учиться, при желании он мог бы неплохо успевать. Однако он равнодушен
именно к этому предмету. Так появляется еще один неуспевающий. Здесь следует искать
и найти такой подход, который заново открыл бы для данного обучающегося все
достоинства изучаемого предмета.
4 . Недисциплинированность отдельных обучающихся. Опыт работы с такими
обучающимися показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как
на занятии, так и вне его, то они постепенно исправляются. Вот тут-то преподаватель
должен применить свой арсенал: мастерство, грамотную мотивацию, педагогические
хитрости,
да
и
просто
свое
обаяние,
то
есть
всеми
средствами
заинтересовать
обучающихся.
Объективные причины (внешние).
1. Отсутствие у обучающихся способностей к данному предмету. Среди них
есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но
не успевающие, например, по математике или физике. Таким ребятам бессмысленно
постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много
работают. Для таких обучающихся целесообразна строго индивидуальная поэтапная
программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы
подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать пробелы в знаниях,
одновременно усваивая основные положения нового материала. На начальном этапе
индивидуальной
работы
некоторые
вопросы
программы
для
таких
обучающихся
следует облегчить, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных
выводов и т. п. Со временем у этих обучающихся появляется уверенность в своих
знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. В результате многие
обучающиеся из этой категории хорошо усваивают программу дисциплины.
2.
Слабое
здоровье. Обучающиеся
быстро
утомляются,
плохо
воспринимают
учебный материал, и как следствие из этого вытекает плохая успеваемость. Из-за стола
преподавателя все ребята кажутся, как правило, здоровыми, если не
обращать
специального внимания на этот вопрос.
Не
составляет
труда
выявить
обучающихся
с
постоянными
или
временными
серьезными
заболеваниями.
Требуется
только
деликатная
работа
с
родителями,
классным руководителем, врачом, наблюдение за вниманием обучающихся, степенью
их
утомляемости.
Преподавателю
не
нужно
знать
никаких
подробностей
о
заболевании.
Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг обучающегося
может влиять на обучение. Такая информированность о здоровье помогает избежать
многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и обучению.
Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания
и травмы.
3. Профилактическая двойка.
Иногда преподаватель ставит двойку за отказ обучающегося отвечать. Такой
подход
выглядит
со
стороны
вроде
бы
объективным.
Но
когда
такие
двойки
скапливаются,
то
они,
как
правило,
вызывают
у
обучающегося
состояние
неуверенности,
безразличия
к
оценке.
Так
мнимая
строгость
и
объективность
порождает
неуспеваемость,
равнодушие
к
учебе,
нежелание
работать
и,
как
следствие, новые двойки. Преподаватель должен находить другие способы оценки
не выполненной обучающимся работы.
4.
Неблагополучная
семья.
Результативна
и
непосредственна
работа
с
родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей.
Перечень действий преподавателя по работе с неуспевающими:
• К началу учебного года классный руководитель должен информировать
преподавателя об учебных возможностях обучающихся и состоянии их здоровья.
• Проанализировать входящие срезы. Эти сведения помогут с самого начала
учебного года
держать вызывающих опасение обучающихся под специальным
контролем.
• Учить навыкам самостоятельной работы.
• При необходимости войти в контакт с родителями.
• Создавать ситуации успеха отстающим обучающимся
• Обучать системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
• Активно
привлекать
обучающихся
во
внеурочную
работу
по
своему
предмету(
олимпиады,
конкурсы,
конференции,
выставки
тех
творчества,
презентации).
•
Организовывать
систематические
дополнительные
занятия
для
слабоуспевающих.
•
Помощь
отстающим
со
стороны
хорошо
и
отлично
успевающих
обучающихся и индивидуальной работой преподавателя.
• Организовывать работу на практических занятиях.