Автор: Сосновая Ирина Николаевна Должность: учитель географии, директор Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15 им.В.И.Костина Населённый пункт: х.Средний Челбас Павловского район Краснодарского края Наименование материала: статья Тема: "Когда я иду на урок..." Раздел: полное образование
Уважаемые коллеги, я продолжу об апельсине и муравье.
В кубанском тихом хуторке
Трудился муравей отважный.
И для него так было важно,
Что апельсин таит в себе.
И день до ночи он трудился,
Всех светом знаний он согрел
И он учил и он учился,
Но вот подумать он присел.
Мы делили апельсин. Много нас , а он один.
Вот он – апельсин – перспективные пути развития. А вот они муравьи-
педагоги, которые идут к цели. Если я как руководитель знаю и понимаю
целевые и промежуточные показатели и индикаторы, то мои цели и
программы посещения уроков соответствуют направлениям развития
образования или конкретным возникающим проблемам.
В программе развития школы четко определены показатели и индикаторы
эффективной работы, в том числе и педагогов. Спонтанного нецелевого
посещения урока не должно быть – у директора просто нет времени. Я
педагог и управленец. Поэтому каждое посещение имеет 2 пути: принятие
управленческого решения и оказание помощи. Что мы видим , придя на урок?
Учителя и ученика. А внутреннее что? Проблема современного массового
урока остается все той же: реальный переход на проведение урока в
соответствии с требованиями ФГОС в системе, а не тогда, когда на урок идет
администратор.
Раздатка
Анализ посещенного урока в нашей школе практически идентичен
самоанализу урока. Основные критерии результативности урока:
- Особенности целеполагания: передача функции от педагога ученикам
- обучение ребенка рефлексивной деятельности и ее организация
- организация активной деятельности обучающихся через диалог
- работа по правилу и творчески
- специальная организация контрольно-оценочной деятельности
обучающихся
- предметная результативность
- коммуникативные и личностные задачи в атмосфере сотворчества и
сотрудничества
Схема анализа урока и ее содержание соответствуют уровню
профессионализма педагогов. Например, У молодого педагога содержание
анализа направлено на методический аспект во взаимосвязи со способами
организации деятельности обучающихся.
Индикаторы результативности урока четко соответствуют цели посещения:
Например, в октябре вся администрация и все педагоги смотрят друг у друга
использование современных технологий - проектной. Я, как директор, опять
следую двумя направлениями:
Как педагог - Анализ технологии и обучение педагогическим техникам
Как управленец я иду от анализа к результативности использования
технологии и ее влияния на качество образования
Или, в марте у нас другая цель посещения и взаимопосещения уроков –
приближается государственная итоговая аттестация:
Как педагог я обсуждаю с коллегой о приемах работы с мотивированными
и слабоуспевающими обучающимися,
А как управленец, анализирую и прогнозирую результат ЕГЭ или ОГЭ.
Или ФГОС.
Как педагог я оказываю помощь точечно: выведение проблемы,
целеполагание, самоанализ и самооценка учащихся – как можно
исполнить технически.
А как управленец, я отправлю на курсы, посоветую посетить урок у
коллеги, который справляется с выявленной проблемой или назначу
наставника.
Каждый педагог знаком с целями посещения и направлениями анализа.
Урок . Личное творение каждого педагога. Творение от слова «творчество» и
одна из моих заповедей посещения урока:
- НЕ НАВРЕДИ!
Не навреди некомпетентным словом и выводом педагогу и детям, создай
такую проблемную ситуацию, чтобы педагог понимал: где зона его
ближайшего развития, находился бы в зоне анализа деятельности не только
детей, но и своей собственной. Никогда не позволю своему учителю упасть, а
если упадет. Обязательно помогу встать. Урок . Это общение, это искусство,
это реальная жизнь, это новые открытия . Когда я иду на урок – я иду
учиться. Даже у начинающего педагога есть чему поучиться – мужеству,
преодолению себя, набраться бесшабашной юношеской самоуверенности,
которой лично мне иногда не хватает.
Важнейшими для меня на уроке были всегда проблема, вопрос и
деталь. Ядром урока служит вопрос – проблема , который надо ставить так,
чтобы он был жгучим, злободневным и личностно – значимым; чтобы этот
вопрос был обращен не сразу ко всем, а именно к конкретному
человеку. Начиная с мелочи, с детали , преподаватель рассуждает, ищет,
спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений. От
детали – через поиск – к обобщениям. Поиск, начатый на уроке,
продолжается за его пределами.
Апельсин один, а в пищу принимают его по-разному: кто-то использует с
мясом – и у ребенка все получается, кто-то добавляет в рыбу, кто-то в целях
развития успешности ученика обязательно подольше проварит вареньем, а
кто-то просто поджарит на сковороде. Выбор педагога. Главное, достижение
одной цели для всех – результат образования равен счастливый здоровый
ребенок.