Напоминание

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности


Автор: Юнина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №13" ГБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г.о. Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если

оставить его без пищи.

К.Г. Паустовский

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь.

Эти

заложенные

природой

задатки

особенно

быстро

реализуются

и

совершенствуются

в

конструировании,

ведь

дети

имеют

неограниченную

возможность

придумывать

и

создавать

свои

постройки,

конструкции,

проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Задачи конструирования:

1)Знакомство со строительством и конструированием как искусством

создания различных построек.

2) Расширение опыта создания конструкций из строительных деталей,

бумаги, картона, природного и бытового материала, мягких модулей.

3) Поддержка интереса к созданию конструктивных вариантов одного и

того же объекта (домики, ворота, мосты); осмысленному и самостоятельному

преобразованию их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или

игровой задачи.

4)

Развитие

художественного

восприятия,

наглядно-образного

мышления, воссоздающего и творческого воображения.

5 )

П од д е р ж ка

а кт и в н о с т и ,

к р е ат и в н о с т и ,

и н и ц и а т и в ы ,

самостоятельности

с

учетом

возрастных,

гендерных,

индивидуальных

особенностей каждого ребенка как творческой личности.

Детское

конструирование

это

вид

художественно-продуктивной

деятельности,

направленной

на

получение

конкретного

результата

(постройки, фигурки) по ассоциации с реально существующими объектами

(например: дом, мост, печка и т.д.) В каждом изделии взаимосвязь частей

конструкции определяется способом их соединения в осмысленное

целое

(присоединение, наложение детали на деталь).

Благодаря

конструированию

быстро

совершенствуются

навыки

и

умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо

развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, ловкие,

точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть

техникой письма.

Детей увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и

воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание

экспериментировать,

изобретать;

у

них

развиты

пространственное,

логическое,

математическое

мышление,

память,

а

именно

это

является

основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к

школе.

В

конструировании

успешно

и

гармонично

интегрируются

разные

линии

развития

ребенка

(социально-коммуникативное,

познавательное,

речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Детское

творчество

является

специфической

деятельностью,

свойственной именно ребенку и считается его универсальной способностью.

Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка,

развивает

фантазию,

изобретательность.

В

процессе

этой

деятельности

развиваются

образные

представления,

образное

мышление,

воображение.

Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов:

строительных элементов, бумаги, картона, природного, бросового материала

и т.д.

В своей работе с детьми при организации конструирования уделяю

развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности,

находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей

потребность в творческой деятельности, активность, терпение, аккуратность,

стремление

доставить

радость

окружающим

людям;

наполнять

ярким

содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

В

процессе

конструирования

наблюдаю,

чтобы

дети

осмысленно

воспринимали постройку (тему, замысел): поняли способ конструирования,

подобрали нужный материал, реализовали свой собственный замысел или

выполнили творческую задачу. Стараюсь создать условия для расширения

опыта планирования деятельности, чтобы каждый ребенок мог принимать

или

ставить

цель,

обдумывать

последовательность

своих

действий.

Дети

могли

самостоятельно

выбирать

материал

после

постановки

задачи

и

добирать его по мере развития замысла.

На

освоение

каждого

нового

способа

конструирования

отвожу

несколько

образовательных

и

игровых

ситуаций.

Сначала

дети

создают

постройку совместно со мной, затем самостоятельно изменяют конструкцию

в

соответствии

с

заданными

условиями,

а

затем

создают

оригинальную

постройку

по

своему

замыслу.

Новые

способы

конструирования

дети

осваивают во взаимодействии со мной, а различные варианты постройки

(высокая, длинная, широкая) создают самостоятельно.

Вызвать интерес к созданию сказочных домиков можно с помощью

сказки

Ш.

Перро

«Красная

шапочка».

В

начале

образовательной

деятельности показываю иллюстрации в книге, спрашиваю, чем похожи и

чем отличаются сказочный и деревенский домики. Помогаю сделать вывод о

том, что эти домики похожи строением, а отличаются тем, что деревенские

домики настоящие, а сказочные придуманы и это чья-то фантазия. Значит при

постройке сказочного домика мы тоже можем проявить фантазию.

Детям очень нравится сказка «Три медведя» и после её прочтения мы

решили

с

ребятами

построить

мебель

для

этой

сказки.

При

постройке

кроваток

для

трех

медведей,

в

качестве

медведей

мы

взяли

предметы

заменители

(т рех

мат решек

различных

по

величине).

З ат е м

проанализировали, какому медведю, какую кроватку нужно поставить, что у

Михайло

Потапыча

самая

большая

кроватка,

у

Настасьи

Петровны

поменьше, а у Мишутки – самая маленькая.

Дети

любят

слушать

сказку

«Колобок»

и

с

удовольствием

сами

рассказывают её, используя настольный театр. Я предложила самим сделать

декорации к этой сказке: домик, где жили дед и бабка, печку, где пекли

колобок и дорожку, по которой он покатился.

В

каждой

ситуации

помогаю

детям

осмыслить

принцип

изменения

постройки,

а

для

этого

предлагаю

сравнить

новую

конструкцию

с

предыдущей.

Постановка

такого

рода

задач

активизирует

умственную

деятельность, способствует осмыслению деятельности и её результата. Дети

учатся выбирать для своей постройки нужные детали.



В раздел образования