Напоминание

Конфликтологическая компетентность педагога


Автор: Сухарева Екатерина Валерьевна
Должность: преподаватель русского языка и литератруры
Учебное заведение: Лесопромышленный техникум город
Населённый пункт: город Комсомомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Конфликтологическая компетентность педагога
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В

педагогическом

энциклопедическом

словаре

дается

следующее

определение понятия

«конфликт»:

КОНФЛИКТ

(лат.

conflictus

-

столкновение),

предельно

обострённое

противоречие,

связанное

с

острыми

эмоциональными

переживаниями.

Конфликты подразделяются на внутренние (внутриличностные) и внешние

(межличностные

и

межгрупповые).

Почему

же

так

часто

мы

наблюдаем

конфликтные ситуации между педагогом и обучающимися? Как избежать

конфликтных ситуаций?

Проанализируем стадии конфликта.

Первая – это наличие конфликтогенов. Конфликтоген — это любое слово

или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и

перерастанию ее в конфликт.

Существуют следующие типы конфликтогенов:

1.

Конфликтоген

превосходства

(

он

проявляется

в

проявлении

возрастного, статусного превосходства учителя над учеником: угроза,

замечание, критика, насмешка, сарказм со стороны учителя)

2.

Конфликтоген

агрессивности

(

он

проявляется

в

привычке

к

ситуативной

агрессивности:

неприятности,

плохое

настроение,

ответные реакции на конфликтоген)

3.

Конфликтоген

эгоизма

(

равнодушие

к

внутреннему

миру

других

людей, отсутствие эмпатии, концентрация на собственном «Я»)

Вторая стадия – непосредственно та конфликтная ситуация, представляющая

собой истинную причину конфликта.

Любой

конфликт

не

возникает

спонтанно,

он

формируется

в

течение

некоторого времени, и кульминационным моментом является тот или иной

инцидент, являющийся поводом для конфликта, при стечении тех или иных

обстоятельств.

Нужно помнить, что конфликт никуда не денется, если не пытаться его

разрешить, то есть устранить конфликтную ситуацию, необходимо исчерпать

инцидент.

Рассмотрим ситуацию: учащийся часто опаздывает на первый

урок.

Со стороны ученика – это тот конфликтоген, который может привести к

возникновению конфликтной ситуации и перерастанию конфликта.

Первое

правило

бесконфликтного

общения

это

не

употреблять

конфликтогенов

(

в

данной

ситуации

учитель

все-таки

не

требует

дневник, а произносит фразу: «Я чувствую себя беспомощной, так как

не могу исправить ситуацию с твоими опозданиями»)

Второе

правило

бесконфликтного

общения

не

отвечать

конфликтогеном

на

конфликтоген

(

в

данной

ситуации

учитель

не

удаляет ученика за систематические опоздания, а произносит фразу:

«Я чувствую обеспокоенность, так как каждый раз опаздываешь на

урок»)

Третье правило – делать как можно больше благожелательных посылов:

Вместо

стремления

к

превосходству

над

учеником

готовность

сотрудничать;

Вместо демонстрации агрессивности – демонстрировать дружелюбие;

Вместо проявления эгоизма – проявление эмпатии.

Учитель это не только тот человек, который передает знания, но и психолог,

который

должен

учитывать

психологические

особенности

своих

обучающихся.



В раздел образования