Напоминание

Дидактическая игра на уроках изобразительного искусства как средство развития цветовосприятия младших школьников


Автор: Кротикова Алена Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: НТГСПИ
Населённый пункт: город Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра на уроках изобразительного искусства как средство развития цветовосприятия младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему Дидактическая игра на уроках изобразительного

искусства как средство развития цветовосприятия младших

школьников

Кротикова Алёна Александровна

студентки НТГСПИ факультета

психолого-педагогического образования

группы Нт-404о ПСНО

Цвет в нашей жизни играет важную роль. Благодаря цвету, мы видим

окружающий

мир.

От

цвета

зависит

наше

настроение,

оно

может

быть

хорошим,

а

может

и

испортиться.

Например,

из-за

пасмурной

погоды

и

тусклых красок. Особенно настроение часто меняется у детей, так же для них

очень важно, чтобы их окружали разные цвета. Например, в одежде или

игрушка.

«Цвет,

в

изобразительной

деятельности

ребёнка

наиболее

яркая

страница его творческих проявлений». [3]

С

самого

рождения

человеку

свойственно

различать

цвета,

форму

предмет, его размер. Ребёнок пытается понять окружающий мир, осознать

себя, он сам того не понимая тянется к цвету, яркой и красивой игрушке,

цветным карандашам, ко всему новому яркому, что ребёнка больше всего

привлекает.

Способность

различать

цвета

свойственна

человеку

с

момента

его

рождения.

Так

сказать

происходит

познание

всего

мира,

через

цветовую

гамму, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Таким образом, можно

сказать словами Н. В. Бровко: «цвет» воспринимается как языковая система».

[2]

Ребёнок

с

самого

детства

познаёт

мир,

играя,

с

взрослыми

или

самостоятельно в игрушки. В каждом возрасте у детей появляется всё больше

новых игр. Чем ребёнок становиться взрослее, тем сложнее подобрать ему

игру, которая была бы ему интересна и благодаря, которой он мог научиться

чему-то новому или открыть для себя новые знания.

Но

на

помощь

родителям,

учителям

и

воспитателям

приходит

дидактическая игра. Которая не только может занять ребёнка на какое то

время но и дать новые знания.

Аспекты

игровой

деятельности

в

общеобразовательной

школе

рассматривались

С.В.Арутюняном,

О.С.Газманом,

В.М.Григорьевым,

О.А.Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П.Щедровицким и др.

В

перестроечный

период

произошел

резкий

скачок

интереса

к

обучающей

игре

(В.В.Петрусинский,

П.И.Пидкасистый,

Ж.С.Хайдаров,

С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

Игровая деятельность ребёнка занимает большую часть его жизни,

начиная с самого рождения и не заканчивая почти всю жизнь. В дошкольном

возрасте ребёнок играет большую часть времени, но становясь старше, в

младшем школьном возрасте, у ребёнка уже появляться другие важные дела.

У ребёнка иногда совсем не остаётся времени поиграть. Поэтому чаще всего,

когда ребёнок приходит в первый класс учитель, большую часть с детьми

играет. Но не просто в игрушки, а в настоящие познавательные игры. Это

позволяет учителю, быстрее и интереснее донести до детей информацию. А

детям узнать больше нового, придя домой у детей больше будет позитивных

эмоций, чем например учитель рассказывал новый материал по учебнику.

Таким

образом,

игра

это

вид

детской

деятельности

,

который

используют взрослые, с целью воспитания младших школьниках, а так же

дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, общению с

людьми.

Благодаря

игре

ребёнок

развивается

как

личность

,

у

него

формируется важные стороны психики, которые в дальнейшем будут влиять

на успешность его учебной, трудовой деятельности, а так же как он будет

вести себя с окружающими.

Говоря

о

дидактических

играх,

мы

в

первую

очередь

должны

разобраться, что же это такое, какие они бывают и как их лучше применять на

практике?!

Дидактическая

игра

это

такая

коллективная,

целенаправленная,

учебная

деятельность,

когда

каждый

участник

и

команда

в

целом,

объединены решением главной задачи, и ориентируют свое поведение на

выигрыш. [1]

Дидактические игры бывают:

Предметные: игры с различными игрушками, предметы быта,

природные(ветки, листья, цветы, вода, земля и тд.);

Настольно-печатные: устроенные по типу разрезных картинок,

складных кубиков, лото, домино;

Словестные: развивают речь, умение прислушиваться к звукам

речи, слуховое внимание.

Как любая игра, дидактическая имеет свою структуру:

Обучающая задача

Игровые задачи

Результат

Игровые действия

Правила игры

Все

это

позволяет

говорить

о

том,

что

дидактические

игры

предоставляют

большие

возможности

для

умственного,

эстетического

и

нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Учитель на уроках изобразительного искусства часто использует игры

во время изучения нового материала, а так же для закрепления и повторения.

Благодаря тому, что дидактические игры легки в использовании на уроках

можно использовать, в любой момент, в начале в конце или середине урока.

Изучение

цветовосприятия

на

уроках

изобразительного

искусства

облегчает использования дидактических игр. Ребёнок, играя ,узнаёт что такое

цвет, какой он бывает. Учитель рассказывает, как получить какой0-то цвет

при смешений двух других цветов, предлагает поиграть в смешение цветов и

изображения

этим

цветом

какого-нибудь

персонажа.

Либо

совмещает

логическую, умственную деятельность вместе с игрой, предлагая ребёнку

раскрасить картинку по номеру, которому принадлежит свой цвет в палитре.

Каждый учитель знает то что ребёнка не так то просто увлечь игрой,

нужно к каждому ребёнку иметь свой подход, поэтому придумывая игру на

сегодняшний

урок

учитель

должен

соблюдать

некоторые

правила

при

подборке или сочинении дидактической игры:

отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными

детям младшего школьного возраста;

обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не

большой группе детей;

позволять ребенку самостоятельно контролировать

правильность

выполнения задания;

материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными,

привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.[4]

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный

момент в классе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры,

лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что

одна

из

обязанностей

педагогов

заключается

в

том,

чтобы

постоянно

поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры

тоже.

Любая игра для ребёнка это соревнование, поэтому если вы не хотите

чтобы разбудить в детях азарт или чтобы в детях проснулась конкуренция,

нужно объяснить сразу детям, что вы это делаете не на отметку, а для самих

себя, что бы лучше разобраться. Но если всё такие ваша игра носит такой

характер, то нужно продумать сладкие призы, для каждого ребёнка, что бы ни

кому не было обидно.

Таким

образом,

самый

лучший

спо соб

научить

р е б ё н ку

цветовосприятию,

это,

конечно

же,

дидактическая

игра.

Ведь

цвет

он

настолько многогранен и иногда бывает, состоит из нескольких цветов, а так

же

имеет

большое

количество

оттенков,

а

чтобы

ребёнку

это

лучше

запомнить, понять и узнать, нужно это всё объяснять играючи.

Список использованной литературы:

1.

Психолого-педагогические

особенности

проведения

дидактических

игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990

2.

Бровко

Н.В.

Творчество.

Мышление.

Живопись.

Методические

указания

к

практическим

занятиям

по

дисциплине

Живопись.

-

Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.

3.

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей:

Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект; Фонд Мир,

2007.

4.

Карпова

Е.В.

Дидактические

игры

в

начальный

период

обучения.

Ярославль: “Академия развития", 1997.



В раздел образования