Автор: Мариничева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Нерльская СОШ
Населённый пункт: поселок Нерль Ивановская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку 3 класс
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«НЕРЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
155030, Ивановская область, Тейковский район, деревня Харино, дом 37, строение 1,
тел/факс (49343) 49441
Конспект урока русского языка
в 3 классе на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Педагог: Мариничева Светлана Валентиновна
Автор учебника: Иванов С.В.
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
познакомить
учащихся
с
новыми
понятиями:
имя
собственное
–
имя
нарицательное,
научить
различать
существительные собственные и нарицательные, закрепить навык правописания имён существительных собственных с
заглавной буквы.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», понимать практическую
значимость получаемых знаний; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, с одноклассниками,
осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; высказывать и обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уважать другую точку зрения.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по
необходимости совместно с учителем), находить рациональные пути решения.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение урока, выполнять под руководством
учителя
учебные
действия
в
практической
и
мыслительной
форме,
фиксировать
в
диалоге
с
учителем
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять
ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
1
Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, магнитная доска,
Наглядные пособия: карточки для выкладывания кластера, алгоритм рассуждения, рисунок яблони для рефлексии.
Ключевые слова: имя существительное, собственное/нарицательное.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык», карточки для работы в группах, карточки с
разноуровневыми заданиями.
2
№
п/
п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Здоровьесберег
ающий
компонент
1.
Мотивация
(самоопределе
ние) к учебной
деятельности
Цель:
включение
у ч а щ и х с я
в
деятельность
на
личностно-
значимом
уровне.
Здравствуйте, ребята! Начинаем
урок
русского
языка.
Давайте
подарим
друг
другу
хорошее
настроение. Повернитесь лицом
к
с в о е м у
т о в а р и щ у
и
поприветствуйте
его.
Игра
«С
добрым утром»
С добрым утром, милый друг!
Посмотри-ка ты вокруг.
Здесь есть - ты, здесь есть – я.
Будем вместе жить, друзья!
-
Когда
мы
здороваемся
с
людьми,
что
мы
им
желаем?
(Здравия, здоровья).
- Что надо делать, чтобы быть
здоровыми?
-
А
-
на
уроке?
(Правильно
сидеть,
уметь
работать
и
отдыхать и т. д).
Когда человек здоровый, то и
настроение у него отличное?
Ребята, какое у вас сегодня
настроение? (показывают) У
меня тоже замечательное
Приветствуют
учителя
и
д р у г
друга.
Произносят
слова,
выполняют
движения.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы.
Р.:
нацеливание
н а
успешную
деятельность.
Л . :
в ы р а ж а т ь
положительное
отношение
к
процессу
познания.
К . :
ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
с л у ш а т ь
и
слышать.
Положительный
эмоциональный
настрой на урок
Отражение в
содержании
вопросов,
связанных со
здоровьем,
здоровым
образом жизни.
Рефлексия
эмоционального
состояния в
начале урока.
3
настроение.
Пусть таким оно останется на
весь наш урок.
Разомнём пальчики перед
письмом.
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.
(Дети сгибают руки в локтях,
держат кисти рук перед лицом,
сгибают и разгибают пальцы
одновременно, не сжимая их в
кулачки).
-
Запишите
число,
классная
работа
Выполняют
упражнение,
проговаривают
слова.
Пальчиковый
массаж для
подготовки
пальцев рук к
письму.
4
2.
Актуализация
з н а н и й . Цель:
актуализироват
ь
о п о р н ы е
з н а н и я
и
умения.
Словарная работа.
Минутка красивого письма.
На доске слова. Ваша задача –
вставить пропущенные буквы и
красиво,
правильно,
аккуратно
записать эти буквы в тетрадь.
д . вочка гор . д стр . на
пл . нета М . сква Р . ссия
З .мля М . рина
- Какой частью речи являются
слова?
-
Что
вы
знаете
об
имени
существительном?
Выкладываю кластер
Повторение
пройденного,
выполнение
заданий.
Работают
с о
с л о в а р н ы м и
словами.
Выполняют
каллиграфическую
минутку.
Э т о
и м е н а
существительные.
Имя
существительное
–
это
часть
р еч и ,
которая обозначает
предмет и отвечает
на
вопросы
кто?
что?
Л . :
о с о з н а ю т
с в о и
возможности в учении;
р а з в и в а ю т
н а в ы к и
сотрудничества.
Р.:
формулируют
и
удерживают
учебную
задачу; контролируют и
о ц е н и в а ю т
с в о и
действия.
К.:
рассуждают,
в ы с к а з ы в а ю т
и
д о к а з ы в а ю т
с в о ё
мнение.
Осуществление
связи
с
ранее
изученными
з н а н и я м и
и
умениями.
3.
Этап
выявления
м е с т а
и
причины
затруднений.
Ц е л ь :
д а т ь
возможность
ученикам
осознать, в чём
именно состоит
- Разделим слова на две группы
.
По какому признаку вы
распределите эти слова?
Прочитайте получившиеся
группы слов.
- Что можно сказать о первой
группе слов? Как написаны
слова? (со строчной буквы)
- А как написаны слова второй
Делят
слова
н а
группы.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы.
В
с о в м е с т н о й
работе выявляются
К.: включаются в диалог
с
у ч и т е л е м ,
с
одноклассниками,
уважают
чужую
точку
зрения.
П . :
в ы п о л н я ю т
практическую
работу,
извлекают необходимую
и н ф о р м а ц и ю
и з
практической
5
затруднение,
каких
знаний,
у м е н и й
и
навыков им не
х в а т а е т
д л я
решения
задания.
группы? (с заглавной буквы).
- Кто знает, как называются
существительные, которые
пишутся с заглавной буквы?
(Собственные)
- А как называются имена
существительные, которые
пишутся с маленькой буквы?
Учёные уже давно им дали
названия. (Дети высказывают
свои предположения о теме
урока).
Хотите узнать, как
называются эти группы слов?
Прочитайте в учебнике тему
урока (с. 66 урок 99)
причины
затруднения,
выясняется
проблема.
д е я т е л ь н о с т и
и
собственного
опыта;
анализируют,
сравнивают, обобщают.
4.
Этап
построения
проекта
в ы х о д а
и з
затруднения.
Целеполагани
е.
Цели:
формулировка
темы
урока
и
главных
целей.
Обеспечить
мотивацию
и
Тема урока «Имена
существительные собственные и
нарицательные».
Что сегодня нового узнаем об
имени существительном?
Цель урока
- Чему будете учиться на уроке?
Узнаем, какие существительные
относятся к собственным, а
какие к нарицательным.
Научимся различать имена
существительные собственные и
нарицательные.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы.
Формулируют тему
урока и цель.
Р . : -
определять
тему
урока,
ставить
цель,
сохранять её в течение
урока;
-
постановка
учебной
з а д а ч и
н а
о с н о в е
соотнесения
того,
что
уже известно и усвоено
учащимися и того, что
еще не известно.
Л . :
в ы с к а з ы в ат ь
и
обо сновывать
с в о ю
точку
зрения,
задавать
6
принятие
учащимися
цели
учебно-
познавательной
деятельности.
Правильно писать имена
существительные собственные и
нарицательные.
вопросы.
5.
Реализация
построенного
проекта.
Открытие
новых знаний.
Цель:
решение
проблемы
детьми;
формулировка
вывода.
Из
данных
слов
со ст авьте
словосочетания. Прочитайте.
девочка Марина
город Москва
страна Россия
планета Земля
Скажите, предметов с каким
названием больше: девочка или
Марина? Город или Москва?
Страна или Россия? Планета или
Земля?
Девочек много, а Марина - одна.
Городов много, а Москва – одна.
Стран много, А Россия – одна.
Планет много, а планета Земля
– одна.
- Зачем Марине, Москве,
России, Земле дали имя,
название? (Чтобы отличить
Марину от других девочек и т.п.)
- Правильно, чтобы отличить их
Р а с с у ж д а ю т ,
в ы с к а з ы в а ю т
и
доказывают
своё
мнение.
Делают
вывод. Сравнивают
с
п р а в и л о м
в
учебнике.
П . :
и з в л е к а ю т
необходимую
и н ф о р м а ц и ю
и з
практической
д е я т е л ь н о с т и
и
собственного
опыта;
анализируют,
сравнивают,
обобщают,
у м е ю т
н а х о д и т ь
рациональные
п у т и
решения.
Р.: умение принимать и
сохраня ть
у ч е б н у ю
задачу, удерживать цель
д е я т е л ь н о с т и
д о
п о л у ч е н и я
е ё
результата;
в н о с и т ь
необходимые
коррективы
в
действие
после его завершения на
основе
его
оценки
и
у ч ё т а
х а р а к т е р а
сделанных ошибок.
Л.: проявляют интерес к
7
от множества других, похожих
или как говорят ученые
подобных однородных
предметов: городов, рек,
девочек.
- Значит, города, реки, девочки –
названия предметов не
единичных, однородных. Это
имена нарицательные.
(Кластер). Чтобы отличить
единичные предметы от
множества подобных предметов,
им дают названия. Это имена
собственные. (кластер) Котов
много, а Барсик – один).
-В каком столбике написаны
имена собственные?
- В каком столбике
нарицательные
существительные?
Обратите внимание, как
записаны имена собственные и
нарицательные, в чем
особенность.
Дети: Имена собственные
написаны с заглавной буквы, а
имена нарицательные – со
строчной).
- Давайте вспомним какие имена
н о в о м у
у ч е б н о м у
материалу, высказывают
свою
точку
з р е н и я ,
с т р е м я т с я
к
достижению
успехов
в
учебной деятельности.
К.: умение ясно и четко
излагать
свое
мнение,
выстраивать
речевые
конструкции.
8
существительные пишутся с
заглавной буквы. Кластер какие
слова пишутся с заглавной
буквы. - Давайте проверим
правильно ли мы дали
определение именам
собственным и нарицательным.
Сравните
его
с
правилом
в
учебнике на с. 66-67.
Динамическая
музыкальная
физкультмину
т к а
« У
жирафов
пятнышки
везде»
Организация физкультминутки.
Выполнение
физкультминутки.
М . :
о с у щ е с т в л я ю т
пошаговый
контроль
с в о и х
д е й с т в и й ,
ориентируясь
на
показ
движений.
Л . :
ц е н н о с т н о е
отношение к здоровому
образу жизни.
Динамическая
музыкальная
физкультминутк
а
для
с н я т и я
напряжения.
6.
Этап
первичного
закрепления с
проговариван
ием во
внешней речи.
Цель:
сформировать
умение
применять
полученные
з н а н и я
н а
- А теперь давайте
потренируемся в написании
собственных и нарицательных
имён существительных.
Алгоритм рассуждения:
Слово называет предмет –
шарик (нарицательное
существительное), пишу с
маленькой буквы. Слово
называет кличку собаки –
Шарик (собственное
существительное), пишу с
Выполнение
у п р а ж н е н и й
п о
н о в о й
т е м е .
Распределяют
слова
по
группам:
собственные/нариц
ательные.
Применяют
изученный
алгоритм действия.
Проверка
работы
М.:
умение
выполнять
установленный
алгоритм действия.
П.:
применение
новых
знаний
в
жизненных
ситуациях.
Л.:
развивают
навыки
самостоятельности
и
с о т р уд н и ч е с т в а
с о
сверстниками.
К.:
у м е н и е
с
достаточной полнотой и
Правильная
п о с а д к а
в о
время письма.
9
практике.
заглавной буквы.
Я буду говорить слова.
1 вариант записывает
собственные имена
существительные, 2 вариант –
нарицательные
существительные. Несколько
учеников записывают слова в
тетрадь с проговариванием.
Потом самостоятельно.
Сережа, ночь, строитель,
Гагарин, Маршак, корова,
Буратино, кошка, Иваново,
берег, Волга, медведь, Барсик.
Проверка: читают по вариантам,
проверяют свою работу.
по вариантам.
точностью
выражать
свои мысли.
Р.: действуют с учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
оценку
учителя
и
партнёра,
о р и е н т и р у ю т с я
в
учебнике,
накапливают
опыт
в
применении
изученного
алгоритма
действия.
Зрительная
гимнастика
«Домик для
глаз»
-
Ребята,
вы
много
читали,
писали.
Глаза
устали.
Надо
п о м о ч ь
в а ш и м
г л а з а м .
В ы п о л н и м
с п е ц и а л ь н у ю
зрительную гимнастику, которая
поможет вам сохранить хорошее
зрение.
Слушайте
песню
и
постарайтесь
запомнить
имена
сказочных
персонажей. Песня
«Приходи сказка».
З р и т е л ь н а я
г и м н а с т и к а
«Домик для глаз»
- потёрли ладошки
Выполнение
физкультминутки.
М.: осуществляют
пошаговый контроль
своих действий,
ориентируясь на показ
движений учителем.
Л.: ценностное
отношение к здоровому
образу жизни.
Зрительная
гимнастика для
профилактики
утомления глаз.
Установление
межпредметных
связей
(литературное
чтение, музыка)
10
- руки крест-накрест, локти на
стол, положить голову на руки,
на
стол
не
опускать,
держать
голову руками
-
глаза
закрыли
(по сидеть
немного)
- глаза открыли
- поморгали глазами
-
посмотрели
прямо
вдаль,
влево, вправо
-
Имена
каких
с ка зоч н ы х
персонажей запомнили?
7.
Этап
включения
в
систему знаний
и
повторение.
Цель:
зафиксировать
полученное
знание,
рассмотреть,
к а к
н о в о е
знание
укладывается
в
систему
ранее
изученного.
Рассмотри пары слов. Почему
два
слова,
которые
звучат
одинаково,
записаны
п о -
разному?
(Эти
слова
имеют
разное значение)
Орёл – орёл Серёжка-
серёжка Мишка - мишка
- Что необходимо сделать, чтобы
не
ошибиться
в
написании
одинаково
звучащих
слов?
(Необходимо выяснить значение
этих слов).
- Зависит ли правописание слова
о т
т о г о ,
я в л я е т с я
о н о
с о б с т в е н н ы м
и л и
нарицательным?
(Да,
название
города
следует
написать
с
Р а б о т а
п о
выявлению
связи
изученной на уроке
темы с изученным
ранее материалом.
П.:
учатся
воспринимать,
анализировать,
проверять.
К.:
умение
работать
в
группах,
распределять
р о л и ,
в л а д е н и е
м о н о л о г и ч е с ко й
и
диалогической
формами речи.
Л.:
готовно сть
к
с о т р уд н и ч е с т в у
и
дружбе.
Р . :
- у м е н и е
взаимодействовать
со
сверстниками в учебной
деятельности,
С м е н а
в и д о в
работ:
фронтальная
работа, работа в
группах.
11
заглавной
буквы,
а
название
птицы – со строчной).
-Составьте
предложение
с
каждой парой слов. (Задание по
рядам)
Проверка устно.
Будете работать в группах. Но
сначала
повторим
правила
работы
в
группе.
Игра
«Лови
ошибку».
Найдите
ошибки
и
исправьте их.
Карточка для первой группы
Улетел орёл за город орёл.
Иван блинов съел много блинов.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Вот моя подружка роза, а в руке
у розы роза.
Карточка для второй группы
Наш шарик поймал воздушный
шарик.
Не
бойся
морозов,
серёжа
морозов.
Наша поля вернулась с поля.
Домик
для
скворцов
делал
алёша скворцов.
Карточка для третьей группы
Пять
горшков
принёс
петя
горшков.
Коля
арбузов
купил
шесть
Составляют
п р е д л о ж е н и я
с
парами слов.
Р а б о т а ю т
в
группах.
Думают,
рассуждают,
высказывают
своё
мнение.
У доски проверяют
р а б о т у
г р у п п .
Командиры
групп
формирование
установки
на
поиск
способов
разрешения
трудностей;
- находить и исправлять
ошибки,
выяснять
их
причины, намечать путь
исправления.
12
арбузов.
Хороши
груши
в
корзине
у
груши.
У
пастухов
выступал
андрей
пастухов.
Проверка
работы
групп
(на
доску прикрепляют карточки и
отвечающий от каждой группы
рассказывает).
читают
результаты
работы.
8.
Закрепление
знаний и
умений.
Самостоятель
ная работа.
Цель: проверка
умения детей на
практике
применять
полученные
знания.
Дифференцированная
самостоятельная
работа
( 3
уровня).
Возьмите карточки, прочитайте
сначала
задание,
а
п отом
выберете ту, с заданием которой
вы справитесь лучше всех.
Самостоятельное
выполнение
у п р а ж н е н и й
п о
новой теме.
Л.:
развивают
навыки
самостоятельности.
Р. :
о с у щ е с т в л я ю т
пошаговый
контроль
своих действий.
Разноуровневые
задания.
13
Самомассаж
- Молодцы, ребята. Вы сегодня
много и хорошо работали.
Давайте похвалим себя:
- погладим по голове;
- глазки нарисуем;
- носик;
- улыбочку;
- по ушкам проведём;
- потянемся.
Выполняют
самомассаж.
Ладошками
гладят
себя
по
гол о в е ,
пальчиками
массажируют
область
глаз,
нос,
г у б ы ,
у ш и ,
потягиваются.
М . :
о с у щ е с т в л я ю т
пошаговый
контроль
с в о и х
д е й с т в и й ,
ориентируясь
на
показ
движений учителем.
Л . :
ц е н н о с т н о е
отношение к здоровому
образу жизни.
Самомассаж для
снятия
общей
усталости
9.
Рефлексия.
Итог урока.
Цель: развивать
рефлексивные
умения;
создавать
ситуации для
осмысления
всей работы на
уроке.
- Над какой темой работали на
уроке? (Работа с кластером)
Чему учились на уроке?
Возвращаемся к целям урока.
Что нового узнали об имени
существительном?
Где и как можно применить
новые знания?
- Ребята, сегодня вы очень
хорошо работали. Все были
активны, внимательны.
Молодцы! Мне очень
понравилась ваша работа.
Теперь вы знаете как отличить
собственные имена
существительные от
нарицательных, как правильно
их писать. Оцените свою работу.
Перед вами красивая здоровая
Учащиеся
н а з ы в а ю т
т е м у
у р о к а ,
ц е л и .
Делятся мнением о
своей
работе
на
уроке.
Оценивают
результаты
своей
работы.
Л . :
о с о з н а н и е
учащимися
п р а к т и ч е с к о й
и
личностной значимости
результатов урока.
П.:
применение
новых
знаний
в
жизненных
ситуациях.
Р.:
фиксировать
в
диалоге
с
учителем
удовлетворённость/неуд
овлетворённость
своей
р а б о т о й
н а
у р о к е ;
самооценка
деятельности на уроке.
Рефлексия
эмоционального
с о с т о я н и я
в
конце урока.
Актуальность
изучаемого
материала
для
ребёнка.
Самооценка
детьми
с во е й
деятельности.
14
крепкая яблоня.
Её плоды - яблоки очень
полезны для здоровья. Украсьте
дерево яблоком.
Красным – я считаю, что сделал
всё на отлично, у меня хорошее
настроение; зелёным – мне было
интересно на уроке, но я не со
всем справился.
Домашнее
задание
Задание по выбору
1)-
Придумать
и
записать
в
тетрадь
7
собственных
и
7
н а р и ц а т е л ь н ы х
и м ё н
существительных.
2)Уч. с. 68-69 упр. 3
-
Спасибо,
ребята,
за
работу.
Урок окончен.
Записывают
домашнее задание.
П.:
умение
применять
н о в ы е
з н а н и я
н а
практике.
Домашнее
з а д а н и е
п о
выбору
15