Напоминание

"Педагогика одаренности: новые подходы"


Автор: Федоряка Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №5 МО Ейский район
Населённый пункт: станица Ясенская
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогика одаренности: новые подходы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Педагогика одаренности: новые подходы»

Сегодня

организация

системы

образования

направлена

на

создание

условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей

составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Организация образовательного процесса в ДОУ в современных условиях

предъявляет высокие требования к квалификации педагогов, которые должны

быть ориентированы в первую очередь на развитие личности дошкольника в

процессе совместной деятельности с ними.

Следует

правильно

понимать,

что

значит одарённость.

Одним

из

определений одарённости считается

совокупность

задатков,

природных

данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных

предпосылок способностей.

Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его

неповторимостью,

оригинальностью

и

уникальностью

очень

важные

вопросы, которые стоят перед ДОУ.

Поэтому необходимо внедрять новую технологию обучения и воспитания.

Инновационный

потенциал

воспитателя,

специалиста

ДОУ

выражается

в

готовности

совершенствовать

педагогическую

деятельность,

искать

собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать

и

творчески

воплощать

уже

существующие

нетрадиционные

подходы

в

образовании.

Педагог

выступает

как

помощник

становления

и развития личности

воспитанника,

уважающий

эту

личность

независимо

от

меры

её

приобщённости к знанию, меры её понимания, либо непонимания.

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться

от

других

детей

группы.

Он

задает

много

вопросов,

проявляя

интерес

к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его

сверстники,

отвечает

на

вопросы

раньше,

чем

воспитатель

успел

их

полностью

сформулировать;

приносит

в детский

сад

новые

интересные

книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные

истории

и сказки,

строит

удивительные

постройки,

экспериментирует

с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком

интересно

общаться.

Способности

всегда

проявляются

в деятельности,

следовательно,

и одаренность

может

проявляться

и развиваться

только

в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие,

радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем

больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс.

Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным,

изобразительным,

математическим

и др.

Воспитатели,

музыкальные

работники должны уделять огромное внимание развитию этих способностей.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной.

Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах

деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую

одаренность

принято

подразделять:

умственную

и художественную.

Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные

познавательные

задачи.

Дети

четко

видят

условие,

выделяют

в задаче

существенные

отношения.

Задача

часто

решается

в уме,

легко

и быстро.

Ребенок

может

придумать

совершенно

неожиданный,

оригинальный

ход

решения задачи. Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой

познавательной

активностью,

потребностью

приобретать

новые

знания,

любознательностью,

стремлением

находить

и решать

разнообразные

познавательные

задачи.

Развитие

умственных

способностей

является

основным

содержанием

умственного

развития

ребенка.

Через

игры,

головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость

мышления,

любознательность,

наблюдательность,

оригинальность

умозаключений.

Также

развивается

воображение,

память,

внимание.

На

занятиях

воспитатель

воспитывает

находчивость,

активизирует

мыслительную

деятельность.

Общая

художественная

одаренность

обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах

художественной

деятельности,

например,

изобразительной,

музыкальной,

литературной. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных

занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, на

кружке. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за

ребенком

в

беседах

со взрослыми.

Первая

из

них —

любознательность,

познавательная

активность,

направленная

на

знакомство

с окружающим

миром,

на

понимание

этого

мира.

Познавательные

интересы

могут

проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование

с различными

механизмами,

стремление

разбить

и собирать

сложные

устройства.

Или

задавание

детьми

взрослым

вопросов,

в которых

дети

пытаются

выявить

закономерности,

лежащие

в основе

каких-либо

наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему'?" могут иметь разный

смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого,

наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной

целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов.

О наличии

познавательных

интересов

свидетельствует

также

поведение

ребенка

на

занятиях,

направленное

на

получение

новой

информации,

решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание

занятий

неинтересно

одаренному

ребенку,

так

как

он

проявляет

интерес

к другой

сфере

окружающего

мира

или

просто

знаком

с предлагаемым

материалом.

Особенностью

мышления

одаренного

ребенка

с высоким

уровнем

развития

умственных

способностей

является

логичность

и последовательность

рассуждений,

которая

не

свойственна

большинству

детей этого возраста. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном

возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других

что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко,

взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка —

он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной

истории,

чаще

всего

необычны,

нестандартны,

фантастичны.

Так,

если

ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про

зверей,

чаще

всего

говорит

о лисе,

медведе,

волке,

зайце,

то

в сказках

одаренного

ребенка

появляются

такие

персонажи

как

Жар-птица,

бобер,

черепаха,

бабочка

и т. п.

Действия,

которые

совершают

эти

герои,

тоже

необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей. То, как

ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую

постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития

его способностей.

Для работы с одарёнными и талантливыми детьми необходимо создать

специальное образовательное пространство.

Педагог должен помнить:

- обучение и развитие одарённых и талантливых детей требует особого

подхода

к

содержанию

образования

и

организации

воспитательно-

образовательного

процесса

с

учётом

их

интеллектуальных,

творческих

и

личностных особенностей;

• одарённые дети относятся к группе риска вследствие их сложной нервно-

психической организации;

во

избежание

кризиса одарённости,

приводящих

к

её

затуханию,

необходимо предоставить ребёнку возможность быть субъектом собственной

деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт;

необходима

эффективная

система

выявления одарённости ребёнка

на

разных возрастных этапах с учётом всех её составляющих;

одарённые дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении

на протяжении всего периода посещения ДОУ.

Одаренных детей достаточно много. Это довольно легко выявить даже из

ежедневных наблюдений за детьми: кто-то очень любит в свободное время

рассматривать энциклопедию, кто-то рисовать, кто-то лепить, кто-то любит

играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и т. д.

Талантливы все дети, важно это увидеть и направить развитие ребёнка в

нужное русло.



В раздел образования