Напоминание

"Игры для закрепления и автоматизации поставленных звуков в речи дошкольников "


Автор: Чиркова Светлана Вячеславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"
Населённый пункт: п.г.т. Федоровский, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры для закрепления и автоматизации поставленных звуков в речи дошкольников "
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игры для закрепления и автоматизации поставленных

звуков в речи дошкольников

(для родителей)

Уважаемые родители!
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное -по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел! Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать: «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра «Что я загадал?».
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например, этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Для усложнения данной игры-можно -меняться ролями.
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные. Чулок -чулочек, чулочная (фабрика). Глоток-глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например, давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка».
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например, звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать? Каких ты знаешь животных на звук [л]? Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Игра «Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами –например-изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое...

Игра «Один -много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например, бокал -бокалы; пила -...; пенал -...; канал и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например, палуба -..., малыш -..., шалаш -..., желудь-...и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например, Продукты питания -сало, масло, колбаса, халва. Транспорт -теплоход, тепловоз, велосипед. Овощи -свекла, баклажан и др .
Игра «Назови ласково словечко»
. Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например, вилка -вилочка, палка-..., полка -..., галка -..., кулак -кулачок, каблук -..., Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма. Такие задания способствуют не только закреплению навыков правильного звукопроизношения у детей, но и обогащению словарного запаса, его активизации.
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова —это начальный звук. Например, весна —автобус —слон —нос —сова...
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ,ч и

т.д.), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения. Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: —Как тебя зовут? —Рая —А фамилия? —Разбойникова —Откуда ты приехала? —Из Ростова. —Что там растет? —Ранетки.
Игра «Слог да слог —и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. Ход игры. Логопед говорит детям: —Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са —хар, са —ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол. Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например, Ша-шары са-санки шо- шорох со-сорока Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.
Успехов Вам!

Учитель – логопед: Чиркова С. В.



В раздел образования