"Игры для закрепления и автоматизации поставленных звуков в речи дошкольников "
Автор: Чиркова Светлана Вячеславовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша" Населённый пункт: п.г.т. Федоровский, Сургутский район, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: "Игры для закрепления и автоматизации поставленных звуков в речи дошкольников " Раздел: дошкольное образование
Уважаемые родители!
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут
Вашему
ребёнку
автоматизировать
звуки,
повысить
артикуляционную
моторику,
самоконтроль,
разовьют
фонематический
слух,
научат
рассказывать,
отыскивать
интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.
В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда
взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное
-по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!
Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и
способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам
и маленьким победам!
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать: «ОЙ», если в слове
услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический
слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра «Что я загадал?».
Взрослый
предлагает
отгадать
загаданное
слово,
по
словам
подсказкам.
Например,
этот
предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью
отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который
необходимо автоматизировать. Для усложнения данной игры-можно -меняться ролями.
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в
это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет,
что
прибавилось.
В
конце
занятия
детям
предлагают
придумать
слова
со
звуком
[л].
Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок -чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток-глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком.
Например, давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина,
две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка».
Дошкольники
должны
ответить
на
вопросы,
называя
слова,
которые
начинаются
с
определенного звука, например, звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь
кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Игра «Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Желательно
создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании
новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру
можно усложнить, ограничивая правилами –например-изучаемый звук стоит только в середине
слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое...
Игра «Один -много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например, бокал -бокалы; пила -...; пенал -...; канал и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например, палуба -..., малыш -..., шалаш -..., желудь-...и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из
названной тематической группы. Например, Продукты питания -сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт -теплоход, тепловоз, велосипед. Овощи -свекла, баклажан и др
.
Игра «Назови ласково словечко» .
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например, вилка -вилочка, палка-..., полка -..., галка -..., кулак -кулачок, каблук -...,
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на
прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы
произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до
автоматизма.
Такие
задания
способствуют
не
только
закреплению
навыков
правильного звукопроизношения у детей, но и обогащению словарного запаса, его
активизации.
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход
игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от
ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова —это
начальный звук. Например, весна —автобус —слон —нос —сова...
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ,ч и
т.д.), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч
логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с
заданного звука, например, со звука Р. Пример: —Как тебя зовут?
—Рая
—А фамилия?
—Разбойникова
—Откуда ты приехала?
—Из Ростова.
—Что там растет?
—Ранетки.
Игра «Слог да слог —и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям: —Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са —хар, са
—ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и
бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу»,
«со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например, Ша-шары са-санки шо-
шорох со-сорока
Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у
детей
умение
контролировать
собственную
речь.
И
довести
новое
правильное
произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно
построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного
письма
в
школьном
периоде,
скорость
овладения
навыками
чтения,
а
значит
успешность адаптации ребенка в школе.
Успехов Вам!