Автор: Смирнова Ольга Феодосиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Катав-Ивановска Челябинской области"
Населённый пункт: г.Катав-Ивановск Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Женские лики и лица в сборнике А.Логвинова "Церковнославянская вязь"
Раздел: полное образование
Смысл названия
Название сборника отражает внешний вид церковно-славянского
алфавита, так как «вязь – это соединение, слияние смежных букв в один
сложный знак». В то же время это отражение внутренней сути книги, которая
раскрывает единство смежных и даже противоположных понятий: быта и
бытия, душевного и духовного, земного и небесного.
Так, первая часть сборника «Не имамы иные помощи», посвященная
Пресвятой Богородице и ее иконам, находят свое «земное» продолжение в
одиннадцатой части «Ты в жизнь мою вошла», в которой автор создает
разные женские образы, дорогие его сердцу.
«Русь земная» и «Русь святая» в книге протоиерея Андрея Логвинова, как
день и ночь, как святость и грех, противопоставлены друг другу. Но есть в
книге основной мотив, который связывает, соединяет связью две
противоположные темы. Это мотив любви, жертвенности, связанный с
женскими образами: неизвестными лицами бесконечных бабушек, тёток,
тружениц и ликом Царицы Небесной, пред которым «загораются душ
огоньки».
Основная часть
Рассматривая земных героинь, можно выделить несколько групп женских
образов.
Так, в главе «Ты в жизнь мою вошла» очень ярко звучит лирическая тема
любви, и перед нами предстаёт образ возлюбленной, возвышающей душу
героя.
Ты в жизнь мою вошла
совсем без притязанья -
прозрачно и легко,
как стрекозы крыло,
возвышенно - светло,
как Божие сказанье.
И этим я живу.
А - тридцать лет прошло……
Бог есть любовь…Смысл этой очень сложной формулы чуть-чуть
приоткрывается нам, когда в нашу жизнь, как Божья благодать, входит
любовь. Об этом очень сдержанно, почти скупо, но оттого и очень
убедительно, написал поэт:
Через себя
Для меня открывается Бог,
То, что зовется Неизреченная Благость.
То, без чего я
Выжить бы даже не мог, -
милость, поддерживающая
мою малость.
О том, что у счастливого человека вырастают крылья, знают все. Но у
А.Логвинова есть «забытые крылья», что остались в наших воспоминаниях
после первого грехопадения человека.
В стихотворении «Попытка признания» о неподдельности, первород-
ности чувства, чувства вне времени и пространства, говорят удивительные
строки:
До равнин, словно до ледников,
До Адама, до Рая, до Ноя,
До стихий и до всяких стихов
Ты, как песня, рождалась со мною…
Однако не только блоковский образ Вечной Женственности, но и
цветаевский накал страстей связан с обликом возлюбленной в творчестве
А.Логвинова. В стихотворении с нарочито современным названием
«Отношения», словом, которым теперь часто подменяют великую сущность
любви между мужчиной и женщиной, автор создает женский образ,
разрушающий, порочно-привлекательный, пробуждающий неизменные
инстинкты.
Ты вся в страстях, как уличная девка.
И – хитрость лисий распушила хвост,
И хвост хорош, тут ничего не скажешь.
В отношениях нет гармонии, нет Божьего промысла – и в стихотворении
нет рифмы, оно оборвано на полуслове:
Чего хотел бы? К старцу Поликарпу,
В Тетерское…..
Бежать, бежать от таких связей, спасаться молитвами, просить помощи у
тех, кто ближе к Богу.
Страсть – она острее
топора
И всего, что насмерть
убивает.
Ну так что ж –
намолимся, сестра,
Ибо наше время
убывает.
Любовь, возвышающая и убивающая душу, любовь – Божий дар и
страсть…Небесное и земное, грешное и святое…
Явь мешая со снами,
со сказками давними – были,
Сам я грешно живу,
но молю среди белого дня,
Чтоб не только на Страшном суде
меня страшно судили,
Но на этой земле,
Понимая, любили меня!..
Автор видит и таких женщин, которые способны « в итоге пережитых
лет» сохранить в себе такую доброту, которой хватит на всех. Так возникает в
сборнике некрасовская тема русских женщин.
Путь на небеса омыт слезами,
Столь вижу женщин пред собой
С ласковыми, добрыми глазами
И совсем не ласковой судьбой!
Автор убежден, что только ими держится мир, теплится огонек погрязшей
в грехах земли.
Светит кротким выстраданным светом
И отогревает добротой….
Если бы не вы – давно планета
Хрупнула скорлупкою пустой.
Особенно нежные строки посвятил А.Логвинов православным
старушкам. Как священнослужитель, он именно их чаще всего видит в храме,
выделяя их даже в толпе, даже среди молодых.
Их замечаешь средь толпы невольно,
Хоть кажется, лишь юные видны
Люблю старушек православных лица!
Из них в итоге пережитых бед
Такая доброта из глаз струится,
Такой исходит негасимый свет!
Символом такого света для поэта становится свеча, маленькая,
трепещущая, но способная осветить мрак бездуховности.
Они по духу - восковые свечи,
Которые пред Господом горят.
Именно о таких женщинах, способных молиться за всех, пишет
А.Логвинов в стихотворении «Русские мироносицы». Название произведения
относит нас Воскресению Господню, весть о котором принесли мироносицы,
пришедшие к пещере помазать тело Христово миром и увидевшие там только
плащаницу. Именно им, женщинам-мироносицам, посвящена третья неделя
после Пасхи. Именно таких русских мироносиц воспевает поэт в своем
стихотворении:
Ведь держимся несметными примерами -
Пускай душа не каждому видна -
Как нашими Надеждами и Верами
И вера устояла, и страна
На Пасху Вечность развернется почками,
И благодать настанет на Руси…
Столетие спасалась Русь платочками.
Господь, платочки русские спаси!..
Близко по теме к названным произведениям и стихотворение «Баба Нина»,
которое входит в цикл «Пересвет». Читаешь его, и возникает почти забытый
образ странницы-богомолицы, о котором писал великий русский писатель
И.С.Шмелев в книгах «Лето Господне» и «Богомолье». И становится тепло и
радостно на душе от того, что и в наше время автору довелось увидеть такую
блаженную бабу Нину.
Вся крестами пообвешана
за себя и за народ.
И возьмет мешки-котомочки,
Что Архангел ей сложил,
И пойдет до Лавры пешая
в свой привычный крестный ход.
У каждого свое предназначение, свое призвание, свой крест. Для одних,
особых людей – это молитва за род человеческий, для других –
труженичество другого рода – реализация таланта, данного Богом. В книге
«Церковнославянская вязь» А.Логвинов с особым почтением пишет о таких
людях: о Пушкине, Рубцове, композиторе Георгии Свиридове, художнике
Олеге Молчанове. Отдельное место в сборнике занимают образы женин,
наделенных искрой Божьего дара - талантом. Это А.А.Ахматова, чье
«перо по-стрекозиному хитро скользит по бумаге».Это и певунья, «Божьей
милостью зяблик» ( из стих. «Певунья»), и три удивительные женщины из
стихотворения «Три Вятских посвящения». Одна из них матушка Людмила
Кононова, слагающая песни о Боге:
И такая в ней печаль и сила,
Что воскреснуть мы обречены.
Кононова матушка Людмила»..
Солнце вятской милой стороны!..
Другая – собирательница картин, икон и книг с «заморским» именем
Генриэтта.
Не ее - родительская мера
Чужеземной моде отдана.
А звалась она в крещенье – Вера,
Вере и родной земля верна.
Третья - Марина, чей «обжигающий труд» создавал чудеса:
Творить! - океанская сила
Тащила ее, как рабу.
Марина сосуды лепила,
В итоге слепила судьбу.
В том, как автор пишет о человеческих людях, - урок для всех, урок
бережного, почтительного, уважительного отношения к таланту, который
«нам, грешным, выдается как чудо».
«Не стоит село без праведника» - эти строчки напомнил нам
А.И.Солженицын в рассказе «Матренин двор». И в сборнике протоиерея
А.Логвинова святым, праведным людям уделяется большое внимание. В
цикле «Пересвет» два стихотворения автор посвящает святой блаженной
Матроне: «Матронушка» и «Матушка Матрона». «Заступницей»,
«пророчицей», «защитницей», «совестью всея Руси» называет ее автор.
Внешний облик реальной женщины виден лишь в следующих строках:
И сквозь веки опустелые
Видит, если в душах лед…
Ты, больная – для властей – старуха,
Шла этап своих путей земных.
Парадокс – «обезножившая» Матрона стала «сиделкой у Руси», незрячая
вела зрячих с «посохом неземного Духа». И в этом парадоксе утверждение
силы Божьей милости над слабостью земного существования.
С силой, какая и не снилась
В наш насквозь больной безбожный век, -
Воплотившаяся Божья милость,
Ты лечила нравственных калек.
Для автора эта «простая истина», поэтому так прост и незамысловат его
стих, напоминающий своей формой русские фольклорные традиции. Среди
святых, о которых с благоговением пишет А.Логвинов, и Государыня
Императрица, и матушка Великая Княгиня Елизавета. Они приняли
мученическую смерть от безбожной власти в 1918 году в городе Алапаевске.
Повествование о сестринском служении императрице в госпитале в годы
Первой мировой войны превращается в рассказ - покаяние от имени всех
русских, в чьих «жилах лжи смертельный яд» без малого столетие изливался
на ту, которую недавно Церковь объявила святой страстотерпицей:
Как шрапнель, хлестали злые строчки -
Нет, не пожалели, не спасли.
А с Царицей рядом были дочки,
Вместе подвиг сестринский несли…
О подвиге Великой Княгини Елизаветы, принявшей монашество «в
расцвете лет» после гибели от рук террористов ее супруга, о ее служении
ближним до последней минуты пишет поэт в стихотворении «Матушка
Великая Княгиня». Это небольшое произведение вместило в себя почти всю
биографию одного из самых почитаемых в православии святых: от пышных
балов, царского и дворцового этикета, от взрыва бомбы в Кремле до ухода в
монастырь и мучительной гибели в шахте Алапаевска. Особенно
пронзительны последние строки:
Только где предел добру и ласке?
Умирая в адской глубине,
Делала Княгиня перевязки,
Таяла в молитвенном огне…
Вы – святая, выше, чем богиня!
Со Спасителем на Небеси
Матушка, Игуменья, Княгиня
Нашей, в шахту сброшенной Руси.
Вывод
Почти в каждом стихотворении сборника «Церковнославянская вязь» звучит
боль автора о русской земле.
В нее плевали и мочились,
И выжигали всю дотла…
Но что бы с нею ни случилось -
Она кормила как могла.
В нее война вонзала жало,
Её железом крыл мороз,
Она, чуть отойдя, рожала,
На нас работая всерьез.
Умение «не помнить зла», все отдавать людям, «без обиды и чванства»
принимать удары судьбы присуще, как и земле, героиням А.Логвинова. И мы
благодарны автору, напомнившему нам стихами, «нашей истинной речью», о
тех, кого знает и кому молиться весь православный мир, и о тех неизвестных
и знаменитых, простых и одаренных женщинах, чьей любовью, трудом и
молитвой жива Русская земля.