Напоминание

"Значение грамматического строя родного языка для речевого развития старших дошкольников"


Автор: Крупенева Анна Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия филиал ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского" в г. Ялте
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение грамматического строя родного языка для речевого развития старших дошкольников"
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение грамматического строя родного языка для речевого

развития старших дошкольников

Общеизвестно, что грамматика – наука о строе языка и его законах. Она

состоит из трех компонентов: словообразования, морфологии, синтаксиса,

взаимосвязанных между собой. Грамматические свойства слова и его формы,

грамматические

значения

в

пределах

слова

изучает

морфология.

Словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов

изучает

синтаксис.

Словообразование

изучает

образование

слова

на

базе

другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано,

то есть выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных

средств, присущих языку.

Именно

грамматика

делает

нашу

речь

понятной

для

окружающих,

организованной.

Грамматический

строй

продукт

длительного

исторического развития. Без формирования грамматического строя не будет

совершенствоваться

мышление

дошкольников,

потому

что

именно

грамматические формы языка – «материальная основа мышления». Чем выше

уровень интеллектуального развития ребенка, тем лучше сформирован у него

грамматический

строй

речи.

Овладение

им

осуществляется

на

основе

познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры,

труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в

общении со сверстниками и взрослыми. Сформированный грамматический

строй речи является непременным условием успешного и своевременного

развития

монологической

речи

одного

из

ведущих

видов

речевой

деятельности. Грамматика определяет тип языка, ведь она является наиболее

устойчивой

его

частью.

Быстрое

изменение

ее

мешало

бы

пониманию

русского языка. Многие правила грамматики иногда трудно объяснить, так

как

они

переходили

из

поколения

в

поколение.

Грамматика

результат

абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга. Но всё же она

является

отражением

действительности

и

основывается

на

конкретных

фактах.

Каждое

грамматическое

явление

имеет

две

стороны:

внутреннюю

(грамматическое значение, то, что выражено) и внешнюю (грамматический

способ выражения, то, чем выражено). Следует различать грамматические и

лексические

значения.

Лексическое

значение

слова

даёт

представление

о

каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии.

Грамматическое значение слова выражает отношения, которые существуют

между словами, или указывает на субъективное отношение говорящего к

называемым предметам или явлениям. А.А. Реформатский считал, что связь

грамматики

с

действительностью

осуществляется

через

лексику,

так

как

грамматика лишена всякой конкретики.

Каждая грамматическая форма и каждый морфологический элемент

(приставка, суффикс, окончание) имеют определённое значение. Так, в форме

картина

окончание а указывает на единственное число и женский род, а в

форме картины окончание ы указывает на множественное число. Окончание

показывает род, число, падеж. Только речь, оформленная морфологически и

синтаксически, поможет ребенку общаться со взрослыми и детьми. Поэтому

так важно ребёнку освоить грамматический строй языка.

Когда ребёнок усваивает грамматические нормы языка, он овладевает

монологической

формой

связной

речи.

Речь

дошкольника

начинает

выполнять

вместе

с

функцией

общения

функцию

сообщения.

Монологическая

речь

требует

владения

приёмами

логической

связи

всех

видов простых и сложных предложений. Синтаксис играет особую роль в

формировании и выражении мысли, то есть в развитии связной речи.

Мышление ребенка развивается благодаря овладению грамматически

правильной речью. Он начинает мыслить более логично, последовательно,

отвлекаться от конкретного, обобщать, правильно выражать свои мысли.

К.Д. Ушинский, называя грамматику логикой языка, отмечал: «Грамматика,

преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, то есть

именно

ту

способность,

вследствие

которой

человек

является

человеком

между животными».

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического

строя многообразны, а, значит, педагогические условия, средства и формы

педагогического воздействия тоже должны быть многообразными.

Известный

психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что формирование грамматического

строя языка ребенка является «спонтанным», ребёнок «извлекает язык», его

грамматическую систему из факторов воспринимаемой речи, в которой язык

выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно.

Грамматический

строй

речи

развивается

вместе

с

общим

речевым

(языковым) развитием. Речевое развитие ребенка происходит поэтапно: от

дословесной,

смысло-семантической

системы

к

ситуативной

фразовой

непроизвольной

речи,

затем

к

освоению

диалогической

формы

речи

и,

наконец, происходит овладение монологической формой связной речи. Это

нужно учитывать при выборе форм и методов педагогического руководства.

Изучением развития грамматического строя языка ребенка как области

речевого развития занимались такие известные лингвисты и психологи, как

Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн,

Л.Б. Эльконин и др.

Педагогические

исследования

М.С.

Лаврик,

Э.А.

Федеравичене,

выполненные под руководством Ф.А. Сохина и M.M. Кониной позволили

определить

педагогические

условия

формирования

механизма

грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования,

выявить

общее

и

различное

в

сфере

освоения

детьми

этих

сторон

грамматического строя. Эти исследования опирались на данные, полученные

в

работах

отечественных

психологов

и

лингвистов

И.Н.

Горелова,

А.Н. Леонтьева, Н.И. Лепской, Т.Н. Ушаковой. Они установили особенности

формирования грамматического компонента языковой способности в разные

периоды

детства

(ранний,

младший,

средний

и

старший

дошкольный

возраст),

выявили

взаимосвязь

практической,

игровой

деятельности

и

семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной

организации

условий

игровой

и

речевой

деятельности

на

активизацию

синтаксических

конструкций.

Это

позволило

сформулировать

задачи

грамматической работы с детьми.

Развитие грамматического строя описано в работах многих авторов

А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина. Авторы делали акцент на то,

что

формирование

грамматического

строя

речи

(словоизменения,

синтаксическая

структура

предложения)

происходит

лишь

на

основе

определенного

уровня

когнитивного

развития

ребенка.

Сначала

ребенок

учится различать грамматические значения (значения числа, рода, падежа), а

потом

у

него

формируется

словоизменение.

То

есть

прежде,

чем

начать

использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает.

Ребенок

усваивает

сложную

систему

грамматических

закономерностей,

анализируя

речь

окружающих,

выделяя

общие

правила

грамматики

на

практическом уровне, обобщая эти правила, закрепляя их в своей речи.

Морфологическая

и

синтаксическая

системы

языка

развиваются

у

ребенка

в

тесном

взаимодействии.

Появление

новых

форм

слова

способствует

усложнению

структуры

предложения,

и

наоборот,

использование

определенной

структуры

предложения

в

устной

речи

закрепляет грамматические формы слов.

Овладение

грамматическим

строем

воздействует

на

всестороннее

развитие ребенка, помогая ему перейти к изучению языка в школе. В детском

саду

не

ставится

задача

изучения

грамматики.

Дети

познают

правила

и

законы

языка

в

практике

живой

речи.

О

необходимости

с

ранних

лет

формировать у детей привычку говорить грамматически правильно писал

К.Д. Ушинский.

Основа для усвоения грамматического строя – познание отношений и

связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических

формах. Грамматическая речь маленького ребенка аморфна (бесформенна).

Морфологическая и синтаксическая аморфность его речи свидетельствует о

непонимании

им

отношений

и

связей,

существующих

в

жизни.

Ребенок

раскрывает связи между предметами и явлениями, познавая окружающий

мир. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это

происходит благодаря освоению родного языка, увеличению его словарного

запаса

и

улучшению

грамматического

строя.

Выявление

разнообразных

связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями

значительно

улучшают

детскую

речь:

увеличивается

число

предлогов,

наречий,

появляются

сложноподчиненные

и

сложно сочиненные

предложения.

Грамматический

строй

детской

речи

заметно

улучшается,

ребенок

овладевает

словообразованием,

формообразованием

и

синтаксическими структурами [2].

В первую очередь связи между предметами и явлениями познаются

ребенком

в

предметной

деятельности.

Если

правильно

организовать

предметную деятельность, повседневное общение детей со сверстниками и

взрослыми,

специальные

речевые

занятия,

дидактические

игры

и

упражнения, то грамматический строй речи будет успешно формироваться.

Это,

в

свою

очередь,

будет

способствовать

эмоциональному

здоровью

ребенка: он не будет скован в общении со сверстниками, не будет стесняться

выражать

свои

мысли,

чувства,

он

безболезненно

войдет

в

школьный

коллектив, где будет чувствовать себя полноценным и равноправным членом

[4].

После издания труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического

строя

языка

русского

ребенка»

стала

изучаться

проблема

формирования

грамматического строя речи. В своем труде А.Н. Гвоздев подробно описал

грамматические

категории,

элементы

и

конструкции

в

речи

ребенка

на

каждом

возрастном

этапе.

Он

раскрыл

закономерность,

что

в

усвоении

грамматического

строя

наблюдается

определенная

последовательность:

сначала

усваивается

все

наиболее

типичное,

рядовое,

все

продуктивные

формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания

имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам). Все

единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, вытесняется

из речи ребенка. Подражая речи окружающих, дети перенимают образцы в

целом

виде,

а

единичные,

стоящие

особняком

слова,

усваивают

уже

в

школьном возрасте [9].

А.Г. Арушанова, специалист по дошкольному воспитанию, выделила

следующие

направления

в

изучении

грамматического

строя

речи

дошкольников:

1)

предупреждение,

корректное

исправление

детских

ошибок

и

неточностей

(спряжение

глаголов,

множественное

число

и

родовая

принадлежность имен существительных);

2)

выявление

существенных

звеньев

механизма

овладения

детьми

грамматическим

строем,

развитие

понимания

грамматических

форм,

формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на

новые

области

действительности.

В

этом

направлении

работали

отече ственные

психологи

и

педагоги

(А.В.

Запорожец

[ 1 5 ] ,

Ф.А. Сохин [30], Д.Б. Эльконин [41], В.И. Ядэшко [43]). Их исследования

показали,

что

наиболее

благоприятна

ситуация,

при

которой

правильное

использование

грамматической

формы,

точность

ее

звукового

облика

обретает в деятельности сигнальное значение. По мнению исследователей,

взрослым нужно так организовать игровую и практическую деятельность

детей, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки

в звуковой стороне слова;

3)

выявление

педагогических

условий

формирования

механизма

грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования

(М.С.

Лаврик

[17],

Э.А.

Федеравичене

[35]

и

др.).

Были

определены

особенности

формирования

грамматического

компонента

языковой

способности в разные периоды детства, влияние разной организации условий

игровой

и

речевой

деятельности

на

активизацию

синтаксических

конструкций.

Благодаря

исследованиям,

развивающая

функция

грамматической работы в детском саду была выдвинута на первый план [4].

Таким образом, грамматический строй речи – продукт длительного

исторического развития, а грамматика определяет тип языка как наиболее

устойчивая его часть.

Своевременное формирование грамматического строя

языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего

психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию

в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации

деятельности

ребенка,

самоорганизации

поведения,

в

формировании

социальных связей.

Задача

развития

грамматически

правильной

речи

актуальна

для

старшего

дошкольного

возраста.

Как

только

ребенок

начинает

свободно

использовать

все

грамматические

средства

в

общении

со

взрослыми

и

детьми, происходит подлинное завоевание грамматики. Общение ребенка со

сверстниками имеет особое значение, в нем наиболее полно раскрываются

его

потенциальные

возможности.

Овладение

грамматическим

строем

оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему

переход к изучению родного языка в школе.



В раздел образования