Напоминание

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Африканская народная сказка "Гиена и черепаха"


Автор: Толоконцева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Африканская народная сказка "Гиена и черепаха"
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Толоконцева Марина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4»

г.Череповца Вологодской области.

УМК: «Планета знаний».

Урок: литературное чтение

Тема урока: Народные сказки. «Гиена и черепаха»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с африканской народной сказкой «Гиена и черепаха"

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык

чтения целыми словами

2.

Развивающие:

Содействовать

формированию

учебно-информационных

умений

и

навыков

младших

школьников:

развивать

речь,

пополнять

словарный

запас,

умения

работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать

интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные:

совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать

интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями); знаково-

символическое моделирование; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение осуществлять пересказ небольшого текста.

Личностные УУД:

оценивание

усваиваемого

содержания;

умение

высказывать

своё

отношение

к

героям,

выражать

свои

эмоции;

умение

оценивать

поступки

в

соответствии

с

определённой

ситуацией;

соотносить

поведение

героев

с

нравственными

нормами,

стремление

к

самоизменению.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности;

умение прогнозировать; формирование

способности к контролю, самоконтролю и коррекции; умение определять и формировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

умение работать в парах;

умение слушать и понимать других; умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в

устной форме.

Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки, презентация,

мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие. Давайте вспомним, где мы побывали в прошлый раз.

(на экране географическая карта)

(мы побывали в Америке и прочитали сказку американских индейцев)

-Покажите на карте.

- Куда же отправимся дальше, вы узнаете, отгадав название следующего произведения.

(учитель зачитывает отрывок из сказки «Айболит»)

Вот и вылечил он их,

Лимпопо! Вот и вылечил больных,

Лимпопо! И пошли они смеяться,

Лимпопо! И плясать и баловаться,

Лимпопо!

И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет.

И малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются, заливаются —

Так что горы сотрясаются.

(это сказка «Айболит»; действие происходит в Африке)

-Молодцы, ребята! Сегодня герои нашей сказки из Африки.

(учитель показывает на экране Африку, немного рассказывая о ней, а учащиеся наклеивают

карточку-карту в тетрадь и раскрашивают Африку, подписывая название)

-Выберите правильное написание названия. Почему так?

Африка

африка

- Ребята, сказка, с которой познакомимся сегодня, называется «Гиена и черепаха».

(на доске вывешивается название)

-Давайте познакомимся поближе с нашими героями.

(на экране небольшая презентация о данных животных)

-Как

вы

думаете,

кто

из

героев

является

прообразом

положительных

качеств,

а

кто

отрицательных?

(гиена – злая, хитрая, бесчувственная; черепаха – рассудительная, спокойная, добрая, умная).

-Что могло произойти? В этом вам также помогут и иллюстрации.

-Откройте, пожалуйста, учебник на с.78. Прочитаем слова словарной разминки.

-Что это за слова?

(однокоренные, родственные)

-Почему именно эти слова здесь указаны?

(наверно черепаха будет благодарить кого-то, т.к. она добрая)

-Какую цель мы ставим на уроке литературного чтения?

(познакомиться с произведением, научиться на поступках героев чему-то хорошему)

3. Первичное восприятие.

-Ну что же. Давайте проверим наши предположения.

(чтение сказки учителем или хорошо читающим учеником)

4. Эмоционально-оценочная беседа.

-Понравилась вам сказка?

-Кто из героев сказки не указан в ее названии?

(леопард)

-Кому из героев вы симпатизируете? Почему?

-Кто не нравится? Почему?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Чтение детьми текста про себя целиком.

-Прежде, чем вы будете читать, подготовим наш язычок (речевая разминка)

вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я

вдыхать через нос, выдыхать через рот

на-на-на-во дворе растет сосна;

но-но-но-завтра мы пойдем в кино;

ан-ан-ан-собери свой чемодан;

ин-ин-ин-вы ходили в магазин?

(учащиеся читают текст самостоятельно вслух)

6. Анализ произведения. Работа над планом.

-Какими были леопард и гиена? Выберите для каждого из них подходящие слова.

Злой, добрый, жестокий, равнодушный, чуткий, заботливый, завистливый.

-Почему вы считаете леопарда добрым, чутким и заботливым?

(он помог черепахе)

-Как он это сделал? Найдите в тексте эти предложения и прочитайте.

-

Гиену

вы

охарактеризовали

как

злую,

жестокую,

равнодушную

и

завистливую.

Докажите

текстом, что она завидовала.

-В чем проявилась ее злость, жестокость и равнодушие. Прочитайте.

- Как вы думаете, справедлива ли была черепаха?

(да)

-Почему?

-Встречали ли вы в жизни людей, схожих с героями нашей сказки? Приведите примеры.

-Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите внимательно на иллюстрации в учебнике. Ваша

задача найти в тексте сказки предложения, соответствующие тому, что нарисовано на картинке.

(работа по рядам)

-Давайте проверим ваши ответы.

- Задание, которое вам предстоит сейчас, противоположно тому, что вы выполняли. Что это за

задание?

(мы будем подбирать иллюстрации к тексту)

-Верно.

Начинаем

чтение

по

цепочке.

В

нужный

момент

я

вас

останавливаю

и

мы

вместе

выбираем наиболее подходящую иллюстрацию из предложенных.

( у каждой пары набор картинок, которые они наклеивают в тетрадь по порядку – дублируются на

экране)

- Посмотрите, что у вас получилось в тетради. С чем вы можете это сравнить?

(план сказки)

-Верно, у нас получился картинный план сказки, по которому мы попробуем ее рассказать.

(тренировка в пересказе)

-Ребята, почему это произведение относится к жанру сказок? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка? К какому виду сказок вы отнесет нашу сказку?

(о животных)

-Покажите это на своих моделях.

(учащиеся закрашивают круг коричневым цветом)

-Прочитайте название сказки. Обозначьте его в модели.

-Есть ли у сказки конкретный автор?

-Кто написал ее? Покажите это на модели.

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работали на уроке.

(Народная африканская сказка о животных «Гиена и черепаха»)

-Встретились ли вам такие слова, значение которых было непонятно?

(пепел)

-Давайте запишем его в наш словарик.

(в конце тетради ребята записывают значение слова «пепел»)

7. Рекомендации для самостоятельной работы.

- Дома я предлагаю вам пересказать эту сказку от лица черепахи или гиены своим

младшим братьям, сестричкам, родителям.

8. Обобщающая беседа.

-Мы заканчиваем знакомство со сказкой «Гиена и черепаха».

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказки. Какие вопросы вы им хотите

задать?

-Что посоветуете гиене, леопарду и черепахе?

-В начале урока вы поставили цель – научиться на поступках животных чему-то хорошему.

-Чему научила вас эта сказка?

(заботиться об окружающих; не оставлять в беде и трудностях не только своих друзей, но

других; не быть завистливым; быть справедливым)

-Молодцы, ребята! Уверена, что вы будете помнить героев этой сказки и все, чему они вас научили.

-Спасибо вам за урок!



В раздел образования