Автор: Толоконцева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Африканская народная сказка "Гиена и черепаха"
Раздел: начальное образование
Автор: Толоконцева Марина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4»
г.Череповца Вологодской области.
УМК: «Планета знаний».
Урок: литературное чтение
Тема урока: Народные сказки. «Гиена и черепаха»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с африканской народной сказкой «Гиена и черепаха"
Задачи:
1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык
чтения целыми словами
2.
Развивающие:
Содействовать
формированию
учебно-информационных
умений
и
навыков
младших
школьников:
развивать
речь,
пополнять
словарный
запас,
умения
работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать
интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные:
совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать
интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями); знаково-
символическое моделирование; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
умение осуществлять пересказ небольшого текста.
Личностные УУД:
оценивание
усваиваемого
содержания;
умение
высказывать
своё
отношение
к
героям,
выражать
свои
эмоции;
умение
оценивать
поступки
в
соответствии
с
определённой
ситуацией;
соотносить
поведение
героев
с
нравственными
нормами,
стремление
к
самоизменению.
Регулятивные УУД:
самоконтроль процесса и результатов деятельности;
умение прогнозировать; формирование
способности к контролю, самоконтролю и коррекции; умение определять и формировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
умение работать в парах;
умение слушать и понимать других; умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в
устной форме.
Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки, презентация,
мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие. Давайте вспомним, где мы побывали в прошлый раз.
(на экране географическая карта)
(мы побывали в Америке и прочитали сказку американских индейцев)
-Покажите на карте.
- Куда же отправимся дальше, вы узнаете, отгадав название следующего произведения.
(учитель зачитывает отрывок из сказки «Айболит»)
Вот и вылечил он их,
Лимпопо! Вот и вылечил больных,
Лимпопо! И пошли они смеяться,
Лимпопо! И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
И малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что горы сотрясаются.
(это сказка «Айболит»; действие происходит в Африке)
-Молодцы, ребята! Сегодня герои нашей сказки из Африки.
(учитель показывает на экране Африку, немного рассказывая о ней, а учащиеся наклеивают
карточку-карту в тетрадь и раскрашивают Африку, подписывая название)
-Выберите правильное написание названия. Почему так?
Африка
африка
- Ребята, сказка, с которой познакомимся сегодня, называется «Гиена и черепаха».
(на доске вывешивается название)
-Давайте познакомимся поближе с нашими героями.
(на экране небольшая презентация о данных животных)
-Как
вы
думаете,
кто
из
героев
является
прообразом
положительных
качеств,
а
кто
отрицательных?
(гиена – злая, хитрая, бесчувственная; черепаха – рассудительная, спокойная, добрая, умная).
-Что могло произойти? В этом вам также помогут и иллюстрации.
-Откройте, пожалуйста, учебник на с.78. Прочитаем слова словарной разминки.
-Что это за слова?
(однокоренные, родственные)
-Почему именно эти слова здесь указаны?
(наверно черепаха будет благодарить кого-то, т.к. она добрая)
-Какую цель мы ставим на уроке литературного чтения?
(познакомиться с произведением, научиться на поступках героев чему-то хорошему)
3. Первичное восприятие.
-Ну что же. Давайте проверим наши предположения.
(чтение сказки учителем или хорошо читающим учеником)
4. Эмоционально-оценочная беседа.
-Понравилась вам сказка?
-Кто из героев сказки не указан в ее названии?
(леопард)
-Кому из героев вы симпатизируете? Почему?
-Кто не нравится? Почему?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Чтение детьми текста про себя целиком.
-Прежде, чем вы будете читать, подготовим наш язычок (речевая разминка)
вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я
вдыхать через нос, выдыхать через рот
на-на-на-во дворе растет сосна;
но-но-но-завтра мы пойдем в кино;
ан-ан-ан-собери свой чемодан;
ин-ин-ин-вы ходили в магазин?
(учащиеся читают текст самостоятельно вслух)
6. Анализ произведения. Работа над планом.
-Какими были леопард и гиена? Выберите для каждого из них подходящие слова.
Злой, добрый, жестокий, равнодушный, чуткий, заботливый, завистливый.
-Почему вы считаете леопарда добрым, чутким и заботливым?
(он помог черепахе)
-Как он это сделал? Найдите в тексте эти предложения и прочитайте.
-
Гиену
вы
охарактеризовали
как
злую,
жестокую,
равнодушную
и
завистливую.
Докажите
текстом, что она завидовала.
-В чем проявилась ее злость, жестокость и равнодушие. Прочитайте.
- Как вы думаете, справедлива ли была черепаха?
(да)
-Почему?
-Встречали ли вы в жизни людей, схожих с героями нашей сказки? Приведите примеры.
-Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите внимательно на иллюстрации в учебнике. Ваша
задача найти в тексте сказки предложения, соответствующие тому, что нарисовано на картинке.
(работа по рядам)
-Давайте проверим ваши ответы.
- Задание, которое вам предстоит сейчас, противоположно тому, что вы выполняли. Что это за
задание?
(мы будем подбирать иллюстрации к тексту)
-Верно.
Начинаем
чтение
по
цепочке.
В
нужный
момент
я
вас
останавливаю
и
мы
вместе
выбираем наиболее подходящую иллюстрацию из предложенных.
( у каждой пары набор картинок, которые они наклеивают в тетрадь по порядку – дублируются на
экране)
- Посмотрите, что у вас получилось в тетради. С чем вы можете это сравнить?
(план сказки)
-Верно, у нас получился картинный план сказки, по которому мы попробуем ее рассказать.
(тренировка в пересказе)
-Ребята, почему это произведение относится к жанру сказок? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка? К какому виду сказок вы отнесет нашу сказку?
(о животных)
-Покажите это на своих моделях.
(учащиеся закрашивают круг коричневым цветом)
-Прочитайте название сказки. Обозначьте его в модели.
-Есть ли у сказки конкретный автор?
-Кто написал ее? Покажите это на модели.
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работали на уроке.
(Народная африканская сказка о животных «Гиена и черепаха»)
-Встретились ли вам такие слова, значение которых было непонятно?
(пепел)
-Давайте запишем его в наш словарик.
(в конце тетради ребята записывают значение слова «пепел»)
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
- Дома я предлагаю вам пересказать эту сказку от лица черепахи или гиены своим
младшим братьям, сестричкам, родителям.
8. Обобщающая беседа.
-Мы заканчиваем знакомство со сказкой «Гиена и черепаха».
-Представьте, что перед вами настоящие герои сказки. Какие вопросы вы им хотите
задать?
-Что посоветуете гиене, леопарду и черепахе?
-В начале урока вы поставили цель – научиться на поступках животных чему-то хорошему.
-Чему научила вас эта сказка?
(заботиться об окружающих; не оставлять в беде и трудностях не только своих друзей, но
других; не быть завистливым; быть справедливым)
-Молодцы, ребята! Уверена, что вы будете помнить героев этой сказки и все, чему они вас научили.
-Спасибо вам за урок!