Автор: Киченко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 14
Населённый пункт: г.Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическая тропа – как средство воспитания экологически культурного и экологически воспитанного поколения"
Раздел: дошкольное образование
Экологическая тропа – как средство воспитания экологически
культурного и экологически воспитанного поколения.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и
пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому в настоящее
время
возникло
острое
желание
охранять
природу
от
неоправданно
варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к
ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном
возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так
как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Как
же
приучить
детей
любить,
беречь
и
охранять
природу,
все
живое,
окружающее нас?
Педагоги
МБДОУ №14 г. Ейска считают, что экологическое
образование
должно
начинаться
с
объектов
ближайшего
окружения,
с
которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, и выбрали одну из
интересных форм экологического воспитания - экологическую тропу. С
2012года коллектив детского сада ведет активную
работу по озеленению
территории.
В
результате шестилетней работы были созданы интересные,
доступные
и привлекающие внимание ребенка объекты, которые и стали
видовыми точками - станциями «экологической тропы».
Путешествие по экологической тропе
нашего детского сада – это
многообразный и увлекательный маршрут, который начинается с красочной
карты – схемы, помогающей любому посетителю ДОУ найти интересующий
объект. Все «точки»
экологической тропы имеют
таблички с названиями
объектов. Увлекательный
маршрут даёт возможность познакомить детей с
разнообразием
растительного
мира,
его
особенностями,
увидеть
и
почувствовать
красоту
природы,
восхититься
ею,
вызвать
желание
сохранить ее.
В паспорте экологической тропы даётся описание видовых точек ,
собран интересный и содержательный фотоинформационный материал для
педагогов обо всех растениях на территории детского сада.
Знакомство воспитанников нашей группы с деревьями экологической
тропы ДОУ мы провели, реализуя проект «Чудо деревья». В своей работе
использовали такие формы и методы обучения, как наблюдение за деревьями
экологической
тропы,
птицами
на
территории
детского
сада,
погодными
явлениями, осадками, влиянием снега, ветра
на деревья
в
сочетании
с
интересными беседами: «Для чего дереву листья?», «Как зовут тебя дерево»,
«Какие семена путешествуют по воде и воздуху», «Ёлкины иголки», «Может
ли мороз убить дерево?», «С кем ель дружит?». Провели
ряд опытов:
«Строение
дерева»,
«Определение
деревьев
по
силуэтам»,
«Деревья
и
снегопад»,
«Абсолютный
и
относительный
покой
деревьев»,
«Строение
почек».
Организовали
дидактические и г р ы : «Сравни»,
«Что
лишнее?»,
«Назови плод», «Скажи по-другому», «Найди своё дерево».
Дошкольники познакомились с экологическими сказками, стихами,
пословицами, загадками о деревьях. Всё это способствует
закладыванию
основы
научных
знаний,
развивает
эмоционально-чувственную
сферу
личности
дошкольника,
формирует
необходимые
практические
умения
и
навыки. Важно отметить ,что в
результате реализации работы в целом
повысился
уровень
экологических
знаний,
познавательной
и
речевой
активности детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие ребенка с
природой
снизило
уровень
тревожности
и
позитивно
повлияло
на
эмоциональное самочувствие детей. Повысился уровень профессиональной
подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам
экологической тропы. Именно
экологическая тропа играет важную роль в
системе
накопления
каждым
ребенком
личного
опыта
экологически
правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Итогом работы над проектом стало создание руками детей альбома
творческих работ «Дерево в моем дворе», «Правила поведения в природе».
Ребята приняли участие в природоохранных акциях: «Сделай кормушку»,
«Будь природе другом», оформили стенгазету «Знакомьтесь, деревья».
Итак, все знания, навыки, умения, чувства, которые формируются в
ходе мероприятий на экологической тропе , направлены на решение одной из
самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с
природной средой. Происходит это только при одном условии: если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают
общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить
взаимоотношения с ним.