Напоминание

Методика обучения детей рисованию животных в разных возрастных группах "Веселый зоопарк"


Автор: Некрасова Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад № 13" ГБОУ СОШ № 9 г.о. Октябрьск
Населённый пункт: город Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методика обучения детей рисованию животных в разных возрастных группах "Веселый зоопарк"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

г. о. Октябрьск Самарской области

Методика обучения детей рисованию животных в разных возрастных

группах «Веселый зоопарк»

(методические рекомендации для родителей и педагогов)

Автор-разработчик:

Воспитатель СП «Детский сад № 13»

ГБОУ СОШ № 9 г.о. Октябрьск

Некрасова Н.А.

Октябрьск, 2018

Основная

задача

воспитания

дошкольников

гармоничное

развитие

личности

ребёнка,

которое

происходит

в

процессе

приобщения

детей

к

богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующему

поколениями. Изобразительное искусство – составная часть этого опыта,

играющая важную роль в эстетическом развитии личности.

В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших

радостей

жизни».

Дошкольный

возраст

это

тот

период,

когда

изобразительная

деятельность

может

стать

и

чаще

всего

является

устойчивым увлечением не только одаренных, но и всех детей.

Многочисленные

исследования

по

проблеме

детского

творчества

в

рисовании,

говорят

о

том,

что

детское

творчество

носит

субъективный

характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он

делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими

закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

Рисование

начинает

интересовать

детей

с

самого

раннего

возраста.

Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является

рисование

животных.

Мир

животных

очень

интересен

для

ребенка.

Животные

двигаются,

обладают

характером,

отличаются

своеобразным

поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес,

активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства

прививать

любовь

к

животному,

обращать

внимание

ребенка

на

красоту

животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах.

Рисование

животных

очень

интересный

и

в

тоже

время

сложный

процесс. Использование при изображении животных только традиционных

техник

не

позволяет

детям

более

широко

раскрыть

свои

творческие

способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии.

Нетрадиционные

приемы

рисования

способствуют

развитию

мелкой

моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на

листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости;

изобразительных

навыков

и

умений,

наблюдательности,

эстетического

восприятия,

эмоциональной

отзывчивости.

Кроме

того,

в

процессе

этой

деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Нетрадиционные

приемы

рисования

животных

не

только

развивают

творческую активность ребенка, но и способствуют познанию окружающего

мира.

Все

дети

начинают

рисовать

своего

зверя

с

головы.

Рисуется

овал,

который обрастает ушами, глазами, усами, рогами и т. д. в зависимости от

того, какое именно животное хочет нарисовать ребёнок. Но на этом у него

возникает проблема: а что делать дальше, как к этой великолепной голове

приладить

все

остальное?

Зачастую

дети

пририсовывают

несколько

«сосисок» — лапы и хвост. Остановить начинающих художников может

только несоответствие картинки на бумаге с тем, что они хотели изобразить.

Поэтому стоит показать малышам, как можно поэтапно нарисовать разных

животных.

Чтобы научить ребёнка правильно рисовать, нужно объяснить ему, что

такое поэтапное рисование.

1.

Объяснить, из каких фигур (круги, овалы, прямоугольники) состоит то

или иное животное.

2.

Показать, как делать наброски, которые впоследствии будут обрастать

деталями.

3.

Начинать обучение юных художников с несложных сюжетов.

Рисование животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В

вязи

с

этим

на

занятиях

важно

активизировать

внимание

дошкольника,

побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими

стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в

гости и приглашает детей отправиться в путешествие или с просьбой о

помощи;

- музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы

действий и показывать приемы изображения.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными

умениями

на

разных

возрастных

этапах,

для

рисования

животных

рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных

уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями

из картофеля.

Детей

среднего

дошкольного

возраста

можно

знакомить

с

более

сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными

палочками; волшебные веревочки.

А

в

старшем

дошкольном

возрасте

дети

могут

освоить

еще

более

трудные

методы

и

техники:

рисование

песком;

мятой

бумагой;

пластилинография.

Каждая

из

этих

техник

это

маленькая

игра.

Их

использование

позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,

развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

.

Рисование

животных

может

быть

представлено

разнообразными

занятиями, которые условно объединяются в такие тематические циклы:

«Дикие (лесные) животные» — одной из самых популярных является

тематическая

серия

рисунков

«Как

зимуют

животные».

Каждый

зверёк

рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки

(грибы, орешки, шишки), готовит жилище (берлога, нора из сухих листьев) и

т. д.

«Домашние животные» — поможет сформировать доброе отношение к

домашним животным, закрепит представления об особенностях их внешнего

вида.

«Животные южных стран» — пополнит кругозор новыми знаниями об

экзотических

животных,

пробудит

интерес

к

животным

и

желание

изображать их, используя различные материалы и технические приёмы.

В

качестве

мотивирующего

приёма

чаще

всего

используется

художественное

описание

животного

с

обязательной

демонстрацией

соответствующей игрушки или иллюстрации. Это привлечёт внимание детей,

вызовет

интерес,

создаст

положительный

эмоциональный

настрой

на

дальнейшую работу. Вводную часть занятия педагог начинает с загадки или

чтения четверостишья, рассказа, отрывка из сказки. Стихотворения и загадки

должны

соответствовать

уровню

восприятия

детей

младшего

школьного

возраста, иначе дети быстро утратят интерес к происходящему.

Для

вводной

части

могут

использоваться

такие

произведения:

стихотворение

А.

Барто

«Зайка»,

русские

народные

сказки

«Маша

и

медведь», «Лисичка со скалочкой», «Кошкин дом», «Козлята и волк», «Лиса и

волк», «Заюшкина избушка», английской сказки «Три поросёнка».

В о с п и т а т е л ь

п р о д у м ы в а е т

м о м е н т ы ,

с т и м у л и р у ю щ и е

заинтересованность и творческую активность. Мотивирующими приёмами

могут стать:

- увлекательный рассказ познавательного и развивающего характера;

- появление игрушечного персонажа;

- демонстрация иллюстраций;

- дидактическая или подвижная игра.

Структура занятия

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой

половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Общая

продолжительность

непрерывной

деятельности

в

младшей

группе

не

должна

превышать

10–15

минут,

рекомендуется

проводить

физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики).

Организационная

часть

(2-3минуты).

Отгадывание

загадки,

чтение

четверостишья

(по

силам

детей),

появление

сказочного

персонажа

активизация внимания.

Практический этап (2–3 минуты). Показ приёмов рисования прямых

линий

и

простейших

форм

(как

держать

карандаш

или

кисть,

набирать

краску,

проводить

кистью

по

поверхности

бумаги)

сопровождается

совместным

с

детьми

игровым

проговариванием

каждого

движения

и

повторяется

на

каждом

занятии

до

полного

закрепления

правильного

исполнения движения. Подражание играет ключевую обучающую роль, но

постепенно

задания

усложняются

и

требуют

от

детей

большей

самостоятельности действий. К самостоятельной работе можно переходить

тогда, когда дети овладели техническими навыками.

Демонстрация предмета сопровождается проговариванием особенностей

формы и цвета. Важно обращать внимание детей на цветовое оформление

художественного образа во время словесного описания: «Шубка серая, глазки

маленькие, чёрненькие».

Самостоятельная

работа

детей

(8

минут).

Детям,

испытывающим

трудности

в

процессе

рисования,

следует

уделять

больше

внимания,

помогать, поощрять инициативу и стремление рисовать. Индивидуальный

подход также поможет выявить и развить способности одарённых детей.

Подведение

итогов

(2–3

минуты).

Заключительный

этап

занятия

проходит в форме выставки детских работ. Воспитатель учит малышей с

радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая

его похвалой за старания и трудолюбие. Анализ готовых работ воспитывает

умение описывать и давать эстетическую оценку творческим произведениям.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает выбранный рисунок, отмечает

его сильные стороны, удачные творческие находки, а также путём наводящих

вопросов обращает внимание на расхождение с образцом или предметом,

поясняет способ исправления ошибки.

Список использованных источников

1.

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

2.

Колдина Д.Н. «Рисование с детьми».

3.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».

4.

Косминская В.Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в

детском саду».

5.

Лебедева

Е.

Н.

«Использование

нетрадиционных

техник

в

формировании изобразительной деятельности дошкольников».

6.

Погодина С.В. «Теория и методика развития детского изобразительного

творчества».

7.

Страунинг А. М. «Развитие творческого воображения дошкольников на

занятиях по изобразительной деятельности».

8.

Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом

тычка».

9.

Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

10. Шаляпина И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками»

11. Швайко

Г.С

«Занятия

по

изобразительной

деятельности

в

детском

саду».



В раздел образования