Автор: Рябчикова Наталия Владимировна
Должность: директор/педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г. Калязин, Тверская область
Наименование материала: статья-презентация
Тема: "Создание доступной безбарьерной среды на объекте социальной инфраструктуры"
Раздел: дополнительное образование
Создание доступной
безбарьерной среды на
объекте социальной
инфраструктуры.
М у н и ц и п а л ь н о е
б ю д ж е т н о е
о б р а з о в а т е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
д о п о л н и т е л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
« Ц е н т р
р а з в и т и я
т во рч ес т ва
д ете й
и
ю н о ш е с т в а »
Над проектом работали:
Рябчикова Наталия Владимировна,
директор/педагог дополнительного образования МБОУ
ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Тверская обл., г. Калязин
2018г.
Актуальность
.
Принятие на государственном уровне
комплекса мер по созданию системы
социальной интеграции детей с
ограниченными возможностями.
Противоречие между заявленным правом
ребенка с особыми образовательными
потребностями на выбор дополнительного
образовательного учреждения и формы
получения образования, с одной стороны, и
невозможностью в настоящий момент
создать соответствующие условия в
образовательном учреждении, с другой.
Увеличение в ОУ количества детей с
ограниченными возможностями здоровья и
отсутствие образовательной среды,
обеспечивающей их совместное обучение со
сверстниками.
КОРНЕВАЯ ПРОБЛЕМА
Образовательное учреждение не обеспечивает
воспитанникам с нарушением опорно-
двигательного аппарата (с сохранным
интеллектом) беспрепятственный
доступ к объектам и услугам дополнительного
образования, что
не позволяет таким детям успешно
социально интегрироваться
Дерево проблем
Отсутствие
беспрепятственного
доступа детей с
нарушением опорно-
двигательного аппарата к
объектам и услугам ОУ
Ограниченное
психологическое и
личностное развитие
детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата
Отсутствие необходимого
оборудования для
нахождения детей с
нарушением опорно-
двигательного аппарата в
ОУ
Отсутствие возможности
обучаться и творчески
развиваться в социальной
среде сверстников
Невозможность
безопасного и
комфортного нахождения
детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата в ОУ
Отсутствие социально-
психологического
сопровождения
Безразличие общества к
проблемам детей с
нарушением опорно-
двигательного аппарата
Основные нормативные документы
Саламанская декларация о принципах, политике и
практических действиях в сфере образования лиц с особыми
потребностями 1994 г.;
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" N 181-ФЗ от 15 ноября 1995г
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений
для маломобильных групп населения»
Государственная программа «Доступная среда»
на 2011-2015 годы
Областная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
в Тверской области
Распределение детей-инвалидов по группам
заболеваний
Российская Федерация
7,32
25,5
9,4
6,18
20
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
Кв.5
Тверская область
32
23,1
23,6
21,3
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
Независимый и полноценный образ
жизни :
Совместное
обучение
Самостоятельность
и независимость
Общение со
сверстниками
Воспитание
отзывчивости и
понимания у
детей
Полноценное
и
качественное
образование
Понимание
обществом
проблем
инвалидности
Успешная
интеграция в
обществе
Идея проекта:
- в условиях образовательного учреждения целесообразно
провести техническое оснащение необходимым
оборудованием объектов ОУ, транспорта, прилегающей
территории;
- обеспечить социально-психологическое сопровождение
для комфортного и безопасного пребывания и социальной
интеграции обучающихся с нарушением опорно-
двигательного аппарата( с сохранным интеллектом).
Анализ сторон:
Сильные стороны
Обеспечение безопасного и
комфортного пребывания детей в ОУ
Приобретение детьми с нарушением
опорно- двигательного аппарата
наибольшей самостоятельности
Удовлетворение потребностей
родителей детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата в
получении образовательных услуг в
полном объёме
Формирование толерантного
отношения родителей, педагогов и
обучающихся к совместному
обучению детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата
Слабые стороны
Отсутствие опыта работы у
педагогов дополнительного
образования, педагогов-
организаторов с детьми с
нарушением опорно-
двигательного аппарата
Недостаточная психологическая
готовность педагогов работать с
детьми с нарушением опорно-
двигательного аппарата
Различие в уровне
финансирования в ОУ
.
Возможности
Организация досуговой
деятельности для детей с
нарушением опорно-
двигательного аппарата
Повышение открытости
ОУ для социального
партнерства
Повышение имиджа и
конкурентоспособности
ОУ
Угрозы
Отторжение детей с
нарушением опорно-
двигательного аппарата
детским коллективом ОУ
Отказ детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата посещать ОУ
Несогласие родителей уже
учащихся в ОУ на
совместное обучение с
детьми с нарушением
опорно-двигательного
аппарата
SWOT-анализ проекта
1)
Модернизация здания ОУ и
организация психолого-
педагогического сопровождения.
2)
Реализация программ психолого –
педагогической реабилитации и
коррекции для ребенка с
нарушением опорно-двигательного
аппарата
3)
Реализация программ
«Толерантность» по
формированию толерантного
отношения родителей, педагогов и
воспитанников к совместному
обучению детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
4)
Повышение жизнеспособности
проекта, статуса и
конкурентоспособности ОУ
5) Повышение квалификации педагогов
д/о и педагогов-организаторов,
организация психологического
сопровождения педагогической
деятельности посредствам
консультаций, тренингов, тестирования
и т.д..
6) Привлечение дополнительного
финансирования за счет средств
спонсоров, грантов и поддержки.
ЦЕЛЬ:
Создать доступную безбарьерную
среду в ОУ,
позволяющую детям с нарушением
опорно-двигательного аппарата (с
сохранным интеллектом ) вести в ОУ
независимый и полноценный образ
жизни и успешно социально
интегрироваться в обществе.
Модернизация окружающего пространства ОУ
для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата( с сохранным интеллектом)
Оснастить территорию Приобрести транспортное Адаптировать существующие
ОУ ровным нескользящим средство со специальным объекты ОУ для безопасного и
покрытием, устройством оборудованием, комфортного пребывания детей в
съездов с тротуаров. обеспечивающим ОУ
его доступность для детей
с нарушением опорно-
двигательного аппарата
( с сохранным интеллектом)
Создание службы психолого-педагогического
сопровождения детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата( с сохранным интеллектом)
Ввести в штатное
расписание ставки
психолога, логопеда,
педагога-дефектолога
Организовать КПК для педагогов
д/о и педагогов-организаторов
Составить программу психолого-
педагогической реабилитация и
коррекции для ребенка с
нарушением опорно-
двигательного аппарата( с
сохранным интеллектом)
Организовать психологическое
сопровождение педагогической
деятельности посредством тренингов,
индивидуальных и групповых
консультаций, обучающих семинаров
Разработать программу по
формированию установок
толерантного отношения к детям с
нарушением опорно-двигательного
аппарата ( с сохранным интеллектом)
Сроки реализации и бюджет проекта
Расходы на реализацию проекта
Б юд ж е т
п р о е к т а
П е р и о д
в ы п о л н е н и я
С р о к
Май 2016г. – Май 2019г.
3 года
С в од н ы й
б юд ж е т
С т о и м о с т ь
Бюджет ресурсов
Оплата труда
Резервный фонд
ИТОГО:
Из них:
Целевая
программа
Грант
Собственные средства
Спонсоры
Ожидаемые
р е зул ьт ат ы
Ц е л ь
Р е з у л ь т а т
П о к а з а т е л ь
И н д и к а т о р
З н а ч е н и е
Создать
безбарьерную среду в
ОУ, позволяющую
воспитанникам с
нарушением
опорно-
двигательного
Аппарата ( с
сохранным
Интеллектом) вести в
ОУ независимый и
полноценный образ
жизни и успешно
социально
интегрироваться в
обществе
Образова-
тельное
учреждение с
безбарьерной
средой
Доступные для
детей с
нарушением
опорно-
двигательного
аппарата объекты
в ОУ
Доля
доступных для
детей с
нарушением
опорно-
двигательного
аппарата
объектов в ОУ
2016
2017
2018
2019
0%
100% 100% 100%
Социально
интегрированные
люди с
нарушением
опорно-
двигательного
аппарата (с
сохранным
интеллектом)
Люди с нарушением
опорно-двигательного
аппарата (с сохранным
интеллектом),
получивших
положительные
Результаты интеграции, в
общей численности,
получивших образование в
дополнительном
образовательном
учреждении
Доля людей с нарушением
опорно-
двигательного
аппарата (с
сохранным
интеллектом),
получивших
положительные
результаты
интеграции, в
общей
численности,
получивших
образование в дополнительном
образовательном учреждении
10% 40% 60% 80%
РАБОТЫ ПРОЕКТА ПО ЖИЗНЕННЫМ ФАЗАМ
Этапы
проекта
В и д ы
р а б о т
Ко н ц е п ц и я
Разработка концепции проекта
Р а з р а б о т к а
Планирование проекта
Р е а л и з а ц и я
Модернизация окружающего
пространства ОУ для обучения
воспитанников с нарушением
опорно-
двигательного аппарата
Создание службы психолого-
педагогического сопровождения
З а в е р ш е н и е
Подведение итогов
Идентификация рисков и способы их снижения
Р и с к и
М е р ы
п о
с н и ж е н и ю
р и с к о в
Р е з е р в и р у е м а я
с у м м а
Т е х н и ч е с к и й
с б о й
с п е ц о б о р у д о в а н и я
( п о д ъ е м н и к и ,
с т у п е н ь к и - х о д а )
Н а л и ч и е
р е з е р в н о г о
о б о р у д о в а н и я
100
0 0 0
П о л о м к а
а в т о б у с а
Ц е н т р а л и -
з о в а н н о е
т е х н и ч е с к о е
о б с л у ж и в а н и е
100
0 0 0
И з м е н е н и е
с т о и м о с т и
у с л у г,
п р о д у к ц и и
П р о в е д е н и е
т о р го в ,
к о н к у р с о в ,
а у к ц и о н о в
170
0 0 0
Н е д о с т а т о к
с п е ц и а л и с т о в
с л у ж б ы
с о п р о в о ж д е н и я
П е р е к в а л и ф и к а ц и я
100
0 0 0
И т о г о :
470
0 0 0
Жизнеспособность проекта
Повышение уровня и качества жизни, повышение
эффективности реабилитации и социальной
Интеграции детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата
за счет повышения доступности ОУ
Соответствие с основными направлениями
деятельности РФ, с областной целевой
программой
«Доступная среда»
Повышение открытости ОУ к
социальному партнерству.
Проект повышает имидж
и конкурентоспособность ОУ
.