Автор: Жирнова Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 5"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность в начальной школе
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго
поколения
организация
проектной
деятельности
школьников
обеспечивает
формирование
универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой
учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом
участвуют в различных исследовательских делах
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя проектно исследовательскую
деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и
обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна
выполняться им добровольно
и быть обеспечена
необходимым
оборудованием,
средствами и
материалами.
Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся,
а не самой системой. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающихся
занятиях, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно,
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес,
получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха.
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его
творческого
потенциала.
Проектная
деятельность
–
это
совместная
познавательная,
творческая
деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения
поставленной
познавательной
задачи,
удовлетворение
познавательных
потребностей,
стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения
у ч е б н о г о
п р о е к т а .
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при
этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Основные требования к проекту.
1.Необходимо
наличие
социально
значимой
задачи
(проблемы)
–
исследовательской,
информационной, практической.
2.Выполнение
проекта
начинается
с
планирования
действий
по
разрешению
проблемы,
иными
словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы
презентации.
3 . Ка ж д ы й
п р о е кт
о бя з ат е л ь н о
т р е буе т
и с с л ед о в ат е л ь с ко й
р а б от ы
у ч а щ и х с я .
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем
будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом
работы
над
проектом,
иначе
говоря,
выходом
проекта,
является
продукт.
5.Подготовленный
продукт
должен
быть
представлен
заказчику
и
(или)
представителям
общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения
проблемы.
Учебный
проект,
как
комплексный
и
многоцелевой
метод,
имеет
большое
количество
видов
и
разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта
или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
города. Важно
оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную
проблему.
Исследовательский проект имеет четкую продуманную структуру, которая практически совпадает
со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект
исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования:
наблюдение,
опыты,
эксперименты;
обсуждение
результатов,
выводы
и
рекомендации.
Исследовательские
проекты
-
одна
из
наиболее
распространенных
форм
данного
вида
деятельности.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее
а н а л и з а ,
о б о б щ е н и я
и
п р е д с т а в л е н и я
д л я
ш и р о к о й
а у д и т о р и и .
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого
проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов.
Это
могут
быть
альманахи,
театрализации,
спортивные
игры,
произведения
изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается
открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные
характером
и
содержанием
проекта,
особенностью
решаемой
проблемы.
Это
могут
быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения
с придуманными участниками, ситуациями.
Презентация проектов.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация.
Презентации проектов могут быть проведены в виде:
деловой игры или любого другого спроектированного мероприятия,
демонстрации видеофильма /продукта, выполненного на основе информационных технологий,
инсценировки реального или вымышленного исторического события, спектакля,
макета, документа, статьи и др.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим
методом:
дети
учатся
аргументировано
излагать
свои
мысли,
идеи,
анализировать
свою
деятельность,
предъявляя
результаты
рефлексии,
анализа
групповой
и
индивидуальной
самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Дети рассказывают, как именно они
работали над проектом. При этом демонстрируют и наглядный материал, изготовлению которого
была посвящена значительная часть времени, показывают результат практической реализации и
воплощения приобретенных знаний и умений.
Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся
основных образовательных компетенций:
-исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное
русло);
-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой
информации или каких умений недостаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы,
использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять
обязанности при выполнении коллективного дела).
Целенаправленное использование проектного метода способствует развитию универсальных
учебных
действий
младших
школьников.
Реализация
проектного
метода
развивает
способность
обучающегося
самостоятельно
успешно
усваивать
новые
знания,
формировать
умения
и
компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умения учиться.