Напоминание

Конспект открытого урока по теме "Число и цифра 5"


Автор: Белицкая Ольга Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ " Котовская школа-интернат"
Населённый пункт: город Котово, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого урока по теме "Число и цифра 5"
Раздел: начальное образование





Назад




ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Конспект

открытого урока математики

в 3 классе

по теме:

«Число и цифра 5»

Подготовила учитель:

Белицкая Ольга Владимировна

Котово 2018 г.

Урок математики в 3 классе

по теме «Число и цифра 5»

Слайд 1.

Цели:

Формировать понятие о числе и цифре 5, продолжить работу по образованию числового

ряда, закреплению порядковых представлений.

Задачи:

Развивать умение читать, выкладывать из счетного материала и решать простейшие

математические выражения вида: 1+1, 2+1 и тд.

Развивать наглядно-действенное мышление, совершенствовать грамматический строй речи.

Научить записывать и распознавать новую цифру;

Способствовать коррекции недостатков наглядно-действенного мышления путем

совершенствования вычислительных навыков, счета предметов до 5 и обратно;

Создание условий для развития наблюдательности, внимания;

Воспитывать мотивацию учения, интерес к предмету.

Форма проведения: урок-путешествие по сказке

Оборудование: геометрический материал, полоски из картона длинные и короткие, квадраты

зеленого и красного цвета на каждого ребенка, лента чисел 1-5, разрезные цифры,

демонстрационная карточка-цифра 5, морковки из картона, примеры для выкладывания из

морковок, бусы из деревянных бусин, скрепки большие и маленькие, фигурки лисы, волка, зайца и

медведя на магнитах для доски, колобок из картона, паровоз с пятью вагонами на магнитах для

доски, тарелки с манкой для письма, грифельные доски, мультимедийная презентация.

Словарь: первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Ход урока

1.

Организационный момент

а) психологический настрой

- Добрый день! Я рада видеть вас.

Слайд 2.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно

На урок торопит нас

Математика сейчас.

-Вы готовы? Настроение хорошее?

-Ребята, проверьте правильно ли вы сидите за партой?

Ноги на месте,

Руки на месте,

Локти у края,

Спина прямая.

У нас с вами урок математики.

-Чему мы учимся на уроке математики? Ответы детей.

Считать, писать цифры, учим геометрические фигуры и др.

2.

Повторение пройденного материала.

а) работа с геометрическим материалом.

б) прямой и обратный счет в пределах 4

.

-Ребята, вы любите сказки? - А хотели бы прямо сейчас попасть в сказку?

Слайд 3.

- Перед нами две дороги – длинная и короткая. Если пойдем по короткой дорожке – останемся в

классе, а если по длинной – попадем в сказку!

-Хотите в сказку?

-Какого цвета длинная дорожка? Ответ детей.

-У вас на парте лежат две дорожки, покажите мне длинную.

-Давайте все ваши дорожки прикрепим на доску и начнем наше путешествие в сказку.

- ЗАКРЫВАЕМ глазки - ПОПАДАЕМ в сказку!

Слайд 4

- Смотрите, кто это? (Колобок) Мы с вами попали в сказку «Колобок»

- Итак, давайте вспомним сказку. Жили-были дедушка и бабушка.

Слайд 5.

- А как у них появился Колобок?

- Ребята, скажите какой формы он был? (круг)

Слайд 6.

Посмотрите на экран и найдите тот Колобок, который испекла бабушка. Покажите его.

- Правильно, это Колобок круглой формы.

А сейчас мы проведем эксперимент. Проверим смог бы Колобок- квадрат или Колобок-

треугольник катиться по дорожке.

-Возьмите в руки Колобок-квадрат и Колобок-треугольник. Попробуйте их прокатить. Катятся?

Нет.

-Почему квадрат не может катиться?

-

Что ему мешает?

-А треугольник может катиться? Не может. Мешают углы.

Ответы детей

.

Индивидуально, хором

-Что мы делали? С чем работали? Работали с геометрическими фигурами.

Устное оценивание.

- В сказке Колобок катился по лесу. А у нас на уроке он будет путешествовать на транспорте.

Слайд 7

-Что это? Поезд, в нем есть паровозик и вагоны.

- Сколько вагонов в поезде? 4.

- Давайте посчитаем

от 1 до 4. (Считают хором) Это прямой счет.

- Кто теперь посчитает обратно? (индивид. ответ)

- Выложите у себя на парте цифровой ряд от 1 до 4.

- Маша, посчитай от 1 до 4.

- Ваня, выполни обратный счет.

- Егор, посчитай от 1 до 4.

- Женя, выполни обратный счет.

- Что мы делали? – Выкладывали цифровой ряд.

- Мы считали от 1 до 4 и обратно от 4 до 1.

На каждом вагоне написан номер.

Я назову номер вагона, а вы мне скажите какого он цвета.

- Какого цвета третий вагон?

- На каком месте он стоит? На третьем.

-Какого цвета первый вагон?

- На каком месте он стоит? На первом.

-Какого цвета четвертый вагон?

- На каком месте он стоит? На четвертом.

Что мы делали? – Называли цвета. Выполняли порядковый счет.

Устное оценивание.

3.Сообщение темы урока. Изучение нового.

а) Количественный счет предметов в пределах 5.

б) Порядковый счет предметов в пределах 5.

в) Физминутка

г)Устный счет

д)Пальчиковая гимнастика

е)Письмо новой цифры. Самостоятельная работа в тетрадях.

ж)Физминутка

Сегодня вы познакомитесь с новым числом.

Давайте еще раз посчитаем все вагоны. Слайд 7.

- Ребята, в числовом ряду за числом 4 следует число 5. (Слайд 8)

- Слайд 9 -Посчитаем вагоны хором от 1 до 5. (Считают хором)

- Сколько теперь вагонов? 5.

- Пятый вагон стоит на пятом месте.

- Как получилось 5 вагонов? (Добавили еще 1)

- После какого числа следует число 5?

- На каком по счету месте стоит число 5?

Устное оценивание.

а) Количественный счет предметов в пределах 5.

Слайд 10. А теперь выполним задание. Каждый у себя на столе выложит в ряд слева

направо 4 зеленых квадрата. Возьмите 1 красный квадрат и положите его в конце ряда справа.

Сколько получилось квадратов? Посчитайте.5

- Как вы получили 5 квадратов? К 4 квадратам добавили еще 1квадрат.

Показ на руках и пальцах.

-После какого числа следует число 5? Число 5 следует после числа 4.

-На каком месте по счету стоит число 5? Число 5 стоит на пятом месте.

б) Порядковый счет предметов в пределах 5.

Игра «Соберем поезд» Давайте с вами поиграем в игру «Соберем поезд». Выходите ко мне.

Мы с вами будем вагоны. Возьмите в руки по одному вагону. На каждом вагоне написан его номер.

-Маша, какой номер написан на твоем вагоне? Написано 2, значит это второй вагон,

написано 1, значит это первый вагон и тд.

- А теперь вагончики встаньте так, чтобы вагоны в поезде стояли по порядку от 1 до 5.

(дети с вагончиками выстраиваются по порядку от 1до 5.)

-Вагончики, назовите каждый свой порядковый номер.

-Молодцы! У нас получился отличный поезд, давайте закрепим его на доске.

(Закрепляют вагончики и паровоз на доске.)

В этом поезде будет путешествовать Колобок.

Дидактическая игра «Найди лишнее» Слайд 11.

- Ребята, вспомните каких животных встречал Колобок в своей сказке?

- На экране фигурки зверей. Кто из них здесь лишний? Кого не было в сказке Колобок (на экране

фигурки ежа, медведя, зайца, лисы, волка). Лишний еж.

- Хорошо, уберем ежа. Слайд12.

-Сколько животных встретил Колобок? Давайте посчитаем. 4.

Дидактическая игра «Рассади по порядку»

- Я предлагаю всех животных взять с собой в путешествие. Вы согласны? Для этого их нужно

рассадить в вагоны по порядку. Животного, которого Колобок встретил первым, посадим в первый

вагон, того, кого встретил вторым- во второй вагон и тд.

- В первый вагон посадим - зайца, во второй-волка и тд.

- А кто будет путешествовать в пятом вагоне? Колобок.

- Все звери в поезде, а мы с вами можем немножко отдохнуть. Хотите?

в)Музыкальная физминутка. Слайд13. 2 мин

г)Устный счет

Продолжаем наше путешествие.

Первым Колобок повстречался с Зайцем. Заяц обещал его пропустить, если Колобок правильно

решит примеры. Поможем ему? А Заяц, как мы знает, любит морковку, вот и примеры мы будем

выкладывать из морковок.

Работа у доски. Выкладывают примеры из морковок.

1 + 1=

2 + 1 =

3 + 1=

2 + 2 =

Учащиеся выходят к доске, берут морковки и устно считают.

-А теперь проверьте друг у друга.

д) подготовка кисти рук к письму «Собери бусы»

Вторым Колобок встретил Волка.

- Волк собирался к Лисе на день рождения, и решил ей сделать в подарок бусы. А как сделать их

не знает. Поможем ему? Да.

-Я предлагаю сделать не только бусы, но и цепОчки.

-Бусы мы будем собирать из бусин, нанизывая их на шнурок,

а цепочки - из скрепок, соединяя их между собой. У вас должны получиться бусы из пяти бусин,

или цепочка из пяти скрепок. Считаем 1,2,3,4,5.

Дети работают индивидуально.

-Как получилось 5 бусин, 5 скрепок. Брали по одной 5 раз. Слайд 14.

1+1+1+1+1=5

Обрадовался Волк, что ему помогли, и пропустил Колобка. Спасибо вам за помощь.

е) пальчиковая гимнастика Слайд 15

- Кого Колобку встретил третьим? Медведя

.

-

Миша попросил нас научить его делать разминку для пальчиков. Научим его?

Пальчиковая гимнастика « ЛЕПИМ КОЛОБОК»

Быстро тесто замесили, (Раскрываем и закрываем ладони.)

На кусочки разделили, (Имитируем отщипывание.)

Раскатали все кусочки (Трем ладошку о ладошку.)

И слепили колобочки. (Показываем два кулачка.)

Колобок - румяный бок,

Укатился за порог!

Скок-поскок, скок-поскок (кулачком стучим по ладошке)

Укатился за порог!

Учащиеся выполняют движения по тексту.

Итак, размяли наши пальчики, можно продолжать работу.

ж) Письмо новой цифры. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Сегодня мы будем знакомиться и с новой цифрой.

Число 5 на письме обозначают цифрой 5. Слайд16

Цифра 5 состоит из: - небольшой наклонной палочки;

- правого полуовала; - и небольшой змейки сверху.

На что похожа цифра 5 ? Слайд 17.

-Цифра 5 с большим брюшком

Носит кепку с козырьком.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Ветер парус надувает

А на мачте флаг играет

Ветер хочет показать

Всем ребятам цифру 5.

Цифру 5 записывают так.

Показ и объяснение учителем на доске написания цифры 5.

Начинаем писать наклонную палочку правее середины верхней стороны клетки, ведем

наклонно, почти до середины клетки. Затем пишем правый полуовал, касаемся правой стороны

клетки и нижней стороны клетки. Вверху от палочки вправо пишем третий элемент цифры

небольшую змейку.

- Давайте посмотрим на экране, как цифру 5 пишет Веселый карандаш. Слайд 18.

Письмо на манке, на грифельной доске.

- Постарайтесь написать цифры все

одинаковые, красивые. Запомните, каждая цифра живѐт в

своѐм доме-клеточке. Ей нельзя

выходить за пределы своего маленького домика.

Самостоятельная работа в тетрадях:

А)письмо цифры 5 по обводке. (слабые дети с учителем «рука в руку»)

Подчеркивание «моделей»

Б)раскрась пятый вагон;

В)Письмо цифрового ряда по обводке 1 2 3 4 5

Г)«Цифра потерялась» 1 …3 4 …

С какой новой цифрой мы познакомились?

Устное оценивание.

з) физминутка «Счет до 5»

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко – легко подышим.

Выполняют физминутку.

и) Где встречается число и цифра 5. Слайд19.

Покажите 4 пальца на правой руке. Добавь к ним ещё 1 палец на этой же руке. Сколько стало

пальцев? 5. Это легко проверить. Покажем с помощью рук и пальцев.

-Каждый пальчик подержи

Цифру пальчику скажи. Считают 1,2,3,4,5.

А теперь покажи 5 пальцев на левой руке.

На руке малышка Маша

Любит пальчики считать!

У нее, на удивленье,

Каждый раз выходит ... Ответ: Пять

Считают пальцы на левой руке.

Цифра 5-лучшая оценка в школе.

Стихотворение про 5. (Читает Данилов Е.)

В школе буду получать

Я по всем предметам пять.

Я с пятеркою всегда

Буду - не разлей вода!

Звезды. У звезды 5 лучей. Где можем увидеть звезды? Есть звезды морские. Звезды на Кремле,

звездой украшают новогоднюю елку.

4. Закрепление нового материала.

- Кто встретился Колобку после Медведя? Хитрая Лиса.

- Лиса приготовила для Колобка хитрое задание – перепутала все цифры и рассыпала по полянке.

Поможем Колобку найти все цифры 5 , и обведем их в кружок.

- Сколько цифр 5 нашли? 5.

Выполняют задание по карточке «Найди цифру 5». Находят цифры и обводят их в кружок.

Устное оценивание.

5. Итог урока.

- С каким числом и с какой цифрой мы познакомились во время путешествия?

Посчитаем хором от 1до5. А теперь обратно. Слайд20.

-После какого числа следует число 5?

- На каком месте стоит число 5?

- Мы узнали, что пятерка лучшая отметка в школе и я вам желаю получать только пятерки.

Наш дружок Колобок прыгнул на окошко и решил больше никуда не убегать! Слайд 21.

-

Как вы думаете, сейчас у Колобка какое настроение?

А у вас какое? Вам понравилось наше путешествие по сказке?

И мне понравилось, как вы помогали Колобку. (Учитель вручает пятерки) Молодцы, ребята!

- Колобок просил передать вам вот такие Книжки-раскраски со своей сказкой.

- А сейчас пора возвращаться из сказки. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова, и мы опять

попадем в класс:

Раз, два, три, четыре, пять

В классе очутись опять! Слайд 22.

Урок окончен. Спасибо за работу!



В раздел образования