Автор: Мордвинова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1591
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С
ОВЗ.
«В душе каждого ребенка таится желание
свободной театральной игры, в которой он
воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Именно это активирует его мышление, тренирует
память и образное восприятие, развивает
воображение и фантазию, совершенствует речь».
Антипина Е.А.
Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен. Как помочь таким детям увидеть,
услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им
раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с
которыми искусство используется не только как средство их художественного
развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом
профилактики и коррекции.
Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и
для детей в том числе. Театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка.
Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и
психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с
формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием
речи и воспитанием воли, умением создавать положительный эмоциональный
настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций.
В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию
об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но
и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это
требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать
действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение
ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение
чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через
сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-
театрализованная деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма
музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности
ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой.
Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об
окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает
различные эмоциональные состояния. Музыкально-театрализованная
деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка
прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него
артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить
свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними
свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки: они
смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут
плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая
формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям,
развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность
позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном
плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания,
обогащает эмоциональную сферу.
Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества
детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми.
В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной
теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания
детей с ОВЗ, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей
младшего школьного возраста, я пришла к определенным выводам о том, что
театрализованная деятельность является эффективным средством для
социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также развития у них коммуникативных навыков.
Отличительные особенности данной работы:
адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ;
направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности.
Цель моей работы - развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Реализуя свою работу, я поставила перед собой несколько задач. Все они
тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну
невозможно не поставить перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие эмоциональной сферы детей. Исполняя танцы, песни, разные роли,
где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать
разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно
обогащаем эмоциональный опыт детей, всё это используются на музыкальных
праздниках и спектаклях.
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно
сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и
способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в
музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети
учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная
театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии, учитывающие
индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям
равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком
подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. На
любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке каждый
ребенок исполняет доступную для него роль.
4.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и
взрослыми.
В постановке спектаклей, сценок ребята учатся согласовывать свои действия с
действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к
партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является
основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми.
5.Участие в театрализованной деятельности положительно влияет на речевое
развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса,
формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое
главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной
игре быстрее происходит формирование диалогической, эмоционально
насыщенной речи.
6.Включение родителей детей с ОВЗ в жизнь детского сада и
группы.Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь
в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.
Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках. Изготовление
родителями костюмов для детей. Украшение группы и музыкального зала к
праздникам, помощь в изготовление декораций для спектаклей.