Напоминание

"Использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Мордвинова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1591
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С

ОВЗ.

«В душе каждого ребенка таится желание

свободной театральной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активирует его мышление, тренирует

память и образное восприятие, развивает

воображение и фантазию, совершенствует речь».

Антипина Е.А.

Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен. Как помочь таким детям увидеть,

услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им

раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и

взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с

которыми искусство используется не только как средство их художественного

развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом

профилактики и коррекции.

Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и

для детей в том числе. Театр обладает огромной силой воздействия на

эмоциональный мир ребенка.

Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и

психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с

формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием

речи и воспитанием воли, умением создавать положительный эмоциональный

настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций.

В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию

об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но

и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это

требует творческой активности личности.

Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать

действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать

эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение

ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь

эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение

чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через

сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-

театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма

музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности

ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой.

Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об

окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает

различные эмоциональные состояния. Музыкально-театрализованная

деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка

прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него

артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. В создании

игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить

свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними

свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки: они

смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут

плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая

формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям,

развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность

позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном

плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания,

обогащает эмоциональную сферу.

Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества

детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми.

В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной

теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания

детей с ОВЗ, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей

младшего школьного возраста, я пришла к определенным выводам о том, что

театрализованная деятельность является эффективным средством для

социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а

также развития у них коммуникативных навыков.

Отличительные особенности данной работы:

адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ;

направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой

индивидуальности.

Цель моей работы - развитие творческих способностей детей средствами

театрального искусства.

Реализуя свою работу, я поставила перед собой несколько задач. Все они

тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну

невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с

ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие эмоциональной сферы детей. Исполняя танцы, песни, разные роли,

где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать

разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно

обогащаем эмоциональный опыт детей, всё это используются на музыкальных

праздниках и спектаклях.

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно

сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и

способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в

музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети

учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная

театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии, учитывающие

индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям

равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком

подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. На

любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке каждый

ребенок исполняет доступную для него роль.

4.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и

взрослыми.

В постановке спектаклей, сценок ребята учатся согласовывать свои действия с

действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к

партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является

основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми.

5.Участие в театрализованной деятельности положительно влияет на речевое

развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса,

формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое

главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной

игре быстрее происходит формирование диалогической, эмоционально

насыщенной речи.

6.Включение родителей детей с ОВЗ в жизнь детского сада и

группы.Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь

в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.

Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках. Изготовление

родителями костюмов для детей. Украшение группы и музыкального зала к

праздникам, помощь в изготовление декораций для спектаклей.



В раздел образования