Автор: Колупаева Елена Александровна
Должность: учитель, технологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№7"
Населённый пункт: город Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: учебная программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Семь шагов к индивидуальному стилю"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
зам.директора по УВР на заседании ШМО приказом директора
МАОУ «СОШ №7» Протокол №1 МАОУ «СОШ №7»
_____________ Крушина М.Ю. от_____________2015 г. №143/1 от 09.09.2015 г.
«____» _____________ 2015 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Семь шагов к индивидуальному стилю»
Возраст: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Колупаева Е.А.,
учитель технологии
г. Южноуральск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой основой рабочей программы является:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
(редакция от 23.07.2013).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстром России 01.02.2011 г. №19644).
Методические
рекомендации
по
развитию
дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня
2002 г. № 30-51-433/16).
Методические
рекомендации
о
расширении
деятельности
детских
и
молодѐжных
объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №
101/28-16).
Федеральная
целевая
программа
«Развитие
дополнительного
образования
детей
в
Российской Федерации до 2020 года».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
«РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы.
Авторская
программа
«Семь
шагов
к
индивидуальному
стилю».
«Внеурочная
деятельность теория и практика 1-11 классы» авторы А.В. Епин . – М.: ВАКО- 2015
Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологического требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
29.12.2010
№
02-600
(Зарегистрирован Минюстром России 03.03.2011 г. №23290).
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление
Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об
утверждении
концепции
региональной
системы
оценки
качества
образования
Челябинской
области
/
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Челябинской
области
от
28.03.2013 г. № 03/961.
Письмо МОиН Челябинской области от 16 июня 2015 г. №03-02/4938 «Об особенностях
преподавания
обязательных
учебных
предметах
образовательных
программ
начального,
основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году».
Основная образовательная программа ООО МАОУ «СОШ №7»
План внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 7» на 2015-2016 учебный год.
Положение о внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №7».
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека
являются
богатство
его
внутренней
духовной
культуры,
интеллектуальная
и
эмоциональная
свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Художественно – эстетическое
направление
в
Программе
«Семь
шагов
к
индивидуальному
стилю»
осуществляется
через
художественную обработку материалов, художественное конструирование и оформление одежды.
Привитие детям чувства прекрасного является актуальной проблемой и задачей воспитательной
работы
со
школьниками,
поэтому
важнейшими
целями
работы
кружка
является
развитие
художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, воспитание целеустремлѐнности, усидчивости,
чувства взаимопомощи.
Актуальность программы заключается в том, что на занятиях обучающиеся приобретают
знания и навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов
одежды. Они узнают об истории возникновения и знакомятся с направлениями современной моды,
и научаться отличать действительно высокохудожественные, новаторские течения в моде от
псевдохудожественных. Дети приобретают навыки в подборе ткани и фурнитуры для изделия. На
основе
изучения
законов
композиции
коллористики
(цветосочетания)
обучающиеся
учатся
выполнять
эскизы
моделей.
В
процессе
занятий
освоят
правильность
выполнения
трудовых
приемов,
научатся
владеть
инструментами
и
приспособлениями
по
изучаемому
предмету,
научаться аккуратности в работе. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы
трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей
работы,
учатся
работать
в
коллективе.
Во
время
занятий
обучающиеся
вооружаются
специальными
знаниями,
у
них
расширяется
круг
представлений.
Зная
о
практическом
применении своих изделий, дети работают просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей –
процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Основные задачи процесса обучения
конструированию и оформлению одежды – эстетическое воспитание школьников и привитие им
практических
навыков,
технологического
мастерства,
развитию
у
них
эстетического
вкуса,
творческого отношения к выполняемой работе.
Занимаясь в кружке, обучающиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в
области
конструирования,
моделирования
и
технологии
изготовления
швейного
изделия,
декоративной отделки одежды, приобретѐнные на урока практические задания и теоретический
материал
подобран
с
учетом
психолого-педагогических
особенностей
данного
возраста
обучающихся
(пластичность
мозговой
деятельности,
не
перегруженность
информацией
и
образцами,
дети
эмоциональны
и
доверчивы,
внушаемы,
отличаются
некритической
подражательной восприимчивостью, мотивы индивидуального характера постепенно уступают
место мотивам долженствования по отношению к другим) технологии в школе.
Содержание программы построено с учетом межпредметных связей:
– с алгеброй и геометрией — при проведении расчетных операций и построении чертежа
для изготовления швейного изделия, графическое изображение деталей изделия, машинных швов;
– химией — при характеристике свойств конструкционных материалов; использования в
быту химических веществ;
– физикой — при изучении механических свойств материалов, устройства и принципов
работы машин, механизмов, электрических приборов, изучении видов современных технологий;
– историей и изобразительным искусством — при создании эскизов моделей, освоении
технологий художественно-прикладной обработки материалов, расширении культурологических
знаний;
– информатикой — использование возможностей компьютера в решении прикладных
задач технологии, при создании компьютерной презентации;
– ОБЖ — правила санитарии и гигиены, безопасных приемов труда.
Новизна рабочей программы данного курса предполагает расширение технологических
знаний,
совершенствование
умений
использования
технологической
информации,
алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно
–
трудовой
деятельности.
Включением новых знаний о конструировании и моделировании одежды, создании композиции
костюма, способствующих формированию навыков и умений в исследовательской и проектной
деятельности обучающихся.
Цель
программы:
развитие
творческих
способностей
в
процессе
обучения
моделированию, конструированию, проектированию швейных изделий.
Задачи программы:
- сформировать знания о художественном проектировании одежды;
-повысить графическую грамотность;
-
способствовать
формированию
технического
мышления
и
пространственных
представлений,
творческого
воображения,
художественно
–
конструктивных
и
творческих
способностей
при
проектировании
швейных
изделий,
научить
выражать
индивидуальные
познавательные
способности,
художественный
вкус,
самостоятельность,
внимательность,
аккуратность,
наблюдательность
в
процессе
создания
проектируемого
швейного
изделия
по
программе.
Программа
рассчитана
на
2
года
обучения,
68
часов
(2
часа
в
неделю);
Продолжительность занятий – по 45 минут 2 раза в неделю с 15-минутным перерывом. Возраст
детей, участвующих в реализации данной программы – 11-15 лет. Набор в группу производится на
основе желания ребенка и его родителей (законных представителей), на добровольной основе.
Занятия проводятся в швейной мастерской, кабинет № 6
Основная форма проведения занятий – групповая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Основные формы работы с детьми: занятие – изучение нового материала, занятие –
презентация, занятие – игра, занятие –практикум, занятие – защита проектов, занятие – выставка.
В заключение изучения курса проводится презентация и защита творческих проектов
швейных изделий, мастер класс по изготовлению украшения в технике канзаши.
Большинство
занятий
предполагает
такой
вид
художественного
творчества
как
:
выполнение эскизов моделей, конструирование и моделирование швейного изделия, создание
композиции
костюма
в
цвете,
подбор
современных
тканей
и
отделочного
материала,
проектирование и изготовление предметов быта в лоскутной техники, технология изготовления и
декоративная отделка швейных изделий, сувениров, поиск гармоничных сочетаний цветов.. Это
способствует развитию художественных способностей, графических навыков, пространственного
воображения, глазомера, чувства цвета, создание своего имиджа.
Различные
виды
декорирования
изделий:
вышивка
шелковыми
лентами,
аппликация,
выполнение узоров в лоскутной технике, пришивание кружева, тесьмы совершенствуют мелкую
моторику рук, развивают двигательную ловкость, координацию движений.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Требования
Содержание требований
личностные
1.Формирование познавательных интересов и активности при изучении
направления: конструирование, моделирование, техническое творчество,
композиции
костюма,
зрительные
иллюзии,
технология
изготовления
швейного изделия.
2.Развитие
трудолюбия
и
ответственности
за
качество
выполнения
творческих работ, проектируемого изделия.
3.Овладение установками, нормами и правилами организации труда.
4.Осознание необходимости общественно-полезного труда
5.Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным
ресурсам, используемым материалам.
познавательной
1.Рациональное использование учебной и дополнительной информации
для проектирования и создания объектов труда
2.Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и
приспособлений, применяемых в технологических процессах при
изготовлении швейного изделия.
мотивационной
1. Оценивание своей способности и готовности к труду.
2.Осознание ответственности за качество результатов труда
3. Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов
труда и выполнении работ.
4.Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени,
материалов при выполнении раскройных работ, творческих работ,
проектирования швейного изделия.
трудовой
деятельности
1. Планирование технологического процесса, последовательности
изготовления швейного изделия.
2.Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера
объекта труда и технологической последовательности изготовления
швейного изделия.
3.Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены.
4.Контроль промежуточного и конечного результата труда для
выявления допущенных ошибок в процессе выполнения творческих
работ.
физиолого-
психологической
деятельности
1.
Развитие
моторики
и
координации
рук
при
работе
с
ручными
инструментами
и
при
выполнении
технологических
операций
с
помощью швейной машины.
2.Достижение
необходимой
точности
движений
при
выполнении
различных технологических операций
3.Соблюдение
требуемой
величины
усилий
прикладываемых
к
инструментам с учетом технологических требований.
4.Сочетание
образного
и
логического
мышления
в
процессе
конструирования, моделирования, проектной деятельности.
эстетической
1. Основы дизайнерского проектирования изделия
2.Моделирование
художественного
оформления
объекта
труда
при
изучении раздела «Конструирование и моделирование проектируемого
изделия», «Композиции костюма», «Создание проекта».
3.Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места
коммуникативной
1.Формирование творческой группы для выполнения проекта
2.Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
3. Разработка вариантов рекламных образцов.
Ценностные ориентиры содержания программы «Семь шагов к индивидуальному стилю»
В результате обучения обучающиеся могут овладеть:
•трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда,
•навыками использования распространенных ручных инструментов и приспособлений,
культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.
ознакомятся:
•
с
основными
технологическими
понятиями
и
характеристиками:
моделирование,
конструирование, техническое творчество, создание костюма;
•
с назначением и технологическими свойствами современных материалов;
•
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и современного оборудования;
•
с
основными
приемами
и
последовательностью
выполнения
конструирования
и
технического моделирования одежды;
•
с
видами,
приемами
последовательностью
выполнения
технологической
операции,
влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую
среду и здоровье человека.
•
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием
изделий из них.
Учащиеся должны знать:
правила безопасности труда при работе с инструментами и на универсальной швейной
машине;
классификацию текстильных волокон;
виды рисунков тканей;
терминологию и технологию выполнения ручных работ;
терминологию и технологию выполнения машинных швов;
виды аппликации и технологию выполнения;
расчѐт и построение чертежа фартука;
правила подготовки ткани и выкройки к раскрою;
технологическую последовательность и поузловую обработку фартука усложненного
фасона;
содержание профессии закройщик, швеи;
этапы выполнения творческого проекта.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
выполнять простые эскизы фартука;
подготовить швейную машину к работе, выполнять машинные строчки и швы;
снимать мерки с фигуры человека
подбирать лоскутки ткани для изготовления изделия в лоскутной технике;
подбирать нитки;
подбирать инструменты для ручных работ, выполнять ручные швы;
снимать мерки для построения чертежа фартука;
строить чертѐж фартука;
выполнять моделирование фартука в лоскутной технике;
подбирать ткань и отделку для изготовления фартука;
выполнять раскрой изделия;
проводить примерку;
Выполнять несложные модели фартука в лоскутной технике;
выполнять окончательную отделку изделия;
оформлять творческую работу;
Учащиеся выполняют творческий проект.
Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа с целью:
систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических
знаний, умений;
формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-
справочную литературу;
применения полученных знаний и умений при решении и выполнении творческого задания;
развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности;
Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает
умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному
выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений
данного курса и по сопутствующим предметам.
Система контроля и оценивания достижений обучающихся
требования
вид контроля
форма контроля
личностные
предварительный
выставка творческих работ
текущий
устный опрос, наблюдение, практические
работы
периодическая
проверка
ЗУ по видам работ
самостоятельные работы, творческие задания
итоговый
выставка творческих работ, презентации
проектов
познавательной
текущий
наблюдение
итоговый
Творческое задание
мотивационной
текущий
Опрос о семейных традициях, профессия
художник – модельер, художник по костюму,
технолог – конструктор.
итоговый
творческие
и
исследовательские
работы
по
темам
трудовой
деятельности
текущий
самоконтроль,
практические
работы,
мини-
проекты,
взаимопроверка,
инструкционные
карты.
итоговый
готовое изделие, презентация изделия
физиолого-
психологической
деятельности
текущий
наблюдение, беседа, рефлексия
эстетической
текущий
наблюдение,
творческие
работы,
самооценка
по критериям
коммуникативной
текущий
Наблюдение, взаимоконтроль
итоговый
защита проекта, мониторинг
Участие в мероприятиях:
- Школьная краеведческая конференция, презентация исследовательских и проектных работ:
«Мой имидж»
- Школьная олимпиада по технологии;
- Школьный конкурс творческих проектных работ на предметной неделе технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание тем первого года обучения
Тема: Введение. Современные тенденции моды.
Теоретические сведения
Знакомство с программой кружка. Правила ТБ при работе в швейной мастерской.
Направление моды 2016г. Работа с журналами мод.
Знакомство с программой кружка. Правила ТБ при работе в швейной мастерской.
Направление моды 2016г. Работа с журналами мод.
Творческое задание
Сделать компьютерную презентацию «Мода в одежде»
Тема: Имидж и стиль в одежде.
Теоретические сведения
Понятия имидж, стиль. История костюма. Одежда различных эпох. Классификация стилей в
одежде.
Творческое задание
Сообщение «Одежда различных эпох»
Тема: Имидж и стиль в одежде.
Мода и стиль в одежде. Классификация стилей в одежде.
Практическая работа
Презентация «Мой стиль в одежде»
Тема: Фигура и формы одежды
Теоретические сведения
Размеры и формы человека. Анализ пропорций, индивидуальные особенности фигуры человека.
Снятие мерок с фигуры человека.
Практическая работа
Снятие мерок с фигуры человека.
Теоретические сведения
Определение тактики корректировки формы тела формой одежды. Выбор композиционных и
конструктивных решений одежды в зависимости от размеров, формы и фигуры человека.
Творческое задание
Создание коллекции поясной одежды с учетом индивидуальных особенностей фигуры человека.
Иллюзии зрительного восприятия. Определение понятия иллюзия.
Тема: Зрительные иллюзии в одежде
Теоретические сведения
Иллюзия заполнения промежутка: вертикальные, горизонтальные, диагональные линии,
использование ткани с рисунком.
Творческое задание
Создание композиции костюма с учетом зрительных иллюзий и фигуру человека
Тема: Зрительные иллюзии в одежде
Теоретические сведения
Иллюзии, создаваемые цветом. Иллюзии разных пропорций поясной одежды.
Практическая работа
Создание коллекции поясной одежды с учетом разных пропорций и сочетания контрастных
цветов.
Тема: Композиции костюма Силуэт, цвет
Теоретические сведения
Основные элементы композиции костюма. Понятие Силуэт, направление моды, особенности
фигуры. Значение цвета в композиции костюма.
Творческое задание
Создание компьютерной презентации по теме.
Тема: Детали в костюме
Теоретические сведения
Теоретические основы по теме: силуэт, ткань, цвет, детали в костюме. Характеристика поясных
изделий и их разновидности
Творческое задание
Создание компьютерной презентации по теме.
Тема: Детали в костюме
Декоративные детали в костюме. Характеристика и виды деталей в одежде. Разновидности
поясной одежды.
Практическая работа
Тема: Декор и рисунок в одежде
Теоретические сведения
Понятие цвет, колорит. Движение цвета в соответствии с современными тенденциями моды.
Теневой ряд в костюме.
Творческое задание
Создание коллекции поясной одежды с учетом цвета, декора.
Тема: Декоративная отделка в одежде
Теоретические сведения
Цветовая гармония. Цветовые пятна. Влияние декора и рисунка материала на восприятие модели.
Творческое задание
Создание коллекции поясной одежды с учетом декоративной отделки, цвета и рисунка материала
Тема: Новые технологии производства тканей и нетканых материалов.
Теоретические сведения
Современные способы производства нетканых материалов, их классификация. Основные способы
их получения и свойства, назначение, применение. Ассортимент тканей из смесовых волокон на
современном рынке, новые отделочные материалы.
Практическая работа
Определение наличия синтетических, искусственных и натуральных нитей в тканях. Изучение
физических, технологических, эксплуатационных свойств, трикотажного полотна.
Тема: Выбор тканей для создания композиции костюма
Теоретические сведения
Ткани из натуральных и искусственных волокон и их свойства. Ассортимент тканей.
Практическая работа
Определение свойств тканей. Сравнительная характеристика свойств тканей для создания
костюма.
Тема: Конструирование поясной одежды. Работа с выкройками из журнала мод
Теоретические сведения
Основные конструкции юбок, принцип построения конических юбок
Практическая работа
Снятие мерок для построения конических юбок.
Тема: Снятие мерок
Основные конструкции юбок, принцип построения конических юбок
Правила снятия мерок для построения чертежа прямой и конических юбок.
Практическая работа
Снятие и запись мерок
Тема: Построение чертежа прямой юбки
Теоретические сведения
Последовательность построения чертежа прямой юбки. Правила снятия мерок для построения
чертежа прямой юбки. Расчет и построение чертежа по своим меркам.
Практическая работа
Построение чертежа прямой юбки.
Тема: Построение чертежа юбки «полусолнце»
Теоретические сведения
Последовательность построения чертежа юбки «полусолнце». Правила снятия мерок для
построения чертежа. Расчет и построение чертежа по своим меркам.
Практическая работа
Построение чертежа юбки «полусолнце».
Тема: Построение чертежа клиньевой юбки
Теоретические сведения
Последовательность построения чертежа клиньевой юбки. Правила снятия мерок для построения
чертежа. Расчет и построение чертежа по своим меркам.
Практическая работа
Построение чертежа клиньевой юбки
Тема: Моделирование на основе чертежа прямой юбки
Теоретические сведения
Моделирование прямой юбки: изменение длины, расширение или сужение юбки по линии низа,
моделирование кокетки.
Творческое задание
Выполнить макет юбки
Тема: Моделирование на основе конической юбки
Теоретические сведения
Варианты моделей конических юбок, основные различия между ними. Моделирование на основе
чертежа юбки «полусолнце», «солнце».
Практическая работа
Моделирование на основе чертежа юбки «полусолнце».
Тема: Моделирование клиньевой юбки
Теоретические сведения
Варианты моделей клиньевых юбок. Принцип конструирования клиньевой юбки. Продуктивный
способ моделирования: изменение формы клиньев, расширение линии низа.
Творческое задание
Выполнить моделирование на основе чертежа клина, подобрать декоративные дополнения.
Тема: Основы проектирования
Теоретические сведения
Тематика проектов. Правила выбора темы проекта. Организационно - подготовительный этап
(выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза модели, подбор
материалов, инструментов, создание композиции костюма) Оформление и защита проекта
Практическая работа
Составление плана работы.
Тема: Выбор и создание модели плечевого изделия
Теоретические сведения
Мода и стили в одежде. Силуэт, цвет, детали в костюме. Характеристика плечевых изделий и их
разновидности.
Практическая работа
Выбор проектируемой модели
Тема: Конструирование и моделирование изделия
Теоретические сведения
Идеи современных дизайнеров в конструировании и моделировании поясных изделий.
Построение чертежа проектируемого изделия. Работа с журналами мод.
Моделирование проектируемого изделия.
Практическая работа
Моделирование проектируемого изделия
Тема: Технология изготовления изделия. Подготовка и раскрой ткани. Обработка деталей кроя.
Теоретические сведения
Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой изделия
на ткани. Маркировка деталей. Подготовка деталей кроя к обработке.
Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань.
Практическая работа
Раскрой. Подготовка выкроенных деталей к сметыванию.
Тема: Примерка и устранение дефектов в швейном изделии.
Теоретические сведения
Особенности проведения примерки проектируемого изделия и устранение дефектов.
Практическая работа
Проведение примерки. Устранение дефектов в швейном изделии.
Тема: Обработка основных узлов и деталей изделия
Теоретические сведения
Обработка боковых швов. Обработка срезов на обметочной машине «Оверлок». Обработка
нижнего среза изделия.
Практическая работа
Стачивание деталей и выполнение приемов влажно-тепловой обработки.
Тема: Обработка застежки
Теоретические сведения
Разные способы обработки застежки в современных моделях. Технология обработка застѐжки с
использованием тесьмы- молнии.
Практическая работа
Притачивание тесьмы – молнии по центру разреза
Тема: Обработка верхнего среза юбки притачным поясом
Теоретические сведения
Способы обработки верхнего среза юбки. Технология обработки верхнего среза юбки притачным
поясом.
Практическая работа
Обработки верхнего среза юбки притачным поясом
Тема: Обработка нижнего среза юбки
Теоретические сведения
Способы обработки низа юбки в зависимости от модели и ткани.
Обработка низа изделия косой бейкой. Технология обработки низа изделия швом в подгибку с
закрытым срезом и швом в подгибку с открытым срезом.
Практическая работа
Обработка низа изделия швом в подгибку с открытым срезом.
Тема: Обработка застежки на притачном поясе
Теоретические сведения
Технология выполнения застежки на притачном поясе с использованием пуговиц, кнопок,
крючков. Современные бытовые швейные машины с технологической операцией «петля -
автомат»
Практическая работа
Обработка застежки на притачном поясе с использованием пуговиц
Тема: Окончательная отделка изделия декоративными элементами и украшениями
Теоретические сведения
Отделка изделия в зависимости от назначения модели. Использование дополнительных
декоративных элементов и украшений: отделка кружевом, тесьмой, аппликацией, вышивкой.
Украшение готового изделия дополнительными деталями: карманы, оборки.
Практическая работа
Отделка изделия декоративными элементами и украшениями
Тема: Изготовление украшения в технике «Канзаши»
Теоретические сведения
Технология выполнения украшения из лент в технике «Канзаши». Изготовление декоративного
цветка для пояса.
Практическая работа Изготовление декоративного цветка
Тема: Итоговое занятие. Защита проекта
Теоретические сведения
Разработка электронной презентации проекта. Последовательность составления доклада для
защиты творческого проекта. Защита проекта по плану.
Практическая работа
Защита проекта
Содержание тем второго года обучения
Тема: Введение. Современные тенденции моды.
Теоретические сведения
Знакомство с программой кружка. Правила ТБ при работе в швейной мастерской. Современные
тенденции моды 2015-2016г. Работа с журналами мод.
Творческое задание
Создание коллекции плечевой одежды
Тема: Имидж и стиль в одежде.
Теоретические сведения
Понятия имидж, стиль. История костюма. Одежда различных эпох. Классификация стилей в
одежде. Характеристика плечевой одежды.
Творческое задание
Сообщение «Типы конструкции костюмов»
Тема: Имидж и стиль в одежде.
Характеристика основных стилевых решений современной одежды.
Факторы, определяющие индивидуальный стиль в одежде. Стилеобразующие процессы.
Практическая работа
Презентация «Мой стиль в одежде»
Тема: Фигура и формы одежды
Теоретические сведения
Определение тактики корректировки формы тела формой одежды. Выбор композиционных и
конструктивных решений одежды в зависимости от размеров и формы тела человека. Принцип
подравнивания. Классификация овалов лица.
Практическая работа
Создание модели с учетом размера и формы тела человека
Тема: Фигура и формы одежды
Теоретические сведения
Определение тактики корректировки формы тела формой одежды. Выбор композиционных и
конструктивных решений одежды в зависимости от размеров, формы и фигуры человека.
Принцип подравнивания . Классификация овалов лица.
Творческое задание
Создание компьютерной презентации «Классификация овалов лица»
Тема: Зрительные иллюзии в одежде
Теоретические сведения
Иллюзия переоценки острого угла, формы горловины, воротника.
Иллюзии контраста и подравнивания использование больших и маленьких деталей в одежде и
формы одежды.
Творческое задание
Создание композиции костюма с учетом зрительных иллюзий контраста в одежде.
Тема: особенности художественно – графической композиции
Теоретические сведения
Иллюзии, создаваемые цветом. Иллюзии разных пропорций плечевой одежды.
Практическая работа
Создание эскизов костюма с применением ряда зрительных иллюзий.
Тема: Композиции костюма
Теоретические сведения
Основные элементы композиции костюма. Классификация линий в композиции костюма. Типы
линий. Использование основных графических средств в костюме.
Творческое задание
Создание компьютерной презентации по теме.
Тема: Костюм и образ
Теоретические сведения
Художественный образ в дизайне одежды. Процесс создания художественного образа в дизайне
одежды. Характеристики основных геометрических форм в дизайне костюма.
Творческое задание
Создание компьютерной презентации по теме.
Тема: Особенности художественно – графической композиции
Теоретические сведения
Особенность композиции костюма: архитектоника, колористка, материал. Характеристика и
особенность ткани еѐ декор и рисунок. Геометрические рисунки на ткани их значение при
разработке композиции костюма.
Практическая работа
Создание графической композиции костюма с учетом геометрического рисунка ткани.
Тема: Декор и рисунок в одежде
Теоретические сведения
Понятие цвет, колорит. Движение цвета в соответствии с современными тенденциями моды.
Теневой ряд в костюме.
Творческое задание
Создание коллекции поясной одежды с учетом цвета, декора.
Тема: Декоративная отделка в одежде
Теоретические сведения
Цветовая гармония. Цветовые пятна. Влияние декора и рисунка материала на восприятие модели.
Творческое задание
Создание коллекции поясной одежды с учетом декоративной отделки, цвета и рисунка материала
Тема: Выбор тканей для создания композиции костюма
Теоретические сведения
Характеристика геометрических рисунков тканей. Различные типы линий. Примеры
использования геометрических рисунков на ткани при создании композиции костюма.
Творческое задание
Выбор рисунка тканей для создания композиции костюма.
Тема: Характеристика плечевых изделий и их разновидности
Теоретические сведения
Характеристика плечевых изделий.
Творческое задание
Создание компьютерной презентации по теме.
Тема: Работа с журналами мод. Снятие мерок.
Теоретические сведения
Определение размера изделия. Изготовление выкройки на основе листов выкроек журнала мод.
Правила снятия мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом.
Практическая работа
Снятие мерок. Изготовление выкройки
Тема: Построение чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом
Теоретические сведения
Последовательность построения чертежа плечевого изделия с втачным рукавом.
Построение базисной сетки чертежа, расчет и построение чертежа спинки, полочки.
Построение чертежа основы одношовного рукава.
Практическая работа
Построение чертежа основы спинки
Построение чертежа основы полочки
Построение чертежа основы одношовного рукава.
Тема: Моделирование плечевого изделия с втачным рукавом
Теоретические сведения
Эскиз проектного изделия. Приѐмы моделирования плечевого изделия в соответствии с
проектируемой моделью. Приѐмы моделирования втачного одношовного рукава.
Практическая работа
Перемещение основной нагрудной вытачки.
Перемещение основной нагрудной вытачки в сборку по линии горловины.
Расширение рукава по линии низа. Расширение рукава по линии низа с дополнительным
напуском.
Тема: Моделирование нарядной блузки
Теоретические сведения
Приемы моделирования нарядной блузки по эскизу и описанию модели. Последовательность
выполнения моделирования.
Практическая работа
Моделирование нарядной блузки по эскизу и описанию модели. Подготовка выкройки к раскрою.
Тема: Моделирование блузки прилегающего силуэта
Теоретические сведения
Приемы моделирования блузки прилегающего силуэта по эскизу и описанию модели.
Последовательность выполнения моделирования.
Практическая работа
Моделирование блузки прилегающего силуэта по эскизу и описанию модели. Подготовка
выкройки к раскрою.
Тема: Основы проектирования
Теоретические сведения
Тематика проектов. Правила выбора темы проекта. Организационно - подготовительный этап
(выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза модели, подбор
материалов, инструментов, создание композиции костюма) Оформление и защита проекта
Практическая работа
Составление плана работы.
Тема: Выбор и создание модели плечевого изделия
Теоретические сведения
Мода и стили в одежде. Силуэт, цвет, детали в костюме. Характеристика плечевых изделий и их
разновидности.
Практическая работа
Выбор проектируемой модели
Тема: Конструирование и моделирование
Теоретические сведения
Художественное моделирование изделия. Определение размера изделия. Разработка эскиза.
Моделирование изделия в соответствии с эскизом. Изготовление выкроек.
Расчѐт количества ткани.
Практическая работа
Изготовление выкроек
Тема: Технология изготовления изделия. Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Раскрой
Теоретические сведения
Последовательность раскладки выкроек на ткани. Способы раскладки выкроек на ткани.
Последовательность раскроя.
Практическая работа
Раскрой блузки.
Тема: Раскрой блузки и подготовка деталей кроя к обработке
Теоретические сведения
Способы раскладки выкройки на ткани. Последовательность подготовки деталей кроя к
сметыванию. Контроль качества выполненных работ
Практическая работа
Тема: Подготовка блузки к примерке. Проведение примерки
Теоретические сведения
Последовательность деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность подготовки
блузки к примерке. Правила проведения примерки.
Практическая работа
Подготовка блузки к примерке. Проведение примерки.
Тема: Технология изготовления блузки
Теоретические сведения
Технологическая последовательность изготовления блузки. Правила безопасности труда при
работе в швейной мастерской. Технология дублирования деталей блузки. Влажно тепловая
обработка швейного изделия.
Практическая работа
Технологическая последовательность обработки полочек, спинки.
Тема: Обработка срезов
Теоретические сведения
Технология обработки срезов полочек, спинки, срезов рукава на обметочной машине «оверлог»
Практическая работа
Обработка срезов
Тема: Обработка рукавов. Соединение рукава с проймой
Теоретические сведения
Технологическая последовательность обработки рукавов. Последовательность соединения рукава
с проймой. Работа с инструкционной картой.
Практическая работа
Обработка рукавов
Тема: Обработка воротника. Втачивание воротника
Теоретические сведения
Технологическая последовательность обработки воротника. Последовательность втачивания
воротника в горловину. Работа с инструкционной картой.
Практическая работа
Обработка воротника.
Тема: Обработка манжет и соединение с рукавом. Обработка низа изделия
Теоретические сведения
Технологическая последовательность обработки манжет, последовательность соединения манжет
с низом рукава. Работа с инструкционной картой.
Практическая работа
Обработка манжет.
Тема: Окончательная обработка изделия.
Теоретические сведения
Технологическая последовательность выполнения окончательной отделки изделия: обработка
застѐжки, прокладывание отделочной строчки, декоративная отделка готового изделия.
Практическая работа
Окончательная обработка изделия.
Тема: Итоговое занятие. Защита проекта
Теоретические сведения
Разработка электронной презентации проекта. Последовательность составления доклада для
защиты творческого проекта. Защита проекта по плану.
Практическая работа
Защита проекта
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п
Раздел, тема
Количество
часов
Форма проведения
Всего
Теория
Практика
1
Введение.
Тема: Современные тенденции моды.
2
1
1
Дискуссия. Работа с
журналами мод
2
Тема: Имидж и стиль в одежде.
4
2
2
Дискуссия. Работа в
творческих группах
3
Тема: Фигура и формы одежды
4
1,5
2,5
Комбинированное
занятие, дискуссия
4
Тема: Зрительные иллюзии в одежде
4
2
2
Комбинированное
занятие
5
Композиции костюма 4 ч
Тема: Композиции костюма. Силуэт, цвет.
Тема: Детали в костюме
4
2
2
Работа в творческих
группах
6
Цветовой баланс в одежде
4 ч
Тема: Декор и рисунок в одежде.
Тема: Декоративная отделка в одежде
4
2
2
Самостоятельная
работа
7
Современное производство тканей и
текстильных материалов 4 ч
Тема: Новые технологии производства тканей и
нетканых материалов
Тема: Выбор тканей для создания композиции
костюма
4
2
2
Работа в творческих
группах
8
Конструирование и моделирование поясной
одежды 16 ч
Тема: Композиции костюма
2
1
1
Работа в творческих
группах
9
Тема: Конструирование поясной одежды. Работа
с выкройками из журнала мод
2
1
1
Работа в творческих
группах
10
Тема: Снятие мерок
2
1
1
Работа в творческих
группах
11
Тема: Построение чертежа основы прямой юбки
2
1
1
Самостоятельная
работа
12
Тема: Построение чертежа юбки «полусолнце»
2
1
1
Самостоятельная
работа
12
Тема: Построение чертежа клиньевой юбки
2
1
1
Самостоятельная
работа
13
Тема: Моделирование на основе чертежа прямой
юбки
2
1
1
Самостоятельная
работа
14
Тема: Моделирование на основе конической
юбки
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
15
Тема: Моделирование клиньевой юбки
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
16
Творческий проект
«Мой имидж» 26 ч
Тема: Основы проектирования
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
17
Тема: Выбор и создание модели поясного изделия
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
18
Тема: Конструирование и моделирование изделия
2
1
1
Самостоятельная
работа
19
Тема: Технология изготовления изделия.
Подготовка и раскрой ткани. Обработка деталей
кроя.
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
20
Тема: Примерка и устранение дефектов в
швейном изделии.
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
21
Тема: Обработка основных узлов и деталей
изделия
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
22
Тема: Обработка застежки
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
23
Тема: Обработка верхнего среза юбки притачным
поясом.
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
24
Тема: Обработка нижнего среза юбки
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
25
Тема: Обработка застежки на притачном поясе
2
0,5
1,5
Комбинированный
26
Тема: Окончательная отделка изделия
декоративными элементами и украшениями.
2
0,5
1,5
Комбинированный
27
Тема: Изготовление украшения в технике
«Канзаши»
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
28
Тема: Итоговое занятие.
Защита проекта «Мой имидж»
2
-
2
Презентация проекта
Круглый стол.
Итого
68
26,0
42
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второго года обучения
№
п\п
Раздел, тема
Количество часов
Форма проведения
Всего
Теория
Практика
1
Введение.
Тема: Современные тенденции моды
2
1
1
Дискуссия. Работа с
журналами мод
2
Тема: Имидж и стиль в одежде.
4
2
2
Дискуссия. Работа в
творческих группах
3
Тема: Фигура и формы одежды
4
2
2
Беседа. Работа в
творческих группах
4
Тема: Зрительные иллюзии
4
2
2
Комбинированное
занятие
5
Композиции костюма 4 ч
Тема: Композиции костюма. Силуэт, цвет.
2
1
1
Комбинированное
занятие, дискуссия
6
Тема: Костюм и образ
2
1
1
Комбинированное
занятие
7
Цветовой баланс в одежде 4 ч
Тема: Особенности художественно –
графической композиции
2
1
1
Работа в творческих
группах
8
Тема: Выбор тканей для создания композиции
костюма
2
1
1
Работа в творческих
группах
9
Конструирование и моделирование
плечевого изделия с втачным рукавом. 18 ч
Тема: Характеристика плечевых изделий и их
разновидностей
2
1
1
Работа в творческих
группах
10
Тема: Работа с журналами мод
2
0,5
1,5
Комбинированный
11
Тема: Построение чертежа основы плечевого
изделия с втачным рукавом
6
2
4
Самостоятельная
работа
12
Тема: Моделирование плечевого изделия с
втачным рукавом
4
1
3
Комбинированный
13
Тема: Моделирование нарядной блузки.
2
1
1
Самостоятельная
работа
14
Тема: Моделирование блузки прилегающего
силуэта
2
1
1
Самостоятельная
работа
15
Творческий проект
«Мой имидж» 28 ч
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
Тема: Основы проектирования.
16
Тема: Выбор и создание модели плечевого
изделия
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
17
Тема: Конструирование и моделирование
изделия
2
1
1
Работа в творческих
группах
18
Тема: Технология изготовления изделия.
Подготовка выкройки и ткани к раскрою.
Раскрой.
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
19
Тема: Раскрой блузки и подготовка деталей
кроя к обработке.
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
20
Тема: Подготовка блузки к примерке.
Проведение примерки
2
0,5
1,5
Работа в творческих
группах
21
Тема: Технология изготовления блузки
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
22
Тема: Технология обработки полочек и спинки
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
23
Тема: Обработка срезов
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
24
Тема: Обработка рукавов.
Соединение рукава с проймой
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
25
Тема: Обработка воротника
Втачивание воротника
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
26
Тема: Обработка манжет и соединение с
рукавом. Обработка низа изделия
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
27
Тема: Окончательная обработка изделия.
2
0,5
1,5
Самостоятельная
работа
28
Итоговое занятие.
Защита проекта
2
-
2
Защита проекта
Итого
68
24,5
43,5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Тема занятия
Всего
Теория
Практика
Характеристика деятельности
обучающихся
1-2
Введение.
Современные
тенденции моды.
2
1
1
Знакомство с программой кружка, правила
ТБ при работе в швейной мастерской.
Обсуждение проблемы, еѐ социально –
культурного смысла, понятий «мода»,
«модный человек». Выражение собственной
позиции по этому вопросу.
3-4
Имидж и стиль в
одежде.
2
1
1
Чтение и анализ текстовой и визуальной
информации:
понятия имидж, стиль,
классификация стилей в одежде.
Выполнение творческого задания по теме.
5-6
Имидж и стиль в
одежде.
2
1
1
Анализ и обсуждение
основных стилевых решений в
современной одежде.
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета) по теме.
Создание презентации.
7-8
Фигура и формы
одежды
2
1
1
Анализ особенностей фигуры. Подбор
одежды с учѐтом особенностей фигуры.
Художественное моделирование изделия.
Снятие и запись мерок.
9-10
Фигура и формы
одежды
2
0, 5
1, 5
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета).
Выбирают композиционные и
конструктивные решения одежды в
зависимости от размера и фигуры.
11-12
Зрительные иллюзии
в одежде
2
1
1
Анализ особенностей фигуры. Подбор
поясной одежды с учѐтом зрительных
иллюзий, разных пропорций и особенностей
фигуры.
13-14
Зрительные иллюзии
в одежде
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета) по теме. Создание
коллекции поясной одежды с учетом разных
пропорций и сочетания контрастных цветов.
Композиции костюма 4 часа
15-16
Композиции
костюма Силуэт,
цвет
2
1
1
Сбор дополнительной информации об
использовании разных видов силуэта в
женском костюме.
17-18
Детали в костюме
2
1
1
Обсуждение идей по созданию швейных
изделий. Выбор модели в соответствии с
делом стилем одежды.
Цветовой баланс в одежде 4 часа
19-20
Декор и рисунок в
одежде.
2
1
1
Сбор дополнительной информации об
использовании декора в костюме.
Создание коллекции поясной одежды с
учетом цвета, декора.
21-22
Декоративная
отделка в одежде
2
1
1
Сбор дополнительной информации об
использовании декоративной отделки в
одежде
Создание коллекции поясной одежды с
учетом декоративной отделки, цвета и
рисунка материала.
Современное производство тканей и текстильных материалов 4 часа
23-24
Новые технологии
производства тканей
и нетканых
материалов
2
1
1
Определение наличия синтетических,
искусственных и натуральных нитей в
тканях. Изучение физических,
технологических, эксплуатационных
свойств трикотажного полотна.
25-26
Выбор тканей для
создания
композиции костюма
2
1
1
Выполняют подбор образцов
материалов для определения свойств тканей
для создания костюма
Сбор дополнительной информации по теме.
Конструирование и моделирование поясной одежды 16 часов
27-28
Конструирование
поясной одежды.
Работа с выкройками
из журнала мод
2
1
1
Сбор дополнительной информации, работа с
журналами мод.
Построение плана работы.
29-30
Снятие мерок
2
1
1
Снятие и запись мерок. Изготовление
выкроек.
Расчѐт количества ткани.
31-32
Построение чертежа
основы прямой
юбки
2
1
1
Чтение и построение чертежа прямой юбки
по своим меркам.
Работа с журналами мод.
33-34
Построение чертежа
юбки «полусолнце»
2
1
1
Чтение и построение чертежа юбки
«полусолнце» по своим меркам.
Работа с журналами мод.
35-36
Построение чертежа
клиньевой юбки
2
1
1
Чтение и построение чертежа клиньевой
юбки.
Работа с журналами мод.
37-38
Моделирование на
основе чертежа
прямой юбки
2
1
1
Сбор дополнительной информации.
Моделирование на основе прямой юбки.
Выполнение макета юбки.
39-40
Моделирование на
основе конической
юбки
2
0,5
1,5
Сбор дополнительной информации.
Моделирование юбки на основе чертежа
юбки «полусолнце», на основе юбки
«солнце».
41-42
Моделирование
клиньевой юбки
2
0,5
1,5
Сбор дополнительной информации.
Моделирование на основе чертежа клина
для модели клиньевой юбки, изготовление
выкройки, подбор декоративной отделки к
модели.
Творческий проект «Мой имидж» 26 часов
43-44
Основы
проектирования
2
0,5
1,5
Обсуждение смысла проектной работы,
темы и содержания творческого проекта.
Составление плана работы над проектом.
Выполнение эскизов и изготовление
выкройки изделия
45-46
Выбор и создание
модели поясного
изделия
2
0,5
1,5
Обсуждение необходимости введения
делового
стиля одежды школьника, создание своего
имиджа.
Выбор проектируемого изделия.
47-48
Конструирование и
моделирование
изделия
2
1
1
Художественное моделирование изделия.
Определение размера изделия. Разработка
эскиза.
Моделирование изделия в соответствии с
эскизом. Изготовление выкроек.
Расчѐт количества ткани.
49-50
Технология
изготовления
изделия. Подготовка
и раскрой ткани.
Обработка деталей
кроя.
2
0,5
1,5
Раскладывание выкроек на ткани. Раскрой.
Подготовка выкроенных деталей к
сметыванию.
Контроль качества выполненных работ.
51-52
Примерка и
устранение дефектов
в швейном изделии.
2
0,5
1,5
Подготовка изделия к
примерке. Проведение
примерки. Анализ правильности посадки
изделия на фигуре, длины
изделия, выявление причин
возникновения дефектов
и их устранение.
53-54
Обработка
основных узлов и
деталей изделия
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой.
Стачивание деталей и выполнение приемов
влажно-тепловой обработки. Контроль
качества выполненных
работ.
55-56
Обработка застежки
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
застежки. Выполнение приемов влажно-
тепловой обработки. Контроль качества
выполненных
работ.
57-58
Обработка верхнего
среза юбки
притачным поясом.
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
юбки притачным поясом. Выполнение
приемов влажно-тепловой обработки.
Контроль качества выполненных работ.
59-60
Обработка нижнего
среза юбки
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
нижнего среза юбки по модели. Выполнение
приемов влажно-тепловой обработки.
Контроль качества выполненных работ.
61-62
Обработка застежки
на притачном поясе
2
0,5
1,5
Обмѐтывание петель, пришивание
фурнитуры, выполнение приемов
влажно-тепловой обработки.
63-64
Окончательная
отделка изделия
декоративными
элементами и
украшениями.
2
0,5
1,5
Пришивание кружева, тесьмы, выполнение
аппликации. Выполнение приемов влажно-
тепловой обработки. Контроль качества
выполненных работ.
65-66
Изготовление
украшения в технике
«Канзаши»
2
0,5
1,5
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета) о технике «Канзаши».
Подбор материалов и инструментов для
работы. Составление схемы для
изготовления декоративного цветка.
Технология выполнения.
67-68
Итоговое занятие.
Защита проекта
«Мой имидж»
2
-
2
Подготавливать электронную презентацию
проекта. Составлять доклад для защиты
творческого проекта. Защищать творческий
проект.
Всего
68
26
42
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Тема занятия
Всего
Теория
Практика
Характеристика деятельности
обучающихся
1-2
Введение.
Современные
тенденции моды.
2
1
1
Знакомство с программой кружка. Правила
ТБ при работе в швейной мастерской.
Направление моды 2015г. Работа с
журналами мод.
3-4
Имидж и стиль в
одежде.
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета).Выполнение
творческого задания
Создание коллекции плечевой одежды
5-6
Имидж и стиль в
одежде.
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета).
Презентация «Мой стиль в одежде».
7-8
Фигура и формы
одежды
2
1
1
Определение тактики корректировки формы
тела формой одежды. Выбор
композиционных и конструктивных
решений одежды в зависимости от размеров
и формы тела человека. Создание модели с
учетом размера и формы тела человека
9-10
Фигура и формы
одежды
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета).
Принцип подравнивания. Создание
компьютерной презентации
«Классификация овалов лица»
11-12
Зрительные иллюзии
в одежде
2
1
1
Анализ особенностей фигуры. Подбор
плечевой одежды с учѐтом зрительных
иллюзий, разных пропорций и особенностей
фигуры.
13-14
Зрительные иллюзии
в одежде
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета) по теме. Создание
эскизов костюма с применением ряда
зрительных иллюзий.
Композиции костюма 4 часа
15-16
Композиции
костюма Силуэт,
цвет
2
1
1
Использование основных графических
средств в костюме. Создание компьютерной
презентации по теме.
17-18
Костюм и образ
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета) по теме.
Использование различных графических
композиций при создании образа в костюме.
Цветовой баланс в одежде 4 часа
19-20
Особенности
художественно –
графической
композиции
2
1
1
Изучение особенностей геометрических
рисунков в композиции костюма. Создание
компьютерной презентации по теме.
21-22
Выбор тканей для
создания
композиции костюма
2
1
1
Примеры использования геометрических
рисунков на ткани при создании
композиции костюма.
Творческое задание
Выбор рисунка тканей для создания
композиции костюма.
Конструирование и моделирование плечевого изделия с втачным рукавом. 18 часов
23-24
Характеристика
плечевых изделий и
их разновидности
2
1
1
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета) по теме. Создание
компьютерной презентации по теме.
25-26
Работа с журналами
мод
Снятие мерок
2
0,5
1,5
Работа с выкройками из журнала мод.
Определение размера. Изготовление
выкройки. Обсуждение проектных
замыслов. Построение плана работы.
Художественное моделирование изделия.
Снятие и запись мерок. Изготовление
выкроек.
Расчѐт количества ткани.
27-28
29-30
31-32
Построение чертежа
основы плечевого
изделия с втачным
рукавом
6
2
4
Рассчитывать по формулам отдельные
элементы чертежей швейных изделий.
Строить чертѐж плечевого изделия,
построение базисной сетки, чертежа спинки.
Находить и представлять информацию о
конструктивных особенностях плечевой
одежды.
33-34
35-36
Моделирование
плечевого изделия с
втачным рукавом
4
1
3
Выполнять эскиз проектного изделия.
Изучать приѐмы моделирования плечевого
изделия в соответствии с проектируемой
моделью. Изучать приѐмы моделирования
втачного одношовного рукава.
Моделирование нарядной блузки.
37-38
Моделирование
нарядной блузки.
2
1
1
Выполнить моделирование нарядной блузки
по эскизу и описанию модели.
Подготовить выкройки к раскрою.
39-40
Моделирование
блузки
прилегающего
силуэта
2
1
1
Выполнить моделирование блузки
прилегающего силуэта по эскизу и
описанию модели.
Подготовить выкройки к раскрою.
Творческий проект «Мой имидж» 28 часов
41-42
Основы
проектирования
2
0,5
1,5
Обсуждение смысла проектной работы,
темы и содержания творческого проекта.
Составление плана работы над проектом.
43-44
Выбор и создание
модели плечевого
изделия
2
0,5
1,5
Обсуждение и
создание своего имиджа.
Выбор проектируемого изделия.
Подбор дополнительной информации ( из
книг или Интернета).
45-46
Конструирование и
моделирование
изделия
2
1
1
Художественное моделирование изделия.
Определение размера изделия. Разработка
эскиза.
Моделирование изделия в соответствии с
эскизом. Изготовление выкроек.
Расчѐт количества ткани.
47-48
Технология
изготовления
изделия. Подготовка
выкройки и ткани к
раскрою. Раскрой.
2
0,5
1,5
Раскладывание выкроек на ткани. Раскрой.
Работа с инструкционной картой.
Способы раскладки выкройки на ткани.
49-50
Раскрой блузки и
подготовка деталей
кроя к обработке.
2
0,5
1,5
Изучить Способы раскладки выкройки на
ткани.
Подготовить детали кроя к сметыванию.
Контроль качества выполненных работ.
51-52
Подготовка блузки к
примерке.
Проведение
примерки
2
0,5
1,5
Выполнять подготовку проектного изделия
к примерке. Проводить примерку
проектного изделия. Устранять дефекты
после примерки. Обрабатывать проектное
изделие по индивидуальному плану.
Работа с инструкционной картой.
53-54
Технология
изготовления блузки
2
0,5
1,5
Выполнение заготовительных операций.
Дублирование деталей блузки: воротника,
манжет. Выполнять правила безопасной
работы с ножницами, булавками, утюгом.
Работа с инструкционной картой.
55-56
Технология
обработки полочек и
спинки
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
полочек и спинки, обработка вытачек.
Подготавливают изделие к обработке.
57-58
Обработка срезов
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
срезов полочек и спинки, рукавов.
59-60
Обработка рукавов.
Соединение рукава с
проймой
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
рукавов и соединение их с проймой.
61-62
Обработка
воротника
Втачивание
воротника
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
воротника и втачивание в горловину
63-64
Обработка манжет и
соединение с
рукавом.
Обработка низа
изделия
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой. Обработка
манжет и соединение их с рукавом.
Обработка низа изделия.
65-66
Окончательная
обработка изделия.
2
0,5
1,5
Работа с инструкционной картой.
Окончательная обработка изделия.
67-68
Итоговое занятие.
Защита проекта
2
-
2
Подготавливать электронную презентацию
проекта. Составлять доклад для защиты
творческого проекта. Защищать творческий
проект.
Всего
68
24,5
43,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебно-методический комплект
Технология. Обслуживающий труд. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.
А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2015
Технология. Обслуживающий труд. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной,
Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. – М.: Дрофа, 2015.
Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Методическое пособие к учебнику О. А.
Кожиной, Е. Н. Кулаковой, С. Э. Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд» –
М.: Дрофа, 2015.
Занятия кружка проводятся на базе кабинета № 6 - швейная мастерская. Рабочие места
обучающихся оснащены соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических
целях в кабинете размещена раковина и полотенце (бумажное). Температуру в мастерских в
холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 °С при относительной влажности 40-60 %.
Перечень учебно-материальной базы по технологии перечислены в таблице.
№
п/п
Наименование
Имеется в
наличии:
1.
АРМ учителя технологии.
1 комплект
2.
Швейная машина Janome MS - 100
3шт.
3.
Швейная машина JANOME EL 530
8шт.
4.
Швейная машина Janome EL – 545S
1шт.
5.
NEW HOME NH 1404
1шт.
6.
NEW HOME NH 1408
1шт.
7.
NEW HOME NH 1418 S NH1418S
1 шт.
8.
Отпариватель Supra SBS 103
1шт.
9.
Утюг MYSTERY MEI - 22
1шт.
10.
Tefal FV2125
1шт.
11.
Доска гладильная
2шт.
12.
Оверлок Janome ML 714
1шт.
13.
Пяльцы для вышивания
15шт.
14.
Лента сантиметровая
15 шт.
15.
Линейка закройщика М1:4
10 шт.
16.
Манекен 46 размер
2шт.
17.
Наперсток
15 шт.
18.
Ножницы
20 шт.
19.
Планшет техника безопасности при работе на швейной машине.
2шт.
20.
Инструкция «Характеристика швейных машин»
2шт.
21.
Инструкция Характеристика и принцип работы машины Оверлок Janome ML
714
1шт.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1.
Моделируем
внеурочную
деятельность
обучающихся.
Методические
рекомендации:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-
2.
составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение,
2013. – 96 с.
3.
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
4.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе
: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М. :
Просвещение, 2014. – 127 с.
5.
Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /
Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 177 с.
6.
Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное
общение:
пособие
для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
Д.
В.
Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
7.
Концепция
и
модель
оценки
качества
воспитания
в
системе
общего
образования
:
научно-методическое пособие / Л. В. Алиев и др. – М : Центр Пед. поиск, 2013. – 96 с.
8.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.
В. Степанов И. В. Степанова. – М : Центр Пед. поиск, 2011. – 96 с.
9.
Авторская
программа
«Семь
шагов
к
индивидуальному
стилю».
«Внеурочная
деятельность теория и практика 1-11 классы» авторы А.В. Епин . – М.: ВАКО- 2016.
Контрольно-измерительные материалы:
Технология. 5-8 классы. Оценка предметных умений учащихся. Компьютерные тесты и
тренажеры. Авторы-составители: Думенко Т.Г. Издательство: Учитель, 2015
Технология 5-11 классы. Обслуживающий и технический труд. Задания для подготовки к
олимпиадам. ФГОС. В.П. Пономарева, М.П. Шачкова.- Волгоград : Учитель, 2016
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1.История костюма. Серия «Учебники 21 века». Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2.Лучшие техники для любителей вышивки Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко
– М.: «Альбом», 2006.
3.Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
4.Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д: 2000. – 192с.
5.Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для
учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.
6.Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия. –
М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.