Напоминание

"Применение компьютерных технологий в анализе соревновательной деятельности волейболистов"


Автор: Коломыцын Евгений Александрович
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "БГПУ"
Населённый пункт: Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение компьютерных технологий в анализе соревновательной деятельности волейболистов"
Раздел: высшее образование





Назад




Фёдоров Р. В., Коломыцын Е. А.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АНАЛИЗЕ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Волейбол

как

вид

спорта

за

последние

несколько

лет

претерпел

значительные изменения, связанные как с естественным процессом развития

игры, так и с кардинальными изменениями в правилах, которые произошли в

2010-е

годы.

Все

это

оказало

серьезное

влияние

на

соревновательную

и

тренировочную деятельность спортсменов.

Результативность соревновательной деятельности в волейболе зависит от

многих

факторов,

ведущие

из

них

технико-тактический

арсенал

игроков

и

команды в целом, физическая подготовленность, психологическое состояние, а

также

применение

специальных

программных

средств,

способствующих

анализу соревновательной деятельности волейболистов. В данной работе таким

программным средством выступает веб-приложение ”Volley Assist”.

Данное

программное

обе спечение

является

адаптивным

и

кроссбраузерным

приложением,

что

позволяет

его

использовать

на

любых

устройствах,

будь

то

компьютер,

смартфон

или

планшет.

Веб-приложение

основано на сборе статистических данных о волейбольном матче, путем ввода

их

с

помощью

интуитивно

понятного

интерфейса,

которые

впоследствии

доступны

для

вывода

в

виде

сформированного

документа

для

печати,

что

позволяет проанализировать матч в целом.

Интерфейс веб-приложения имеет три основных пункта меню:

1)

«Игра» - основная страница, где содержится управление сбором

статистических данных о матче.

2)

«Команды» - страница создания и редактирования команд.

3)

«Матчи» - страница создания и редактирования матчей, а также

просмотра статистических данных завершенных матчей.

Взаимодействие

с

приложением

начинается

с

создания

команд

на

странице

«Команды».

В

редакторе

необходимо

ввести

название

команды,

фамилию и имя игроков, их номера и принадлежность одного из них к амплуа

«либеро», а также ФИО тренера (Рис.1).

Рисунок 1. Редактор команд

Также, немаловажно добавить команду соперника. Если анализ будет

проводиться только для одной команды, то для противоположной достаточно

добавить название.

Следующим

этапом

является

создание

матча.

Для

этого

необходимо

выбрать ранее созданные команды, дату, город и место игры (Рис.2).

Рисунок 2. Редактор матчей

После этого можно приступить к анализу матча, нажав «Начать игру».

На странице «Игра» содержится весь необходимый инструмент для ввода

игровых действий матча и управления игрой (Рис.3). Здесь содержится:

название команд и счёт игры;

блок кнопок управления игрой (завершение сета, завершение игры,

изменение основной команды и отмена последнего действия);

таблица основной информации о матче (номер сета, время игры, время

таймаутов, счёт);

кнопка добавления очка противоположной команде.

Стоит отметить, что программное обеспечение в автоматическом режиме

следит за окончанием сетов и завершением самого матча.

Рисунок 3. Страница «Игра»

Также,

на

данной

странице

находятся

дополнительные

четыре

вкладки:

1)

Сет – содержит блок кнопок управления сетом (начать/завершить сет,

начать/завершить таймаут).

2)

Действия игроков – включает в себя набор кнопок для ввода игровых

действий матча (подача, приём, атака и блок). В свою очередь, каждая кнопка

содержит в себе ряд других, уточняющих вводимое значение. Для действия

«Подача» – подача, ошибка, очко; для действия «Приём» - приём, ошибка,

позитивный приём, отличный приём; для действия «Атака» – атака, ошибка,

блок, очко, брейковое очко; для действия «Блок» – очко, брейковое очко.

3)

Статистика – содержит основную таблицу статистических данных о

матче,

а

также

является

дополнительным

инструментом

ввода

игровых

действий. Данный метод ввода более нагляден, так как сразу видно статистику

матча, но не совсем подходит при использовании мобильной версии, ввиду

большого размера таблицы.

4)

История

служит

для

отмены

вносимых

изменений,

в

случае

ошибочно введённых игровых действий.

На рисунках 4, 5, 6 и 7 показано содержимое ранее озвученных

вкладок.

Рисунок 4. Содержимое вкладки «Сет»

Рисунок 5. Содержимое вкладки «Действия игроков»

Рисунок 6. Содержимое вкладки «Статистика»

Рисунок 7. Содержимое вкладки «История»

В

основной

таблице

на

вкладке

«Статистика»

приведены

следующие

показатели:

Очки Все – суммарное количество очков, набранных игроков в данном

матче;

Очки БП – брейковые очки;

Очки

Н-П

разница

между

количеством

очков,

которые

набрал/проиграл игрок;

Подача Все – общее количество подач, которые совершил игрок за весь

матч (сет);

Подача Ошб – количество ошибок на подаче, которые допустил игрок

за весь матч (сет);

Подача Очк – количество очков на подаче, которые набрал игрок за весь

матч (сет);

Приём Все – суммарное количество попыток приёма игроком за весь

матч (сет);

Приём Ошб – количество ошибок на приёме, которые допустил игрок

за весь матч (сет);

Приём Пзт% – количество позитивных приёмов, которые совершил

игрок за весь матч (сет);

Приём Отл% – количество отличных приёмов, которые совершил игрок

за весь матч (сет);

Атака Все – суммарное количество атак, которые привели/не привели к

завершению розыгрыша, совершенных игроком за весь матч (сет);

Атака Ошб – количество ошибок в атаке, которые допустил игрок за

весь матч (сет);

Атака Блк – количество атак, совершенных игроком за весь матч (сет),

заблокированных соперником;

Атака Очк – количество очков в атаке, которые набрал игрок за весь

матч (сет);

Блок Очк - количество очков блоком, которые набрал игроком за весь

матч (сет).

Данные показатели по окончании игры будут сформированы в документ

для печати (Рис.8), которая станет доступна на странице «Матчи» в категории

«Завершённые матчи». Перед печатью необходимо выбрать нужную команду и

отредактировать требуемое содержимое документа, который может включать в

себя:

основную информацию;

обзорную таблицу сетов (включает в себя номер, время и таймаут сета,

а также счёт);

сводную информацию по сетам команды (показатели игровых действий

каждого сета);

общую таблицу игроков (общая статистика всего матча);

таблицу игроков определенного сета (отдельная статистика каждого

сета).

Рисунок 8. Страница печати

Заключение

Описанное программное обеспечение позволяет собрать и сформировать

статистические

данные

в

удобной

форме

для

последующего

анализа

соревновательной деятельности волейболистов. В дальнейшем предполагается

использовать

метод

видеофиксации

для

более

детального

анализа

игровой

деятельности волейболистов.

Список литературы:

1. Шипулин Г.Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов

как

основа

построения

соревновательно-тренировочной

деятельности

в

классическом волейболе. - Дисс... канд. пед. наук. - М., 2002.



В раздел образования