Напоминание

Сборник игровых ситуаций "На Кубани мы живем!"


Автор: Кукшина Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №160"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Сборник игровых ситуаций "На Кубани мы живем!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар «Детский сад

комбинированного вида № 160»

сборник тематических игровых ситуаций

«На Кубани мы живем!»

Авторы:

воспитатель

Кукшина Г.А.

Краснодар, 2018

1

СОДЕРЖАНИЕ

Литературно-музыкальная композиция «Кубань – наша Родина» …….

3

Фольклорный праздник «Кубанские посиделки…………………………

9

Тематический вечер «Кафе Дружба»……….……………………………

12

Беседа на тему: «Историческое прошлое Кубани, история заселения,

жизнь, быт казаков»………………………………………………………..

17

Беседа на тему: «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом

Краснодарского края»……………………………………………………….

21

Беседа на тему: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»……….

25

Кубанские народные игры…………………………………………………

28

Кубанские загадки………………………………………………………….

31

Кубанские пословицы и поговорки……………………………………….

32

Литературно-музыкальная композиция

«Кубань – наша Родина».

Программные задачи:

Знакомить детей с жизнью, традициями и

обычаями казаков, развивать познавательный

2

интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям,

воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. Углублять знания

детей о кубанской национальной одежде, ее названию, названию отдельных

ее частей. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Ход праздника.

Ведущий. Почему мы любим все

Родину – Россию?

Дети: Потому что нет нигде

Родины красивей!

Ведущий. Нашу родину зовут Россия. Она большая, красивая, богатая. Мы

живем с вами в России, в Краснодарском крае. Это наша малая родина. Как

можно назвать нашу малую родину одним красивым словом?

Дети. Кубань.

Ведущий. Моя Кубань - жемчужина России,

И с чем еще могу тебя сравнить?

Я знаю, не найти тебя красивей,

И никогда, вовек не разлюбить.

Моя земля родит и рис, пшеницу,

А значит, есть и хлеба каравай.

В садах стоят красивые станицы,

Ты только любоваться успевай.

У каждого есть место на планете,

Которого дороже не найти,

Куда ведут дороги все на свете,

И где в начале все твои пути.

Ведущий. Наша Кубань - богатый и красивый край. Разнообразна природа

Кубани. Здесь есть и высокие горы, и широкие поля, и глубокие моря. Кубань

- хлебное море России. Она воспета нашими замечательными поэтами и

композиторами.

3

1 Ребенок Моя Кубань! Горы и поля!

Моя Кубань! Щедрая земля!

Моя Кубань! Гордый твой народ

Тебя своей любимой родиной зовёт!

2 Ребёнок Хороши кубанские просторы,

Плодородна щедрая земля.

Нивы необъятные, как море,

Край казачий, Родина моя!

3 Ребёнок На радость нам наш край цветёт,

Хороший здесь народ живёт.

Природу Кубани беречь мы должны

И помнить преданья седой старины.

Ведущий. У каждого из нас есть и своя малая Родина. Это тот уголок земли,

где проходит наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится

наш родной дом. Для нас с вами малой Родиной является наш Краснодарский

край-Кубань. Давайте прослушаем песню, каждая строка которой

проникнута бесконечной любовью и гордостью к земле Кубани.

Прослушивание гимна Кубани.

Эта песня была написана более 100 лет назад Константином Образцовым,

войсковым священником. Сначала песня исполнялась в небольшом кругу

фронтовиков. А позднее она стала гимном Краснодарского края.

1 ребенок Взмыло солнце над полями,

Свет клубится над рекой,

А вокруг, куда ни глянешь-

Край Кубанский, мой родной!

2 ребенок Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы –

Всё это родная Кубань.

3 ребенок Весёлые песни летят в поднебесье,

4

Открытая высь, глубина.

И нету красивее края в России,

Чем наша родная Кубань.

Ведущий. Шумят листвой тополя,

Лазурью вод блестят моря,

И горы до небес стоят,

И песни звонкие звучат!

Песня «Моя Кубань»

Ведущий. Как на нашей улице весь народ волнуется,

Едут, едут казаки – удалые молодцы.

Шашки остры, кони чисты – хороши кавалеристы.

Пляски начинают, шашки их сверкают.

Танец с саблями под музыку «Вы, кубанцы – молодцы».

Ведущий. Парни здесь – силачи,

И красивы девчата.

Вам частушки свои

Споют казачата!

Частушки:

Раз гармошка заиграла,

Значит надо выходить

И самим повеселиться

И других повеселить

Цветочки мои да василечки мои,

А кубанские ребята, словно розы расцвели.

Говорят я казачонок,

Только это все не так,

Я не просто казачонок,

Настоящий я казак.

Цветочки мои набекрень папаха,

Василечки мои, я не знаю страха..

5

Я тебя не понимаю,

Кем ты называешься,

Казаком тебя признаю,

Если мне понравишься.

Цветочки мои я красой богата,

Василечки мои, сохнут казачата.

Вы, девчата, не гордитесь,

Хоть велик кубанский край,

Казаков не так уж много.

А девчат хоть отбавляй.

Цветочки мои у кого узнать бы,

Василечки мои, долго ли до свадьбы.

На ромашке я гадаю

Толи любит, то ли нет,

А кого люблю сама я,

Не открою вам секрет.

Цветочки мои Петю или Мишу,

Василечки мои, Ваню или Гришу.

У меня в руках уздечка,

Мчится конь мой вороной,

У знакомого крылечка

Остановится мой конь.

Цветочки мои погоди Оксана,

Василечки мои, мне жениться рано.

Чашки, ложки в завитушках

И цветочках полевых,

А частушки - хохотушки

Все в смешинках озорных.

Цветочки мои, шутки раздаются,

Василечки мои, казаки смеются

6

Ой вы гости дорогие,

Приходите снова к нам,

Мы споем для вас и спляшем

Рады мы всегда гостям.

Цветочки мои хороши ребята,

Василечки мои, наши казачата.

Ведущий. Кубань, Кубань, привольный край,

И конь несётся, словно птица.

А на пригорке за рекой

Гуляет и поёт станица.

Веселил нас много раз

Наш кубанский перепляс,

И сегодня не скучаем,

Всех на танец приглашаем!

Танец девочек «Ой, на горке калина».

Ребенок. Казачок я хоть куда,

Всех играть зову сюда!

Будем петь да шутить,

Весь народ веселить!

Ведущий. А сейчас мы узнаем, кто из казачат самый ловкий?

Игра «Шапка казака».

1. Взрослый, подняв высоко руку с саблей, на которую надета кубанка,

предлагает казачатам подпрыгнуть и сбить её.

2. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. У кого кубанка

подброшена выше (падает последней, тот побеждает.

3. Из шапок выкладывается горка. Дети по очереди разбегаются и

перепрыгивают через неё. Кто задел шапки – выбывает из игры.

Игра «Кавуны».

На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча». За чертой на

расстоянии 2-3 шагов от неё «шалаш сторожа». На противоположной стороне

7

площадки обозначается чертой «дом детей». Выбирается «сторож».

Остальные – дети. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к «бахче»

со словами:

Крадём, крадём кавуны,

Деда не боимся.

Дед нас палкой, мы его каталкой.

«Сторож» просыпается, дети бегут домой, а он их догоняет. Пойманных

отводит в сторону «шалаша».

Ведущий. Посмотрите вокруг: зачарует краса,

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань – это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится (В. Бакалдин) .

Песня «Ой да Краснодарский край»

Ведущий. Наш праздник заканчивается, но мы грустить не будем.

Пусть будет мирным небо на радость добрым людям.

Пусть дети на планете живут, забот не зная,

На радость папам, мамам скорее подрастая.

Фольклорный праздник «Кубанские

посиделки»

(Зал украшен в кубанском стиле. Казачка

встречает гостей).

Ведущий: На завалинках, в светелках иль

на бревнышках каких,

Собирали посиделки молодых и пожилых.

При лучине ли сидели иль под светлый

небосвод,

8

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как в горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Ну, да, что тут говорить? Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

(Входят дети в кубанских нарядах под кубанскую музыку)

Казачка: Рады видеть Вас, у себя в нашей хате, здесь для вас, для гостей

дорогих, будет праздник большой по обычаю по кубанскому, «посиделками»

называются.

Ведущий: Проходите, пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Дорогой гость

никогда не в тягость.

Казачка: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Ведущий: Припасли мы вам забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому –

правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли

места хватило?

Казачка: Ну, тогда сядем рядком да поговорим ладком о жизни нашей.

По старинному обычаю за хлебом – солью всякая песня хороша!

Песня «На Кубани мы живем»

Ведущий: Да, ребята, на Кубани наш народ и танцует, и поет.

Казаки все мастера – ловко правят все дела!

Да и девочки под стать, им не станут уступать.

Ну – ка, гости, выходите, кадриль веселую спляшите!

Танец «Кадриль».

Казачка: На Кубани так идет, что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

А сейчас мы убедимся в мастерстве наших девочек-красавиц. Как с детства

не научишься, так всю жизнь и промучаешься. А, ну-ка, кто хочет свое

умение показать?

( Выходят три девочки. Звучит мелодия кубанской песни).

9

Ведущий: Как музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек смотать. А как

музыка закончит играть, значит, хватит вам мотать. Задание понятно? Тогда

начнем игру.

Игра «Смотай клубок».

Ведущий: Большой клубочек, тяжелый. Сколько же ты за него возьмешь?

Казачка: Денег мне не нужно. Частушки веселые спойте мне дружно.

Ведущий: А, говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде.

Казачка: Разве дело только в моде, если любят их в народе?

Ведущий: Ну, раз так, эй, девчонки-хохотушки, запевайте – ка частушки!

Частушки.

Хорошо мы живем, просто замечательно.

Мы станцуем и споем обязательно!

Во саду ли в огороде урожай хороший.

Много яблок, много груш, будут у нас гроши!

Огород я городила, я капусту посадила.

Сготовила голубцов, угощала казаков!

Рассыпался народ с грядки на грядку.

Раздайся, народ, я пойду вприсядку.

Раздайся, народ, меня пляска берет.

Пойду, попляшу, на народ погляжу!

Мы с веселой песней дружим, по-кубански говорим.

Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб соль едим.

Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,

Здесь повсюду нас встречает малой родины краса.

Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О селе своем любимом песни звонкие поем.

Ты играй, играй, гармошка, гармошка кубанская.

Я девчонка боевая с края Краснодарского.

Мы вам пели и плясали, каблучками топали

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

10

Казачка: Молодцы у нас девочки – казачки. Да и казаки наши тоже не лыком

шиты. Вижу, что и вам поиграть захотелось. Есть и для вас игра – забава. Кто

кубанку собьет быстрее.

Игра «Сбей кубанку».

Ведущий: А ну-ка, гости дорогие, давайте споем для нашего победителя

веселую песню.

Песня «Ой на Кубани».

Ведущий: Ай, да молодцы, славно у вас получается. А наши посиделки

продолжаются. И по кубанскому обычаю, как водятся, посиделки без танцев

не обходятся.

Казачка: Вот какой народ кубанский наш веселый.

Много в нем душевной теплоты.

Славься край, певучий и раздольный,

Красотой родимой стороны.

Песня « Ой да Краснодарский край».

Ведущий: Песнями да плясками сыт не будешь.

Казачка: Славится Кубань и угощением сладким. Чай горячий – сила наша,

украшение стола. С чая лиха не бывает, так в народе говорят.

Чай- здоровье- всякий знает, Пей хоть пять часов подряд.

А теперь дорогие гости продолжим наши посиделки за чашкой чая. Милости

просим за кубанский стол.

Тематический вечер «Кафе

дружба»

Программные задачи: расширить и

углубить знания детей о нашей

многонациональной Родине. Дать детям

представления об Адыгейской

республике. Познакомить детей с

государственной символикой Адыгеи,

быте, народном творчестве, национальной

11

одежде. Воспитывать у детей уважение к обычаям, традициям другого народа

и доброжелательное отношение.

Ход вечера

Ведущий. У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Мы с

вами живем в России. Но есть еще у человека и малая родина. Это край,

район, город или село, где он родился и вырос. Наша малая родина – это

Краснодарский край или другими словами Кубань.

1 ребенок. Посмотрите вокруг,

Зачарует краса..,

Нет края, прекраснее нашего

Золотятся хлеба.

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена.

2 Ребенок. А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата красавицы!

Кубань – это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится.

Ведущий. Наша родная Кубань – многонациональна. А вы знаете, люди

каких национальностей проживают здесь? Русские, украинцы, армяне,

адыги, чеченцы, осетины, абхазцы и др. А какие республики находятся в

составе Краснодарского края? Кто наши ближайшие соседи (Адыгея,

адыгейцы)

Послушайте, какие обычаи бытуют у этого народа.

«Так в Адыгеи говорят»

Будь щедрым как сад,

Будь добрым как дом,

И на добро, ответь добром.

Но глуп кто любит всех подряд,

Так в Адыгее говорят.

В беде любому помоги,

12

Врагу не лги, себе не лги,

Ложь не спасение, а яд,

Так в Адыгее говорят.

Свой след оставь в чужой судьбе,

Пускай на память о тебе,

Деревья весело шумят,

Так в Адыгее говорят.

Сегодня мы познакомимся с республикой Адыгея. Республика была

образована 5 октября 1990 года. Как и у каждой республики у Адыгеи есть

свои флаг, герб и гимн. Флаг Адыгеи зеленого цвета. На нем 12 желтых

звездочек. Каждая звездочка соответствует одному адыгейскому племени,

которые проживают нга территории республики. Если звездочек 12. Значит

было 12 адыгейских племен.

Герб – государственный символ. Давайте внимательно рассмотрим его.

Герб Республики Адыгея представляет собой круг, сверху обрамленный

лентой с надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В

середине ленты - большая звезда, с боковых сторон - листья дуба, клена,

золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы. В середине круга - главный

герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне, в руке

всадника - пылающий факел, богатырь похитил его у богов для блага людей.

И лучи от этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью

звездочками. На переднем плане герба расположен и традиционный адыгский

стол с хлебом-солью.

Адыгея тоже имеет свой гимн, как и каждая другая республика. Гимн –

торжественная песня, которую играют на праздниках.

Прослушивание гимна. Адыгеи.

Давайте, ребята, рассмотрим адыгейский национальный костюм: черкесска

ниже колен, на серебряном поясе – кинжал, на груди белоглавые газыри, на

голове – невысокая папаха. Это костюм мужчины.

13

Платье девушки шилось из однотонного шелка, расшивалось золотом и

серебром – длинное, до пят. Талия стянута золотым поясом. Тугие косы, а на

голове белый шарф или шапочка, расшитая золотом.

В Адыгее разнообразная природа: леса, равнины, на которых

выращивается хлеб, кукуруза, подсолнечник, свекла, овощи и др. Богата

Адыгея своими садами.

Ребенок. Знают наш колхозный сад,

Знают фрукты юга

На Курилах, у бурят,

За Полярным кругом.

Ешь плоды, далекий друг, -

Не найдешь вкуснее!

В них тепло умелых рук,

Солнце Адыгеи!

Ведущий. Главная черта адыгейского наорда – гостеприимство. Для

гостя адыги строили специальное помещение – кунацкую, которая

обставлялась лучше комнаты хозяина. В кунацкой собирались мудрые,

даровитые люди – знатоки истории, культуры, обычаев, традиций народов,

музыканты, певцы. И появление гостя в доме становилось праздником для

всего селения.

Танец девочек (с кувшинами).

Как и у любого другого народа, у адыгов есть свои предания, легенды,

сказки, вот послушайте одну из них.

Наставления старика

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью

позвал сына и сказал ему:

- Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не

здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую

обувь.

Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца:

14

никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро

одевал новую обувь.

Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли

деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал:

- Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?

На что мать ответила:

- Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не

спросишь. Первый наказ никогда не здоровайся первым означает – вставай

раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут

приветствовать тебя первыми; второй наказ – каждый вечер кушай сладкое

означает – проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая;

третий наказ – каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам

следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не

почистит свою одежду и утром она ему покажется новой.

Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое

время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ

передал своим детям.

Кроме песен, сказок, у адыгских ребят есть и свои игры. Сейчас мы

поиграем в национальную адыгейскую игру: «Т1ы зэуал».

Подготовка игры: На ровной лужайке очерчивается круг диаметром 1, 5 м. В

игре участвуют 2 мальчика и 1 судья.

Описание игры: Игроки становятся на четвереньках друг перед другом так,

чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По

команде судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из игры.

Правила игры:

1. Проигравшим схватку считается тот, который:

а) коснется хотя бы какой- либо частью тела земли за очерченным кругом;

б) упадет или перейдет в другое положение, чем положение на четвереньках.

2. Нельзя цепляться за траву или одежду противника.

15

3. По договоренности можно менять плечи, для этого нужно поднять руку,

чтобы судья остановил встречу.

Ведущий. Ребята, на этом наш вечер заканчивается и, на прощание, я вам

прочту стихотворение С. Яхутля, а вы внимательно послушайте его.

Моя песня – сестра синих гор и полей

Сердцу милые с детства края.

Я родился и рос в колыбели твоей.

Адыгея родная моя.

Беседа на тему: «Историческое прошлое Кубани, история

заселения, жизнь, быт казаков»

Цели

и

задачи:

Познакомить

детей с историческим прошлым

родного

края,

сформировать

представление о жизни и быте

первых переселенцев. Развивать

и н т е р е с

к

и с т о р и ч е с ко м у

16

прошлому,

вызывать

желание

у

детей

знакомиться

с

жизнью

кубанских

казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.

Материалы:

Макет

казачьей

хаты,

подворья.

Альбомы

с

открытками,

иллюстрации с изображением жилья на Кубани, карта Карасунского Кута с

крепостью, колесо.

Предварительная

работа:

Рассматривание

картин,

иллюстраций

«Жизнь

первых

переселенцев

на

Кубани»,

альбома

с

открытками,

схемы

Карасунского кута, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и

труда казаков.

Ход занятия:

Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому

уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Воспитатель предлагает сесть.

Воспитатель.

Ребята,

в

начале

нашего

путешествия

вы

слышали

звуки

музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети. Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель. Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо

истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если

влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в

далекое прошлое Кубани, 200 лет назад. Давайте вспомним, что означает

слово «казак».

Дети.

«Казак»

означает

«вольный

человек».

Так

называли

свободных

людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были

на службе у царицы Екатерины II.

Воспитатель. Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со

своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на

официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его

границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и

назначил

для

поселения

земли,

что

узаконила

высочайшая

«Жалованная

17

грамота»

Императрицы

Екатерины

II.

Как

вы

думаете,

для

чего

царица

подарила казакам землю?

Дети. За верную службу и для охраны южных границ.

Воспитатель. Атаман Захария Чепега возглавил казачье войско и первым

отправился в путь для освоения земель?

Воспитатель. Что сказал Атаман казакам?

Дети. Он сказал: «Здесь граду быть».

Воспитатель. Слово «град» означает город. Казаки начали вырубать камыши,

засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг

укрепления (показывает на макете).

«Здесь границу держать,защищать от врагов.

И пшеницу сажать, и растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли,

что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они

обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки,

ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети. Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель. Правильно, они строили из местных природных материалов,

которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух

сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А

затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ

иллюстраций). Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки

в свободное от военной службы время?

Дети. Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель. Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети. Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель.

Казаки

были

людьми

крепкими.

Сильными,

храбрыми,

умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас

немного

отдохнем

и

поиграем

в

игру

«Перетяжка»

(проводится

физкультминутка).

18

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а

за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой

стороны.

Каждая

группа

старается

перетянуть

палку

на

свою

сторону.

Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель.

У

нас

ребята

все

здоровые,

сильные

ловкие,

как

казаки,

проигравших нет, победила дружба. А теперь продолжим. Посмотрите на

картинку. Как строили дома казаки?

Дети. Казаки строили дома все вместе, помогали друг другу.

Воспитатель. Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг

друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто

участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и

танцевали. Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или

из прутьев. В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе

держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем. Казаки очень

много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар.

Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Хаты свои

казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые

поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих

пор

сохранили

свои

названия.

Кореновская,

Динская,

Пашковская.

Когда

закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую

службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и

развиваться. Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали

много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое.

Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся,

главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать

историю своего народа.

19

Беседа на тему: «Ознакомление с символикой: гербом, гимном,

флагом Краснодарского края»

Цели

и

задачи:

Познакомить

детей

с

символикой

Краснодарского

края:

гимном, гербом, флагом, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и

гордость за свою Родину.

Материалы: Изображение герба, флага Кубани, гимн Кубани фонограмма.

Предварительная

работа:

Беседа

о

гимне

и

гербе

Кубани

с

показом

иллюстраций,

чтение

стихотворения

З.

Александровой

«Родина».

Ознакомление, чтение и прослушивание гимна Кубани.

Ход занятия:

На столе лежат картины с изображением герба и флага Кубани. Дети слушают

фонограмму гимна стоя. По окончании воспитатель предлагает детям сесть.

20

Воспитатель:

«Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот,

У реки береза-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной кубанский двор,

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

З.Александрова

О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: Это стихотворение о Родине, о доме.

Воспитатель. Правильно, это стихотворение так и называется «Родина». Как

вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?

Дети. Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш

детский сад, куда мы приходим каждый день. Родина – это наш город, где мы

с вами живем.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Родина – это мама, родной дом, улица,

наш край, где у нас много друзей. Если нам плохо, мы идем к маме за

помощью, если мы далеко от дома, мы скучаем, нам хочется скорее вернуться

домой. Наша любимая маленькая Родина – это Кубань, а большая, великая

Родина – это Россия. Мы должны гордиться тем, что живем в такой большой,

замечательной стране, как Россия. А кто скажет, как называется наш край?

Дети. Краснодарский край.

Воспитатель. А город, в котором мы живем?

21

Дети. Мы живем в городе Краснодаре. Это главный город нашего края, его

столица.

Воспитатель. А как в старину назывался наш край и его столица.

Дети. Кубань, Екатеринодар.

Воспитатель. Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки –

символы государства. Кто вспомнит и назовет их.

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Правильно, есть они и у Кубани.

Воспитатель

предлагает

детям

подойти

к

столу,

взять

флаг

в

руки,

поднять, чтобы все видели.

Из каких частей состоит флаг? Правильно, из древка и полотнища. А что вы

видите на полотнище?

Дети. На полотнище есть три разноцветные полоски.

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, цвета.

Дети. Синий, малиновый, зеленый.

Воспитатель. Что означает и напоминает синий цвет?

Дети. Цвет моря, неба, речки.

Воспитатель. О чем говорит малиновый цвет?

Дети. Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.

Воспитатель. А зеленый цвет?

Дети. Зеленый – цвет травы, леса, поля.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

А сейчас мы отдохнем, в руки карточки возьмем. Проведем небольшую

физкультминутку.

Игра «Что перепутал художник».

Воспитатель. К нам пришел художник и принес три картины, на которых

нарисованы флаги. Посмотрите, пожалуйста, внимательно и скажите, что

перепутал художник.

Дети находят ошибки и указывают на правильное изображение флага.

22

Воспитатель. Молодцы, вы очень наблюдательны. А кто из вас запомнил,

какую торжественную музыку мы с вами слушали в начале занятия?

Дети. Мы слушали Гимн Кубани.

Воспитатель.

Вы

правильно

сделали,

что

слушали

гимн

стоя,

так

мы

показываем свое уважение к нашей Родине.

Я вам сейчас прочитаю отрывок из нашего гимна.

«Ты Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь.

Многоводная, раздольная, разлилась ты вдаль и вширь.

О тебе здесь вспоминаючи, как о матери родной,

На врага, на басурманина, мы пойдем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи, за тебя ль не постоять,

За твою ли славу старую жизнь свою ли не отдать.

Мы, как дань свою покорную от прославленных знамен

Шлем тебе, Кубань родимая, до сырой земли поклон».

Гимн был написан в годы войны. Вы слышали, с какой любовью воспевается

наша Родина. Её сравнивают с богатырем. А Кубань-река – многоводная и

раздольная. За вот эту то родную землю и не жалели своей жизни казаки, идя

на бой, за свою Родину они готовы были погибнуть. На бой они шли со

знаменами, а знамена были красного цвета, цвета крови. В память о героях-

казаках, которые не жалея себя защищали свой дом, свою землю сложен этот

гимн. А теперь посмотрите на третий символ – самый главный. Это герб.

Воспитатель показывает изображения двух гербов и предлагает детям

выбрать герб Краснодарского края.

Дети выбирают герб и говорят о том, что это современный герб.

Воспитатель. Что означает крепость на щите?

Дети. Это означает, что казаки защищали границы.

Воспитатель. А почему щит окружают знамена?

Дети. Знамена казаки получили за верную службу Отечеству и отвагу.

Воспитатель. Вы видите в середине две буквы РФ. Это означает, что наш

край входит в состав Российской Федерации — России. Я вам покажу ещё

23

один

герб

это

первый

герб,

который

появился

на

Кубани

герб

Екатеринодара.

Щит

окружают

звезды,

их

14

по

количеству

станиц,

окружающих Екатеринодар. Щит разделен на четыре части. На верхней части

щита – орел – символ Российской Империи, внизу – знамена, заслуга казаков.

В середине щита – золотая корона – покровительство царицы. По бокам с

двух сторон – два казака. Сейчас такие гербы не изготавливаются. Вот вы и

увидели разницу между старинным и современным гербом. А где сегодня вы

видели изображение герба, флага Кубани?

Дети. На документах, на зданиях города, на стенде в детском саду.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Теперь, когда вы узнали столько нового,

вы, увидев где-то флаги или герб, сможете рассказать об их значении и

изображенных на них элементах

Беседа на тему: «Жизнь,

традиции и обычаи

кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с

жизнью,

традициями

и

обычаями

казаков, развивать познавательный

интерес к истории своего народа,

приобщать

детей

к

народным

традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты,

кубанского подворья, старинные фотографии.

Предварительная

работа:

Беседы

с

детьми,

просмотр

иллюстраций

с

изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в

казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

24

Ход занятия:

Под

фонограмму

народной

песни

«Распрягайте,

хлопцы,

кони…»

дети

заходят в группу, садятся.

Воспитатель. Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню.

Как вы думаете, кто поет эту песню? Правильно, песню эту поют казаки –

люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся

на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные.

Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви.

Очень строго в казачьей семе соблюдались традиции и обычаи. Скажите,

пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети. С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо

быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они

будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях

авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия

родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим

соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери

обращались

только

на

Вы.

Обычай

уважения

и

почитания

старших

по

возрасту требовал выполнения особых правил. При появлении старшего по

возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были

приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку

и

поклониться.

В

присутствии

старших

не

разрешалось

сидеть.

Не

разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось

курить. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить

разрешения, можно ли пройти.

Старым

и

пожилым

людям

младшие

должны

были

уступить

дорогу.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время

приема

гостей

детям

запрещалось

не

только

сидеть,

но

и

находиться

в

комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в

семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили,

25

следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и

мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У

одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой

завязывают

глаза.

Он

должен

по

звуку

колокольчика

поймать

своего

противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим

далеко расходиться.

Воспитатель. А давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети. Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Казак сам себя веселит.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли

вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах.

Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье

принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в

доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками.

Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?

Дети. Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на

телегах.

Воспитатель. Так кого же можно назвать верным другом казака?

Дети. Конь был верным другом казака.

Воспитатель. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их

самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто

казаки

на

праздниках

проводили

скачки.

На

скачках

выставлялись

26

племенные,

отборные

кони.

А

знаете

ли

вы

пословицы

и

поговорки

о

казацких лошадях?

Дети. Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

Воспитатель. Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.

А знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал

считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству

от

отца

к

сыну,

дарился

или

добывался

в

бою.

Всегда

возвращаясь

из

военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и

близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и

веселились. Давайте и мы сейчас заведем песню (песня по выбору).

Кубанские народные игры.

Игра «Шапка казака».

1. Взрослый, подняв высоко руку

с

саблей, на которую надета

кубанка, предлагает казачатам

подпрыгнуть и сбить её.

2. Играющие по команде

подбрасывают вверх шапку-

кубанку. У кого кубанка подброшена выше или падает последней, тот

побеждает.

3. Из шапок выкладывается горка. Дети по очереди разбегаются и

перепрыгивают через неё. Кто задел шапки – выбывает из игры.

«Брыль»

(соломенная шляпа с высокими полями)

27

Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5 - 6 см от края

начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают

глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит

«Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого Брыль на голове, по команде бежит в

центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если

забежал в центр - ведущий он, если не успел - выходит из игры.

«Тополек»

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока -

«ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий

«тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий: «На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух

кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие! »

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки».

«Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они

недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те,

кто остался возле тополя.

«Кубанка»

Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под

музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра

прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

«Коники»

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к

плетню, на котором висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т. д.

Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

«Подсолнухи»

Игроки - подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в

стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце! » земледелец

уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее

окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

«Солнце светит, дождь идет,

28

Семечко растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай! »

«Петушок»

Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко

всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит:

«Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и

кричит. » Петушок: «Кукареку! » Выбранный отгадывает, кто кричал.

«Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в

лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. Овцы

громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле! »

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По

сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону

площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

«Перетягивание»

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на

расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну но одному

выстраиваются две команды игроков.

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу.

Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в

свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника

за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

29

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать

падение игроков.

«Кауны»

На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой, на

расстоянии 2-3 шагов от нее, «шалаш сторожа». На противоположной

стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож.

Остальные играющие – дети.

Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами: Крадем,

крадем кауны,

Деда не боимся

Дед нас палкой - мы его каталкой

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного

сторож отводит в сторону шалаша.

Кубанские загадки.

Крепка, звонка да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой (сабля).

Лежит птица крылатая

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет (стрела).

На чужой спине едет, на своей груз везет

(седло).

Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на

коне).

Какая обувь в огне изготавливается

И с ног не снимается? (подковы).

30

Погоны желтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы (казаки).

Никого не родила, а все Матушкой зовут (Земля)

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на столбе золотом (колосок)

Сто один брат – все в один ряд,

Вместе связаны стоят (сноп).

Кубанские пословицы и поговорки.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казак молодой, а сноровка старая.

Казаком быть - не разиня рот ходить.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

Не хвались казак травою, хвались сеном.

Пироги на кустах терна не растут.

Хочешь быть на высоте - выбирай путь в гору.

31

Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела - прячутся в кусты.

Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Без работы, как без заботы и умный казак в дураках ходит.

32



В раздел образования