Автор: Лукьянова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 127
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: консультация
Тема: Ранее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Ранее обучение чтению: потребность, необходимость или дань
моде?»
Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями в бесконечном
ряду прочих проблем. В определении оптимального времени для начала
обучения
грамоте
пока
не
выработано
единого
мнения.
Одни
родители
стремятся начать это обучение как можно раньше и карточки со словами или
буквами прикрепляют к колыбели рядом с погремушкой. Другие уверены, что
обучение грамоте следует отложить до школы. Одни полагают, что начинать
надо тогда, когда ребенок сам проявит интерес к буквам, к письменности.
Другие
советуют
показывать
буквы
лишь
тогда,
когда
ребенок
научился
выговаривать
соответствующие
звуки.
Третьи
настойчиво
рекомендуют
предоставить дело обучения специалистам – школьным учителям, потому что
«мы научим неправильно, а учителю придется переучивать, лучше уж пусть
сразу учится, как положено».
Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта –
теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию
письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и
употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это
другая, совсем отдельная задача, и решать ее лучшее всего до школы.
Многие
родители
считают,
если
ребенок
приходит
в
школу,
умея
читать, то ему на уроках будет скучно, он привыкает к безделью, начинает
высокомерно смотреть на одноклассников, читающих много хуже.
У вас есть желание и возможность заниматься с ребенком?
Тогда пусть он придет в школу, умея читать. Лучше от этого будет еще
и потому, что в 4 – 5 лет учиться читать легче, чем в 7 – 8 лет. Родная речь
только что освоена, слова, и звуки не сделались еще для ребенка чем-то
привычным, будничным, стертым, не замечаемыми, как дыхание. Ребенок
еще
экспериментирует
со
словами,
интуитивное
чувство
языка
еще
не
заглушено обиходом болтовни, поток детских вопросов о словах еще не
иссяк, каждый день вы можете порадовать знакомых новенькой историей из
серии «от двух до пяти». Язык дошкольнику еще близок и интересен. Вам
остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения
письменной речью. Зачем же ждать шести лет, когда этот интерес придется
искусственно
возбуждать,
когда
язык
для
ребенка
начнет
закостеневать,
тускнеть, скучнеть, отдаляться?
Но есть и другая крайность: многие родители уверены, что в 4 года
поздно начинать обучение грамоте. Они настаивают на том, что ребенку
проще всего запомнить 33 буквенных значка в ту раннюю пору жизни, когда
его
память
цепко
запечатлевает
сотни
слов,
когда
он
с
необыкновенной
легкостью узнает и осваивает новые и новые предметы и их свойства. Но
чтение не рождается автоматически из знания алфавита.
Настаивая на возможно более ранее обучения грамоте, родители часто
ссылаются на то, что дети сами проявляют живой интерес к письменности,
начинают
спрашивать,
ка
зовут
эту
букву,
зачем
нужны
буквы,
кто
их
изобрёл.
Но
точно
так
же
спрашивают
о
любом
«взрослом»
предмете,
попавшем в круг их внимания. Родители, естественно, должны удовлетворять
и даже побуждать живое детское любопытство. Но следует учитывать, что
знакомство с обликом и именем буквы не обязательно должно быть первым
шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв
опасно, так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым
малыш еще не умеет обращаться и может причинить себе вред. Начинать
систематические
занятия
грамотой
уже
с
четырехлетними
детьми
в
том
случае,
если
у
ребенка
нормально
развивается
устная
речь.
Учите,
что
нормальная речь четырехлетнего ребенка еще не полностью совпадает с
нормами
культурной
взрослой
речи.
Четырехлетка
еще
«имеет
право»
шепелявить
и
картавить,
не
выговаривать
слова
и
изредка
делать
грамматические ошибки. Помните, что звуковому анализу ребенок может
научиться,
только
подражая
взрослому,
который
дает
ребенку
образцы
специального произнесения, интонирования звуков. Так давайте побольше
этих образцов и не сердитесь, если малыш освоит их не сразу.