Автор: Дацко Людмила Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ЧСОШ
Населённый пункт: п. Черский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: начальное образование
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
Черская средняя общеобразовательная школа
МР «Нижнеколымский район» РС (Я)
ДОКЛАД
«КОЛЛЕКТИВНЫЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учитель начальных классов
Дацко Людмила Григорьевна
ЧЕРСКИЙ
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
ВВЕДЕНИЕ
2.
ЧТО ТАКОЕ КТД
3.
СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
4.
СТАДИИ ПОДГОТОВКИ КТД (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)
5.
ПЯТЬ УСЛОВИЙ УСПЕХА ПРОВЕДЕНИЯ КТД
6.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ
7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ
ДЕЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Надо видеть себя в детях,
чтобы помочь им стать взрослыми;
надо принимать их
как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому;
надо, наконец, жить жизнью детей,
чтобы быть гуманным педагогом».
/Ш.А. Амонашвили/
1.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительно меняется время, меняется общество и
отношения
между
людьми,
а
в
современной
школе
роль
классного
руководителя
остается
неизменной.
Он
не
только
руководит, направляет, но и воспитывает.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно
для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где
ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят,
ценят,
где
о
нем
будут
заботиться
настолько,
что
он
станет
интересен
себе
и
другим.
Нужно
приложить
все
усилия,
чтобы
ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его
ждут. В создании такой атмосферы я, как классный руководитель,
играю одну из главных ролей.
Когда я взяла 2 «б», то встретила робких, стеснительных,
неуверенных в себе, мало проявляющих инициативу ребятишек, хотя
в каждом из них чувствовался хороший потенциал. Очень важно
было раскрыть в каждом ученике его творческие способности и
помочь реализовать их. Между некоторыми ребятами класса были
сложные взаимоотношения. Поэтому свою деятельность я направила
на воспитание коллектива единомышленников, формирование у них
потребности быть вместе.
Высшим уровнем совместной деятельности детей в коллективе
считается их коллективная творческая деятельность (КТД). Только
сплоченный
коллектив
имеет
возможность
развиваться,
так
как
каждый в нем ощущает свою полезность и сопричастность к общему
делу. Сформировать такой коллектив помогают КТД.
2.
ЧТО ТАКОЕ КТД
Коллективные творческие дела - это полнокровная
совместная
жизнь
старших
и
младших,
воспитателей
и
воспитанников.
При
этом
педагоги
выступают
как
старшие
товарищи ребят, действующие вместе с ними и немного впереди
них.
Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем
коллективе,
об
окружающих
людях,
знакомых
и
незнакомых,
о
далеких и близких друзьях; поиск лучших средств этой заботы, все
более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу
и
радость
себе,
своему
коллективу
и
другим
людям
–
вот
что
сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь,
тем
эффективнее
тот
многосторонний
воспитательный
процесс,
который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее
воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и
взаимное
влияние
самих
воспитанников
друг
на
друга,
и
самовоспитание старших и младших.
В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность
методики КТД. Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг
о
друге,
об
окружающих
людях,
ответственность
перед
всем
коллективом за свой вклад в общее дело. КТД – дело коллективное,
потому
что
совершается
вместе
ребятами
и
их
старшими
товарищами,
под
чутким
руководством
педагогов.
КТД
–
дело
творческое, потому что представляет собой поиск лучшего решения
жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только
выполняется,
но
и
организуется:
задумывается,
планируется,
выполняется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не
может делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах,
всегда выявляет новые возможности, ведь оно – частица жизни, а
жизнь не стоит на месте.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга
прежде
всего
по
характеру
общей
практической
деятельности,
которая выступает на первый план: трудовая или общественно –
политическая, познавательная или художественно – эстетическая,
спортивно – оздоровительная или организаторская. В каждом КТД
решается
целый
ряд
педагогических
задач,
происходит
развитие
ко л л е к т и в и с т с к и х ,
д е м о к р а т и ч е с к и х
о с н о в
ж и з н и ,
самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного
гражданского
отношения
к
людям
и
окружающему
миру.
КТД,
обогащая коллектив и каждую личность социально ценным опытом,
позволяет
каждому
проявлять
и
совершенствовать
лучшие
человеческие
задатки
и
способности,
потребности
и
отношения,
расти нравственно и духовно.
КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и
игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью, жизни, и,
в то же время, основное воспитательное средство.
3.
СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
Успех КТД и его воспитательно – развивающий эффект
зависят от умелой организации дела, когда его создателем и
участником становится каждый.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется
шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой
стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные
воспитательные задачи
данного КТД, намечают свои исходные
направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и
приступают
к
таким
действиям,
проводя
«нацеливающие»
воспитательные
занятия
с
воспитанниками
(беседы,
экскурсии
и
т.д.),
готовят
их
к
коллективному
планированию.
Все
это
в
наибольшей степени характерно для стартовой беседы, во время
которой
воспитатели
увлекают
воспитанников
радостной
перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском
оптимального решения нескольких важных задач – вопросов: Что
лучше делать? Для кого? Когда? Кто будет участвовать?
С кем
вместе? Кто будет организатором?
Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное
планирование
начинается
в
микроколлективах,
постоянных
или
временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение,
оно
обсуждается,
в
результате
вырабатывается
мнение
микроколлектива.
На
сборе
–
старте
выступают
представители
микроколлективов. Ведущий сбор – старт сопоставляет выдвинутые
представителями
микроколлективов
варианты,
задает
наводящие
вопросы, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые
решаются сначала в микроколлективах, а потом сообща.
Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки
и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет
дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это
объединение действует только во время подготовки и проведения
данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в
новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала
Советом
дела,
с
участием
руководителя
коллектива,
затем
в
микроколлективах,
которые
планируют
и
начинают
работу
по
воплощению общего замысла.
Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива,
опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорит о самом
главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в
них
проявляется
опыт,
применяемый
и
накопленный
в
процессе
планирования и подготовки данного дела. Однако, и в этой ситуации
возникает
необходимость
«вызвать
к
жизни»
те
действия
во спит анников,
которые
по
каким-либо
причинам
н е
осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных
и преодоления отрицательных личностных качеств.
Пятая
стадия –
коллективное
подведение
итогов
КТД.
Подведение итогов происходит на общем сборе. Ставятся вопросы:
1.
Что было организовано хорошо? Почему?
2.
Что не удалось? Почему?
3.
Что можно было сделать по – другому?
4.
Кому и за что нужно сказать «спасибо»?
Для
успешного
прохождения
названных
стадий
учащимся
предлагается несколько
важных
правил
организаторской
работы:
1.
Получив задание, разберись в нем, выдели главное.
2.
Не пренебрегай опытом других – он ваш помощник.
3.
Оцени достоинство и недостатки предыдущей работы. Нет ничего
бесполезнее, чем вновь «изобретать велосипед».
4.
Сопоставляя план дела, не строй воздушных замков, а исходи из
реальных условий.
5.
Работа должна быть понятна каждому.
6.
Каждый несет ответственность за свой участок работы.
7.
Объединяя людей, сплачивай коллектив.
8.
Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем.
Шестая
стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Это
своего рода размышление для нас, взрослых:
1.
Как
в
ходе
подготовки
и
проведения
дела
проявили
себя
учащиеся?
2.
Как сработало дело?
3.
Формированию каких черт личности способствовало?
На
этой
стадии
в
исходных
направляющих
действиях
воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения,
выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
4.
СТАДИИ ПОДГОТОВКИ КТД (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)
Рассмотрим на примере одного коллективного творческого
дела, как осуществлялись основные этапы, формы и способы
проведения КТД.
Первая
стадия
КТД
-
(предварительная
работа
коллектива).
Приступая к разработке КТД «Я и мое здоровье» я поставила перед
собой
цель:
сделать
воспитательный
процесс
радостным,
интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка,
развить
заложенные
природой
творческие
способности,
научить
общению,
ориентированию
в
различных
жизненных
ситуациях,
воспитывать элементарную культуру поведения, чувства милосердия
и сострадания – вот основные задачи, которые я определяю перед
каждым КТД.
На
первой
стадии
КТД
«Я
и
мое
здоровье»
мы
с
ребятами
определили конкретные воспитательные задачи данного дела:
-
задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и полезно
для здоровья;
-
побудить к занятию физкультурой, охране своего здоровья.
Во время стартовой беседы я предложила детям подумать над
тем,
что
такое
Страна
Здоровья
и
кто
в
ней
живет.
Они
придумывали вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Все вопросы помещались на плакате, который висел в классе
весь подготовительный период.
Вторая
стадия
(коллективное
планирование)
началась
с
образования четырех станций (микроколлективов):
-
правильное питание,
-
физкультурная,
-
гигиена,
-
вредные привычки.
Каждый ребенок выбирал себе станцию, по которой хотел бы
собирать материалы, по собственному желанию. Ответственные
за свою станцию высказывали мнения по поводу предложенных
мною заданий, обсуждали оптимальные варианты проведения их
и выдвигали свои предложения. Таким образом, нарабатывался
план подготовки к творческому делу каждого микроколлектива,
который послужил рождению общего плана КТД.
Третья
стадия
–
(коллективная
подготовка).
Третья
стадия
началась с создания специального органа - Совета дела, в который
вошли
по
одному
представителю
от
станции
(микроколлектива).
Ребята, вошедшие в Совет дела вместе со мной, еще раз уточнили
проект КТД, а затем начали работу по воплощению общего замысла
дела в своих микроколлективах.
Четвертая
стадия – (проведение КТД). Эта стадия началась под
моим руководством. Дети разделились на четыре станции (команды)
и заняли места согласно табличкам на партах. На доске прикреплен
большой цветик – семицветик с закрытой пока обратной стороной
лепестков. Сам цветик – семицветик тоже пока закрыт. Широкое и
продуманное применение наглядности вызывает больший интерес к
игре и служит одним из важных средств воспитания. После прихода
Волшебницы из Страны Здоровья, дети отвечали на вопрос: Что
такое здоровье? с помощью лепестков цветика –семицветика. Затем
ребята отправились по станциям в Страну Здоровья, чтобы показать
Волшебнице, что нужно делать, чтобы стать здоровым. Ведущие
каждой
станции
проводили
с
классом
с а м о с тоя т е л ь н о
приготовленные задания и игры. Начали этот серьезный разговор
участники
первой
станции
«Правильное
питание»
Ведущая
станции
предложила
детям
разделить
полезные
продукты
от
неполезных и аргументировать свой выбор. Дальше они показали
инсценировку «Спор витаминов» и в заключение вместе с классом
выработали Правила питания. Ведущие второй станции – «Гигиена»
прочитали стихотворение «Пугалки», дали задание расшифровать
девиз «Чистота – залог здоровья», загадали загадки о предметах
личной гигиены и в конце выступления предложили найти код к
советам Мойдодыра. Третья станция «Физкультурная» начала свое
выступление с ритмической гимнастики, которую с удовольствием
выполняли все учащиеся. Затем они провели интересное шуточное
соревнование «Рекорды Гиннеса» и заполнили «Классную Книгу
Рекордов», куда занесли лучшие результаты учащихся класса по
приседанию,
отжиманию,
прыжкам
на
одной
ноге.
Ведущие
четвертой
станции
«Вредные
привычки»
выясняли,
что
может
навредить
здоровью
человека
и
просили
перечислить
вредные
привычки.
В
заключение
они
искали
ответ
на
вопрос:
Как
избавиться от вредных привычек? После работ всех станций был
подведен общий итог мероприятия. Дети называли Правила, следуя
которым они позаботятся о своем здоровье.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. На классном
сборе каждая станция отчиталась о проделанной работе, отвечая на
вопросы:
1.
Что было организовано хорошо? Почему?
2.
Что не удалось? Почему?
3.
Что можно было сделать по – другому?
4.
Кому и за что нужно сказать «спасибо»?
Ребята отметили хорошую подготовку каждой станции, потому
что мероприятие всем очень понравилось, а некоторые замечания и
предложения воспринимались положительно.
Шестая стадия – стадия ближайшего последействия КТД.
Анализируя
проведенное
дело,
я
увидела
положительную
динамику в участии некоторых детей, которые раньше неохотно
участвовали в общих делах. Некоторые дети открылись для меня с
новой
стороны.
Порадовалась
тому
факту,
что
родители
тоже
приняли активное участие в подготовке этого важного мероприятия.
Обратила внимание, что многие дети не только познакомились с
правилами гигиены, но и стали активно их выполнять. Отметила, что
с каждым новым КТД дети становятся все дружней и активней,
растут их организаторские способности и самостоятельность.
5.
ПЯТЬ УСЛОВИЙ УСПЕХА ПРОВЕДЕНИЯ КТД
Руководитель коллектива организует использование
воспитанниками и в учебной работе, и во время внеурочной
жизни
опыта,
накопленного
при
планировании,
подготовке,
проведении и обсуждении результатов КТД.
Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы,
нежелание,
или,
что
встречается
чаще,
неумение
осуществлять
собственные
решения,
закреплять
и
развивать
приобретенный
положительный
опыт,
опираться
на
уроки,
из
него
извлеченные,
постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают
воспитанников
к
этому
комплексу
действий,
побуждая
к
ним
и
убеждая
в
их
необходимости.
Таковы
внутренние
связи
каждого
КТД,
которые
можно
назвать связями
развертывания
КТД
–
развертывания нужных развивающих действий.
Такая организация деятельности положительно решает вопросы
демократизации
и
гуманизации
воспитательного
процесса,
дает
подходы
к
самому
процессу
воспитания.
Ученик
постепенно
превращается в полноправного партнера классного руководителя по
совместной работе, в личность, которая не подлежит каким – либо
манипуляциям. Воспитание же становится процессом совместной
жизнедеятельности, учитель старается оказать помощь ребенку в
реализации его возможностей.
На уровне начальной школы целесообразно использовать КТД не
в полном объеме. Здесь решающую роль в подготовке дела играет
классный
руководитель.
Когда
ребята
подрастут,
повзрослеют,
получат собственный опыт участия и подготовки к различным по
формам
делам,
пройдут
каждый
тематический
период
на
своем
уровне, в соответствии с возрастом, тогда они смогут сами выбирать
формы проведения творческих дел.
Каждый
день
нашей
педагогической
работы
должен
возвышать
детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично.
Но почему наше воспитательное воздействие нередко оказывается
бессильным,
односторонним,
тормозящим
становление
личности
ребенка?
Почему
подчас
не
осуществляются
лучшие
наши
намерения? По – видимому, это происходит и от незнания общих
условий успешного решения педагогических задач в самых разных
обстоятельствах
-
обычных
и
необычных,
предусмотренных
и
неожиданных,
но
требующих
немедленного
выхода
из
трудного
положения. Назову главные из этих условий.
Первое условие – совместность, сотрудничество, содействие.
Надо
научиться
включать
каждого
воспитанника
как
своего
младшего товарища в совместные действия на общую радость и
пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших
средств
решения
жизненно
важных
задач;
в
практическое
использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом
творения
добра:
в
преодоление
трудностей
при
выполнении
задуманного;
в
борьбу
со
всем,
что
мешает
добру
и
красоте
утвердиться
в
нашей
жизни;
в
оценку
сделанного
и
извлечение
уроков
на
будущее…
Говоря
кратко,
воспитывать
–
значит,
действовать заодно с воспитанниками, как сотрудниками по общей
творческой работе. Ведь только в такой работе у ребят рождается и
крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям,
труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы,
ответственное отношение к самим себе.
Второе условие – общая забота.
Воспитатель всегда проявляет внутреннее, духовное отношение к
воспитаннику
как
к
младшему
товарищу.
Для
такого
отношения
характерно
единство
уважения
и
требовательности.
Исходным
является уважение: вера в творческие силы, возможности человека
как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и
будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых
сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны
и
преодолевать
недостатки,
слабости.
Из
уважения
вытекает
и
требовательность действий на общую радость и пользу, в которых
нужно
участвовать,
чтобы
улучшать
окружающую
жизнь
и
одновременно
улучшать,
совершенствовать
себя
как
товарища
других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к
воспитателю,
которое
делает
весомым,
успешным
каждое
его
воздействие. Создается и крепнет истинный авторитет взрослого.
Это
отношение,
в
котором
неразрывно
соединены
уважение
и
требовательность
воспитанников
к
воспитателю
как
к
старшему
товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств.
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны
личности
растущего
человека:
познавательную,
эмоционально
–
волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства,
стремления,
интересы,
потребности.
Формировать
умения
и
способности, привычки и черты характера.
Четвертое условие – единый коллектив.
Влиять
так,
чтобы
способы
воздействия
воспитателей
на
воспитанников
были
бы
и
способами
воздействия
самих
воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников
друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого
себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих
звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания
воспитанников
–
взаимного
и
личного,
самово спитания
воспитателей,
воспитания
воспитанниками
воспитателей.
Тогда
каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив –
старших
и
младших,
воздействуя
на
общую
жизнь,
улучшая
и
обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие – творчество, а не шаблон.
Влиять
так,
чтобы
использовать
в
единстве
различные
виды
воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и
опосредованное,
но
использовать
непременно
творчески,
не
допуская
формализма
и
унылого,
убивающего
неординарность
однообразия. Тогда ребята не чувствуют себя и не являются лишь
объектами
воспитания.
Они
–
(прежде
всего!)
участвуют
в
творческом
решении
общих
с
воспитателями
жизненно
важных
практических задач. Они – младшие товарищи взрослых по общей
творческой гражданской заботе. Идет воздействие на воспитанников
и
прямо
–
в
личном
общении,
и
опосредованно
–
через
самих
воспитанников,
через
других
воспитателей.
Однако,
и
прямое
и
опосредованное
воздействие
должно
иметь
прежде
всего
практическую
направленность:
что
и
как
лучше
сделать,
чтобы
улучшить
окружающую
жизнь
и
жизнь
своего
коллектива?
А
собственно
воспитательные
задачи
(научиться,
овладеть,
преодолеть…),
которые
при
этом
ставятся
мною,
решаются
незаметно
для
воспитанников.
Это
и
есть
незаметное,
скрытое
воспитательное
воздействие,
чрезвычайную
важность
которого
подчеркивали А.С.Макаренко, В.Н.Терский, В.А.Сухомлинский.
Когда открытое воспитательное воздействие, которое прямо
нацелено
на
достижение
собственно
воспитательных
целей,
становится
средством,
необходимым
для
решения
общих
и
личностно значимых практических задач: «Чтобы успешно сделать
то-то,
надо
научиться
тому-то!»
и
что
особенно
важно,
такое
открытое воздействие становится необходимым не только для меня,
но и для самих ребят, оно используется не только прямо, мною, но и
опосредованно, через воспитанников. Используется по - разному, в
разных
ситуациях
и
разными
конкретными
способами,
т.е.
воспитательными приемами.
6.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ
Коллективное творческое дело было и остается важнейшей
формой работы в моем классе, ведь именно КТД в наибольшей
с т е п е н и
п о з в ол я е т
р е бе н ку
р а с к р ы т ь
т в о р ч е с к у ю
индивидуальность,
обрести
друзей,
уверенность
в
себе,
приобрести организаторские навыки.
С первых дней сентября начинаю относиться к ребятам как к
младшим
товарищам
по
трудной,
но
очень
интересной
работе.
Своим
личным
примером
(а
значит,
ненавязчиво,
незаметно)
помогаю ребятам находить в себе что-то хорошее, делиться этим
хорошим,
вовлекать
каждого
в
поиск
того,
что
можно
сделать
интересного и полезного для своего класса и для окружающих их
людей. Чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность
каждого
ребенка,
провожу
в
классе
различные
праздники,
викторины, конкурсы и, конечно же, КТД, где все ребята являются
полноправными
хозяевами,
а
не
скучающими
го с тям и .
Осуществлять
задуманное
–
это
значит
–
проявлять
творческую
заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае. В
таком
случае,
у
детей
постепенно
вырабатывается
привычка
заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других,
стремиться к тому, чтобы все и у всех было хорошо и интересно.
В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: все, что дети
могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие
ребят
в
КТД
имеет
важное
воспитательное
значение:
дети
приобретают
организаторские
навыки
и
умения,
развивается
их
самостоятельность,
проявляется
ответственность
за
выполнение
полученного
дела,
т.е.
формируется
их
активная
деятельность
и
жизненная позиция.
Система воспитательных дел (КТД) проводится в моем классе по
нескольким направлениям:
1.
Школа человечности.
2.
С чего начинается Родина.
3.
Радость познания.
4.
Художественное творчество.
5.
Труд на пользу себе и людям.
6.
Я и мое здоровье.
7.
Родители – члены содружества.
Блок №1 «Школа человечности»
Цель:
сформировать
нравственно
–
патриотические
качества:
трудолюбие,
честность,
доброту,
справедливость,
уважение
к
старшим, ответственность.
КТД «Мама – слово дорогое»
Классный праздник «Вот и стали мы на год взрослей!»
Операция милосердия «Спешите делать добрые дела»
КТД «В страну вежливых слов»
КТД «Семья глазами ребенка»
Блок №2 «Радость познания»
Цель: развивать познавательную активность, ответственное
отношение к учебе.
«Праздник Первого звонка»
«Посвящение в ученики»
«Юбилей Агнии Барто»
КТД «Братья наши меньшие»
КТД «Здравствуй, первый зеленый листочек!»
Блок №3 «Художественное творчество»
Цель: развивать творческую активность, художественный вкус.
Конкурс рисунков и сочинений «Мой край родной»
Фотовыставка «Мой папа – самый-самый!»
Конкурс «День бантика»
КТД «От чистого сердца»
КТД «День именинника»
Блок №4 «Я и мое здоровье»
Цель: формирование потребности в ЗОЖ, сохранение и укрепление
здоровья.
«Старты Дружбы»
Игра «Зеленый огонек»
Совместные походы
КТД «Я и мое здоровье»
КТД «Вредные привычки»
«Лыжня Здоровья»
Блок №5 «С чего начинается Родина»
Цель:
Воспитание
любви
к
Родине,
уважение
к
людям
труда,
ветеранам войны.
Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
Смотр строя и песни
Экскурсия в воинскую часть
КТД «Этих дней не смолкнет слава»
КТД «Моя малая родина - Черский»
Блок №6 «Родители – члены содружества»
Цель:
повысить
воспитательно
-
педагогическую
культуру
родителей; добиваться того, чтобы ни один родитель не остался
пассивным
наблюдателем
в
воспитательном
процессе,
а
был
активным его членом.
КТД - Праздник «Моя семья»
Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»
Трудовой десант «Мой папа может все!»
КТД «Наши семейные реликвии»
КТД «Моя родословная»
7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский коллектив моего класса – коллектив, нацеленный на
творчество
и
открытый
для
обучения
детей
творческому
отношению
к
своей
и
общественной
жизни.
Только
в
творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь
к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
В подготовке и проведении коллективных творческих дел главное,
чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие
цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на
принципах сотрудничества и сотворчества.
Именно так и начинали строиться коллективные творческие дела
в
3
«б»
классе,
в
котором
в
2017
году
я
стала
классным
руководителем. В данный коллектив добавились дети из другого
класса.
Сначала
возникли
осложнения
в
общении
детей
друг
с
другом.
Мне
пришлось
исследовать
межличностные
отношения,
изучить
психологический
климат
в
классе,
индивидуальные
особенности
учащихся,
темперамент,
выявить
способности
и
таланты каждого. За три года работы с этим классом я пережила все
трудности и радости формирования дружного классного коллектива.
И большое значение в этом сыграло использование в воспитательной
работе коллективных творческих дел. 4 класс – это моя гордость!
Все три года мы были вместе: в радости и в беде. Во всем и всегда я
старалась идти по жизни со своими учениками. Сколько счастливых
мгновений пережито вместе с ними, не счесть! Каждый раз, входя в
класс, видя улыбки своих учеников, я понимала, что наша профессия
сама лучшая, нужная, важная!
Я часто думала, какими будут мои ребята, когда пойдут в 5
класс. Услышанные от педагогов отзывы порадовали меня. Вот что
пишет в характеристике класса директор школы Ревтова Т.П.: «Дети
5 класса
трудолюбивы, энтузиасты, активисты. Они
дружны и
заботливы, умеют простить и поругать товарища, если надо. В них
сформировано
чувство
товарищества
и
ответственности
за
порученное дело. Они занимают активную жизненную позицию. Эти
ученики
принимают
участие
во
всех
школьных
мероприятиях,
занимая призовые места. Многие дети учатся в музыкальной школе
и
занимаются
спортом.
Видно,
что
классный
руководитель
начальных
классов
уделял
большое
внимание
сплочению
ученического и родительского коллективов. Родители этого класса
активно
помогают
школе.
А
ученики
всегда
отличаются
сознательным
отношением
к
учебе,
стойким
познавательным
интересом, развитыми ученическими умениями и сформированными
творческими способностями».
Значит, все было не зря! Методика КТД действует и приносит
хорошие
результаты.
Свое
выступление
закончу
словами
из
стихотворения своей коллеги Оленюк О.И., которые отражают всю
суть нашей творческой воспитательной работы.
Казалось бы, одно и то же: КВН, брейн-ринг, концерт, поход…
Но вновь, как в юности, тревожит очередного дня приход.
Пусть сеть морщин на наших лицах, и в волосах нить седины, -
Век наша молодость продлится, когда с детьми едины мы!
Ведем к успеху их, к удаче, и молодеем с каждым днем.
Как Данко с факелом горящим, свои сердца мы отдаем.
Вожак и друг, вперед иди с детьми ты в ногу, не иначе!
Ты воспылай и сам гори, чтоб зажигать сердца ребячьи!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
О.С. Газман, З.В. Баянкина, Т.Ю. Калошина, Н.Е. Харитонова
«Картотека
коллективных
познавательных
и
ролевых
игр»
(методические
рекомендации
для
школ,
внешкольных
учреждений, лагерей), 1990
2.
Л.Е.Гамаюнова
«Коллективно
–
творческая
деятельность,
как
средство воспитания школьников», Чита
3.
И.П.Иванов
«Воспитатель
коллективистов».
Издательство
«Педагогика», 1982
4.
И.П.
Иванов
«Энциклопедия
коллективных
творческих
дел»,
Москва, «Педагогика», 1989
5.
«Коллективно – творческие дела», журнал «Вожатый» № 2, 1988
6.
«Коллективные
творческие
дела»,
журнал
«Классный
руководитель» № 2, 2004