Автор: Боровикова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 "Журавушка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Здравствуй,лето!"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Здравствуй, лето!»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ НА
ЛЕТО
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления
здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года
дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об
окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность,
умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный
запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно
для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к
школьному обучению. Во время совместного досуга советую:
1.Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в
неживой
и
живой
природе.
Учить
видеть
природные
взаимосвязи.
(Например, тучи на небе, значит, будет дождь.Цветы одуванчика закрыты в
пасмурную погоду или вечером и т.п.)
2.
Гуляя
в
парке
и
лесу,
наблюдать
за
разными
представителями
животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И
обязательно
предлагать
ребёнку
рассказать
о
том,
что
он
увидел. Что
растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт? Воспитывать бережное
отношение к природе.
3.
Рассматривать
растения,
называть
их
части:
ствол,
ветка,
лист,
цветок, плод, корень, лепесток, . Учить различать и называть несколько
видов
деревьев
и
кустарников.
Сравнивать
их,
определяя
сходство
и
отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
4. Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди
такой
же
лист
»,
«Узнай и
назови»
(дерево,
куст,
на
картинке
или
в
природе), «Что лишнее?».
5.Учить
различать
и
называть
несколько
видов
полевых
и
садовых
цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
6.
Учить
стихи
о
цветах
и
деревьях:
Е.
Благинина
«По
малину»,
«Рябина»,
Е.Серова
«Колокольчик»,
«Ландыш»,
«Кашка»,
«Одуванчик»,
И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет».
Читать
рассказы
о
растениях
и
беседовать
по
их
содержанию:
А.
Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.
7.Отдыхая
на
реке,
озере,
море
тоже
развивайте
детскую
наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти
водоёмы?
Объясните,
что
такое
течение,
берега,
волны,
прибой.
Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом
(шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети
учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо
ложечки
для
куклы,
камешки,
вместо
конфет
для
неё).
Это
развивает
фантазию и творческие способности.
9.
Учите
ребёнка различать
и
правильно
называть
величины
предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например,
ствол
толстый
и
тонкий,
дерево
высокое
и
низкое,
ветка
длинная
и
короткая, река широкая, а ручей узкий и т.д.
10. Разнообразие летних красок,
поможет учить с детьми названия
цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски
лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
11.Учите
ориентироваться
в
пространстве.
Этому
поможет
дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.),
«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую
руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.). Ориентироваться на
плоскости листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в
правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны,
правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».
12.Упражняйте
детей
в
счёте
до
10
и
обратно, опять же используя
природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
13.Учите
детей
сравнивать.
Например,
дерево
и
бревно,
птицу
и
самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём
их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё
мнение.
14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном
примере
понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о
зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите
наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте
к посильной помощи.
15
.Учить
детей
ежедневно
рассказывать
о
погоде,
о
том,
что
они
увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении
предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического
строя и связной речи ребёнка.
16.Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку
или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о
времени
года,
расширит
их
кругозор,
разовьёт интеллект
и
любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что
особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и
родителей,
улучшают
домашний
микроклимат
и
способствуют
укреплению семьи.
Как оздоровить ребенка летом?
Летние каникулы — самое благоприятное время, когда необходимо
использовать все имеющиеся возможности для оздоровления ребенка. Летом
дети должны быть на свежем воздухе как можно дольше. Прогулки, игры,
физкультурные занятия — лучший отдых после учебного года (с
поступлением ребенка в образовательное учреждение его двигательная
активность снижается на 50%).
Не рекомендуется допускать значительных отклонений в режиме дня:
время пробуждения и отхода ко сну должны быть примерно такими, как во
время учебного года, или изменены в разумных пределах. Рацион должен
содержать достаточное количество молочных и мясных продуктов, свежих
фруктов и овощей. Лето — самый благоприятный период для восполнения
недостатка витаминов. Можно определить ребенка в летнее оздоровительное
учреждение, хотя бы на один месяц. Детям с хроническими заболеваниями
полезно оздоровление в условиях санатория. Родителям следует
воспользоваться каникулярным временем, чтобы проконсультировать ребенка
у врачей и провести курс физиотерапевтических процедур. В целях
предотвращении психологического дискомфорта, конфликтов, заболеваний
следует ребенка заранее подготовить к летнему отдыху.
Наши рекомендации:
Планируйте летний отдых вместе с детьми. При этом помните,
что прогулки, игры, физкультурные и спортивные занятия на свежем воздухе
должны быть ежедневными.
Для начала детям не помешало бы отоспаться вволю! Известно,
что большинство детей недосыпают 1-1,5 и даже иногда и 2 часа в учебные
дни.
А
ведь
детские
неврозы
наиболее
часто
развиваются
в
результате
систематического недосыпания.
Максимально
оградите
ребенка
от
компьютера
или
хотя
бы
сократите пользование им до гигиенически рекомендуемых норм (7 минут —
дети до 5 лет; 10 минут — дети 6 лет; 15 минут — ученики начальных
классов).
Максимально используйте для укрепления здоровья эффективные
и доступные закаливающие средства — солнце, воздух и воду.
Солнце
—
это
тепло,
хорошее
настроение,
здоровье.
Однако
избыточное
облучение
солнечным
светом
имеет
отрицательный
эффект:
солнечные
ожоги,
расстройства
сердечнососудистой
системы,
дыхания,
вялость,
раздражительность,
головокружение
в
результате
теплового
и
солнечного
ударов.
Детям
не
следует
специально
загорать
на
открытом
солнце. Гораздо безопаснее, комфортнее — среди зелени, под тентом, по
возможности в отдалении от проезжих дорог, промышленных предприятий.
Во
избежание
перегрева
необходимо
голову
покрыть
шляпой,
кепкой, панамой.
Температура
воздуха
в
тени
должна
быть
20-22o
С.
Нельзя
принимать солнечные ванны натощак и ранее чем через 1-1,5 часа после еды.
Лучшее время — с 9 до 11 часов и с 16 до 18 часов.
В
первые
2-3
дня
пребывание
под
открытыми
солнечными
лучами
должно
составлять
не
более
5
минут,
затем
время
постепенно
увеличивают. Длительность солнечных ванн строго индивидуальна: зависит
от возраста, типа кожи, состояния ребенка.
Желательно, чтобы дети не лежали на открытом солнце, а играли,
бегали, попадая то на солнце, то в тень. Солнечные ванны противопоказаны
детям с повышенной температурой тела, недомоганием, головной болью.
Важно знать, что прием некоторых лекарственных препаратов
перед отдыхом на пляже может спровоцировать солнечный ожог. К ним
относятся сульфаниламидные препараты. Прием этих и некоторых других
лекарств повышает чувствительность кожи к солнцу в несколько раз.
На прогулки необходимо брать с собой минеральную, питьевую в
бутылках или кипяченую охлажденную (но не ледяную) воду, которую надо
пить
в
небольших
количествах
маленькими
глотками,
а
также
соки
или
фрукты.
Походы
в
лес
за
ягодами
или
"вылазки"
на
пикники
могут
доставить
не
только
удовольствие,
но
и
неприятности,
если
к
ним
не
подготовиться.
Отпугнуть
назойливых
насекомых
помогут
естественные
репелленты - эфирные масла полыни, гвоздики. Нанесите несколько капель
на одежду
Головной убор в лесу обязателен – вот первое правило советов
для летнего отдыха. Он защитит от солнечного и теплового удара, убережет
от травм и от клещей. Для продолжительных прогулок лучше выбирать
одежду из плотных тканей, спасающих кожу от палящих солнечных лучей и
возможного
обгорания.
Собираясь
в
лес,
надевайте
высокие
ботинки
и
свободные брюки из плотной ткани. В руке, гуляя по лесу, полезно держать
большую палку.
В жаркие дни дети должны носить одежду только из натуральных
тканей. В качестве хорошей защиты подойдут вещи из хлопка и льна, лучше
отдавать
предпочтение
цветным
тканям
(красным,
зеленым,
желтым,
оранжевым, синим), нежели однотонным светлым. Одежда светлых тонов (в
особенности белая) в большей степени пропускает солнечные лучи. Одежда
из химических волокон «не дышит» (в ней ребенок потеет) и к тому же
пропускает от 13 до 25% излучения.
Во
время
купания
в
реке
или
озере
на
ребенка
действует
несколько факторов внешней среды — температура воздуха и воды, ветер,
солнце. Кроме того, при купании ребенок активно двигается, задействованы
практически все группы мышц, в то время как нагрузка на позвоночник и
суставы
резко
снижена.
Этот
вид
закаливания
требует
внимательного
контроля со стороны взрослых.
Купаться в открытом водоеме можно с 3-4-летнего возраста, но
только после прохождения курса подготовительных процедур (обтирание,
обливание, душ). Температура воздуха должна быть 24-25o С, а температура
воды — не ниже 20o С. Продолжительность купания вначале составляет 1-2
минуты, по мере привыкания и в зависимости от реакции ребенка — 5-10
минут. При появлении первых признаков переохлаждения («гусиная кожа»,
озноб) следует выйти на берег.
Необходимо
правильно
выбрать
надувные
средства
для
маленьких и не умеющих плавать детей: лучше всего использовать надувные
жилеты, ни в коем случае нельзя использовать матрац.
Исключительно сильное влияние на организм ребенка оказывают
морские купания (вода имеет сложный химический состав). Очень полезен
морской воздух. Купание в море разрешается детям с двух лет. Начинать эти
процедуры
можно
при
температуре
воды
не
ниже
20o
С.
При
первых
купаниях
ребенок
по
существу
только
окунается,
находясь
в
воде
20-30
секунд. Постепенно продолжительность пребывания в воде увеличивается
для
дошкольников
до
3-5
минут,
для
школьников
—
до
8-10
минут.
Необходимо
внимательно
следить
за
состоянием
здоровья
ребенка
и
его
реакцией на купание.
Многие дети любят играть на песке около воды. Периодически
они
сами
забегают
в
воду.
Такой
вариант
—
отличная
закаливающая
процедура.
Если вы отдыхаете в деревне или на даче, позвольте ребенку по
утрам бегать босиком по росе. Кратковременное воздействие холодной воды
на
стопы
приводит
к
тому,
что
сосуды
стоп
и
одновременно
сосуды
носоглоточной области сужаются, а затем резко расширяются. В результате
кровообращение
в
области
носоглотки
усиливается,
создавая
надежную
преграду для болезнетворных бактерий и вирусов. Кроме того, хождение по
росе считается профилактикой плоскостопия.
В каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребенка.
Прежде
чем
отпустить
его
кататься
на
велосипеде,
роликовых
коньках,
убедитесь, что снаряжение исправно, а он хорошо знает, как им пользоваться.
Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребенка от травм.
Соблюдение
перечисленных
довольно
простых
рекомендаций
обезопасит летний отдых, сохранит и укрепит здоровье детей.