Автор: Толстошеина Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ № 1
Населённый пункт: город Новоаннинский Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Как подготовить ребёнка к экзамену
Раздел: среднее образование
Как подготовить ребёнка к экзамену
В жизни каждого человека наступает момент экзаменов: сложных и очень сложных. Но никто
никогда не сказал, что экзамен – это просто, и все потому, что любое испытание в жизни человека
связано с перегрузками. В настоящее время ребенка с начальной школы приучают к школьным
испытаниям: различные срезы, ВПР (всероссийские проверочные работы), итоговые контрольные
работы и много-много разных моментов, когда ребёнку приходится держать удар. Да, именно
удар, так как любой стресс – это бич для психики ребёнка. Нужно постоянно что-то доказывать
себе, учителям и родителям.
Формирование стрессоустойчивости начинается в младшем школьном возрасте и во многом
зависит от учителей. Именно учителя дают детям нужный настрой, по нотам расписывают все
трудности, учат детей не боятся, говорят с родителями и дают им нужные советы. В 2017 – 2018
учебном году появилось новое испытание для детей 9-х классов – устное собеседование по
русскому языку. Ещё один способ проверить знания, а для детей – это ещё один стресс и страх
перед
микрофоном,
который
записывает
каждое
слово,
каждый
шорох.
Именно
поэтому
необходимо как можно раньше научить детей преодолевать трудности и не бояться разного рода
жизненных испытаний. И здесь работа школьного психолога выстраивается в несколько этапов:
1.
Диагностический этап. Для того, чтобы с чем-то бороться или что-то формировать,
необходимо знать, с чем бороться и что формировать. Поэтому на данном этапе
используется целая батарея различных методик: «тест «САН( самочуствие, активность,
настроение)»,
тест-опросник
для
определения
уровня
самооценки,
тест-опросник
«Индекс жизненной удовлетворённости», опросник тревожности Ч. Спилбергера, тест-
опросник по самооценке волевых качеств, тест-опросник «Творческий потенциал»,
тест – опросник «Шкала самоэффективности», тест Люшера, методика «Ранговая
позиция», методика «Отождествление», тест «Твое самочувствие накануне экзаменов».
Использование
предложенных
методик
позволит
определить
круг
интересов
выпускников,
выявить
психологические
особенности,
проблемы
и
недостаточно
сформированные навыки.
2.
Тренинговый,
коррекционный
этап
–
это
самый
большой
этап.
Он
проводится
в
течение полугода и включает целый курс занятий, упражнений и тренингов. Здесь
важно
каждому
выпускнику
выявить
и
понять,
что
подходит
именно
ему,
какие
способы и методы саморегуляции наиболее действенны и дают наилучший эффект. В
зависимости от мастерства психолога, можно применять разнообразные упражнения и
техники:
арт-терапия,
изотерапия,
музыкотерапия,
цветотерапия
и
т.д.
Особое
внимание на данном этапе работы с учащимися следует уделить заботе об их здоровье:
четко определить, что полезно, а что вредит их здоровью. Необходимо говорить об
организации
учебного
времени
и
рабочего
места,
о
правильном
питании
в
предэкзаменационный и экзаменационный периоды. Такие занятия может проводить
не только школьный психолог, но и классный руководитель.
3.
Экзаменационный этап. Этот этап самый короткий, он начинается непосредственно
перед экзаменами и заканчивается на самом экзамене. Мероприятия, проводимые
психологом и классным руководителем в этот период, помогут выпускнику (а также
родителям) успокоиться, настроиться на позитивный лад. На данном этапе помогают
экспресс-методики
и
техники
саморегуляции
(работа
с
дыханием,
мышечное
расслабление,
психологические
установки,
приёмы
визуализации,
аутотренинг,
самовнушение и др.), которым выпускники обучились на втором этапе.
Такой подход к подготовке обучающихся 9-х и 11-х классов позволяет, с одной стороны,
определить круг интересов выпускников, выявить их психологические особенности и проблемы,
и, с другой стороны, выработать правильную стратегию поведения в период больших физических
и психологических нагрузок, научить справляться со страхами, преодолевать неудачи.