Напоминание

Как подготовить ребёнка к экзамену


Автор: Толстошеина Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ № 1
Населённый пункт: город Новоаннинский Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Как подготовить ребёнка к экзамену
Раздел: среднее образование





Назад




Как подготовить ребёнка к экзамену

В жизни каждого человека наступает момент экзаменов: сложных и очень сложных. Но никто

никогда не сказал, что экзамен – это просто, и все потому, что любое испытание в жизни человека

связано с перегрузками. В настоящее время ребенка с начальной школы приучают к школьным

испытаниям: различные срезы, ВПР (всероссийские проверочные работы), итоговые контрольные

работы и много-много разных моментов, когда ребёнку приходится держать удар. Да, именно

удар, так как любой стресс – это бич для психики ребёнка. Нужно постоянно что-то доказывать

себе, учителям и родителям.

Формирование стрессоустойчивости начинается в младшем школьном возрасте и во многом

зависит от учителей. Именно учителя дают детям нужный настрой, по нотам расписывают все

трудности, учат детей не боятся, говорят с родителями и дают им нужные советы. В 2017 – 2018

учебном году появилось новое испытание для детей 9-х классов – устное собеседование по

русскому языку. Ещё один способ проверить знания, а для детей – это ещё один стресс и страх

перед

микрофоном,

который

записывает

каждое

слово,

каждый

шорох.

Именно

поэтому

необходимо как можно раньше научить детей преодолевать трудности и не бояться разного рода

жизненных испытаний. И здесь работа школьного психолога выстраивается в несколько этапов:

1.

Диагностический этап. Для того, чтобы с чем-то бороться или что-то формировать,

необходимо знать, с чем бороться и что формировать. Поэтому на данном этапе

используется целая батарея различных методик: «тест «САН( самочуствие, активность,

настроение)»,

тест-опросник

для

определения

уровня

самооценки,

тест-опросник

«Индекс жизненной удовлетворённости», опросник тревожности Ч. Спилбергера, тест-

опросник по самооценке волевых качеств, тест-опросник «Творческий потенциал»,

тест – опросник «Шкала самоэффективности», тест Люшера, методика «Ранговая

позиция», методика «Отождествление», тест «Твое самочувствие накануне экзаменов».

Использование

предложенных

методик

позволит

определить

круг

интересов

выпускников,

выявить

психологические

особенности,

проблемы

и

недостаточно

сформированные навыки.

2.

Тренинговый,

коррекционный

этап

это

самый

большой

этап.

Он

проводится

в

течение полугода и включает целый курс занятий, упражнений и тренингов. Здесь

важно

каждому

выпускнику

выявить

и

понять,

что

подходит

именно

ему,

какие

способы и методы саморегуляции наиболее действенны и дают наилучший эффект. В

зависимости от мастерства психолога, можно применять разнообразные упражнения и

техники:

арт-терапия,

изотерапия,

музыкотерапия,

цветотерапия

и

т.д.

Особое

внимание на данном этапе работы с учащимися следует уделить заботе об их здоровье:

четко определить, что полезно, а что вредит их здоровью. Необходимо говорить об

организации

учебного

времени

и

рабочего

места,

о

правильном

питании

в

предэкзаменационный и экзаменационный периоды. Такие занятия может проводить

не только школьный психолог, но и классный руководитель.

3.

Экзаменационный этап. Этот этап самый короткий, он начинается непосредственно

перед экзаменами и заканчивается на самом экзамене. Мероприятия, проводимые

психологом и классным руководителем в этот период, помогут выпускнику (а также

родителям) успокоиться, настроиться на позитивный лад. На данном этапе помогают

экспресс-методики

и

техники

саморегуляции

(работа

с

дыханием,

мышечное

расслабление,

психологические

установки,

приёмы

визуализации,

аутотренинг,

самовнушение и др.), которым выпускники обучились на втором этапе.

Такой подход к подготовке обучающихся 9-х и 11-х классов позволяет, с одной стороны,

определить круг интересов выпускников, выявить их психологические особенности и проблемы,

и, с другой стороны, выработать правильную стратегию поведения в период больших физических

и психологических нагрузок, научить справляться со страхами, преодолевать неудачи.



В раздел образования