Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание дошкольников"


Автор: Решетникова Ксения Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №10 "Белочка"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности
Тема: "Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений через экологическое воспитание дошкольников.

Выполнил:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка»

Решетникова Ксения Геннадьевна

Пояснительная записка к ООД

«Стоит в поле теремок»

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его

нравственных качеств. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое

мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится

сейчас. Развитие представлений о сезонных явлениях в природе у детей дошкольного возраста - это инструмент развития способностей и осознания

окружающей

его

реальности.

Настоящая

работа

направлена

на

формирование

предпосылок

личностных

познавательных

коммуникативных

универсальных учебных действий дошкольников в соответствии ФГОС ДО.

Образовательная деятельность основана на примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией

Н.Е

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой.

Занятие

построено

по

сказкотерапевтической

форме,

в

наибольшей

степени

соответствующей особенностям детского возраста, целью которой является возможность формирования нравственных ценностей, осуществления

коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Формирование элементарных математических представлений»,

«Речевое развитие», «Физическая культура».

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

При решении поставленных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательность; активность; эмоциональная

отзывчивость; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением и

планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: активизации самостоятельного мышления детей; моделирование; решение

проблемной ситуации; экспериментирование; беседа; рассказ воспитателя; объяснение с наглядной демонстрацией объектов; наблюдение; обсуждение;

дидактические

игры;

упражнения

конструктивного,

творческого

характера;

наглядно-практический

метод

(раздаточный

материал);

прием

эмоциональной заинтересованности (психогимнастика).

Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с психологического настроя,

где активизировалось внимание детей, создание атмосферы психологической безопасности: дети встают в круг под музыку и повторяют движения за

педагогом. Далее следует сюрпризный момент (письмо) с целью формирования представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Воспитатель

подводит детей к тому, что в путешествие они отправляются на поезде, используя игровой прием (дети самостоятельно занимают места согласно

геометрическим фигурам на билетах).

Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, выполняют задания по

указанию

воспитателя,

рисуют,

обыгрывают

проблемные

ситуации.

В

процессе

данной

части

занятия

осуществляется

индивидуализация

образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия

проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех

детей,

учитывая

их

индивидуальные

особенности,

формирует

у

детей

навыки

учебной

деятельности,

развивает

способность

оценивать

и

контролировать свои действия,

создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания,

чтобы всем помочь, что бы попасть поскорее и помочь бабушке. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели.

Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения

с детьми.

Проводится рефлексия деятельности.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений через экологическое воспитание.

Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет

Тема: «Стоит в поле теремок».

Цель: формирование пройденных математических представлений у детей II младшей группы через экологическое воспитание.

Задачи:

Предметные:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

- упражнять детей в счёте до 5;

- продолжать формировать умение соотносить количество предметов с числом;

- закрепить знание геометрических фигур, а также основные цвета; - закрепить понятия «длинный», «короткий»;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

- Формировать внимание, мышление, воображение, память.

- Развивать мелкую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

- Воспитывать интерес, любознательность, желание помогать герою попавшему в беду.

Метапредметные:

Формирование личностных УУД через:

формирование познавательной и социальной мотивации;

воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким,

уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Формирование регулятивных УУД через:

умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

умение видеть результат своей деятельности;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Формирование познавательных УУД через:

помощь взрослого при создании простейших алгоритмов действий при решении поставленных задач;

узнавание, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности.

Формирование коммуникативных УУД через:

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

Умение вести монолог, отвечать на вопросы.

Этап,

продолжительност

ь

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды

деятельности

Результат

Психологический

настрой, 1 мин

Создание

атмосферы

психологической

безопасности:

эмпатическое

принятие,

эмоциональная

поддержка ребенка

Приглашает детей выйти на коврик

Звучит музыка Железновой:

- «Ну-ка, все встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять, ручками

махать.

Начинаем заниматься, будем весь

урок стараться, повторять, не зевать,

все запоминать!»

Встают в круг под музыку

и повторяют движения за

педагогом

Психогимнастика,

психологические

этюды,

игровые моменты и др.

Психологическая готовность

Мотивационно-

побудительный,

1 мин

Формирование

представлений

о

предстоящей

деятельности,

ее

задачах

Ребята, слышите? Кто- то к нам

стучится! Открываю дверь, приношу

письмо от почтальона. Читаю: "

Помогите, помогите, помогите!

Нужна ваша помощь зверушкам в

сказочной стране!" Ребята,

поможем? Давайте отправимся с

вами в сказочную страну!

Осознают

и

принимают

поставленную задачу.

Дети: Да, поможем!!!

Сюрпризный

момент

(письмо)

Внутренняя мотивация на

деятельность. Формирование

познавательной и социальной

мотивации; воспитание

нравственных ориентиров

(любовь к близким,

уважение

к

старшим,

бережное отношение ко всему

живому и т.п.)

Актуализация,

2 мин

Актуализация

имеющихся

знаний,

представлений.

Создание

ситуации,

в

которой

возникает

необходимость

в

получении

новых

представлений, умений

Я загадаю загадку, а вы отгадайте и

узнаете, на чём мы с вами

отправимся в путь.

Еду в нём на верхней полке к морю,

К солнышку, на юг,

А колёса без умолку:

Тук – тук – тук.

Правильно, это поезд, и мы поедем

на волшебном поезде. Но для этого

нам надо приобрести билеты, чтобы

потом занять определённое место.

(Раздаю билеты) Посмотрите

внимательно на свои билеты. Что на

них изображено?

Дети: поезд, паровоз

Беседа,

игровые

и

занимательные

приемы,

упражнения,

моделирование, наблюдение

и т. д.

Воспроизведение

информации, необходимой

для успешного усвоения

нового. Формирование

умения планировать свое

действие в соответствии с

конкретной задачей.

Вам нужно найти стульчик с такой

же геометрической фигурой, как у

вас. Кондуктор проверяет билеты у

пассажиров. Пристегнули ремни

безопасности.

Ну, а теперь - поехали!

Ребята, а давайте сделаем

остановку?

Воспитатель: Ребята! Мы попали с

Вами в сказочную страну! Давайте

присядем и отдохнем. Дети садятся

за столы.

Дети:

круг,

треугольник.

квадрат

Дети: поехали!!!

Дети выходят и

рассаживаются

Восприятие

и

усвоение

нового

(либо

расширение

имеющихся

представлений),

3 мин

Закрепление,

(расширение,

обобщение,

систематизация)

определенного

объема

знаний

и

представлений

о

свойствах и качествах

объектов,

их

преобразовании,

связях,

способах

действий и т. д.

На столе лежат две дорожки длинная

и короткая, рядом стоит теремок.

Воспитатель (доставая игрушечную

мышку):

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Как по полю мышка бежала,

Теремок увидала.

Воспитатель: А к теремку две

дорожки ведут, одна длинная, а

другая - короткая. Мышка

запуталась, по какой дорожке ей

быстрей добраться до теремка: по

длинной дорожке или по короткой?

Ребята, как вы думаете? Да, ребята,

правильно, по короткой дорожке

быстрей мышке добежать до домика,

а теперь нам нужно правильно

указать ей, где короткая дорожка. А

чтобы проверить, какая из них

длиннее, а какая короче, что нужно

сделать?

Молодцы ребята, вы правильно

указали короткую дорожку, вот и

мышка добралась до теремка, и

стала там жить поживать, да песни

распевать. Сколько зверушек стало

жить в домике? (1)

Воспитатель (доставая игрушечную

лягушку):

Стоит в поле теремок – теремок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

Воспитатель: Попросилась она тоже

в теремок, и её впустили. Ребята,

Наблюдают,

рассматривают,

сравнивают.

Участвуют в обсуждении,

Отвечают на вопросы.

Делают выводы

(с помощью воспитателя),

выполняют упражнения по

образцу,

если

это

необходимо и т. д.

Дети: по короткой!

Дети: первая!

(Дети

сравнивают

дорожки)

Дети:

приложить

друг

к

дружке, соединить их

Дети: один

Приемы

активизации

самостоятельного

мышления детей.

Моделирование.

Решение

проблемной

ситуации.

Экспериментирование.

Беседа, рассказ воспитателя,

объяснение

с

наглядной

демонстрацией объектов.

Наблюдение.

Обсуждение.

Дидактические игры.

Упражнения

конструктивного,

творческого характера.

Групповая

форма

организации деятельности

Осознанные,

усвоенные

понятия,

сформированные

представления,

закономерности,

умения,

навыки.

Овладение

способами

познавательной деятельности.

Способность

самостоятельно

действовать,

решать

интеллектуальные

задачи,

адекватные возрасту.

Любознательность

и

активность

сколько теперь в домике зверушек

живет? (2) Лягушка решила

украсить теремок цветочками.

(Выставляет цветы, дети,

запоминают, какие цветы

выставлены, какого цвета).

Наступила ночь, все закрыли глаза.

(Убирает один цветок) Утром все

проснулись, открыли глаза и

увидели, что одного цветка не

хватает. Какого? (Игра повторяется

несколько раз)

Дети: два, двое, две

Дети:

синий.

красный,

желтый, зеленый

Динамическая

пауза, 1 мин

Смена

вида

деятельности,

предупреждение

утомляемости

Воспитатель: Тут на опушку

выскочил зайчик (воспитатель

показывает игрушечного зайца).

- А вы знаете, что зайчик любит,

когда с ним играют, давайте с ним

поиграем.

Физминутка «Зайка»

Зайке холодно сидеть, нужно

лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на

носочках поднялись.

Лапки ставим на бочок, на носочках

скок – скок – скок.

Воспитатель: Прибежал зайчик к

теремку и его впустили, и стали они

жить вместе, сколько зверушек в

домике?(3)

Участвуют

в

игре,

выполняют

физические

упражнения,

повторяя

за

педагогом.

Игровые приемы

Снятие

напряжения,

эмоциональная

и

физическая

разрядка.

Получение

нового

игрового опыта

Практическая

работа

(если

предусмотрена),

3 мин

Овладение

способами

действия,

применение

знаний,

навыков

и

умений

Тише, тише, не шумите, кто – то к

нам идёт сюда. Ну, конечно же,

лиса (воспитатель показывает

игрушечную лису). Пока лисичка по

лесу бегала, бусы потеряла. Плачет

бедная: « Беда! Помогите, детвора!»

Ну что, ребята, поможем лисичке?

Посмотрите, у вас на тарелочках

лежат геометрические фигуры, вот

из них мы и выложим бусы для

лисы. Внимательно посмотрите на

лист с нарисованными фигурами.

Выложите ваши фигуры так, как

нарисовано на листочке.

Воспитатель: Ну что ж, с этим

заданием вы справились, молодцы,

Дети: да!

Дети

выкладывают

бусы

по схеме.

Приемы

активизации

самостоятельного

мышления детей.

Моделирование.

Решение

проблемной ситуации.

Наглядный

показ

образца,

способа действия.

Беседа, рассказ воспитателя,

объяснение

с

наглядной

демонстрацией объектов.

Наблюдение.

Обсуждение.

Дидактические игры.

Овладение

определенным

объемом

практических

навыков

и

умений

при

обучении

продуктивным

видам деятельности.

Овладение

умениями

работать

по

правилу

и

по

образцу, слушать взрослого и

выполнять его инструкции.

Овладение конструктивными

способами взаимодействия с

детьми и взрослыми.

Формирование умения видеть

результат своей деятельности;

видеть указанную ошибку и

исправлять ее по указанию

лисичка очень рада! Какие красивые

бусы получились, но, к сожалению,

она цвета все позабыла и просит,

чтоб вы ей напомнили, она будет

называть цвет, а вы покажете фигуру

с таким цветом, будьте

внимательны. Теперь лисичка

довольная побежала прямо к

теремку, и стала там жить вместе со

зверушками. Сколько теперь

зверушек в домике? (4)

Дети

выполняют

задание:

показывают красный круг,

желтый

квадрат,

синий

треугольник,

зеленый

круг.

взрослого; узнавать, называть

и определять объекты и

явления окружающей

действительности.

Динамическая

пауза, 1 мин

Смена

вида

деятельности,

предупреждение

утомляемости

Воспитатель: а тем временем, из

леса вышел волк! Волк переживает,

что не умеет считать! Давайте мы

ему расскажем немного о себе и

научим считать!

Пальчиковая игра: пальчики.

Воспитатель: пустили звери волка к

себе жить. Сколько теперь зверушек

в домике? Давайте посчитаем! (5)

Дети рассказывают:

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики, с

Вами мы подружимся,

маленькие пальчики.

Считаем. 1, 2, 3, 4, 5 -

начинай считать опять.1,

2, 3, 4, 5: мы закончили

считать!

Дети: 1,2,3,4,5

Игровые приемы

Снятие

напряжения,

эмоциональная

и

физическая

разрядка.

Получение

нового

игрового опыта

Практическая

работа. 2 мин

Формирование

элементарных

навыков

самоконтроля.

Корректирование

при

необходимости

деятельности

и

результата

в

соответствии

с

поставленными

задачами

Воспитатель: А по лесу уж медведь

идёт (воспитатель достаёт

игрушечного медведя). Вдруг увидел

теремок – как заревёт: «Вы пустите

меня в теремок!» испугались звери.

Влезет ли медведь в теремок?

Почему? Что же делать? Ведь ,

мишке будет плохо на улице жить!

Ребята, давайте построим Мише

новый дом! Перед вами лежат

тарелочки с геометрическими

фигурами (какие это фигуры?)

сложите из них домик. Посмотрите,

как медведь обрадовался! Спасибо

вам, ребята, за помощь! Все наши

новые друзья благодарят вас за

помощь и прощаются с вами!

Дети: нет.

Медведь очень большой.

Да!

Дети:

круг,

квадрат,

треугольник.

До свидания!

Фронтальная,

индивидуальная работа

Сформированность

элементарных

навыков

самоконтроля.

Овладение

универсальными

предпосылками учебной

деятельности

умениями

работать

по

правилу

и

образцу, слушать взрослого и

выполнять

его

инструкции

(один

из

планируемых

итоговых

результатов

освоения ООП ДО).

При помощи взрослого

создание простейших

алгоритмов действий при

решении

поставленных задач.

Заключительный

этап. Рефлексия,

1 мин

Подведение

итогов

НОД,

обобщение

полученного

ребенком

опыта.

Формирование

элементарных

навыков

самооценки

А нам нужно с вами возвращаться в

группу. Пойдемте в наш поезд,

занимаем свои места и поехали!

- Понравилась вам наше

путешествие?

- Кого мы с вами встретили сегодня?

- Чем помогли зверушкам?

Дети:

Да!

Мышку,

лягушку,

Беседа, обсуждение.

Фронтальная

работа,

индивидуально-

коллективная

Осознание себя как участника

познавательно

го, творческого процесса.

Сформированность

элементарных навыков

самооценки; умение

устанавливать контакты со

- Скажите, в какой сказке вы

побывали?

- Кто из героев сказки Вам

понравился больше?

- В какую сказку Вы бы хотели

отправиться в следующий раз?

И мне понравилось, как вы работали

на занятии, были внимательными,

активными, молодцы!

А ваши сказочные друзья в

благодарность отправили вам

угощения! Кушайте на здоровье!

лисичку,

зайку,

волка,

медведя.

Бусы

собирали,

прыгали,

считали,

дом

строили,

дорожку

короткую

показывали, цветы искали.

Зайка, лиса, лягушка.

Красная шапочка, колобок,

Маша и медведь.

сверстниками и взрослыми,

вести монолог, отвечать на

вопросы.

Список источников:

1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром – М.:ТЦ Сфера, 2007.

2. Богданец Т. П. Экологические игры для дошкольников // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2008. - № 6

3. Лаврентьева Н. Г. Инновационная система организации экологического образования дошкольников // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. журн. - 2014. - № 3. - С.

29-32.

4. Ладутько Л. К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников.- СПб.: Издательство «Сфера», 2008. – С. 15-17.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - М., 2001

6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - №

5. – С. 14-18.

7. От рождения до школы : прим. основ. общеобр. программа дошк. образования; под ред.: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - ИзСлайд 16

8. Субботина Е.А.: Физкультминутка! 100 стишат для малышат. - Издательство: Феникс, 2015 г.



В раздел образования