Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой
структуры слова у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
В логопедической работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры
слова у детей дошкольного возраста используют методические рекомендации,
разработанные З.Е. Агранович, Г.Г.Голубевой, С.Е. Большаковой, Н.С.Четвертушкиной.
Важнейшие значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который
предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности
и характер нарушения слоговой структуры слова.
Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова
представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых
нарушений и опирается на следующие принципы: онтогенетический,
этиопатогенетический, принцип наглядности, системности, постепенного перехода от
простого к сложному, принцип развития и др.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов
складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Логопедическая работа осуществляется по трем параллельным направлениям:
-коррекция звукопроизношения;
-обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков;
-работа над произношением слогов, слов в период автоматизации звуков.
В коррекционной работе выделяют два этапа:
-подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале);
Цель этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка
-коррекционный (работа ведется на вербальном материале;
Цель этапа - коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка – логопата.
Подготовительный этап:
Развитие ритмических способностей
Все развитие ребенка с младенчества представляет собой овладение ритмическими
способностями (временными, пространственными, двигательными, речевыми и т. д.). В
систему логопедической работы следует обязательно включать упражнения на развитие
восприятия и воспроизведения ритмических структур различной модальности.
Основополагающим моментом данной системы работы является развитие чувства ритма и
ритмических способностей. При этом важным элементом считается координация общих
движений с ритмическими единицами речи.
Развивать ритмическое чувство следует поэтапно, начиная с восприятия звуковых ритмов,
например: «Скажи (покажи на пальцах), сколько раз я хлопнула в ладоши (стукнула и т.
п.)». На занятиях можно использовать метроном, деревянные ложки или хлопки
руками, топанье ногами, движения туловища. На начальных этапах работы по развитию
восприятия и воспроизведения ритмических структур лучше использовать деревянные
ложки, которые дают самый точный короткий звук, а затем хлопки в ладоши. При этом
обязательно должны быть задействованы все анализаторы: зрительный
(«Посмотри»), слуховой («Послушай») и двигательный («Сделай вместе со мной»). Это
позволит детям, имеющим разные по значимости каналы восприятия, быть в
равной степени задействованными в занятии и достаточно успешно развивать все
остальные, менее значимые для них каналы восприятия. Отстукиваются простые, двух-
трехчленные и сложные четырех и пятичленные ритмы.
Восприятие ритма:
1. Прослушать изолированные удары и определить их количество.
Показать карточку с соответствующей цифрой или с записью серии ударов или назвать
число, например://,///,////,///,////,//.
2. Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов.
Показать карточку с записью соответствующей цифры или с записью
соответствующего ритма или назвать количество ударов.
3. Прослушать серии акцентированных ударов, определить, сколько и каких
ударов было сделано. Показать соответствующую карточку с записью аналогичной серии,
например: /.; /.; //.;. //.
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары — простые и
акцентированные.
Воспроизведение ритма
1. Ритмы без выраженного ударения:
«Отстучи, как я»: ///;////; /////;///;////; / // /; // //; // /./; / ///; /// /; // ///.
Постепенно следует подключать движения ног. Отхлопав ритм деревянными ложками,
руками, рекомендуется отстучать его ногами. Можно отстукивать ритм двумя руками или
одной рукой по какому-либо предмету. Если используется метроном, то следует сначала
показать, как он работает, научить его заводить. Затем детей учат воспроизводить темп
звучания метронома отхлопыванием в ладоши, оттопыванием ног, поворотами туловища,
движениями языка — «маятник», «лошадка», «паровоз». Темп движений постепенно
изменяется. Такого рода задания сначала даются с опорой на зрительное восприятие, затем
без опоры на зрительное восприятие. Хорошо развивать ритмические способности,
постепенно, исключая анализаторы при их восприятии, например: а) повернуть ребенка
спиной к себе и попросить внимательно прослушать и повторить ритмы, отхлопав их
сначала руками, а затем, оттопав ногами; б) бесшумно показать ритмический рисунок и
попросить ребенка его воспроизвести.
2. Ритмы с выраженным ударением
На этом этапе воспитывается чувство ритма. На занятиях используются задания,
формирующие умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши,
отстукиванием ногами и т. п. и выдерживать паузы, отрабатывается понимание
метрического, т. е. равномерно повторяющегося акцента, например: игра «Гребцы» —
дети имитируют движения гребцов под счет или под музыку двудольного размера. Можно
использовать другие задания на развитие ритма:
1) тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий правой ногой, тихий
удар левой ногой с одновременным отхлопыванием (/_);
2) тихие и громкие удары ногами, отхлопывание и проговаривание: тататата.
Отрабатывается понятие неожиданного акцента. С этой целью возможно
использование маршировки, что позволяет тренировать у детей совпадение мускульного
напряжения с музыкальным акцентом. При отсутствии музыкального сопровождения
можно использовать интонационное выделение счета, хлопки, бубен и т. п.
Самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке ударов — простых и
акцентированных и их серий.
Ходьба (различные варианты):
а) равномерный шаг с включением рук в движение; ходьба с хлопками;
хлопки в ладоши на 1,2 шага; хлопки в ладоши на 1 шаг;
чередование ходьбы с хлопками перед грудью, над головой и т.д. (приемы
фонетической ритмики);
б) ходьба с движением рук:
шаг левой ногой — руки в стороны, шаг правой — руки вверх, шаг левой, шаг правой,
шаг левой — руки в стороны, шаг правой — руки вниз, шаг левой, шаг правой; ходьба
с дирижированием;
в) ходьба со сменой ноги на счет «три»;
г) ходьба приставными шагами в сторону — на счет «раз-два» делаются два
приставных шага, на счет «три» правую (левую) ногу поставить скрестно перед (за)
левой (правой) ногой с акцентом;
д) перешагивание через палку, лежащую на полу, через мяч;
е) ритмичная ходьба под музыку и внезапные остановки.
Для развития ритмичности шага на логопедических занятиях используются такие
игры, как «Маленькие ножки шагали по дорожке», «По ровненькой дорожке».
Провести куклу Машу под четкий ритм стихотворения:
Маленькие ножки шагали по дорожке, топ-топ-топ.
(Дети идут за куклой в среднем темпе.)
Большие ноги шли по дороге, топ-топ-топ. (Дети идут в медленном темпе.)
По ровненькой дорожке шагали наши ножки, топ-топ-топ.
(Дети идут в среднем темпе.)
Шагали наши ножки, устали наши ножки, отдыхают, стоп.
(Дети останавливаются, хлопают в ладоши и присаживаются.)
Зашагали наши ножки, топ-топ-топ! (Дети идут в среднем темпе.)
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка веселей, топ-топ-топ! (Дети идут в более быстром темпе.)
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают сапожки, то-топ-топ! (Идут, поднимая повыше ноги.)
Это наши ножки, топ-топ-топ! (Идут в среднем темпе.)
Специальные упражнения на развитие чувства ритма, слухомоторных координаций,
которые целесообразно включать в каждое занятие, вначале могут быть очень простыми
— ходьба, бег в медленном темпе, хлопки. По мере освоения их детьми они должны
усложняться.
Упражнения с мячом:
Эта группа упражнений может решать те же задачи на развитие зрительно-моторной
координации, освоение пространства. Как справедливо утверждают наблюдательные
логопеды, по тому, как ребенок владеет мячом, можно с достаточной степенью
достоверности судить о его речевом развитии. Именно поэтому в коррекционной работе
следует уделять внимание упражнениям или играм с мячом. На первых порах он может
быть заменен воздушным шариком, так как тот медленно летит и ребенок успевает
продумать выполнение задания. Например, такие игры:
а) ударять мячом об пол двумя руками и ловить двумя руками;
б) ударять мячом об пол каждой рукой попеременно и ловить двумя
руками;
в) ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши и поймать мяч двумя
руками;
г) подбросить мяч вверх, дать ему стукнуться об пол, успеть сделать
поворот вокруг себя и поймать мяч;
д) бросить мяч в стенку, дать ему удариться об пол и от отскока
поймать его и т. п.
Использовали такие игры с мячом, как:
«Послушный мяч» — научить ударять по мячу так, чтобы он подскакивал на месте. Это
упражнение можно организовать как соревнование между командами или предложить
детям, соревноваться попарно;
«Мяч по дорожкам» — совершенствовать навык ведения мяча в прямом направлении;
«Мяч вокруг обруча» — ведение мяча по кругу;
«Мяч по кочкам» — ведение мяча через препятствие (ленточка, палка и т. д.).
Некоторые подвижные игры и игровые упражнения сопровождаются стихотворным
текстом. Стихи при этом несут определенную смысловую нагрузку, а ритм стихотворения
задает ритм движениям, акцентирует внимание детей на характере и качестве выполнения.
Формирование ритмического рисунка
Цель - учить детей на слух и зрительно различать длинные короткие звучания,
повторять их голосом, отстукивать их. На этом этапе вводятся такие понятия, как
«длинный» и «короткий» звуки, используется графическое их изображение (/ — длинный,
(.) — короткий), например: //..;//..; //. Сначала работают над равномерными, а затем над
неравномерными ритмами. На завершающем этапе можно использовать смешанные
ритмы. Дети учатся записывать воспринимаемые ритмы, а затем воспроизводить по
записи логопеда, отстукивая ритм деревянными ложками, руками, ногами или совершая
движения туловищем, например: воспроизвести по предъявленной карточке удары и
серии ударов: // //; ///; /// ///; // ///; /;./;.//. и т. д. Использование графической записи
способствует подготовке к овладению символической деятельностью, а в дальнейшем —
овладению письмом.
Для развития слуховой дифференциации используется асимметричное постукивание
по подражанию, например, правой рукой 1 раз, а левой — 2 раза и наоборот.
И. С. Белик на занятиях музыкой в работе над ритмом предлагает использовать
таблицы с ритмослогами, например:
а) та-та-Та. та-та-Та, та-та-Та
б) дон дон дон дон ди-ли ди-ли ди-ли ди-ли
и всеми производными, в размере двухдольного двухтакта. Автор рекомендует следующие
виды игр с ритмослогами, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими
нарушения речи:
«Ритмическое эхо» — эта игра тесно связана с приемами фонетической ритмики, она
позволяет заложить у детей основы ритмической речи.
Логопед ритмично стучит по столу и произносит слоги: па — па, папа-па или тата —
та — тата — та. Ребенок должен с помощью, деревянной ложки, карандаша или отбивания
ритма на барабане и бубне руками (палочками), как эхо, повторить ритм и произнести
слоги. Можно пальцем, как молоточком, отбивать ритм. При этом необходимо делать это
по очереди каждым пальцем и правой и левой руки, поскольку «...морфологическое и
функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием
кинестетических импульсов от рук» (М. М. Кольцова, 1973). Слоговой материал можно
брать из методики Э. И. Леонгард.
а) Педагог отстукивает ритм карандашом по доске: 11 П 1 – и называет
ритмослоги: «дон, дон, ди-ли, дон». Ребенок без паузы, как эхо должен повторить
ритмослоги в том же темпе, что дает слитный четырехтакт:
11П1
11П1
педагог ребенок
б) Педагог карандашом отстукивает ритм, не произнося ритмослоги, а
ребенок своим карандашом повторяет ритм и называет ритмослоги. Этот
вид заданий сначала проводится в медленном темпе, который затем
ускоряется.
в) Ритмические загадки, которые загадывают друг другу педагог и ребенок.
Перед ребенком кладутся 2-3 карточки ритмических двухтактов, отстукивается ритм
одной из них. Ребенок повторяет ритм и ритмослоги и находит нужную карточку.
Педагог играет на пианино мелодию в ритме одной из двухтактных карточек. Ребенок
должен отстучать ритм, назвать ритмослоги и найти нужную карточку или наоборот.
Слышать и определять по ритму, какая это песня. Выкладывать ритмослоги таких песен,
как «Андрей-воробей», «Сорока», «Дроздок», «Два кота» и др.
Фонетическая ритмика.
Успешно можно использовать приемы фонетической ритмики. В используемом
речевом материале следует обращать внимание детей на оральный образ и на выделение
гласных звуков, которые интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в
обычной разговорной речи.
Произнесение прямых открытых слогов без выраженного ударения, например:
па па па
па по по по по
пупу пупу пипи пипи пэ пэ пэ пэ пэ
с выраженным ударением.
Чередование слогов
патака
татака
такатака
Ха-ха-ха
Па то ко
Па то ко
такотако
Хо-хо-хо
такаха
такаха
такатака
Хоп-хоп
такохо
такохо
Стоп!
а) проговаривание слов с дирижированием в такт проговариванию
указательным пальцем правой руки вверх—вниз;
б) проговаривание последнего слога в каждой строчке сопровождать
движением на согласный звук в слоге «хоп-хоп» прыжками;
в) можно использовать пропевание слогов с повышением и понижением тона
голоса, изменяя ритм и выделяя какой-либо слог, например: да-до-ду-дэ-да
(логопед Я. Ф.Якимова).
Проговаривание слов и словосочетаний в скороговорках начинают с медленного
темпа, постепенно убыстряя его до среднего, затем — быстрого. При этом рекомендуется
отстукивать слоги, а после каждого произнесенного слога делать паузу.
Коррекционный этап:
Логопедические задачи:
а) развитие речевой интенции;
б) развитие артикуляторной моторики;
в) закрепление в произношении сначала наиболее простых слоговых структур путем
многократного повторения речевого материала;
г) отработка словесного материала с постепенно усложняющимися типами слогов;
д) закрепление слов во фразах.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких
уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо
речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков.
Детям предлагаются следующие задания:
— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом,
чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ
ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с
голосом;
— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом
произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов.
Данные виды работ проводят на этапе автоматизации и дифференциации
отрабатываемых звуков. Задания следующие:
— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
— Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на
каждое кольцо — один слог);
— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение
пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением
согласных);
— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»).
— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или
большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги
отстукиваются теми же пальцами.
— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са,
а-со,
а-су,
а-сы;
и-са,
и-со,
и-су,
и-сы;
у-са,
у-со,
у-су,
у-сы;
о-са,
о-со,
о-су,
о-сы:
— Запоминание и повторение цепочки слогов:
са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:
ста-сто- сту-сты; а-ста, а-сто,а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, ы-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать
слоги;
— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
— Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением
согласных;
— «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро
найти и прочитать названный логопедом слог;
— Запись слогов различных типов под диктовку;
— Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных,
твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-
слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
— Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова.
При отработке слов различной слоговой структуры учитывают следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи
ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов,
которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления
имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять
повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения
слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);
г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных слоговых
конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ + СГ с одинаковыми
повторяющимися слогами (мама, баба).
На этом этапе используют слова с простой слоговой структуры, не включающие
артикуляцию сложных звуков, главной целью является уточнение контура слова (его
длины).
Работу над слоговой структурой слова и звукопроизношением проводят параллельно:
овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в
отработанную структуру вводятся новые звуки. Главное – не упустить осмысление
ребенком значение усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется
развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики.
Работа над звуковой стороной речи включает несколько этапов:
а) вызывание звука;
б) закрепление его произношения;
в) дифференциация.
У детей с трудностями в усвоении звукового состава слова проводится длительная
работа над артикуляцией звука (показ, ощупывание, зрительный контроль и т. п.).
Введение звука в слово может быть за счет конструкций, начинающихся или
оканчивающихся этим звуком, без акцента на структуре слова. Усвоение звукового состава
слова позволит избежать антиципации и ассимиляций в речи, внимание на слоговой
структуре слова—персевераций.
Усложняя работу над слоговой структурой слов, вводят слова со стечением согласных
звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно
произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях
заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков
(например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем
отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по
слогам.
Работа над формированием структуры слова подкрепляется наглядностью, в том числе
индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей
правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например:
мама – мамина, Вова – Вовочка, белка – белки, а также правильному построению фразы.
При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его
грамматической формы.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры
слова определяется уровнем речевого ребенка – логопата, а также индивидуальными
трудностями при овладении элементами речи. Развитие слоговой структуры слова
ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированное, так
и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры слова предложен
Е.С.Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает
последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:
1. двусложные слова из открытых слогов (ива, дети);
2. трехсложные слова из открытых слогов (малина, охота);
3. односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак, дом);
4. двусложные слова с закрытым слогом (диван, мебель);
5. двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банк, ветка);
6. двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
7. трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон);
8. трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
9. трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка);
10. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф);
11. односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт);
12. двусложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка);
13. четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно
использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов.
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество
слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары
сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением
механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец
больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует
логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового
состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой
слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки настолько равных частей, сколько слогов в
слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса
(каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. И фа с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то
слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты: слова написаны
неправильно;
— слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в
помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово:
мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове?
Лис
лиса
лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово
— название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству
слогов слова.
15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный
слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы
(звука)?
Низ – вниз Шил - сшил.
17. Назвать ласково: Оля — (слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, ритмической структуры слова.
Оленька, Вова — Вовочка и т.д. с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так,
банан.
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар,
парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти
самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах:
самолет, молоко, прямо, мороженое.
22. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли
гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять
переносом слог, состоящий из одной буквы — Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить
слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов.
Разгадать ребусы:
КОФ. ЛАС. КОС.
Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:
ЛЕТ СА
МО
Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово
целиком.
«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на
столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку
неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — ...
Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ... (упражнение в словоизменении). Уточнить,
изменилось ли количество слогов.
Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди...
Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ,
НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА.
Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать
их.
Дописать слог: маши..., куби...
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов.
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады — дыра, сосна — насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка
малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит
это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...- лет.
Фонематические представления.
1Разложить картинки под схемы слов
(дуб) (сосна) (береза)
(кот) (коза) (корова)
2. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик ,снежок, снежинка, снежный)
— задание аналогичное предыдущему.
3. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное
задание с картинками (выбор картинок).
4. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
5. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука
услышанного слова): тигр — рыба.
6. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
7. Придумать слова к схемам:
КА-... (каша)
КА-...-... (калина)
...-КА-....... (рукавицы, макароны)
...-КА (ложка, ручка)
8. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
9.. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — ... хорото; ши-иш-ши — ...
10. Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных
предложений, стихов и других текстов.
Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более
состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия.
Заучивание двустиший проводится с обязательной опорой на предметные и сюжетные
картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их
содержания. На данном этапе используют такие стишки, потешки, прибаутки, в которых
присутствовало многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат
ребенка к усвоению слогового ряда.
Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем
запоминания до 4—6 строк. Параллельно ведется работа по уточнению
звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых
стихов, потешек, прибауток.
Таким образом, работа по коррекции нарушения звукослоговой структуры слова носит
комплексный характер, должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от
простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением
наглядности.